Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№11»
Программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Волшебный мир книг»
Возраст: 7 – 11 лет
Срок реализации: 4 года
Учитель начальных классов
МКОУ «СОШ№11» г. Коркино
Кандакова Л.Д.
г. Коркино
2018 г
Раздел 1. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты
Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
Метапредметные результаты
Регулятивные
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Предметные результаты
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 3. Тематическое планирование
1 класс
Здравствуй, книга (2 ч)
Знакомство с библиотекарем и библиотекой. Правила поведения в библиотеке,
порядок выдачи книг
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Рассматривание, чтение книжек - малышек, раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках.
Беседа, чтение книг учителем.
Писатели детям (3 ч)
Чтение стихов учителем, заучивание наизусть, игры.
Беседа, игра
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Разучивание скороговорок и считалок, игры пожеланию детей.
Игры
По страницам книг В. Сутеева (3 ч)
Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д.
Викторина
Сказки народов мира (3 ч)
Изготовление книжки-малышки.
Проектная деятельность
Книги русских писателей-сказочников (5 ч)
Рассказ о творчестве писателей-сказочников
Устный журнал.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы
Викторина по сказкам Ш. Перро. Конкурс рисунков.
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Изготовление книжки-малышки.
Проектная деятельность
Дети — герои книг (3 ч)
Подготовка к празднику, мероприятие.
Игровая программа
Книги о животных (4 ч)
Рассказ о творчестве писателей
Устный журнал.
№ | Тема | Количество часов |
Здравствуй, книга (2 ч) |
1 | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | 1 час |
2 | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | 1 час |
Книги о Родине и родной природе (2 ч) |
3 | Книги о Родине и природе. | 1 час |
4 | Н.Сладков «Золотой дождь» | 1 час |
Писатели детям (3 ч) |
5 | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник | 1 час |
6 | Книги-сборники писателей-классиков о детях. | 1 час |
7 | Книги современных писателей о детях. | 1 час |
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч) |
8 | Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». | 1 час |
9 | Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». | 1 час |
10 | Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». | 1 час |
По страницам книг В. Сутеева (3 ч) |
11 | По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения). | 1 час |
12 | В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. | 1 час |
13 | Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева». | 1 час |
Сказки народов мира (3 ч) |
14 | Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. | 1 час |
15 | Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением | 1 час |
16 | Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. | 1 час |
Книги русских писателей-сказочников (5 ч) |
17 | Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | 1 час |
18 | По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй. | 1 час |
19 | Книги С. Маршака. Выставка книг. | 1 час |
20 | Книги-сборники произведений К. Чуковского. | 1 час |
21 | Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. | 1 час |
Сказки зарубежных писателей (3 ч) |
22 | Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | 1 час |
23 | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 1 час |
24 | В гостях у сказки. | 1 час |
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч) |
25 | Стихотворения для детей. Книги-сборники. | 1 час |
26 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | 1 час |
| Дети — герои книг (3 ч) | |
27 | Дети — герои книг детских писателей. | 1 час |
28 | Литературная игра «Вопросы и ответы». | 1 час |
29 | Книги В. Бианки, Г. Скребицкого. | 1 час |
Книги о животных (4 ч) |
30 | Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 час |
31 | Книга Чаплиной В. «Питомцы зоопарка». Творческая работа «Мой маленький друг». | 1 час |
32 | Творческая работа «Мой маленький друг». | 1 час |
33 | Итоговое занятие. Выставка книг «По страницам любимых книг». | 1 час |
2 класс
Здравствуй, книга (3 ч)
Обзор новых книг для чтения во 2 классе.
Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Выставка рисунков.
Организация и проведение конкурса.
Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке. Проект
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Дети сочиняют загадки по предложенной рифме, рисуют отгадку. Конкурс
Писатели-сказочники (4 ч)
Дети приносят в класс книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку.
