19
Аннотация
Программа «Волшебный мир книг» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Программа «Волшебный мир книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Цели и задачи программы создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа «Волшебный мир книг» рассчитана для обучающихся 8-9 лет. Специфика организации занятий по программе «Волшебный мир книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Рабочая программа «Волшебный мир книг» по общеинтеллектуальному направлению развития личности представлена групповыми занятиями, которые входят в часть учебного плана, включающую внеурочную деятельность, формируемую участниками общеобразовательного процесса и обеспечивающую реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
Групповые занятия «Волшебный мир книг» проводятся с 2-й по 3-й год обучения и предполагают проведение регулярных еженедельных занятий со школьниками во второй половине дня (1 час в неделю).
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению есть разнообразные формы организации занятий:
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД).
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время.
Описание ценностных ориентиров
Ценность жизни – реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – реализуется через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы - воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.
Ценность семьи - формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества - формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества - сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ведущие принципы программы.
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого, коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и городской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Формы и средства контроля результатов по программе.
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка наблюдений). В качестве форм подведения итогов применяются:
- диагностика (проверка читательского кругозора);
- проверка техники чтения;
- беседа, которая проводится в конце каждого занятия;
- анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 классов);
- конкурсы;
- выставки рисунков и поделок.
2 класс.
Тема 1. Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации
в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Тема 2. Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Тема 3. Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова
«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-
кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских
газет и журналов. Детские журналы (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Тема 4. Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы посло-
виц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Тема 5. Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Тема 6. Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Тема 7. Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других
стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Тема 8. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,
сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Тема 9. Защитникам Отечества посвящается (4 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
Тема 10. По страницам любимых книг (3 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
3 класс.
Тема 1. История книги. Библиотеки (5 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная
карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
Тема 2. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Тема 3. Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:
титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Тема 4. Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Тема 5. Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Тема 6. Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный
лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон-
дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией
А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Тема 7. Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Тема 8. Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Тема 9. Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Тема 10. Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет
и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
Тема 11. «Книги, книги, книги…» (3 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ | Наименование раздела и тем | Часы | Метапредметные результаты и деятельность учащихся |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные |
Тема 1: Здравствуй, книга (3 ч) | | |
-
| Роль книги в жизни человека. История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Анализировать произведения |
-
| Структура книги (элементы книги). | 1 | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное; |
-
| Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». | 1 | Участвовать в первичном (ознакомительном) чтении. | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | Использовать алгоритм самостоятельной работы |
Тема 2: Книгочей — любитель чтения (2 ч) | | |
-
| Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); |
-
| Выставка книг о детях. Структура книги. | 1 | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное; |
Тема 3: Книги о твоих ровесниках (4 ч) | | |
-
| Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. | 1 | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; | Корректировать деятельность | Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; |
-
| Книги В. Осеевой. Книга-сборник. Книги Е. Пермяка. Титульный лист. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Корректировать деятельность | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; |
-
| Книги Н. Носова. Типы книг. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Анализировать эмоциональные состояния | Составлять небольшие устные монологические высказывания |
-
| Книги В. Драгунского. Аппарат книги. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Читать, выполняя задания к тексту | Строить схему (модель) отношений героев |
Тема 4: Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч) | | |
-
| Книги-сборники. Малые жанры фольклора. | 1 | Выявлять читательский опыт | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формировать умение слушать и слышать художественное слово |
-
| Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); |
-
| Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». | 1 | Выявлять читательский опыт | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формировать умение слушать и слышать художественное слово |
-
| Скороговорки и чистоговорки. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Работа над выразительностью чтения | Различать особенности диалогической и монологической речи; |
Тема 5: Писатели-сказочники (4 ч) | | |
-
| Книги с литературными (авторскими) сказками. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); |
-
| Писатели-сказочники. | 1 | Выявлять читательский опыт | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формировать умение слушать и слышать художественное слово |
-
| Герои сказок. Викторина. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Анализировать произведения |
-
| По страницам сказок Х.К. Андерсена. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Работа над выразительностью чтения | Различать особенности диалогической и монологической речи; |
Тема 6: Книги о детях (4 ч) | | |
-
| Книги о детях. В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др..Выставка книг. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); |
-
| Герои книг В. Осеевой. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Читать, выполняя задания к тексту | Строить схему (модель) отношений героев |
-
| Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Анализировать произведения |
1 | Книги С. Михалкова, С.Я. Маршака, А. Барто: стихотворения, басни, рассказы. | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Характеризовать образы героев и персонажей. | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста |
Тема 7: Старые добрые сказки (4 ч) | | |
-
| Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; | Формулировать главную мысль рассказа: | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной |
-
| Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка. | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать |
-
| Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; |
-
| Народные сказки на страницах детских журналов. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Анализировать произведения |
Тема 8: Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч) | | |
-
| Книги о семье, о маме. | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; | Формулировать главную мысль рассказа: | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной |
-
| Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать |
-
| Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». | 1 | Выявлять читательский опыт | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формировать умение слушать и слышать художественное слово |
Тема 9: Защитникам Отечества посвящается (4 ч) | | |
-
| Книги о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Анализировать произведения |
-
| Былины и сказы о защитниках Отечества. | 1 | Применять таблицы, схемы, модели для получения информаци | Анализировать эмоциональные состояния | Составлять небольшие устные монологические высказывания |
-
| Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | 2 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Читать, выполняя задания к тексту | Строить схему (модель) отношений героев |
Тема 10: По страницам любимых книг (3 ч) | | |
-
| Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | 2 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; |
-
| Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Формулировать главную мысль рассказа: | Различать виды текста, выбирать текст. |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ | Наименование раздела и тем | Часы | Метапредметные результаты и деятельность учащихся |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные |
Тема 1: История книги. Библиотеки (5 ч) | | |
-
| Книги-сборники былин, легенд, сказов. | 2 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Характеризовать образы героев и персонажей. | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста |
-
| Первые книги. Библия. Детская библия. | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Различать особенности диалогической и монологической речи; |
-
| Летописи. Рукописные книги. | 1 | Определять жанр и тему | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду |
-
| История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Различать особенности диалогической и монологической речи; |
Тема 2: По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч) | | |
-
| Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Производить самоконтроль и самооценку результатов деятельности | Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное; |
-
| Сказки бытовые, волшебные, о животных. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Работа над выразительностью чтения | Различать особенности диалогической и монологической речи; |
-
| Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-се- милетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; | Осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; | Анализировать произведения с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
Тема 3: Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч) | | |
-
| История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника. | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; |
-
| Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. | 1 | Формировать представления об образах героев, осмысливать понятие «красота» | Анализировать эмоциональные состояния | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду |
-
| Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. Герои басен. Инсценирование басен. | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Характеризовать образы героев и персонажей. | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста |
Тема 4: Книги о родной природе (3 ч) | | |
-
| Родные поэты. | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать |
-
| Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Читать, выполняя задания к тексту | Составлять небольшие устные монологические высказывания |
-
| Проект «Краски и звуки поэтического слова». | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать |
Тема 5: Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч) | | |
-
| Книги Л.Н. Толстого для детей. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; |
-
| Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на родных сказок. | 1 | Определять жанр и тему | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду |
-
| Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду |
Тема 6: Животные — герои детской литературы (4 ч) | | |
-
| Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Производить самоконтроль и самооценку результатов деятельности | Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное; |
-
| Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; |
-
| Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Пере- водчики рассказа. Отзыв. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Работа над выразительностью чтения | Различать особенности диалогической и монологической речи; |
-
| Художники-иллюстраторы книг о животных. | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Характеризовать образы героев и персонажей. | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста |
Тема 7: Дети — герои книг (3 ч) | | |
-
| Дети — герои книг. Типы книг. Книги-сборники произведений о детях. | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; |
-
| Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Работа над выразительностью чтения | Различать особенности диалогической и монологической речи; |
-
| Литературная игра «Расскажи о героях детских книг - своих сверстниках». | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Читать, выполняя задания к тексту | Составлять небольшие устные монологические высказывания |
Тема8: Книги зарубежных писателей (2 ч) | | |
-
| Книги зарубежных писателей. Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди). | 1 | Извлекать необходимую информацию из книги | Выявлять структурные части произведения | Строить схему (модель) отношений героев |
-
| Библиографический справочник: отбор информации | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Производить самоконтроль и самооценку результатов деятельности | Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное; |
Тема 9: Книги о детях войны (3 ч) | | |
-
| Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Читать, выполняя задания к тексту | Составлять небольшие устные монологические высказывания |
-
| Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Работа над выразительностью чтения | Различать особенности диалогической и монологической речи; |
-
| Кто они — дети войны. Книга В. Железникова «Девушка в военном». | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; |
Тема 10: Газеты и журналы для детей (3 ч) | | |
-
| Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др. | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Характеризовать образы героев и персонажей. | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста |
-
| Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду |
-
| Создание классной газеты «Книгочей». | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Читать, выполняя задания к тексту | Составлять небольшие устные монологические высказывания |
Тема 11: «Книги, книги, книги…» (3 ч) | | |
-
| Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Корректировать деятельность | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной |
-
| Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея. | 2 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Читать, выполняя задания к тексту | Составлять небольшие устные монологические высказывания |
Литература для учителя
Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2012. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006