МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя школа № 66» г.Ярославля |
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
« » августа 2019г. приказом по школе № 03-03/
Заместитель директора по ВР_______________ от « » августа 2019г.
Н.В.Алляных Директор школы_________
С.Б.Чернецова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
социального направления
для 7 "А,Б" класса
кружка "Школа юного медиатора"
на 2019 – 2020 учебный год
Педагог- психолог
Кустикова Ю.А.
г. Ярославль, 2019г.
Пояснительная записка
Нормативно- правовая основа программы:
Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года
Конституция Российской Федерации 1993 года
Гражданский Кодекс Российской Федерации
Семейный Кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основах гарантии прав ребѐнка в Российской Федерации
Федеральный закон №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010.
Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ7
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (действующая редакция от 08.08.2009 N 1121-р) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
Подростковый возраст – один из самых важных для человека жизненных периодов. Его часто не без основания называют критическим. В это время перед подростком стоят важнейшие задачи, от успешности решения которых зависит, станет ли он самостоятельным человеком, найдет ли свое место во «взрослом» мире. Подростку за достаточно короткий период необходимо научиться самостоятельно принимать решения в соответствии с собственной системой ценностей, справляться с жизненными трудностями. Фоном для разрешения этих важных задач возраста является эмоциональная нестабильность вследствие гормональной и физиологической перестройки организма подростка.
Ведущим видом деятельности для подростка является общение со сверстниками. Признание группой ровесников настолько важно в этом возрасте, что трудности в общении с ними сказываются на самооценке подростка, его восприятии себя.
Изменяются и взаимоотношения подростков со взрослыми –родителями и педагогами. Происходит постепенная трансформация типа отношений «Старший - Младший» в отношения на равных. Этот процесс часто осложняется конфликтами.
Последствиями нарушений общения у подростков становятся неуверенность в себе, нестабильная самооценка, тревожность, агрессивность, пессимизм, социальная дезадаптация и аутодеструктивное поведение.
Проявлению этих негативных последствий способствуют такие личностные особенности подростков как нервно-психическая неустойчивость, низкая толерантность к изменениям.
Неуверенность в себе, агрессивность, тревожность могут поставить под сомнение возможность достижения подростком успеха в будущем, негативно отразиться на творческой и профессиональной самореализации, семейных отношениях.
Программа «Школа юного медиатора» – комплексная программа психолого-педагогической работы, посвященная формированию конфликтной компетентности подростков, развитию рефлексии в процессе конфликтного взаимодействия, повышению мотивации конструктивного поведения в конфликте, росту конфликтоустойчивости за счёт снижения эмоциональных помех в коммуникации.
Цели программы:
Профилактика межличностных конфликтов подростков в образовательной организации.
Формирование личностных качеств учащихся, снижающих конфликтность личности.
Формирование компонентов конфликтологической компетентности (мотивационно- ценностного, действенно- практического, позиционного).
Задачи:
Знакомство с основными понятиями конфликтологии;
Повышение навыков конструктивной коммуникации с окружающими;
Овладение и усовершенствование навыков прогнозирования, разрешения и контролирования протекания конфликта;
Развитие конфликтоустойчивости, эмпатии, рефлексии;
Повышения уровня мотивации конструктивного поведения в конфликте;
Коррекция деструктивных эмоциональных состояний;
Теоретическую основу программы составили концепции конфликтной компетентности: Бекмаганбетовой Г.Г., Самсоновой Н.В., Саралиеваой Т.Р., Романова С.В., Немковой А.Б. , Щербаковой О.И. , Петровской Л.А., Емельянова С.М., Митиной Л.М., Башкина М.В., Кашапова М.М., Киселёвой Т.Г., Шаровой Н.В., Корнелиуса Х., Фэйра Ш. и др.
Методологическую основу программы составили работы: Саралиевой Т.Р., Емельянова С.М., Башкина М.В.
Основные принципы составления и реализации программы:
Принцип системности. Программа влияет на развитие не только профессионально важных качеств, но и на развитие личности в целом.
Принцип поэтапности развития. Каждое занятие программы проистекает одно из другого, знания добавляются к уже имеющимся.
Принцип субъект-субъектного общения. Участие в программе предполагает активную позицию на занятиях.
Принцип безопасности. Программа тренинга составлена таким образом, чтобы не провоцировать враждебные и агрессивные отношения среди её участников.
Формы и методы работы:
- психотехнические игры и упражнения;
- беседа;
- наблюдение;
- консультирование;
- групповое обсуждение.
Ожидаемый результат:
Сформированность личностные качества учащихся подросткового возраста, направленные на снижение количества межличностных конфликтов в образовательной организации.
Повышение информированность о способах урегулирования конфликтов, стратегиях поведения в конфликтных ситуациях.
Проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства).
Соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений.
Способность объективно оценивать поведение других людей и собственное.
Сформированность компоненты конфликтологической компетентности (мотивационно- ценностного, действенно- практического, позиционного).
