СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 5 класса»















«Путешествие по стране этикета»

Рабочая программа внеурочной деятельности

по общекультурному направлению для обучающихся 5 «Б» класса


Возраст учащихся: 10 - 12 лет

Срок реализации: 1 год













Автор - составитель:



















Пояснительная записка

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

          Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение культурного образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие общекультурных навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Место программы в учебном плане.

Программа адресована учащимся 5 классов и рассчитана на 34 часа в год.

Периодичность занятий – 1 час в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор занятий и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.



Ценность настоящей программы заключается в том, что в процессе реализации программы дети развивают внимание, память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Кроме того, у детей развивается художественный вкус, что очень важно для полноценного развития ребёнка. Всё эти качества помогают ребенку учиться в школе, пригодятся и в дальнейшей жизни.

Актуальность данной программы обеспечивается устойчивым интересом к творческой деятельности.

Цель программы:

  • Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

  • Вовлечь обучающихся в художественно-творческую деятельность;

  • Приобщить к эстетической культуре;

  • Развитие мотивации к сбору информации культурологического содержания

Задачи  программы:

1.      Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.

2.      Создание условий для приобретения практических навыков культурного организации досуга.

3.      Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

4.      Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

5.      Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

6.  Организация информационной поддержки учащихся.

   Принципы программы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.

  • Доступность и наглядность.

  • Связь теории с практикой.

  • Учёт возрастных особенностей.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся.

Формы работы:

  • Групповая;

  • Микро-групповая;

  • Индивидуальная;

традиционные:

  • учебные занятия

  • лекции

  • практические занятия

нетрадиционные:

    • занятия - соревнование,

    • конкурсы

    • викторины

    • игры

Формы и виды деятельности

  • игровая;

  • познавательная;

  • сюжетно - ролевые игры;

  • конкурсы;

  • посещение библиотек;

  • праздники

  • турниры



Содержание программы «Путешествие по стране Этикета»



Раздел 1. Этика общения (8 часов)

Тема 1. Оглянись внимательно вокруг.

Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека кК личность.

Тема 2. Умение быть самим собой.

Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души.

Тема 3. Что достойно гражданина.

Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действии во имя блага или радости других – шаг гражданина.

Тема 4. Даже будни может труд сделать праздничными днями.

Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя – тоже труд.

Тема 5. Праздник школьного вальса.

Девиз: «Не жди. Когда тебе устроят праздник, будь активным его устроителем!» роль вальса в школьной жизни.

Тема 6 Приглашение к зеркалу.

Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным.

Тема 7. Помоги понять себя

Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.

Тема 8 Школьные правила этикета.

Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.





Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 9. «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин

Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей.

Тема 10-11. Твой стиль поведения.

Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы отношений в коллективе.

Тема 12. Мальчики. Девочки.

Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для девочек. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы.

Тема 13. Поиграем и подумаем.

Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность. Ролевые игры.

Тема 14 Когда какое слово молвить.

Умение разговаривать – искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово – угроза здоровью, так как оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор.

Тема 15. За общим столом.

Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета.

Тема 16. Доброта и доброжелательность.

Доброта – глубокое и широкое понятие – чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность – составная часть доброты.



Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)

Тема 17. «Поспешай делать добро». (народная мудрость)

Игровые моменты. Ролевые игры. Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека – творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!»

Тема 18. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)

Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло – добрый поступок, требующий большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно давать отпор злу.

Тема 19. Родительский дом.

Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени. Грубости, несдержанности, каприз, претензий. Повседневные обязанности – это капли, из которых сливается море человеческого долга.

Тема 20. Любите ваших матерей.

Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти. Печали, душевных огорчений наших мам? Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете своих мам».

Тема 21. «Поздравляем наших мам».

«Огонек», посвященный мамам.

Тема 22. О тех, кто сердце отдал людям.

Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая, действенная и светлая любовь – это любовь к матери и к Родине. Разговор о воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод.

Тема 23. Умей быть щедрым.

Установит разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры.

Тема 24. Праздник благодарности.

