Приложение к основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом от 30.08.2017г. № 577
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
ДЛЯ 1в КЛАССА
НА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель рабочей программы:
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №18»
Кудрина Наталья Юрьевна
г. Нижневартовск
2018 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 6 октября 2009 г. №373 с изменениями, внесёнными приказами от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012г. №1060, от 29.12.2014г. №1643, от 31.12.2015г. №1576, льного учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), Положением о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ «СШ №18». Данная программа была разработана на основании программы В.И. Прокопенко «Ханты: этнопедагогика физического воспитания,2004».
Программа курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» рассчитана на 34 часа в год (34 учебные недели).
Цель программы содействие укреплению здоровья, приобщению детей к культуре народов Севера в процессе активного их участия в народных играх и состязаниях.
устойчивых мотивов к занятиям физической культурой, установление прочных связей с коренным народом и обогащение духовных и социальных качеств детей.
Задачи:
-познакомить учащихся с разнообразием подвижных игр народов Севера;
-содействовать привитию интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом, как одному из условий здорового образа жизни;
-обучить правилам поведения в процессе коллективных действий;
-воспитывать чувство коллективизма, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности за свои действия;
-развивать двигательную активность в народных играх и состязаниях.
-воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к народным традициям.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты
У второклассника будут сформированы:
- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;
- развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные УУД:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные УУД:
- определение общей цели и путей её достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
- определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми;
- определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма;
- определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- играть в подвижные игры;
- соблюдать правила поведения во время подвижных игр;
- контролировать уровень своей двигательной подготовленности, самочувствия;
- организовывать и проводить игру по правилам.
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями. Элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр. Играть в игры, комплексно воздействующих на организм ребенка.
Обучающийся научится:
- определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми;
- определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма;
- определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- играть в подвижные игры;
- соблюдать правила поведения во время подвижных игр;
- контролировать уровень своей двигательной подготовленности, самочувствия;
- организовывать и проводить игру по правилам.
Содержание учебного предмета
Сознательное и ответственное отношение к здоровью как общенародному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей, начиная с самого юного возраста. Это предполагает искоренения вредных привычек, воспитание культуры общения, поведения, уважительное отношение к другим народам и национальным культурам.
Научно – исследовательская работа, проводимая в соответствии с окружной программой «Дети Югры», и профилактические осмотры подтверждают общую тревогу педагогов за здоровье детей. Специфика региона, ее погодные условия, экология района (укороченный световой день, питание), все это отражается на детях и замедляет и развитие и ухудшает здоровье.
Новизна данной программы заключается в том, что она интегрирует в себе содержание, способствующее не только физическому развитию ребенка, но и знания фольклора, способствующие освоению культурного наследия русского народа.
Подвижные и спортивные игры являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.
Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. Комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.
Содержание программы включает теоретическую и практическую части, разучивание подвижных игр народов Севера, классификационных по видам двигательных качеств:
- игры на развитие быстроты;
- игры на развитие ловкости;
- игры на развитие скоростно – силовых качеств;
- игры на развитие силы;
- игры на развитие внимание.