Выставка книг
Книги о детях (4 ч)
Моделирование рассказа, сказки. Практическая работа
Старые добрые сказки (4 ч)
Подготовка и проведение утренника. Утренник
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
По страницам любимых книг (2 ч)
№ | Тема | Количество часов |
Здравствуй, книга (3 ч) |
1 | Роль книги в жизни человека. История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | 1 час |
2 | Структура книги (элементы книги). | 1 час |
3 | Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». | 1 час |
| Книгочей — любитель чтения (2 ч) | |
4 | Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. | 1 час |
5 | Выставка книг о детях. Структура книги. | 1 час |
Книги о твоих ровесниках (4 ч) |
6 | Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. | 1 час |
7 | Книги В. Осеевой. Книга-сборник. Книги Е. Пермяка. Титульный лист. | 1 час |
8 | Книги Н. Носова. Типы книг. | 1 час |
9 | Книги В. Драгунского. Аппарат книги. | 1 час |
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч) |
10 | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. | 1 час |
11 | Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». | 1 час |
12 | Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». | 1 час |
13 | Скороговорки и чистоговорки. | 1 час |
Писатели-сказочники (4 ч) |
14 | Книги с литературными (авторскими) сказками. | 1 час |
15 | Писатели-сказочники. | 1 час |
16 | Герои сказок. Викторина. | 1 час |
17 | По страницам сказок Х.К. Андерсена. | 1 час |
Книги о детях (4 ч) |
18 | Книги о детях. В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др..Выставка книг. | 1 час |
19 | Герои книг В. Осеевой. | 1 час |
20 | Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. | 1 час |
21 | Книги С. Михалкова, С.Я. Маршака, А. Барто: стихотворения, басни, рассказы. | 1 час |
Старые добрые сказки (4 ч) |
22 | Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. | 1 час |
23 | Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка. | 1 час |
24 | Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. | 1 час |
25 | Народные сказки на страницах детских журналов. | 1 час |
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч) |
26 | Книги о семье, о маме. | 1 час |
27 | Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. | 1 час |
28 | Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». | 1 час |
29 | Книги о семье, о маме. | 1 час |
Защитникам Отечества посвящается (3 ч) |
30 | Книги о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. | 1 час |
31 | Былины и сказы о защитниках Отечества. | 1 час |
32 | Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | 1 час |
По страницам любимых книг (2 ч) |
33 | Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | 1 час |
34 | Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». | 1 час |
3 класс
История книги. Библиотеки (4 ч)
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч
Книги о родной природе (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Дети — герои книг (3 ч)
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги о детях войны (3 ч)
Газеты и журналы для детей (3 ч)
Книги, книги, книги…» (3ч)
№ | Тема | Количество часов |
История книги. Библиотеки (4 ч) |
1 | Книги-сборники былин, легенд, сказов. | 1 час |
2 | Первые книги. Библия. Детская библия. | 1 час |
3 | Летописи. Рукописные книги. | 1 час |
4 | История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 час |
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч) |
5 | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». | 1 час |
6 | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | 1 час |
7 | Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-се- милетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | 1 час |
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч) |
8 | История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника. | 1 час |
9 | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. | 1 час |
10 | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. Герои басен. Инсценирование басен. | 1 час |
Книги о родной природе (3 ч) |
11 | Родные поэты. | 1 час |
12 | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | 1 час |
13 | Проект «Краски и звуки поэтического слова». | 1 час |
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч) |
14 | Книги Л.Н. Толстого для детей. | 1 час |
15 | Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на родных сказок. | 1 час |
16 | Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». | 1 час |
Животные — герои детской литературы (4 ч) |
17 | Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка. | 1 час |
18 | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». | 1 час |
19 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Пере- водчики рассказа. Отзыв. | 1 час |
20 | Художники-иллюстраторы книг о животных. | 1 час |
Дети — герои книг (3 ч) |
21 | Дети — герои книг. Типы книг. Книги-сборники произведений о детях. | 1 час |
22 | Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». | 1 час |
23 | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг - своих сверстниках». | 1 час |
Книги зарубежных писателей (2 ч) |
24 | Книги зарубежных писателей. Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди). | 1 час |
25 | Библиографический справочник: отбор информации | 1 час |
Книги о детях войны (3 ч) |
26 | Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация. | 1 час |
27 | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». | 1 час |
28 | Кто они — дети войны. Книга В. Железникова «Девушка в военном». | 1 час |
Газеты и журналы для детей (3 ч) |
29 | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др. | 1 час |
30 | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | 1 час |
31 | Создание классной газеты «Книгочей». | 1 час |
«Книги, книги, книги…» (3ч) |
32 | Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. | 1 час |
33 | Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея. | 1 час |
34 | Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». | 1 час |
4 класс
Страницы старины седой (4 ч)
Крупицы народной мудрости (4 ч)
Мифы народов мира (2 ч)
Русские писатели-сказочники (3 ч)
«Книги, книги, книги…» (4 ч)
Книги о детях и для детей (3 ч)
Словари, справочники, энциклопедии (3ч)
Родные поэты (3 ч)
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)
Мир книг (3 ч)
№ | Тема | Количество часов |
Страницы старины седой (4 ч) |
1 | Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники. | 1 час |
2 | Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси. | 1 час |
3 | Библия. Библейские предания. | 1 час |
4 | Творческая работа: история книги. | 1 час |
Крупицы народной мудрости (4 ч) |
5 | Героические песни о героях России. Песня-слава. | 1 час |
6 | Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове. | 1 час |
7 | Русь великая в произведениях фольклора. | 1 час |
8 | День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России. | 1 час |
Мифы народов мира (2 ч) |
9 | Мифы народов мира. Книги-сборники. | 1 час |
10 | Мифологические герои. | 1 час |
Русские писатели-сказочники (3 ч) |
11 | Мир сказок: сказки народные и авторские. | 1 час |
12 | Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок». | 1 час |
13 | Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. | 1 час |
«Книги, книги, книги…» (4 ч) |
14 | Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку. | 1 час |
15 | Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги. | 1 час |
16 | Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги. | 1 час |
17 | Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы». | 1 час |
Книги о детях и для детей (3 ч) |
18 | Дети — герои книг писателей XIX века. | 1 час |
19 | Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др. | 1 час |
20 | Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков. | 1 час |
Словари, справочники, энциклопедии (3ч) |
21 | «Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». | 1 час |
22 | Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия. | 1 час |
23 | Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой. | 1 час |
Родные поэты (3 ч) |
24 | Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги. | 1 час |
25 | Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др. | 1 час |
26 | Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе». | 1 час |
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч) |
27 | Очерки и воспоминания. Писатели о писателях. | 1 час |
28 | Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы. | 1 час |
29 | Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове». | 1 час |
30 | Творческая работа: очерк о своей школе, о своём городе или о любимой книге. | 1 час |
Мир книг (3 ч) |
31 | Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота». | 1 час |
32 | Детские газеты и журналы. | 1 час |
33 | Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации. | 1 час |
34 | Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». | 1 час |