СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книги»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книги»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книги»»











Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Волшебный мир книги»











1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книги» (далее – программа)составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Виноградовой. - М.:Вентана- Граф, 2013.- 168с.). В авторскую программу внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А.) внесены изменения в календарно-тематическое планирование.

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с:

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ ;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

  • Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.

  • Конституции Российской Федерации, статьи 38, 43.

Актуальность программы «Волшебный мир книги» заключается в том, что она реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности – реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Новизна программы заключается в преемственности, которая позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа «Волшебный мир книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «волшебному миру книги» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь.

Цели и задачи программы

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

  • расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Место курса в учебном плане

Программа «Волшебный мир книг» рассчитана на 4 года обучения, для обучающихся 7-10 лет. Специфика организации занятий по программе «Волшебный мир книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Программа «Волшебный мир книг» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 2 часа в неделю во внеурочное время в объеме 34 часов в год во 2 классе.

Ведущие принципы программы «Волшебный мир книги».

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

  • художественно-эстетического;

  • литературоведческого;

  • коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Формы организации занятий:
  • литературные игры,

  • конкурсы-кроссворды

  • библиотечные уроки

  • путешествия по страницам книг

  • проекты

  • уроки-спектакли.

Виды деятельности педагога и детей

  • теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);

  • практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газет; защита рисунков, рефератов);

  • индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию реферата и защита его).

Методы

  • словесный;

  • игровой;

  • исследовательский;

  • наглядно-демонстрационный;

  • проблемный.

  Межпредметные связи

  • русский язык;

  • литература;

  • история;

  • живопись;

Внутрипредметные связи

  • фонетика, орфоэпия, орфография;

  • лексика, орфография, этимология;

  • морфология, орфография, этимология;

  • морфология и стилистика.


2. Прогнозируемые результаты освоения программы

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школь­ником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

В результате освоения программы, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обучающийся научится:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

  • работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • самостоятельно работать с новым произведением;

  • работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

В результате освоения программы, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обучающийся получит возможность научится:.

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;

  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное; пользоваться аппаратом книги;

  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

3 Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты:

  • Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

  • Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

  • Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

  • Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

  • Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.

  • Формирование привычки к рефлексии.

  • Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

  • Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

  • Развитие мышления, внимания, памяти.

  • Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные умения:

    • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

    • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

    • Уметь работать в парах и группах , участвовать в проектной деятельности, литературных играх ;

    • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

    • Прогнозировать содержание книг, и до чтения, используя информацию из аппарата книги;

    • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

    • Ориентироваться в мире к ниг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

    • Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

    • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

    • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точк у зрения;

    • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

    • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книг и;

    • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

    • Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.

4. Учебно-тематический план

Наименование разделов

Количество часов

1

История книги. Библиотеки

4 ч.

2

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

3 ч.

3

Книги-сборники. Басни и баснописцы

3 ч.

4

Книги о родной природе

3 ч.

5

Книги Л.Н. Толстого для детей

3 ч.

6

Животные — герои детской литературы

4 ч.

7

Дети — герои книг

3 ч.

8

Книги зарубежных писателей

2 ч.

9

Книги о детях войны

3 ч.

10

Газеты и журналы для детей

3 ч.

11

«Книги, книги, книги…»

3 ч.

Итого

34 ч.
















5. Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1. История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания). Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал.

Культура читателя. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

Тема 2. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник

«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка».

Братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка».

Рассматривание и сравнение книг. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Тема 3. Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Тема 4. Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Тема 5. Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,

«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Тема 6. Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией

А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Тема 7. Дети — герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект «Расскажи о любимом писателе».

Тема 8. Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Тема 9. Книги о детях войны (3 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Тема 10. Газеты и журналы для детей (3 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет

и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Тема 11. «Книги, книги, книги…» (2 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».




6. Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем занятий

Планируемые результаты

Дата

Предметные

Личностные

Метапредметные

По плану

История книги. Библиотеки. Книги-сборники былин, легенд, сказов.

Формирование положи-тельной мотивации к чтению. Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

Характеризовать образы героев и персонажей.

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста


Первые книги. Библия. Детская библия.

Развитие воссоздающего воображения.

Обучение адекватному восприятию читаемого.

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.


Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Различать особенности диалогической и монологической речи;



Летописи. Рукописные книги.

Определять жанр и тему

произведения

Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

Удерживать цель деятель-ности до получения ее результата. Характери-зовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду).



История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Обогащение читатель-ского опыта посредством накопления и систематизации литера-турных впечатлений.

Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста. Раз-личать особенности диалогической и монологической речи;



По дорогам сказок. Сказки народные и литературные Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».

Исследовать собствен-ные нестандартные способы решения учебной задачи

Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.

Производить самоконтроль и самооценку результатов деятельности

Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное;



Сказки бытовые, волшебные, о животных.

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Формирование привычки к рефлексии.


Работа над выразительностью чтения Различать особенности диалогической и монологической речи;



Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Проверять информацию, находить дополните-льную информацию, используя справочную литературу;


Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).


Осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Анализировать произведения с целью выделения признаков (существенных, несущественных)


Книги-сборники. Басни и баснописцы История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника.

Выбирать решение из нескольких предложен-ных, обосновывать вы-бор

Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.


Оценивать весомость при-водимых доказательств и рассуждений Выбирать вид пересказа в соответствии с поставленной целью;


Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен.

