СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлению «Духовно-нравственное развитие и воспитание» курс «Моя Костромская земля от А до Я»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по направлению

 «Духовно-нравственное развитие и воспитание»

курс «Моя Костромская земля от А до Я»

 

Срок реализации программы: 1 год

Возрастная  категория: 7 класс

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлению «Духовно-нравственное развитие и воспитание» курс «Моя Костромская земля от А до Я»»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КОСТРОМЫ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31»

156017 г. Кострома, ул. Строительная, 8, тел./факс (4942) 53-49-42,E-mail:[email protected]








ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по направлению

«Духовно-нравственное развитие и воспитание»

курс «Моя Костромская земля от А до Я»


Срок реализации программы: 1 год

Возрастная категория: 7 класс



















Кострома, 2017 год


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Моя Костромская земля от А до Я»



Концепция

Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

Главным объектом изучения краеведения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края.

Необходимость изучения своей малой Родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания

Программа курса рассчитана на учащихся 7 классов - возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своему родному краю, своему городу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся.


Актуальность предлагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Полные и глубокие знания учащихся о малой родине способству­ют воспитанию любви к родной земле, уваже­нию к традициям и культуре своего народа.

Цели:

- воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, его традиции, памятники природы, истории и культуры;

- развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни; творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;

- формирование представлений о древней истории края.



Задачи:

- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы Костромской области во всем её разнообразии и целостности;

- научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

- пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;

- дать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном своеобразии родного края;

- воспитать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни региона;

- формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.


Особенности программы

Курс «Моя Костромская земля от А до Я» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, различные формы работы при изучении теоретического материала и выполнении практических заданий.

Изучение курса предусматривается в рамках внеурочной деятельности по направлению «Духовно - нравственное развитие».

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- суть понятия «краеведение», методы краеведческих исследований;

- значение топонимов края;

- численность населения и национальный состав;

- выдающихся людей – уроженцев Костромской области;

- основные формы рельефа, полезные ископаемые, водоёмы, флору и фауну;

- интересные природные объекты;

- историко-культурные достопримечательности;

- крупные предприятия области;

- роль города, края в жизни страны.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,

- составлять краткую географическую характеристику территории на основе предложенной информации и дополнительных источников;

- определять местоположение географических объектов на карте области.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;

- проведения самостоятельного поиска географической информации.

Формы контроля:

- диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате контроля над выполнением практической части курса;

- презентации проектов учащихся.

Формы организации учебной деятельности:

- коллективная;

- групповая;

- парная.


Для реализации программы используется объяснительно - иллюстративный метод обучения. Также применяются нетрадиционные формы организации учебной деятельности: лекционная система занятий, ученическая конференция и другие.

Технологии обучения и технологические приемы: проектные, проблемные, интерактивные, в том числе технологии критического мышления через чтение и письмо, поиск информации, а также рекомендуется использовать технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций.


Так как некоторые учащиеся обучаются (дети с ЗПР) по адаптивным программам (на основании постановления ПМПК), в рабочую программу вносятся коррекционно-развивающие задачи:

1. Коррекция и развитие психофизиологических функций:

– пространственных представлений;

– темпа деятельности;

– объема слухового (зрительного) восприятия;

– устойчивости слухового (зрительного) восприятия;

– развитие цветовосприятия.

2. Обогащение кругозора, общей осведомленности:

– формирование отчётливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;

– формирование временных представлений.

3. Коррекция и развитие личностных компонентов познавательной деятельности:

– активности, познавательного интереса;

– учебной мотивации;

– учебной мотивации;

– самостоятельности;

– произвольности, волевых качеств;

– эмоциональной сферы;

– потребности в преодолении собственных недостатков;

– умений ориентироваться в задании;

– умений планировать предстоящую работу.

4. Коррекция и развитие психических процессов:

– объема внимания;

– переключение внимания;

– распределение внимания;

– устойчивости внимания;

– объема слуховой (зрительной, моторной, комбинированной) памяти;

– процессов запоминания (сохранения, воспроизведения);

– краткосрочной (долговременной) памяти;

– процессов сравнения (умений сравнивать, находить общее и различное);

– уровня обобщения (умений находить обобщенные понятия, осуществлять  практическую группировку);
– умений классифицировать, систематизировать;

– логического мышления;

– абстрактного мышления (умений отвлекаться, абстрагироваться от конкретного) понятийного мышления;

– наглядно-образного, образного мышления.

5. Коррекция и развитие навыков коммуникации, общения:

– умений слушать собеседника;

– умений понимать;

– навыков эффективного невербального взаимодействия;

– ораторских умений и навыков;

– толерантности, терпимости к мнению другого человека;

– приёмов сдерживания импульсивных реакций;

– приёмов и методов релаксации;

– тревожности (беспокойства, страхов, застенчивости);

– тренировка взаимодействия со сверстниками, взрослыми.

Учитывая особенности учеников, обучающихся по адаптивным программам, должен регулироваться объём заданий, применяться особые приёмы стимуляции их усилий.  Для эмоционального восстановления используются произведения живописи, скульптуры, музыка, видеоролики и т.п. В программе предусмотрены такие формы и методы обучения, которые способствуют формированию у учащихся познавательной деятельности.

