СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Эрудит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Эрудит"»

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Эрудит»

3 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и адресована учащимся 3 класса общеобразовательной школы.


Программа «Эрудит» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.

Цель программы: способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предметам: математика, русский язык, литература, окружающий мир.

Задачи:

  • воспитание коммуникативной культуры школьников;

  • выявление и поддержка одаренных учащихся;

  • развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;

  • закрепление и углубление знаний учащихся по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе;

  • развитие устной и письменной связной речи учащихся;

  • развитие индивидуальных способностей учащихся;

  • создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску;

  • обучение приемам поисковой и творческой деятельности.

Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования.

Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти уме­ния применяют в учебной работе, что приводит к

успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.


Требования к результатам освоения программы «Эрудит»

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты и универсальные учебные действия

Личностные: стремление к творческому решению познавательной задачи, сформированность желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.

Регулятивные: умение выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера; выполнение проекта вместе с учителем.

Познавательные: умение анализировать полученную информацию, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логические цепочки суждений; оформление и представление полученной информации.

Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами; при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации.

Планируемые результаты изучения курса.

Результатом работы по программе данного курса можно считать итоговые занятия, которые могут быть проведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, в форме экскурсий и праздников.

В начале и в конце учебного года обучения по программе проводится тестирование учащихся на выявление уровня познавательных процессов.

Ожидаемые результаты.

  • Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов.

  • Рост личностных достижений.

  • Создание атмосферы успеха.

  • Установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества.

  • Накопление опыта творческой деятельности.

  • Участие в турах олимпиад по русскому языку, математике, окружающему миру.

Основные разделы программы.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

Правила поведения в школе (1 час).

Правила дорожного движения (1час).

Природа вокруг нас (6часов).

Логика, задания на внимание (3часа).

Познавательные игры и занятия (7часов).

Интеллектуальные игры (5часов).

Занимательная математика и геометрия (4часа).

Литературные викторины и конкурсы (3часа).

Занимательная грамматика (2часа).

Проектная деятельность (2часа).

Содержание занятий « Эрудит»


1занятие. Игра «Моя любимая школа» (ко Дню знаний). Загадки о школе. Игра «Собери пословицы о школе». Кроссворд на школьную тематику.

2занятие. Игра «Мы – пешеходы, мы - пассажиры». Интеллектуально-познавательная игра.

3занятие. Шарады. Ребусы. Анаграммы. Обучение разгадыванию шарад и составлению анаграмм.

4занятие. «Забытая старина, традиции, ремёсла, мастера». Турнир знатоков.

5занятие. Страна Словария. Веселые конкурсы на знание русского языка.

6занятие. Игра «Юный эколог». Интеллектуальная игра по станциям и маршрутному листу.

7занятие. История моей фамилии. Мини-проект.

8занятие. Конкурс рисунков «Нет – загрязнению планеты!» Защита рисунков.

9занятие. Веселая познавательная игра «На ошибках учатся».

10занятие. Мероприятие « Книга – лучший друг». Экскурсия в библиотеку. Загадки. Литературный кроссворд. Ремонт книг.

11занятие. Познавательная игра «Пословицы в картинках». Распознавание пословиц по картинкам к ним

12занятие. Познавательная игра «По страницам любимых книг». Чему нас учат книги. Замысел произведения. Распознавание произведений по иллюстрациям к ним.

13занятие. Составление кроссвордов на тему «Животный и растительный мир лесов». Закрепление умения составлять кроссворды, добывать информацию из различных источников, включая интернет-ресурсы.

14занятие. Познавательная игра «В мире цифр». Знакомство с историей появления цифр. Римские цифры. Загадки о цифрах. Раскрашивание рисунка по цифрам и вычислительным действиям.

15занятие. Викторина «Занимательная геометрия». Загадки о геометрических фигурах и телах.

16занятие. Природа вокруг нас. Занятие «Лес – наше богатство». Просмотр презентации. Загадки о лесе. Кроссворд. Определение птиц по их голосам.

17занятие. Конкурсная программа «Играй, смекай, угадывай!». Занимательные задания по русскому языку.

18занятие. Литературная игра по творчеству Шарля Перро. Игра-презентация.

19занятие. Игра «Там на неведомых дорожках». Литературная игра по станциям.

20занятие. История появления денег. Тематическое занятие. Презентация. Загадки о деньгах из детских литературных произведений.

21занятие. Викторина «Мир, в котором мы живем». Загадки и вопросы по программе «Окружающий мир».

22занятие. Турнир Юных Эрудитов. Интеллектуальная игра.

23занятие. Игра-соревнование «Умники и умницы». Интеллектуальная игра.

24занятие. «Турнир смекалистых». Интеллектуальная игра.

25занятие. Конкурс «Её величество – МАТЕМАТИКА». Математические задачи, задачи на логику, внимание.

26занятие. Час занимательной математики. Занимательные задачи по математике.

27занятие. Игра-путешествие «На глубине океана». Познавательная игра-презентация о животных морей и океанов.

28занятие. Путешествие в космос. Мини-проект.

29занятие. Викторина «Удивительные деревья». Викторина на выявление и закрепление знаний о деревьях и кустарниках.

30занятие. Игра-путешествие «История появления транспорта». Просмотр презентации по теме. Загадки. Кроссворд по теме.

31занятие. Аукцион знаний. Интеллектуальная игра.

32занятие. История родного города. Экскурсия в краеведческий музей.

33занятие. Познавательная игра «Профессии от А до Я». Знакомство с профессиями. Встречи с людьми разных профессий. Загадки, ребусы. Игра «Доскажи словечко»

34занятие. Итоговое занятие кружка «Юный эрудит». Диагностика познавательных процессов младших школьников. Награждение за активное участие в работе кружка, за участие в интеллектуальных конкурсах