Учебно-тематический план
№ | Вид программного материала | Количество часов |
1 | Игры с метанием, передачей и ловлей мяча | 10 |
2 | Общеразвивающие игры | 16 |
3 | Игры на закрепление и совершенствование навыков бега | 8 |
| Всего | 34 |
Календарно – тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Подвижные игры»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения | Примечание |
По плану | По факту |
1 | Правила по технике безопасности на уроках. Подвижная игра «Круговой мяч», «Куропатки и охотники» | 1 | Устанавливают связь между развитием физических качеств и основных систем организма. Развитие быстроты | 07.09. | | |
2 | Общеразвивающие игры. Игра «Кто ушёл?». «Салки», игра «Куропатки и охотники». | 1 | Характеризуют основные части тела человека, формы движений, напряжение и расслабление мышц при их выполнении, работу органов дыхания и сердечно-сосудистой системы во время двигательной деятельности. Развитие быстроты | 14.09. | | |
3 | Игры с метанием, передачей и ловлей мяча. Игра «Съедобное - несъедобное» Подвижная игра «Гуси лебеди». | 1 | Выполняют упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног. Развитие быстроты | 21.09. | | |
4 | Игры с прыжками. Подвижная игра «Кто быстрее встанет в круг?», «Оленья упряжка», «К своим флажкам» | 1 | Устанавливают связь между развитием физических качеств и основных систем организма. Развитие быстроты реакции | 28.09. | | |
5 | Игры со скакалками. Игра «Рыбак», «Дети и медведи», «Класс смирно». | 1 | Учатся правильно распределять время и соблюдать режим дня. Развитие быстроты внимания. | 05.10. | | |
6 | Игры с метанием, передачей и ловлей мяча. Игра «Выбивалы», «Мяч капитану», игра «Кто быстрее». | 1 | Характеризуют основные части тела человека, формы движений, напряжение и расслабление мышц при их выполнении, работу органов дыхания и сердечно-сосудистой системы во время двигательной деятельности. Выполняют упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног. Развитие ловкости, быстроты | 12.10. | | |
7 | Общеразвивающие игры. Игра «Западня». Подвижные игры «Пустое место», «Охотники и утки». | 1 | Учатся правильно оценивать своё самочувствие и контролируют, как их организмы справляются с физическими нагрузками. Развитие ловкости, быстроты | 19.10. | | |
8 | Эстафета «Веселые старты». Игра «Кто быстрее», игра «Солнце (хейро)» | 1 | Руководствуются правилами выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий. Дают ответы на вопросы к рисункам. Развитие быстроты | 26.10. | | |
9 | Игры на закрепление и совершенствование навыков бега. «К своим флажкам» Подвижные игры «Рыбаки и рыбки», «Охотники и утки» | 1 | Соблюдение правил поведения во время подвижных игр. Развитие ловкости. | 09.11. | | |
10 | Игры с прыжками. «Прыгающие воробышки». Подвижная игра «Кот и мыши», «Заячьи прыжки». | 1 | Руководствуются правилами профилактики травматизма. Развитие быстроты, скоростно-силовых качеств. | 16.11. | | |
11 | Игры с метанием, передачей и ловлей мяча. Подвижная игра «Выстрел в небо». Подвижная игра: «Угадай, чей голосок», «Догони свою пару». | 1 | Применяют беговые упражнения для развития координационных, скоростных способностей Развитие быстроты, внимания. | 23.11. | | |
12 | Игры со скакалками. Подвижная игра «Охотники и утки», «Два мороза», «Часики». | 1 | Организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство Развития внимания. | 30.11. | | |
13 | Общеразвивающие игры. Подвижная игра «Кузнечики», «Мяч капитану», «Переноска мячей». | 1 | Описывают технику игровых действий и приемов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки. Развитие ловкости. | 07.12. | | |
14 | Игры на закрепление и совершенствование развития скоростных способностей Подвижная игра: «Светофор», «Пустое место» | 1 | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Развитие быстроты. | 14.12. | | |
15 | Игры с метанием, передачей и ловлей мяча. Игра «Не скажу». Эстафеты с предметами. | 1 | Используют действия данных подвижных игр для развития координационных и кондиционных способностей Развитие ловкости, быстроты. | 21.12. | | |
16 | Общеразвивающие игры. Подвижная игра «Лиса и куры», «Совушка», «Море волнуется» | 1 | Совместно со сверстниками определяют правила подвижных игр. Развитие внимания. | 28.12. | | |
17 | Игры на внимание. Игра «Сова». Подвижные игры: «Кто быстрее», «Ловкий оленевод». | 1 | Используют подвижные игры для активного отдыха Развитие ловкости, быстроты. | 18.01 | | |
18 | Игры со скакалками. Подвижная игра «Два мороза», «Летает – не летает», «Прыжки на двух ногах». | 1 | Совместно со сверстниками определяют правила подвижных игр. Соблюдают правила безопасности. Развитие внимания, прыгучести | 25.01 | | |
