СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УМНИКИ И УМНИЦЫ» для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» по русскому языку (раздел «Занимательный русский язык») разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой.

    Программа «Умники и умницы» раздел «Занимательный русский язык» предназначена  для работы с учащимися 1 класса и рассчитана на 2 занятия в неделю. Всего 66 часов.

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» по русскому языку (раздел «Занимательный русский язык») разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой.

    Программа «Умники и умницы» раздел «Занимательный русский язык» предназначена  для работы с учащимися 1 класса и рассчитана на 2 занятия в неделю. Всего 66 часов.

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» по русскому языку (раздел «Занимательный русский язык») разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой.

    Программа «Умники и умницы» раздел «Занимательный русский язык» предназначена  для работы с учащимися 1 класса и рассчитана на 2 занятия в неделю. Всего 66 часов.

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» по русскому языку (раздел «Занимательный русский язык») разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой.

    Программа «Умники и умницы» раздел «Занимательный русский язык» предназначена  для работы с учащимися 1 класса и рассчитана на 2 занятия в неделю. Всего 66 часов.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УМНИКИ И УМНИЦЫ» для 1 класса»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

для 1 класса









Г.ЖЕЛЕЗНОГОРСК



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» по русскому языку (раздел «Занимательный русский язык») разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой.

Программа «Умники и умницы» раздел «Занимательный русский язык» предназначена для работы с учащимися 1 класса и рассчитана на 2 занятия в неделю. Всего 66 часов.

Основная цель: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.

Задачи :

  • Развитие лингвистических компетенций учащихся.

  • Формирование любви и уважения к русскому языку.

  • Развитие познавательных способностей младших школьников

  • Развитие творческих способностей младших школьников.

  • Расширение кругозора учащихся.

Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.

Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В сфере личностных, универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Метапредметным результатом изучения курса в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

В сфере регулятивных универсальных учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действие моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Речь устная и письменная.(2ч.)

Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.

  1.  Как обходились без письма?(2ч.)



Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

  1. Древние письмена.(2ч.)



Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.

  1.  Как возникла наша письменность?(1ч.)


Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

  1. Что такое слово?(2ч,)

Понятие слова, знакомство с ребусом.

  1. В мире звуков.(2ч.)

Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»

  1. Игротека.(1ч.)

Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»

  1. Звуки и буквы – не одно и то же.(2ч.)

В чем заключается различие между звуками и буквами

  1. Что такое метограммы?(1ч.)

Знакомство с метограммами. Разгадывание метограмм.

  1. Жили были гласные и согласные.(1ч.)

Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.

  1. Игротека.(1ч.)

Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метограмм.

  1. Волшебник Ударение.(2ч.)

Роль ударения в слове. Понятие «омограф»

  1. Такие разные согласные.(1ч.)

Способы отличия твердых согласных звуков от мягких

  1. Такие разные, разные согласные.(1ч.)

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

  1. Игротека.(1ч.)

Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости –глухости, твердости-мягкости. Решение метограмм. Рифмование слов.

  1. Русские народные загадки.(3ч.)

Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.

  1. Зачем шипят шипящие?(1ч.)

Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»

  1. Познакомьтесь: алфавит!(2ч.)

Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.

  1. Игротека.(1ч.)

Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.

  1. Привет, пословица!(2ч.)

Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.

  1. Поговорим о предложении.(2ч.)

Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.

  1. Еще немного о предложении.(1ч.)

Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.

  1. Игротека.(1ч.)

Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.

  1. Знакомимся с анаграммами.(1ч.)

Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.

  1. Что такое текст?(2ч.)

Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.

  1. Что мы пишем с большой буквы?(2ч.)

Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.

  1. Игротека.(1ч.)

Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.

  1. О безударных гласных.(2ч.)

Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.

  1. О парных звонких и глухих согласных.(2ч.)

Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова

  1. Слова - приятели.(2ч.)

Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы кданным словам, находить среди слов синонимичные пары

  1. Игротека.(1ч.)

Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.

  1. Слова – неприятели.(2ч.)

Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.

  1. Волшебное слово «предлог».(1ч.)

Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.

  1. Что за зверь такой - «фразеологизм»?(2ч.)

Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.

  1. Игротека.(1ч.)

Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.

  1. Учимся различать слова разных частей речи.(1ч.)

Упражнение в умении различать слова разных частей речи.

  1. В Клубе весёлых человечков.(2ч.)


Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.


  1. В гости к словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.)

 

Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».


  1. Экскурсия в прошлое.(1ч.)  


Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

40. Добрые слова .(2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

41. В гостях у братьев Словарей.(2ч.)

Экскурсия в городскую детскую библиотеку. Знакомство со словарями.

42.  Итоговое занятие.(2ч.)

  Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимами. Инсценирование рассказов,басен.










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока

Наименование разделов тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

По плану

По факту


Наш помощник - язык 12 часов

1 - 2

Речь устная и письменная.



Объяснять значение речи, общения в жизни людей. Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях

Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д.

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить (Н).

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать

контакт и т.д.

Оценивать свои особенности как слушателя.

Анализировать высказывание с точки зрения его

соответствия речевой задаче.

Разыгрывать риторические игры.

03.09

04.09


3- 4

 Как обходились без письма?


10.09

11.09


5 - 6

Древние письмена.


17.09

18.09


7

Как возникла наша письменность?




24.09


8 - 9

Что такое слово?



25.09

01.10


10- 11

В мире звуков.



02.10

08.10


12

Игротека.

09.10



В мире слов и звуков – 14 часов

13 -14

Звуки и буквы – не одно и то же.



Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни .

Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки .

Различать звуки и буквы.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Составлять слова из слогов.

Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать

контакт и т.д.

Оценивать свои особенности как слушателя.

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче .

Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни .

Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки.

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать

контакт и т.д.

Оценивать свои особенности как слушателя.

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задачей.

Разыгрывать риторические игры.

15.10

16.10


15

Что такое метограммы?




22.10


16

Жили - были гласные и согласные.



23.10


17

Игротека.



05.11


18 -19

Волшебник Ударение.



05.11

12.11


20

Такие разные согласные.



12.11


21

Такие разные, разные согласные.



19.11


22

Игротека.



19.11


23 -25

Русские народные загадки.




26.11

26.11

03.12


26

Зачем шипят шипящие?




03.12



Живые буквы - 40 часов

27 -28

Познакомьтесь: алфавит!



Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Выделять предложения из речи.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.

Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.


Различать текст и набор предложений Определять тему текста. Объяснять роль заголовка . Озаглавливать текст. Определять по ключевым словам, о чём говорится в

тексте . Называть ключевые слова в сказках,

сказочных историях .

Выделять незнакомые слова в тексте .

Выяснять значение непонятных слов.

Определять основную мысль текста.

Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте.


Познакомиться с новыми понятиями слов в русском языке.

Выделять начало, основную часть, конец текста.

Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях.

Моделировать уместные средства обращения при

решении риторических задач.

Называть изученные признаки текста.


Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года .

Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей.


Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.

Различать звуки и буквы.


Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.












Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.

Оценивать свои особенности как слушателя.

Анализировать высказывание с точки зрения его

соответствия речевой задаче. Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.

Разыгрывать риторические игры.

Познакомиться с разными словарями русского языка.

10.12

10.12


29

Игротека.



17.12



30 -31

Привет, пословица!



17.12

24.12


32

Поговорим о предложении.



24.12


33 - 34

Еще немного о предложении.



14.01

14.01

21.01

21.01


35

Игротека.


28.01


36

Знакомимся с анаграммами.




28.01


37 -38

Что такое текст?



04.02

04.02

11.02

11.02



18.02

18.02

39 -40

Что мы пишем с большой буквы?





41

Игротека.





42 -43

О безударных гласных.





44 -45

О парных звонких и глухих согласных.



46 -47

Слова - приятели.





48

Игротека.





49 -50

Слова – неприятели.






51


Волшебное слово предлог.



52 -53

Что за зверь такой - фразеологизм?




54

Игротека.





55

Учимся различать слова разных частей речи.




56 -57

В Клубе весёлых человечков.




58 -59

В гости к словам – родственникам. Почему их так назвали?



60

Экскурсия в прошлое.




61 -62

Добрые слова.




63 -64

Экскурсия в детскую библиотеку «В гостях у братьев Словарей».



65 -66

 Итоговое занятие.





ЛИТЕРАТУРА

  1. Л.В Мищенкова. Занимательный русский язык : задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие 1 класс. М.: изд-во РОСТ 2012

  2. Л.В.Холодова. Занимательный русский язык. Рабочая тетрадь РОСТкнига 2014

  3. О.А. Холодова, Л.В. Мищенкова. Комплексные работы по текстам, рабочая тетрадь.2014

  4. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

  5. В. П. Канакина. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2012 г.

  6. О. Н. Левушкина. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2013 г.

  7. С .Я.Маршак. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 2010 г.

  8. А. В. Полякова. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2010 г.

  9. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 2010 г

  10. Т. Г. Рик. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 2010 г.

  11. Т. Г Рик. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 2010 г.

  12. Т. Г Рик. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 2010 г.

  13. П.С.Тоцкий. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  14. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2014 г.

15. В. В. Волина. Веселая грамматика. М.: Знание, 2009 г.

16. В. В. Волина. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 2011 г.

17. В. В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2008г.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!