Календарно- тематическое планирование
N» п/п | Тема | Содержание | Количество часов | Дата проведения |
План | факт |
1 | Диагностическое тестирование: выявление начальное уровня конфликтологической компетентности, уровня агрессивности. | 1 | | |
2 | Что такое конфликт? | Расширение представлений о психологической сущности конфликтов. | 1 | | |
3 | Круг ценностей | Формирование ценностей позиции группы, принятие ценностей восстановительного подхода. | 1 | | |
4 | Роль конфликта в социуме | Выявление важности существования конфликтов в социуме. | 1 | | |
5 | Последствия конфликтов. | Расширение представлений о психологических функциях конфликтов. | 1 | | |
6 | Из- за чего возникают и развиваются конфликты? | Расширение представлений о причинах конфликтов. | 1 | | |
7 | Стили поведения в конфликте | Расширение представлений о стилях поведения в конфликте. | 1 | | |
8 | Управление конфликтом. | Расширение представлений о возможностях управления конфликтом на основе знаний о стилях поведения в конфликте. | 1 | | |
9 | Самоконтроль в конфликте | Формирование навыка самоконтроля в конфликтной ситуации. | 1 | | |
10 | Мотивирование к преодолению конфликтов | Создание условий для формирования мотивации к преодолению конфликтной ситуации. | 1 | | |
11 | Учимся разрешать конфликты | Повышение информированности о возможностях управления конфликтом на основе анализа противоречий. | 1 | | |
12 | Общение в конфликте | Развитие навыков эффективной коммуникации. | 1 | | |
13 | Качества, важные для бесконфликтного общения | Расширение представлений о личностных качествах, способствующих эффективному поведению в конфликтной ситуации. | 1 | | |
13 | Формулирование «антиконфликтного кодекса» | Создание условий для формирования мотивации к конструктивному общению с окружающими. | 1 | | |
14- 15 | Повышение ценности учащихся в системе межличностных отношений. | Создание условий для оптимизации системы межличностных отношений в коллективе. | 2 | | |
16 | Что такое медиация? | Повышение информированности о содержании работы медиатора. | 1 | | |
17 | Медиация конфликтов: как это делается? | Формирование представлений о структуре медиации. | 1 | | |
18 | Что такое эффективная коммуникация? | Создание условий для выявления закономерностей эффективной коммуникации и формирования навыков ее существования. | 1 | | |
19 | Как правильно слушать собеседника? | Создание условий для выявления закономерностей эффективной позиции слушателя и формирования навыков ее осуществления. | 1 | | |
20 | Что такое бесконфликтный стиль общения? | Создание условий для выявления и анализа барьеров в общении, создание условий для поддержания мотивации к освоению навыков медиации школьных конфликтов. | 1 | | |
21 | Этапы медиации. | Формирование представлений об основных этапах медиации. | 1 | | |
22 | Как организовать подготовительный этап медиации? | Освоение технологии организации медиации. | 1 | | |
23 | Как провести основной этап медиации? | Создание условий для освоения технологии основного этапа медиации. | 1 | | |
24 | Как завершить медиацию? | Освоение технологии основного этапа медиации. | 1 | | |
25 | Возникли проблемы: что делать? | Рефлексия потенциальных трудностей в процессе медиации и возможности их преодоления. | 1 | | |
26 | Каким должен быть настоящий медиатор? | Создание условий для рефлексии собственных личностных качеств, значимых для выполнения функций медиатора. | 1 | | |
27 | Зачем люди становятся медиаторами? | Выявление и анализ собственных мотивов, значимых для выполнения функций медиатора. | 1 | | |
28 | Внутренние ресурсы медиатора | Изучение собственных личностных ресурсов, значимых для выполнения функции медиатора. | 1 | | |
29 | Самомедиация | Создание условий для перехода от учебной медиации к реальной. | 1 | | |
30 | Неуверенный- уверенный- самоуверенный | Изучение роли самооценки в реализации функций медиатора. | 1 | | |
31 | Лидер и его качества | Изучение личностных качеств, анализ сформированности собственных личностных качеств. | 1 | | |
32 | Проведение переговорной игры | Отработка навыков ведения переговоров. | 1 | | |
33 | Проведение учебной медиации | Отработка полученных знаний, умений и навыков ведения медиации. | 1 | | |
34 | Итоговая диагностика для выявления динамики формирования конфликтологической компетентности. | 1 | | |
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
(по четвертям и итогам года)
Параметры | Учебный период |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
| Кол-во часов | % |
Кол-во часов по программе | | | | | | -- |
Проведено фактически | | | | | | |
Разница в часах | | | | | | |
Причины | | | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Выполнение программы | | | | | | |
Дата заполнения | -- | | | | | |
Подпись учителя | -- | | | | | |
Материально- техническое обеспечение:
Список используемой литературы
Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.
Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.,2002.
Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. – М., 2004.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М., 2007.
Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология. – М., 2013.
Григорьева Т.Г. Линская Л.В. Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999.
Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008.
Лидерс А.С. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М., 2009.
Литвинов А.В. Основной курс медиации. – М., 2011.
Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб., 2006.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяновой. – СПб., 2011.
Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. – М., 2012.
Редлих А., Миронов Е. Модерация конфликтов в организации. – СПб.: Речь, 2009.
Фопель К. Групповая сплоченность. – М., 2011.
Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб.,2001.
Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников – волонтеров подростковой психологической службы. – СПб., 2001.
Школьные службы примирения. – М., 2012.
Школьная служба примирения и восстановительная культура отношений. – М., 2012.