19 | Игры на закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность. Игра «Точный расчет». Подвижные игры: «Воробьи, вороны», «Ловкий оленевод». | 1 | Включают упражнения с мячом в различные формы занятий по физической культуре. Развитие ловкости. | 01.02 | | |
20 | Эстафета «Веселые старты». Подвижные игры: «Полярная сова и евражки», «Заячьи прыжки». | 1 | Применяют прыжковые упражнения для развития скоростно-силовых и координационных способностей. | 08.02 | | |
21 | Общеразвивающие игры. Подвижная игра «Кот и мыши», «Охотники и утки» | 1 | Закрепляют в играх навыки прыжков и развивают скоростно-силовые и координационные способности. Развитие ловкости. | 15.02 | | |
22 | Игры с использованием скакалки. Подвижная игра «Невод», «Мяч капитану», «Куропатки и охотники». | 1 | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Развитие ловкости | 22.02 | | |
23 | Подвижные игры на материале футбола: «Точная передача», «Мяч в ворота». Игра: «Угадай, чей голосок». | 1 | Усваивают правила соревнований в беге, прыжках и метаниях. Развитие быстроты, внимания. | 01.03 | | |
24 | Эстафеты с бегом на скорость. Подвижная игра «Заяц без дома». Подвижная игра: «Ловкий оленевод», «Нос, пол, потолок». | 1 | Используют подвижные игры для активного отдыха. Развитие ловкости, внимания. | 08.03 | | |
25 | Игры на закрепление и совершенствование навыков бега. Подвижная игра «Западня», «Прятки», «Ловля оленей» | 1 | Применяют беговые упражнения для развития координационных, скоростных способностей. Развитие ловкости. | 15.03 | | |
26 | Общеразвивающие игры. Подвижная игра «Ворота», «Третий лишний», «Летает – не летает». | 1 | Выбирают индивидуальный темп передвижения, контролируют темп бега по частоте сердечных сокращений. Развитие быстроты, внимания. | 22.03 | | |
27 | Игры на закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность. Игра «Подвижная цель», «Рыбаки и рыбки», «Калики и великаны». | 1 | Организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство. Развитие внимания, прыгучести. | 05.04 | | |
28 | Игры со скакалками. Игра «Охотники и утки», «Догонялки», «Метание шишек». | 1 | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Развитие быстроты, ловкости. | 12.04 | | |
29 | Игры на закрепление и совершенствование навыков в прыжках. Подвижные игры: «Невод», «Класс смирно!». | 1 | Используют подвижные игры для активного отдыха. Развитие внимания, ловкости | 19.04 | | |
30 | Подвижные игры на материале футбола: «Точная передача», «Мяч в ворота», «Олени и охотники», «Съедобное и не съедобное». | 1 | Описывают технику игровых действий и приемов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки. Развитие ловкости, внимания. | 26.04 | | |
31 | Общеразвивающие игры. Игра «Салки», «Заяц без головы». | 1 | Выбирают индивидуальный темп передвижения, контролируют темп бега по частоте сердечных сокращений. Развитие быстроты, реакции. | 03.05 | | |
32 | Игры на закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность. Подвижная игра: «Заяц без головы». | 1 | Включают упражнения с мячом в различные формы занятий по физической культуре. Развитие быстроты реакции | 10.05 | | |
33 | Общеразвивающие игры Игра «Шмель», «Метание шишек», «Заячьи прыжки». | 1 | Усваивают правила соревнований в беге, прыжках и метаниях. Развитие скоростно-силовых качеств. | 17.05 | | |
34 | Урок – соревнование «Мы спортивные ребята». | 1 | Используют подвижные игры для активного отдыха. Развитие внимания, ловкости | 24.05 | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Для характеристики количественных показателей используются следующие условные обозначения:
К - полный комплект для коллективной работы, Д- комплект для демонстрационной работы, Ф- комплект для фронтальной работы, П- комплект для практической работы
| 1. Библиотечный фонд | |
1. | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: просвещение, 2011.-33с. (Стандарты второго поколения). | Д |
2. | Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с. | Д |
3. | В.И. Прокопенко «Ханты: этнопедагогика физического воспитания». М. «Просвещение»; Владос, 2004 г. | Д |
4. | А.В.Кениман, Т.И. Осокина. Детские народные подвижные игры. | Д |
| 2. Печатные пособия | |
| Картинки и художественные фотографии коренных народов Севера. Книги поэтов и писателей коренных народов Севера. | Д |
| 3. Технические средства обучения | |
1 | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. | 1 |
2 | Мультимедийный проектор | 1 |
3 | Компьютер | 1 |
4 | Колонки | 2 |
5 | Документ камера | 1 |
6 | Интерактивная доска | 1 |
7 | Бесперебойник | 1 |
8 | МФУ | 1 |
| 4. Оборудование класса | |
1 | Ученические столы 2 местные с комплектом стульев | 15 |
2 | Стол учительский компьютерный с тумбой | 1 |
3 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 4 |
4 | Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала | 2 |
5 | Мячи | 3 |
6 | Скакалки | 3 |
7 | Кегли | 3 |
8 | Кольца | 1 |