СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по родному языку «Родное слово» для 9 а класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена для подготовки к экзамену по родному русскому языку в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по родному языку «Родное слово» для 9 а класса»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Красный Ключ

муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан



УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ СОШ

с. Красный Ключ

________ Максютова Э.Р.

[Приказ №59]

от «30» 08 2024





\




Программа

внеурочной деятельности

по родному языку

«Родное слово»

для 9 а класса

на 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД



Составила учитель русского языка и литературы

Ахмадиева З.С.




Красный Ключ 2024









Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочного курса по русскому языку «Родное слово» для обучающихся 9-х классов составлена на основе:

• Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273;

• требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644);


Общая характеристика учебного курса

Основная цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по родному языку за курс основной школы.

Задачи курса внеурочной деятельности: формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школ;

  • • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

  • • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

  • • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

  • • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

  • • Описание учебного курса в учебном плане

  • • В соответствии с учебным планом на изучение курса отводится 1 учебный час в неделю, всего 34 часа. Программа ориентирована на учащихся 9-х классов.

  • • При проведении занятий по курсу на первое место выйдут следующие формы организации работы:

  • • -групповая,

  • • -парная,

  • • -индивидуальная;

  • • методы работы:

  • • -частично-поисковые,

  • • -исследовательские,

  • • -тренинги.

  • • Освоение курса завершается пробным ОГЭ по родному языку.


  • Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе защиты практико-исследовательских работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от наличия свободного времени) и письменных работ.

Требования к результатам освоения программы

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка, основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности

Устная часть экзамена по русскому языку

Выпускник научится:

  • • владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;

  • • владеть формами обработки информации исходного текста для выполнения заданий по тексту;

  • • работать заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • • совершенствовать и развивать умения конструировать устное высказывание на заданную тему или по данному фото;

  • • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения устной речью;

  • • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий.


Сжатое изложение и сочинение-рассуждение

Выпускник научится:

  • • владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;

  • • грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

  • • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и по данному тексту;

  • • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

  • • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • • работать с бланками экзаменационной работы;


Выпускник получит возможность научиться:

  • • использовать средства художественной выразительности в собственных текстах;

Выполнение тестовых заданий (задания с кратким ответом)

Выпускник научится:

  • • владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;

  • • работать с бланками экзаменационной работы;


Выпускник получит возможность научиться:

• применять при подготовке к ОГЭ цифровые средства обучения.

Структура и содержание курса «Русский язык на «отлично» предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ. В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, то есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать свои права и систему оценивания работ. А кроме этого школьники повторяют знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов.

Таким образом, в результате прохождения программного материала будет реализовано:

1. подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации;

2. формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся научатся:

- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

- выполнять различные типы заданий;

- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

- правильно отмечать в бланке вариант ответа;

- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

- сосредоточенно работать в течение временного интервала.

Тематичеческое планирование


Коды тем


Номер задания

Темы курса «Родной (русский) язык»

1.

Язык и культура

1.1.

1-2

Лексика русского языка с точки зрения ее значения (семантика)

1.2.

3

Многозначность. Синонимия

1.3

4-5

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения

1.4.

6

Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного состава

1.5

7

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее использования

1.6.

8

Лексика современного русского языка с функционально-стилистической точки зрения

1.7.

9-10

Состав слова. Словообразование

2

Культура речи. Языковые нормы

2.1

11

Орфоэпические нормы

2.2

12-13

Грамматические нормы (морфологические нормы)

2.3

14,16

Грамматические нормы (синтаксические нормы)

2.4.

15,17

Лексические нормы

3

Речь. Речевая деятельность. Текст

3.1.

18 - 19

Содержание текста

3.2

20

Средства художественной выразительности

3.1.

21

Развернутый ответ. Толкование термина, фразеологизма, устойчивого сочетания


Поурочное планирование


№ п/п


Номер задания

на ОГЭ

Темы курса «Родной (русский) язык»

1.

Язык и культура

1-2

1

Лексика русского языка с точки зрения ее значения (семантика)

2

3

3

Многозначность. Синонимия.

4

4

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения.

5

5

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения.

6.

6

Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного состава

7

7

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее использования

8

8

Лексика современного русского языка с функционально-стилистической точки зрения

9

9

Состав слова

10-11

10

Словообразование

2

Культура речи. Языковые нормы

12-13

1

Орфоэпические нормы

14,15,16

12

Грамматические нормы (морфологические нормы). Самостоятельные части речи


17-18

13

Грамматические нормы (морфологические нормы). Служебные части речи

19-20

14

Грамматические нормы

(синтаксические нормы)

21-22

16

Грамматические нормы

(синтаксические нормы)

23-24

15

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

25-26

17

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

3

Речь. Речевая деятельность. Текст

27-28

18

Содержание текста.

29-30

19

Содержание текста.

31-32

20

Средства художественной выразительности

33-34

21

Развернутый ответ. Толкование термина, фразеологизма, устойчивого сочетания



Итого:34