Общая характеристика программы
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно–исследовательской деятельностью. Программа
«Занимательная биология» направлена на формирование у учащихся 5 класса интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике с использованием оборудования Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.
На базе центра "Точка роста" обеспечивается реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учетом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Биология».
Рабочая программа составлена на основе:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644)
Методические рекомендации по реализации образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста». Методическое пособие. – Москва, 2021 г
В соответствии с ООП ООО МКОУ «Половневская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области
Цель курса:
создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
Задачи курса:
формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов с использованием оборудования Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»;
развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности с использованием оборудования центра естественно- научной и технологической направленностей «Точка роста»;
подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
формирование основ экологической грамотности.
Содержание программы
Раздел 1.Введение
Теоретическое занятие.
Знакомство обучающихся с программой занятий (презентация). Устройство микроскопа, правила работы с ним и с лабораторным оборудованием.
Практические занятия. Строение клетки растения. Рассматривание микропрепаратов.
Раздел 2. Растения и внешняя среда
Теоретическое занятие. Влияние на рост и развитие растения разных факторов: тепло, свет, вода.
Практическое занятие. Изучение влияния разных факторов на рост и развитие растения. Раздел 3. Лист
Теоретическое занятие. Дыхание. Фотосинтез.
Практическое занятие. Условия протекания фотосинтеза. Зависимость транспирации от величины листовой пластинки. Раздел 4. Корень
Теоретическое занятие. Строение корня. Значение корня.
Практическое занятие. Дыхание корней. Раздел 5. Стебель
Теоретическое занятие. Как передвигаются вещества по стеблю.
Практическое занятие. Разноцветный сельдерей. Раздел 6. Семена
Теоретическое занятие. Какие условия необходимы для прорастания семян
Практическое занятие. Определение силы давления набухших семян. Что первое появляется? Раздел 7. Растения в жизни человека
Теоретические занятия. Значение растений в жизни человека. Комнатные цветы, их разнообразие. Способы размножения растений.
Практическое занятие. Размножение растений . Раздел 8 . Проекты
Теоретические знания
Методика проекта, структура. Выбор темы и постановка гипотезы. Особенности и этапы проекта. Анализ и обработка данных работы. Работа с литературой. Выводы проекта. Оформление проекта.
Тематика проектов:
«Растения-рекордсмены»
«Микро-зелень на подоконнике»
«Влияние различных факторов на прорастание семян фасоли (кресс-салата).
«Растения в государственной символике».
Учебно-тематический план
№ | Название темы | теория | практика | всего |
1 | Введение | 2 | 3 | 5 |
2 | Растения и внешняя среда | 2 | 5 | 7 |
3 | Лист | 1 | 3 | 4 |
4 | Корень | 1 | 2 | 3 |
5 | Стебель | 1 | 2 | 3 |
6 | Семена | 1 | 2 | 3 |
7 | Растения в жизни человека | 1 | 3 | 4 |
8 | Проекты | 2 | 4 | 6 |
| | 11 | 24 | 35 |
Личностные результаты:
Планируемые результаты освоения курса
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использовании.
Предметные результаты:
формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях еѐ развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Место предмета (курса) в учебном плане
Представленная рабочая программа соответствует программе основного общего образования. Срок реализации программы – один год (35 часов, 1 час в неделю в течение 1 года).
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение курса включает в себя учебное пособие для учащихся и программу курса. Учебное пособие для учащихся обеспечивает содержательную часть курса. Содержание пособия разбито на параграфы, включает дидактический материал (вопросы, упражнения, задачи, домашний эксперимент), практические работы.
ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ
Цифровые датчики рН, температуры окружающей среды, электропроводности, влажности воздуха
Микроскоп: цифровой или оптический с увеличением от 80 X;
Набор для изготовления микропрепаратов;
Микропрепараты (набор);
Соединительные провода, программное обеспечение, методические указания;
КОМПЛЕКТ ПОСУДЫ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕНИЧЕСКИХ ОПЫТОВ
Штатив лабораторный химический:
Набор чашек Петри:
Набор инструментов препаровальных:
Ложка для сжигания веществ:
Ступка фарфоровая с пестиком:
Набор банок, склянок, флаконов для хранения твердых реактивов;
Набор приборок (ПХ-14, ПХ-16);
Фильтровальная бумага (50 шт.);
Колба коническая;
Палочка стеклянная (с резиновым наконечником);
Чашечка для выпаривания (выпарительная чашечка);
Мерный цилиндр (пластиковый);
Воронка стеклянная (малая);
Стакан стеклянный (100 мл);
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока (занятия) | Форма организации урока (занятия) | Виды учебной деятельности | Использование лабораторного и цифрового оборудования (центр «Точка роста») |
План | Факт |
Введение – 5 ч |
1 | | | Вводное занятие Правила техники безопасности при проведении лабораторных работ. | беседа | Знакомство с инструктажем по ТБ | |
2 | | | Приборы для научных исследований. | беседа | Знакомство с оборудованием цифровой лаборатории «Наулаб» | Цифровая лаборатория по биологии. Цифровой микроскоп |
3 | | | Живая и неживая природа | экскурсия | Практическое занятия. Определяют признаки свойства живой и неживой природы. Оформляют отчёт в тетради. | Цифровая лаборатория по биологии. Цифровой микроскоп |
4 | | | Устройство микроскопа | лаборатория | Знакомство с устройством микроскопа, правилами работы с ним. Рассматривание готовых микропрепаратов. Оформляют отчёт в тетради | Цифровая лаборатория по биологии. Цифровой микроскоп |
5 | | | Строение клетки растения | Мини-проект | Знакомство со строением клетки растения на примере готового препарата «Клетки листа элодеи». Изготовление модели клетки из пластилина. | Цифровая лаборатория по биологии. Цифровой микроскоп |
Растения и внешняя среда-7 ч |
6 | | | Строение растения | лаборатория | Определяют главных частей растения и их значение. Оформляют работу в тетради. | Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование |
7 | | | Вода в жизни растения | лаборатория | Выясняют факторы, влияющие на рост и развитие растения на примере воды. Оформляют отчёт в тетради. Закладывают опыт по проращиванию растения в темноте и на свету (на примере лука) | Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование |
8 | | | Да будет свет! | лаборатория | Выясняют факторы, влияющие на рост и развитие растения на примере света. Оформляют отчёт в тетради. Закладывают опыт по влиянию тепла на развитие растения (на примере сирени) | Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование |
9 | | | Тепло ли тебе? | лаборатория | Выясняют факторы, влияющие на рост и развитие растения на примере тепла. Сравнивают набухание почек у ветвей на улице и в помещении. Оформляют отчёт в тетради. Закладывают опыт по росту растения в почве и без неё ( на примере герани). | Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование |
10 | | | Кому лучше? | лаборатория | Выясняют что такое почва. Изучают свойства почвы (проводят растворение, фильтрование). Оформляют отчёт в тетради. Закладывают опыт по влиянию минеральных удобрений на развитие растений (на примере традесканции) | Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование. |
11 | | | Кто быстрее? | лаборатория | Выясняют влияние удобрений на рост растения. Оформляют отчёт в тетради. | Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование. |
12 | | | Бережливые растения | лаборатория | Выяснить зависимость испарения воды от местообитания растения на примере кактуса, сансевьеры, фиалки | Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование. |
Лист- 4 ч |
13 | | | Дыхание растения | лаборатория | Выясняют что все части растения дышат. Оформляют отчёт в тетради | Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование |
14 | | | Какой газ выделяет растение на свету? | лаборатория | Выясняют какой газ образуется в результате фотосинтеза. Оформить отчёт в тетради. Закладывают опыт для определения условия для протекания фотосинтеза. | Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование. |
15 | | | Происходит ли фотосинтез в темноте? | Мини-проект | Выясняют что фотосинтез протекает только на свету. Оформляют отчёт в тетради. | Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование. |
16 | | | Много или мало? | лаборатория | Выясняют зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев растения. Оформляют отчёт в тетради. | Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование. |
