СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Практическая биология" 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по биологии в 6 классе с использованием оборудования Центра естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста". Программа рассчитана на 35 часов и имеет практическую направленность.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Практическая биология" 6 класс»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Клюквинская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области


Рассмотрено Принято «Утверждаю»

на МО учителей на заседании ПС Директор школ ы ест.-мат. цикла Протокол № _8__ _______________ /Т.А. Ильченко/

Протокол №_6__ от «31» мая 2022г. Приказ № 4-66

от «26» мая 2022г. от «31» мая 2022 г.

Руководитель МО Председатель ПС

__________/Е.Е. Трубникова/ _____________ /О.А. Чуйкова/


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Практическая биология»

(с использованием цифрового и аналогового оборудования

центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)


Уровень: основное общее образование.


2022-2023 учебный год


Учитель: Трубников Дмитрий Владимирович


п. Сахаровка

2022 год

Общая характеристика программы

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 6 класса интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике с использованием оборудования Цента естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.

На базе центра "Точка роста" обеспечивается реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учетом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Биология».

Рабочая программа составлена на основе:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

  • Федеральный государ­ственный образовательный стандарт основного общего обра­зования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644)

  • Методические рекомендации по реализации образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста». Методическое пособие. – Москва, 2021 г

  • В соответствии с ООП ООО МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области



Цель курса:

создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.


Задачи курса:


  • формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов с использованием оборудования Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»;

  • развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности с использованием оборудования Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»;

  • подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;

  • формирование основ экологической грамотности.


Содержание программы

Введение

Знакомство с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.

Раздел 1. «Лаборатория Исследователя» (5 часов)

Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.

Практические лабораторные работы:
  • Устройство микроскопа

  • Приготовление и рассматривание микропрепаратов

  • Зарисовка биологических объектов

Проектно-исследовательская деятельность:
  • Мини – исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).

Раздел 2. Практическая ботаника (16 часов)

Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Башкортостана.

Практические и лабораторные работы:
  • Морфологическое описание растений

  • Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии

  • Монтировка гербария

Проектно-исследовательская деятельность:
  • Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»

  • Проект «Редкие растения Курской области»

Раздел 3. Практическая зоология (7 часов)

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп.

Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.

Практические и лабораторные работы:
  • Работа по определению животных

  • Составление пищевых цепочек

  • Определение экологической группы животных по внешнему виду

  • Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»

Проектно-исследовательская деятельность:
  • Мини – исследование «Птицы на кормушке»

  • Проект «Красная книга животных Курской области»

Раздел 4. Биопрактикум (6 часов)

Учебно - исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет- ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.

Практические и лабораторные работы:
  • Работа с информацией (посещение библиотеки)

  • Оформление доклада и презентации по определенной теме

Проектно-исследовательская деятельность:

Модуль «Физиология растений»
  • Движение растений

  • Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений

  • Прорастание семян

  • Влияние прищипки на рост корня

  • Модуль «Экологический практикум»
  • Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации

  • Определение запыленности воздуха в помещениях










Учебно-тематический план



Название темы

теория

практика

всего

1

Введение

1

0

1

2

Лаборатория Исследователя

1

4

5

3

Практическая ботаника

2

8

10

4

Практическая зоология

2

5

7

5

Биопрактикум

2

10

12
















Планируемые результаты освоения курса


Личностные результаты:
  • знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;

  • развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);

  • эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:
    1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

4. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Место предмета (курса) в учебном плане


Представленная рабочая программа соответствует программе основного общего образования. Срок реализации программы – один год (35 часов, 1 час в неделю в течение 1года).


Учебно-методическое обеспечение


Учебно-методическое обеспечение курса включает в себя учебное пособие для учащихся и программу курса. Учебное пособие для учащихся обеспечивает содержательную часть курса. Содержание пособия разбито на параграфы, включает дидактический материал (вопросы, упражнения, задачи, домашний эксперимент), практические работы.


ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ


 Цифровые датчики электропроводности, рН, положения, температуры, абсолютного давления;

 Цифровой осциллографический датчик;

 Весы электронные учебные 200 г;

 Микроскоп: цифровой или оптический с увеличением от 80 X;

 Набор для изготовления микропрепаратов;

 Микропрепараты (набор);

 Соединительные провода, программное обеспечение, методические указания;


КОМПЛЕКТ ПОСУДЫ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕНИЧЕСКИХ ОПЫТОВ


 Штатив лабораторный химический:

 Набор чашек Петри:

 Набор инструментов препаровальных:

 Ложка для сжигания веществ:

 Ступка фарфоровая с пестиком:

 Набор банок, склянок, флаконов для хранения твердых реактивов;

 Набор приборок (ПХ-14, ПХ-16);

 Прибор для получения газов;

 Спиртовка и горючее для неё;

 Фильтровальная бумага (50 шт.);

 Колба коническая;

 Палочка стеклянная (с резиновым наконечником);

 Чашечка для выпаривания (выпарительная чашечка);

 Мерный цилиндр (пластиковый);

 Воронка стеклянная (малая);

 Стакан стеклянный (100 мл);


Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока(занятия)


Форма организации урока (занятия)

Виды учебной деятельности

Использование лабораторного и цифрового оборудования (центр «Точка роста»)

План

Факт

Введение – 1 ч


1



Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ.

Урок - беседа

Знакомство с инструктажем по ТБ

Цифровая лаборатория по биологии

Лаборатория Исследователя – 5 ч


2



Приборы для научных исследований,

лабораторное оборудование

Урок - лекция

Знакомство с лабораторным оборудованием и правилами их использования

Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование

3



Знакомство с устройством микроскопа.