Формировать представления об образах героев, осмысливать понятие «красота»

Развитие мышления, внимания, памяти.


Анализировать эмоциональные состояния Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному виду.


Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. Герои басен. Инсценирование басен.

Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения.

Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.


Характеризовать образы героев и персонажей.

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста


Книги о родной природе

Родные поэты.

Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение

Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать


Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.


Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

Читать, выполняя задания к

тексту Составлять небольшие устные монологические высказывания


Проект «Краски и звуки поэтического слова».

Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.


Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать


Книги Л.Н. Толстого для детей Книги Л.Н. Толстого для детей.

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

Анализировать свою ра-боту: соотносить план и совершенные операции Выбирать вид пересказа.



Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на родных сказок.

Определять жанр и тему произведения

Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.

Удерживать цель деяте-льности до получения ее результата. Характери-зовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду


Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Проверять информацию, находить дополните-льную информацию, используя справочную литературу;

Формирование привычки к рефлексии.


Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду


Животные — герои детской литературы Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.

Исследовать собствен-ные нестандартные способы решения

Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).


Производить самоконтроль и самооценку результатов деятельности. Выявлять известное и неизвестное;


Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».

Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).


Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.


Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;



Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Пере-

водчики рассказа. Отзыв.

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Развитие мышления, внимания, памяти.


Работа над выразительностью чтения Различать особенности диалогической и монологической речи;


Художники-иллюстраторы книг о животных.

Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.


Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.


Характеризовать образы героев и персонажей.

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста


Дети — герои книг Дети — герои книг. Типы книг. Книги-сборники произведений о детях.

Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.


Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

Оценивать весомость при-водимых доказательств и рассуждений. Выбирать вид пересказа в соот-ветствии с целью.



Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

Работа над выразите-льностью чтения Различать особенности диалогиче-ской и монологической речи;



Литературная игра «Расскажи о героях детских книг - своих сверстниках».

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

Читать, выполняя задания к

тексту Составлять небольшие устные монологические высказывания



Книги зарубежных писателей Книги зарубежных писателей. Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Извлекать необходимую информацию из книги


Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.


Выявлять структурные части произведения Строить схему (модель) отношений героев


Библиографический справочник: отбор информации

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.

Производить самоконтроль и самооценку результатов деятельности. Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное;



Книги о детях войны Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация.

Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства живописью, театром, кино, музыкой).

Формирование привычки к рефлексии.


Читать, выполняя задания к

тексту. Составлять неболь-шие устные монологиче-ские высказывания


Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).


Работа над выразитель-ностью чтения Различать особенности диалогиче-ской и монологической речи.


Кто они — дети войны. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.


Оценивать весомость при-водимых доказательств и рассуждений. Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с постав-ленной целью.


Газеты и журналы для детей Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др.

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Развитие мышления, внимания, памяти.


Характеризовать образы героев и персонажей.

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста


Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка».

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.


Оценивать весомость при-водимых доказательств и рассуждений. Характери-зовать качества, признаки объекта.


Создание классной газеты «Книгочей».

Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания. Исследовать собственные нестандартные способы решения.


Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.


Читать, выполняя задания к

тексту. Составлять неболь-шие устные монологи-ческие высказывания


«Книги, книги, книги…» Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Формировать умение слушать и слышать художественное слово.

Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.


Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

Корректировать деятельность. Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной


Книги бывают разные.

Словарь книгочея.

Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.


Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

Читать, выполняя задания к

тексту. Составлять небо-льшие устные моноло-гические высказывания


Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?».

Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.


Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

Читать, выполняя задания к

тексту Составлять небольшие устные монологические высказывания





7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Список методической литературы

  1. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия.

  2. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение.

  3. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»

  4. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 168с.

  5. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика

  6. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика

  7. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2012

  8. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель/

  9. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО».

  10. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО».

Список литературы для обучающихся

Русская литература XIX - начала XX века
Пушкин А. «Стихи и сказки»
Толстой Л. «Рассказы. Сказки. Басни»
Чехов А. «Белолобый», «Каштанка», «Ванька»
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Приёмыш», «Зимовье на Студеной»
Григорович Д. «Гуттаперчевый мальчик».
Русская литература XX века
Куприн А. «Чудесный доктор»; «Белый пудель»;
Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома»;
Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова»,
Ларри Я. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»;            
Некрасов В.  « Приключения капитана Врунгеля»;
Олеша Ю. «Три толстяка»;
Успенский Э. «Меховой интернат»; 
Лагин Л. «Старик Хоттабыч»;
Бажов П. «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка»,
Крапивин В. «Дети синего фламинго»;
Гайдар А. «Тимур и его команда»;
Зарубежная литература
Андерсен Г.-Х. «Сказки и истории»;
Бжехва «Академия пана Кляксы»;
Линдгрен А. Повести;
Твен М. «Приключения Тома Сойера»; «Принц и нищий»;
Трэверс П. «Мери Поппинс»;
Бернет Ф. «Маленькая принцесса»; 
Вестли А. «Мама, папа, бабушка, восемь детей и грузовик»;
 Познавательная литература
Перехвальская Е. «Откуда азбука пришла»;
Горьков В. «Космическая азбука»;
Сахарнов С. «История корабля»;
Чаплина В. «Питомцы зоопарка»;
Алексеев С. «От Москвы до Берлина»,

«Рассказы из русской истории»