Корень – 3 ч |
17 | | | Нужен ли корням воздух? | лаборатория | Выясняют что корни, как и другие части растения дышат. Оформить отчёт в тетради. Закладывают опыт по всасыванию воды корнями. | Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование |
18 | | | Для чего нужны корни? | лаборатория | Выясняют главную функцию корней- всасывание воды и минеральных веществ. Оформить отчёт в тетради. Закладывают опыт по строению корня молодого растения. | Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование |
19 | | | Все ли клетки корня одинаковы? | Мини-проект | Исследуют строение корня семени гороха (или другое растение). Оформляют отчёт в тетради. | Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование |
Стебель – 3 ч |
20 | | | Как растет стебель? | лаборатория | Изучают что такое стебель, как происходит его рост (на примере проростка гороха). Оформляют отчёт в тетради. | Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование |
21 | | | Передвижение веществ по растению | лаборатория | Изучают движение воды и веществ по сосудам древесины. Оформляют отчёт в тетради. | Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование. |
22 | | | Разноцветный сельдерей | Мини-проект | Выясняют что вещества передвигаются в двух направлениях: по ксилеме и флоэме. Оформляют отчёт в тетради. | Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование. |
Семена-3 ч |
22 | | | Много ли воды впитывают семена? | лаборатория | Узнают, что для проращивания семян нужна вода. Выясняют сколько воды могут впитать семена разных растений. Оформляют отчёт в тетради. Закладывают опыт по определению силы давления набухающих семян и тому, какую тяжесть они могут поднять. | Лабораторное оборудование Цифровая лаборатория по биологии |
23 | | | Насколько сильно семечко? | лаборатория | Выясняют силу давления набухающих семян. Определяют какую тяжесть могут поднять семена. Оформляют отчёт в тетради. | Лабораторное оборудование Цифровая лаборатория по биологии |
24 | | | Вершки или корешки? | лаборатория | Выясняют какой орган раньше появляется из семени. Оформляют отчёт в тетради. | Лабораторное оборудование Цифровая лаборатория по Биологии. |
Растения в жизни человека - 4 ч |
25 | | | Для чего нужны растения? | беседа | Выясняют значение растений для человека. Составляют схему «Роль растений в жизни человека» | |
26-27 | | | Комнатные растения | Мини-проект | Изучают материал про комнатные растения (описание, уход, размножение). Работают с дополнительной литературой. Создают мини-атлас «Растения кабинета биологии» | |
28 | | | Размножение растений листовыми черенками. | практикум | Применяют полученные знания при выполнении заданий | |
29 | | | Размножение растений отводками | практикум | Применяют полученные знания при выполнении заданий | |
Проекты - 6 ч |
30 | | | Выбор темы, постановка гипотезы, цели и задачи. | Мини-проект | Осуществляют выбор темы проекта, выдвигают гипотезы, ставят цели и задачи. | Лабораторное оборудование Цифровая лаборатория по биологии |
31 | | | Работа с информацией, анализ данных. | Мини-проект | Работают с дополнительными источниками информации, выполняют эксперимент, если он необходим. | Цифровая лаборатория по биологии |
32 | | | Выводы. Оформление проекта. | Мини-проект | Делают выводы. Оформляют работу | |
33 | | | Защита проекта | Мини-проект | Выступают перед одноклассниками с проектом | |
34 | | | Итоговое занятие | конференция | Представляют результаты своей деятельности. Защищают проекты | |
35 | | | Резерв | | | |
Оценка достижений планируемых результатов усвоения курса
Для отслеживания результативности образовательного процесса по программе «Занимательная биология» используются следующие виды контроля:
предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения программы) - входное тестирование;
текущий контроль (в течение всего срока реализации программы);
итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации программы).
Формы аттестации
самостоятельная работа;
тестирование;
творческие отчеты;
участие в творческих конкурсах по биологии;
презентация и защита проекта.
Текущий контроль:
Формами контроля усвоения учебного материала программы являются отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, создание презентации по теме и т. д. Обучающиеся выполняют задания в индивидуальном темпе, сотрудничая с педагогом. Выполнение проектов создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Включение обучающихся в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью является стимулом развития познавательного интереса. Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия. По окончании каждой темы проводится итоговое занятие в виде тематического тестирования. Итоговая аттестация предусматривает выполнение индивидуального проекта.