Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Эрудит»
3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и адресована учащимся 3 класса общеобразовательной школы.
Программа «Эрудит» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.
Цель программы: способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предметам: математика, русский язык, литература, окружающий мир.
Задачи:
воспитание коммуникативной культуры школьников;
выявление и поддержка одаренных учащихся;
развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
закрепление и углубление знаний учащихся по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе;
развитие устной и письменной связной речи учащихся;
развитие индивидуальных способностей учащихся;
создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску;
обучение приемам поисковой и творческой деятельности.
Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования. Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся. Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется. |
Требования к результатам освоения программы «Эрудит»
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные: стремление к творческому решению познавательной задачи, сформированность желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Регулятивные: умение выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера; выполнение проекта вместе с учителем.
Познавательные: умение анализировать полученную информацию, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логические цепочки суждений; оформление и представление полученной информации.
Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами; при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации.
Планируемые результаты изучения курса.
Результатом работы по программе данного курса можно считать итоговые занятия, которые могут быть проведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, в форме экскурсий и праздников.
В начале и в конце учебного года обучения по программе проводится тестирование учащихся на выявление уровня познавательных процессов.
Ожидаемые результаты.
Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов.
Рост личностных достижений.
Создание атмосферы успеха.
Установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества.
Накопление опыта творческой деятельности.
Участие в турах олимпиад по русскому языку, математике, окружающему миру.
Основные разделы программы. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 | Правила поведения в школе (1 час). Правила дорожного движения (1час). Природа вокруг нас (6часов). Логика, задания на внимание (3часа). Познавательные игры и занятия (7часов). Интеллектуальные игры (5часов). Занимательная математика и геометрия (4часа). Литературные викторины и конкурсы (3часа). Занимательная грамматика (2часа). Проектная деятельность (2часа). Содержание занятий « Эрудит» | |
1занятие. Игра «Моя любимая школа» (ко Дню знаний). Загадки о школе. Игра «Собери пословицы о школе». Кроссворд на школьную тематику. |
2занятие. Игра «Мы – пешеходы, мы - пассажиры». Интеллектуально-познавательная игра. |
3занятие. Шарады. Ребусы. Анаграммы. Обучение разгадыванию шарад и составлению анаграмм. |
4занятие. «Забытая старина, традиции, ремёсла, мастера». Турнир знатоков. |
5занятие. Страна Словария. Веселые конкурсы на знание русского языка. |
6занятие. Игра «Юный эколог». Интеллектуальная игра по станциям и маршрутному листу. |
7занятие. История моей фамилии. Мини-проект. |
8занятие. Конкурс рисунков «Нет – загрязнению планеты!» Защита рисунков. |
9занятие. Веселая познавательная игра «На ошибках учатся». |
10занятие. Мероприятие « Книга – лучший друг». Экскурсия в библиотеку. Загадки. Литературный кроссворд. Ремонт книг. |
11занятие. Познавательная игра «Пословицы в картинках». Распознавание пословиц по картинкам к ним |
12занятие. Познавательная игра «По страницам любимых книг». Чему нас учат книги. Замысел произведения. Распознавание произведений по иллюстрациям к ним. |
13занятие. Составление кроссвордов на тему «Животный и растительный мир лесов». Закрепление умения составлять кроссворды, добывать информацию из различных источников, включая интернет-ресурсы. |
14занятие. Познавательная игра «В мире цифр». Знакомство с историей появления цифр. Римские цифры. Загадки о цифрах. Раскрашивание рисунка по цифрам и вычислительным действиям. |
15занятие. Викторина «Занимательная геометрия». Загадки о геометрических фигурах и телах. |
16занятие. Природа вокруг нас. Занятие «Лес – наше богатство». Просмотр презентации. Загадки о лесе. Кроссворд. Определение птиц по их голосам. |
17занятие. Конкурсная программа «Играй, смекай, угадывай!». Занимательные задания по русскому языку. |
18занятие. Литературная игра по творчеству Шарля Перро. Игра-презентация. |
19занятие. Игра «Там на неведомых дорожках». Литературная игра по станциям. |
20занятие. История появления денег. Тематическое занятие. Презентация. Загадки о деньгах из детских литературных произведений. |
21занятие. Викторина «Мир, в котором мы живем». Загадки и вопросы по программе «Окружающий мир». |
22занятие. Турнир Юных Эрудитов. Интеллектуальная игра. |
23занятие. Игра-соревнование «Умники и умницы». Интеллектуальная игра. |
24занятие. «Турнир смекалистых». Интеллектуальная игра. |
25занятие. Конкурс «Её величество – МАТЕМАТИКА». Математические задачи, задачи на логику, внимание. |
26занятие. Час занимательной математики. Занимательные задачи по математике. |
27занятие. Игра-путешествие «На глубине океана». Познавательная игра-презентация о животных морей и океанов. |
28занятие. Путешествие в космос. Мини-проект. |
29занятие. Викторина «Удивительные деревья». Викторина на выявление и закрепление знаний о деревьях и кустарниках. |
30занятие. Игра-путешествие «История появления транспорта». Просмотр презентации по теме. Загадки. Кроссворд по теме. |
31занятие. Аукцион знаний. Интеллектуальная игра. |
32занятие. История родного города. Экскурсия в краеведческий музей. |
33занятие. Познавательная игра «Профессии от А до Я». Знакомство с профессиями. Встречи с людьми разных профессий. Загадки, ребусы. Игра «Доскажи словечко» |
34занятие. Итоговое занятие кружка «Юный эрудит». Диагностика познавательных процессов младших школьников. Награждение за активное участие в работе кружка, за участие в интеллектуальных конкурсах