Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №2 г. Благовещенска»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________________________ «_____» ____________________ 20___г. | «Утверждаю» Директор ___________________ «_____» ____________________ 20___г. |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
«Планета дорожного движения»
на 2018 – 2019 учебный год
для 2 класса
(социальное направление)
Учитель: Лукина Анна Владимировна
I. Пояснительная записка
Программа «Планета дорожного движения» направлена на формирование у школьников культуры безопасности жизнедеятельности; основных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах. Дети обучаются ПДД, поведению на улице, приобретают знания о дорожных знаках. Таким образом, дети овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей.
Нормативно – правовая база:
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённого Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
Учебного плана МБОУ ««Школа №2 г. Благовещенска»» на 2018-2019 учебный год.
Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и авторской программы начального общего образования Тошевой Л.И. («Основы безопасности дорожного движения» - М: «ВАКО», 2011г.).
Назначение программы:
Донести полезные знания до юных граждан, выработать потребность в соблюдении Правил дорожного движения, подготовить к целесообразным действиям в сложных ситуациях на дороге, улице, способствовать активной пропаганде Правил - задача всех взрослых, находящихся в непосредственном контакте с детьми и подростками.
Актуальность
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому курс «Правила дорожного движения» необходим для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Работая над программой, учитывались требования регионального стандарта, интересы детей, возрастные особенности.
Ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому данный курс по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это курс работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Знания и навыки, полученные учащимися на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Программа по внеурочной деятельности правилам дорожного движения составлена на основе примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и авторской программы начального общего образования Тошевой Л.И. («Основы безопасности дорожного движения» - М: «ВАКО», 2011г.).
С учетом познавательных возможностей школьников программа курса строится на основе «спирального» развертывания системы знаний, что позволяет на каждом этапе обучения во 2 классе формировать целостную картину изучения Правил дорожного движения, довести до сознания обучающихся важность соблюдения этих правил, постепенно воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах, умение контролировать свое поведение. При построении программы курса по изучению ПДД следует иметь в виду три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:
ребенок – пешеход;
ребенок – пассажир городского транспорта;
ребенок – водитель детских транспортных средств;
Необходимо отметить еще один исключительно важный источник накопления знаний, который должен активно использовать учитель, - осмысление детьми личного опыта, осознание совершенных ими действий, поступков.
Формы и режим занятий
внеурочная деятельность рассчитана на 22 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.
Контингент обучаемых
дети младшего школьного возраста 8-9 лет.
Сроки реализации
программа рассчитана на 1 учебный года, 2018-2019.
Методика
тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.
Цель курса: формирование знаний правил дорожного движения у младших школьников, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
научить детей культуре поведения на дорогах и улицах;
Развивающие:
развивать мотивацию к безопасному поведению;
развивать умения участвовать в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, коллективизм, культуру поведения.
Структура курса содержит:
№ | Основные разделы | Количество часов |
1 | УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ | 12 |
2 | ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ | 12 |
II. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС (22 ЧАСА)
№ | Тема | Количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ |
1 | Вводное. | 1 | Вводное. Повторение изученного в 1 классе. Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки» | |
2 | Почему на улице опасно? | 2 | Сложность движения по улицам большого города. | Безопасный путь из школы домой. |
3 | Соблюдение Правил дорожного движения – дорожный транспорт. | 2 | Какой транспорт ходит в нашем городе? | Улицы с односторонним и двусторонним движением. |
4 | Правила поведения на улице. | 2 | Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. | Где нужно ходить по улицам. Правила перехода улицы. |
5 | Особенности движения транспорта и пешеходов на осенних и зимних улицах. | 2 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. | Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. |
6 | Светофор. | 2 | Сигналы светофора. Типы светофоров. | Действия участников движения по сигналам светофора. |
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ |
7 | Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. | 2 | Опасные ситуации при переходе дороги. Правила перехода при наличии пешеходных переходов. | Пешеходные переходы в районе школы. Экскурсия. |
8 | Мы пассажиры. | 2 | Поездка на трамвае и других видах транпорта. | Поездка на автобусе и троллейбусе. |
9 | Дорога глазами водителей. | 2 | Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. Встреча с инспектором ГИБДД. | Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. |
10 | Дорожные знаки. | 2 | Дорожные знаки, их виды. Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков. | Экскурсия по дорожным знакам на улицах нашего города. Встреча с инспектором ГИБДД. |
11 | Весенние дороги. | 2 | Особенности весенних погодных условий, затрудняющих дорожное движение (тающий снег, гололёд, туман, дождь). | Где можно и где нельзя играть. Места для катания на самокатах, роликах, велосипедах. |
12 | Инструктаж перед летними школьными каникулами. | 1 | Тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». | |
| ИТОГО | 22 | 12 часов. | 10 часов. |
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
в обучении - практический; наглядный (изучение правил ПДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании – (по Г. И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:
1. Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий).
2. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)
3. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах).
4. Викторины, конкурсы, кроссворды.
5. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ПДД).
6. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих классах.
7. Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом» в начальных классах.
8. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по ПДД.
Занятия проводятся в кабинете.
Техническое оснащение:
- компьютер с экраном и проектором;
- магнитофон;
- плакаты по ПДД.
Методическое:
- рисунки ребят с конкурсов по ПДД;
-разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений, бесед;
-методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- методические пособия для изучения ПДД по программе в классах;
- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах.
Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.
V. ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ножницы, линейка, карандаши цветные, фломастеры, простой карандаш, клей ПВА, картон, цветная и белая бумага, нож канцелярский, пластилин.
VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Безопасность на улицах и дорогах». 2 класс, А. М. Якупов.
«Безопасность на улицах и дорогах». Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стряпкина, М. Д. Маханева.
«Советы дяди Степы». 2 класс, Р. П. Бабина.
Воронова, Е. А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е. А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.
Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова. - М.: Просвещение, 2012г.
Дорожная азбука. - М., 2014.