Урок - практикум

Знакомство с устройством микроскопов различного типа. Повторение правил работы с микроскопом

Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование. Микроскопы

4



Техника биологического рисунка и

приготовление микропрепаратов

Урок - практикум

Знакомство с правилами приготовления временных микропрепаратов, отработка практических навыков работы с лабораторным оборудованием, техникой приготовления препората.

Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование. Микроскопы

5



Мини-исследование «Микромир»


Урок - практикум

Отработка навыка работы с временными и постоянными препаратами

Цифровой микроскоп.

Лабораторное оборудование.

6



Мини-исследование «Микромир»

Урок - практикум

Отработка навыка работы с временными и постоянными препаратами

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

Практическая ботаника – 10 ч

7



Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений»

Урок - экскурсия

Знакомство с фенологическими изменениями в природе с наступлением осени.

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

8



Техника сбора, высушивания и монтировки гербария

Урок - лекция

Знакомство с техникой сбора, высушивания и монтировки гербария

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

9



Техника сбора, высушивания и монтировки гербария

Урок - практикум

Отработка навыка сбора, высушивания и монтировки гербария


10



Определяем и классифицируем

Урок - практикум

Определяют и классифицируют растения, собранные для гербария


11



Морфологическое описание растений

Урок - лаборатория

Классифицируют и описывают растения, собранные для гербария


12



Определение растений в безлиственном состоянии

Урок - практикум

Определяют растений в безлиственном состоянии на территории школы

Цифровой микроскоп

13



Определение растений в безлиственном

состоянии

Урок - лаборатория

Определяют растений в безлиственном состоянии на территории школы


14



Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»

Урок - лаборатория

Создают каталог растений пришкольной территории


15



Редкие растения Курской области

Урок - лаборатория

Знакомятся с растениями Красной книги Курской области

Цифровой микроскоп

16



Редкие растения Курской области

Урок - практикум

Составляют Красную книгу Курского района

Цифровая лаборатория по биологии

Практическая зоология – 7 ч


17



Система животного мира

Урок - лекция

Знакомятся с системой животного мира


18



Определяем и классифицируем

Урок - практикум

Определяют и классифицируют животных


19



Определяем животных по следам и контуру

Урок - лаборатория

Знакомятся с фенологическими изменениями в жизни животных с наступлением зимы


20



Определение экологической группы животного по внешнему виду

Урок - практикум

Отрабатывают навык определения животных по следам и контуру


21



Практическая орнитология

Мини- исследование «Птицы на кормушке»

Урок - лаборатория

Отрабатывают навык определения экологической группы животного по внешнему виду

Лабораторное оборудование

Цифровая лаборатория по биологии

22



Проект «Красная книга Курской области»

Урок - практикум

Проводят исследования птиц на школьной кормушке


23



Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»

Урок - практикум

Создают буклет «Животные Красной книги Курского района»


Биопрактикум- 8 ч

24



Как выбрать тему

для исследования.

Постановка целей

и задач. Источники информации

Урок - лекция

Знакомятся с тем как выбрать тему для исследования, как поставить цель и задачи. Где взять источники

информации


25



Как оформить результаты исследования

Урок - лекция

Изучают, как оформить результаты исследования


26



Исследовательская деятельность. Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений.

Урок - практикум

Изучают влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений.

Лабораторное оборудование

Цифровая лаборатория по биологии.


27



Исследовательская деятельность. Влияние факторов на прорастание семян

Урок - лаборатория

Изучают влияние факторов на прорастание семян


28



Исследовательская деятельность: Выращивание культуры бактерий и простейших.

Урок - практикум

Выращивают культуры бактерий и простейших.

Лабораторное оборудование

Цифровая лаборатория по биологии

29



Исследовательская деятельность: Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий.

Урок - практикум

Изучают влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий.

Лабораторное оборудование

Цифровая лаборатория по биологии

30



Исследовательская деятельность: Влияние дрожжей на укоренение черенков.

Урок - практикум

Изучают влияние дрожжей на укоренение черенков

Лабораторное оборудование

Цифровая лаборатория по биологии

31



Исследовательская деятельность: Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации.

Урок - практикум

Определяют степени загрязнения воздуха методом биоиндикации.

Лабораторное оборудование

Цифровая лаборатория по биологии

32



Исследовательская деятельность: Определение запыленности воздуха в помещениях.


Урок - практикум

Определяют запыленность воздуха в помещениях.

Лабораторное оборудование

Цифровая лаборатория по биологии

33



Итоговая конференция

Урок – конференция

Представляют результаты своей деятельности. Защищают проекты


34-35



Резерв






























Оценка достижений планируемых результатов усвоения курса

Для отслеживания результативности образовательного процесса по программе «Практикум по биологии» используются следующие виды контроля:

- предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения программы) - входное тестирование;

- текущий контроль (в течение всего срока реализации программы);

- итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации программы).

Формы аттестации

- самостоятельная работа;

- тестирование;

- творческие отчеты;

- участие в творческих конкурсах по биологии;

- презентация и защита проекта.

Текущий контроль:

Формами контроля усвоения учебного материала программы являются отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, создание презентации по теме и т. д. Обучающиеся выполняют задания в индивидуальном темпе, сотрудничая с педагогом. Выполнение проектов создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Включение обучающихся в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью является стимулом развития познавательного интереса. Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия. По окончании каждой темы проводится итоговое занятие в виде тематического тестирования. Итоговая аттестация предусматривает выполнение индивидуального проекта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!