Полная реализация программы курса обеспечивается тетрадью-хрестоматией «Моя Костромская земля от А до Я» в двух частях для учащихся 5-х классов и электронным пособием для учителя.


Содержание учебного курса


Тема 1. Костромская область.

Герб и флаг области. Карта области. История Костромского края. Географическое положение области, протяжённость, площадь, границы. Районы, входящие в состав Костромской области и численность населения. Достопримечательности, охраняемые территории области. Экономика. Система управления.

Тема 2. Антроповский район.

Герб и флаг Антроповского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 3. Буйский район.

Герб и флаг Буйского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Речная сеть. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 4. Вохомский район.

Герб и флаг Вохомского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 5. Галичский район.

Герб и флаг Галичского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 6. Кадыйский район.

Герб и флаг Кадыйского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 7. Кологривский район.

Герб и флаг Кологривского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 8. Костромской район.

Герб и флаг Костромского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 9. Красносельский район.

Герб и флаг Красносельского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 10. Макарьевский район.

Герб и флаг Макарьевского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 11. Мантуровский район.

Герб и флаг Мантуровского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 12. Межевской район.

Герб и флаг Межевского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 13. Нейский район.

Герб и флаг Нейского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Легенда об Нее. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 14. Нерехтский район.

Герб и флаг Нерехтского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 15. Октябрьский район.

Герб и флаг Октябрьского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Легенда образования села Боговарово. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 16. Островский район.

Герб и флаг Островского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 17. Павинский район.

Герб и флаг Павинского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 18. Парфеньевский район.

Герб и флаг Парфеньевского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 19. Поназыревский район.

Герб и флаг Поназыревского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 20. Пыщугский район.

Герб и флаг Пыщугского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 21. Солигаличский район.

Герб и флаг Солигаличского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 22. Судиславский район.

Герб и флаг Судиславского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 23. Чухломский район.

Герб и флаг Чухломского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.

Тема 24. Шарьинский район.

Герб и флаг Шарьинского района. Географическое положение, территория, численность населения и административный центр района. История образования района. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. Гордость района: люди, вошедшие в историю не только области, но и страны.



Раздел «Практические задания».

Раздел содержит практические задания по изученному материалу, представленные в форме тестов, кроссвордов, филвордов, рисунков, заданий на соответствие, узнавание, восстановление текста, систематизацию материала в виде таблиц и др.



Тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы работы

Страницы тетради

Тетрадь - хрестоматия. Часть I.

1

Костромская область.

1

Видеоурок

1-4

2-3

Антроповский район.

2

Лекция

Работа в паре

5-11

пр.з. с. 98

4

Буйский район.

1

Урок - исследование

Групповая работа

12 – 23

пр.з. с. 99

5

Вохомский район.

1

Беседа

См.р.

24 – 30

пр.з.

с. 100 - 101

6

Галичский район.

1

Видеоурок

Работа в паре

31 – 36

пр.з. с. 102

7

Кадыйский район.

1

Лекция

См.р.

37 – 43

пр.з. с. 103

8-9

Кологривский район.

2

Лекция

См.р.

44 – 52

пр.з. с. 104

10-11

Костромской район.

2

Беседа

Работа в паре, см.р.

53 – 63

пр.з. с. 105

12

Красносельский район.

1

Урок - путешествие

См.р.

64 – 70

пр.з. с. 106

13

Макарьевский район.

1

Лекция

См.р.

71 – 76

пр.з. с. 107

14

Мантуровский район.

1

Лекция

Групповая работа

77 – 82

пр.з. с. 108

15-16

Межевской район.

2

Лекция

Работа в парах

83 – 90

пр.з. с. 109

17

Нейский район.

Обобщение.

1

Беседа

См.р.

91 – 96

пр.з. с. 110-112

Тетрадь - хрестоматия. Часть II.

18

Нерехтский район.

1

Урок заочная экскурсия

См.р.

1 – 5

пр.з. с. 79

19

Октябрьский район.

1

Лекция

Работа в парах

6 – 11

пр.з. с. 80

20

Островский район.

1

Беседа

См.р.

12 – 16

пр.з. с. 81

21

Павинский район.

1

Урок дискуссия

Групповая работа

17 – 20

пр.з. с. 82

22

Парфеньевский район.

1

Лекция

Групповая работа

21 – 25

пр.з. с. 84

23

Поназыревский район.

1

Лекция

См.р.

26 – 31

пр.з. с. 85

24

Пыщугский район.

1

Лекция

Работа в парах

32 – 36

пр.з. с. 85

25

Солигаличский район.

1

Урок заочное путешествие

См.р.

37 – 44

пр.з. с. 86


26-27

Судиславский район.

2

Лекция

См.р.

45 – 56

пр.з. с. 87

28-29

Сусанинский район.

2

Урок - путешествие

Работа в парах

56 – 63

пр.з. с. 88

30

Чухломский район.

1

Лекция

См.р.

64 – 70

пр.з. с. 89-90

31

Шарьинский район.

1

Беседа

Групповая работа

71 – 77

пр.з. с. 91

32

Итоговое занятие «Костромская область».

1

Комплексная проверочная работа

с. 92 - 94

33-34

Зачётная работа.

2

Защита проектов

с. 95-96


Сокращения: См.р. – самостоятельная работа;

пр.з. – практическое задание;

с. – страница.





11