СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности « Практическая биология» (для 5-6 классов)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности « Практическая биология» (для 5-6 классов)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности « Практическая биология» (для 5-6 классов)»

Пояснительная записка



Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5-6 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.

На дополнительных занятиях по биологии в 5-6 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5-6 классах достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.

Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.


Цель и задачи программы

Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;

  • развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;

  • подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;

  • формирование основ экологической грамотности.


При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  • создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост;

использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов);

  • организация проектной деятельности школьников и проведение мини-конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.


Формы проведения занятий:

практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные

индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и

исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.


Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.


Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

  • иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

  • владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.


Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  • знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;

  • Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);

  • эстетического отношения к живым объектам.


Метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


Предметные результаты:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

  1. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

  1. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Содержание программы

Введение.( 2часа)

План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.

Раздел 1. Лаборатория Левенгука (10часов)

Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.

Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа

Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических объектов

Проектно-исследовательская деятельность:

Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).

Раздел 2. Практическая ботаника (14 часов)

Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Смоленской области.

Практические и лабораторные работы: Морфологическое описание растений

Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии Монтировка гербария

Проектно-исследовательская деятельность:

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» Проект «Редкие растения Смоленской области»

Раздел 3. Практическая зоология (16 часов)

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.

Практические и лабораторные работы:

Работа по определению животных Составление пищевых цепочек

Определение экологической группы животных по внешнему

виду Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»

Проектно-исследовательская деятельность: Мини - исследование «Птицы на кормушке»

Проект «Красная книга животных Смоленской области»

Раздел 4. Биопрактикум (26 часов)

Учебно -исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.

Практические и лабораторные работы:

Работа с информацией (посещение библиотеки) Оформление доклада и презентации по определенной теме

Проектно-исследовательская деятельность:

Модуль «Физиология растений»

Движение растений

Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений Прорастание семян

Влияние прищипки на рост корня

Модуль «Микробиология»

Выращивание культуры бактерий и простейших

Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий

Модуль «Микология»

Влияние дрожжей на укоренение черенков

Модуль «Экологический практикум»

Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации 

Определение запыленности воздуха в помещениях


Тематический план


Название раздела

Количество часов

Введение

2

Лаборатория Левенгука

10

Практическая ботаника

14

Практическая зоология

16

Биопрактикум

26

Итого

68














Календарно-тематическое планирование




Дата

№ п/п

Тема занятий

Форма проведения


1-2

Вводный инструктаж по ТБ при проведении Лабораторных работ.

Беседа

Лаборатория Левенгука (10часов)




3-4

Приборы для научных исследований.

Лабораторное оборудование

Практическая работа

«Изучение приборов для научных исследований лабораторного оборудования»


5-6

Знакомство с устройством микроскопа,лупы.

Практическая работа «Изучение устройства увеличительных приборов»


7-10

Техника биологического рисунка

Рассматривание готовых микропрепаратов.

Приготовления микропрепаратов

Лабораторный практикум ««Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов».


11-12

Мини-исследование «Микромир»

Рассматривание клеток организмов на готовых микропрепаратах с использованием цифрового

микроскопа»

Практическая ботаника (14 часов)




13-14

Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений»

Экскурсия


15-16

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария

Практическая работа «Техника сбора, высушивания и монтировки гербария»


17-18

Определяем и классифицируем



Практическая работа «Определение растений по гербарным образцам».


19-20

Морфологическое описание растений

Практическая работа «Морфологическое описание растений (работа с информационными карточками).


21-22

Определение растений в безлиственном состоянии

Практическая работа «Определение растений в безлиственном состоянии».


23-24

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»

Проектная деятельность


25-26

Редкие растения Смоленской области

Проектная деятельность

Практическая зоология (16 часов)




27-28

Система животного мира

Творческая мастерская


29-30

Определяем и классифицируем

Практическая работа по определению животных



31-32

Определяем животных по следам и контуру

Практическая работа «Определение

животных по следам и контуру»



33-34

Определение экологической группы животных по внешнему виду

Лабораторный практикум

«Определение экологической группы животных по внешнему виду».


35-36

Практическая орнитология. Мини-исследование «Птицы на кормушке»

Работа в группах: исследование

«Птицы на кормушке». Составление пищевых цепочек


37-40

Проект «Красная книга »


Проектная деятельность


41-42

Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»


Экскурсия «Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных».

Биопрактикум (26 часов)




43-44

Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач.

Теоретическое занятие



45-46

Источники информации

Практическая работа


47-48

Как оформить результаты исследования

Теоретическое занятие


49-50

Физиология растений

Исследовательская деятельность ::Движение растений. Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений.



51-52

Физиология растений

Исследовательская деятельность: : Прорастание семян. Влияние прищипки на рост

корня.



53-54

Микробиология

Исследовательская деятельность: Выращивание культуры бактерий и простейших. Влияние фитонцидов

растений на жизнедеятельность бактерий.



55-56

Микология

Исследовательская деятельность:

Влияние дрожжей на укоренение черенков.



57-58

Экологический практикум.

Исследовательская деятельность:

Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации.



59-60

Экологический практикум.

Исследовательская деятельность:

Определение запыленности воздуха в помещениях.


61-63

Подготовка к отчетной конференции


Создание презентаций, докладов


64-66

Отчетная конференция


Презентация работ



67-68

Итоговое занятие







Итого: 68 часов




Учебно-методическое обеспечение программы


Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.

Материально-техническое обеспечение программы

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»:

  • цифровая лаборатория по биологии;

  • микроскоп цифровой;

  • комплект посуды и оборудования для ученических опытов;

  • комплект гербариев демонстрационный;

  • комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);

  • мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).

Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ.













Литература

1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: БШКАРКЕ88, 1996.

  1. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.

  2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп.

— М.: Просвещение, 1991.

  1. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3— 5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.

  2. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.




Интернет-ресурсы

    1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

    2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

    3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»

    4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России



Методическое обеспечение:

Информационно-коммуникативные средства обучения

    1. Компьютер

    2. Мультимедийный проектор

Техническое оснащение (оборудование):

  1. Микроскопы;

  2. Цифровая лаборатория «Releon»;

  3. Оборудование для опытов и экспериментов.

Литература для учителя

1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.

  1. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.

  2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.

  3. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3—5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.

  4. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.

Интернет-ресурсы

    1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

    2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

    3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»

    4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.