Участие каждого в празднике, внесение своих предложений.

Тема 25. Добрыми делами славен человек.

Работа с изречениями. Для осмысления себя – анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше.

Тема 26 Дружим с добрыми словами.

Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.





Этика отношений в коллективе (8 часов)

Тема 27. Расскажи мне обо мне.

Проведение по сложившейся традиции

Тема 28. Присмотритесь друг к другу.

На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко.

Тема 29. Подарок коллективу.

Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения.

Тема 30. Я, ты, мы.

Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.

Тема 31. О дружбе мальчиков и девочек.

Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы.

Тема 32. Не хуже других.

Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю. Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», – очень опасный принцип.

Тема 33. «Скажи себе сам».

Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры.

Тема 34 Храни достоинство свое повсюду, человек!

Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства.









Тематическое планирование



Название темы

Кол-во часов

Форма деятельности

Этика общения. 8ч.

1

Оглянись внимательно вокруг

1

Познавательная беседа. Решение педагогических задач.

2

Умение быть самим собой

1

Познавательная беседа. Игра

3

Что достойно гражданина

1

Игра. Познавательная беседа.

4

Даже будни может труд сделать праздничными днями

1

Познавательная беседа.

Работа с пословицами.

5

Праздник школьного вальса

1

Путешествие в сказку

6

Приглашение к зеркалу

1

Рассказ. Беседа. Игра. Просмотр мультфильма.

7

Помоги понять себя

1

Познавательная беседа. Игра

8

Школьные правила этикета.

1

Познавательная беседа. Игра

Этикет. 8ч.

9

«Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин

1

Беседа. Решение задач

10-11

Твой стиль поведения

2

Познавательная беседа. Работа с пословицами. Игра

12

Мальчики. Девочки

1

Познавательная беседа. Игра

13

Поиграем и подумаем

1

Познавательная беседа. Ролевые игры. Игры на свежем воздухе.

14

Когда какое слово молвить

1

Познавательная беседа. Игра

15

За общим столом

1

Познавательная беседа.

Ролевые игры.

16

Доброта и доброжелательность

1

Познавательная беседа.

Этические нормы отношений с окружающими. 10ч.

17

«Поспешай делать добро» (народная мудрость)

1

Познавательная беседа. Ролевые игры. Подарок первоклассникам.

18

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)

1

Познавательная беседа. Игра

19

Родительский дом

1

Познавательная беседа. Ролевые игры. Конкурс рисунков.

20

Любите ваших матерей

1

Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Анкетирование.

21

«Поздравляем наших мам».

1

Праздник.

22

О тех, кто сердце отдал людям

1

Познавательная беседа. Посещение городского краеведческого музея.

23

Умей быть щедрым

1

Познавательная беседа. Ролевые игры.

24

Праздник благодарности

1

Праздник.

25

Добрыми делами славен человек

1

Познавательная беседа. Посещение городского выставочного зала.

26

Дружим с добрыми словами.

1

Познавательная беседа. Посещение городского выставочного зала.

Этика отношений в коллективе. 8ч.

27

Расскажи мне обо мне

1

Познавательная беседа. Игра

28

Присмотритесь друг к другу

1

Путешествие в сказку. Игра

29

Подарок коллективу

1

Урок - сюрприз.

30

Я, ты, мы.

1

Познавательная беседа. Игра

31

О дружбе мальчиков и девочек

1

Познавательная беседа. Работа с таблицей требований.

32

Не хуже других

1

Познавательная беседа. Ролевые игры. Работа с изречениями.

33

«Скажи себе сам».

1

Познавательная беседа. Ролевые игры.

34

Храни достоинство свое повсюду, человек!

1

Разговор за круглым столом







К реализации программы художественного творчества  привлечены следующие материально-техни­ческие ресурсы:

 

·                   помещение (учебный кабинет со столами, место для выставки);

·                   компьютер– универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности;

·                   проектор - подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений;

·                   принтер - подсоединяемый к компьютеру; дает возможность вывести на печать контрольно-измерительный и наглядный материал.