РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
для 1 класса
Г.ЖЕЛЕЗНОГОРСК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» по русскому языку (раздел «Занимательный русский язык») разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой.
Программа «Умники и умницы» раздел «Занимательный русский язык» предназначена для работы с учащимися 1 класса и рассчитана на 2 занятия в неделю. Всего 66 часов.
Основная цель: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи :
Развитие лингвистических компетенций учащихся.
Формирование любви и уважения к русскому языку.
Развитие познавательных способностей младших школьников
Развитие творческих способностей младших школьников.
Расширение кругозора учащихся.
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В сфере личностных, универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Метапредметным результатом изучения курса в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
В сфере регулятивных универсальных учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действие моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Речь устная и письменная.(2ч.)
Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.
Как обходились без письма?(2ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Древние письмена.(2ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
Как возникла наша письменность?(1ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Что такое слово?(2ч,)
Понятие слова, знакомство с ребусом.
В мире звуков.(2ч.)
Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»
Игротека.(1ч.)
Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»
Звуки и буквы – не одно и то же.(2ч.)
В чем заключается различие между звуками и буквами
Что такое метограммы?(1ч.)
Знакомство с метограммами. Разгадывание метограмм.
Жили были гласные и согласные.(1ч.)
Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.
Игротека.(1ч.)
Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метограмм.
Волшебник Ударение.(2ч.)
Роль ударения в слове. Понятие «омограф»
Такие разные согласные.(1ч.)
Способы отличия твердых согласных звуков от мягких
Такие разные, разные согласные.(1ч.)
Парные и непарные звонкие и глухие согласные
Игротека.(1ч.)
Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости –глухости, твердости-мягкости. Решение метограмм. Рифмование слов.
Русские народные загадки.(3ч.)
Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.
Зачем шипят шипящие?(1ч.)
Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»
Познакомьтесь: алфавит!(2ч.)
Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.
Игротека.(1ч.)
Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.
Привет, пословица!(2ч.)
Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.
Поговорим о предложении.(2ч.)
Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.
Еще немного о предложении.(1ч.)
Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.
Игротека.(1ч.)
Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.
Знакомимся с анаграммами.(1ч.)
Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.
Что такое текст?(2ч.)
Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.
Что мы пишем с большой буквы?(2ч.)
Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.
Игротека.(1ч.)
Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.
О безударных гласных.(2ч.)
Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.
О парных звонких и глухих согласных.(2ч.)
Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова
Слова - приятели.(2ч.)
Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы кданным словам, находить среди слов синонимичные пары
Игротека.(1ч.)
Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.
Слова – неприятели.(2ч.)
Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.
Волшебное слово «предлог».(1ч.)
Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.
Что за зверь такой - «фразеологизм»?(2ч.)
Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.
Игротека.(1ч.)
Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.
Учимся различать слова разных частей речи.(1ч.)
Упражнение в умении различать слова разных частей речи.
В Клубе весёлых человечков.(2ч.)
Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
В гости к словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.)
Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Экскурсия в прошлое.(1ч.)
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
40. Добрые слова .(2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
41. В гостях у братьев Словарей.(2ч.)
Экскурсия в городскую детскую библиотеку. Знакомство со словарями.
42. Итоговое занятие.(2ч.)
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимами. Инсценирование рассказов,басен.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование разделов тем | Характеристика основных видов деятельности ученика | По плану | По факту |
Наш помощник - язык 12 часов |
1 - 2 | Речь устная и письменная. | Объяснять значение речи, общения в жизни людей. Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства. Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить (Н). Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Разыгрывать риторические игры. | 03.09 04.09 | |
3- 4 | Как обходились без письма? | 10.09 11.09 | |
5 - 6 | Древние письмена. | 17.09 18.09 | |
7 | Как возникла наша письменность? | 24.09 | |
8 - 9 | Что такое слово? | 25.09 01.10 | |
10- 11 | В мире звуков. | 02.10 08.10 | |
12 | Игротека. | 09.10 | |
В мире слов и звуков – 14 часов |
13 -14 | Звуки и буквы – не одно и то же. | Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни . Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки . Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Составлять слова из слогов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче . Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни . Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задачей. Разыгрывать риторические игры. | 15.10 16.10 | |
15 | Что такое метограммы? | 22.10 | |
16 | Жили - были гласные и согласные. | 23.10 | |
17 | Игротека. | 05.11 | |
18 -19 | Волшебник Ударение. | 05.11 12.11 | |
20 | Такие разные согласные. | 12.11 | |
21 | Такие разные, разные согласные. | 19.11 | |
22 | Игротека. | 19.11 | |
23 -25 | Русские народные загадки. | 26.11 26.11 03.12 | |
26 | Зачем шипят шипящие? | 03.12 | |
Живые буквы - 40 часов |
27 -28 | Познакомьтесь: алфавит! | Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение. Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. Различать текст и набор предложений Определять тему текста. Объяснять роль заголовка . Озаглавливать текст. Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте . Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях . Выделять незнакомые слова в тексте . Выяснять значение непонятных слов. Определять основную мысль текста. Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте. Познакомиться с новыми понятиями слов в русском языке. Выделять начало, основную часть, конец текста. Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях. Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач. Называть изученные признаки текста. Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года . Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам. Разыгрывать риторические игры. Познакомиться с разными словарями русского языка. | 10.12 10.12 | |
29 | Игротека. | 17.12 | |
30 -31 | Привет, пословица! | 17.12 24.12 | |
32 | Поговорим о предложении. | 24.12 | |
33 - 34 | Еще немного о предложении. | 14.01 14.01 21.01 21.01 | |
35 | Игротека. | 28.01 | |
36 | Знакомимся с анаграммами. | 28.01 | |
37 -38 | Что такое текст? | 04.02 04.02 11.02 11.02 | 18.02 18.02 |
39 -40 | Что мы пишем с большой буквы? | | |
41 | Игротека. | | |
42 -43 | О безударных гласных. | | |
44 -45 | О парных звонких и глухих согласных. | | |
46 -47 | Слова - приятели. | | |
48 | Игротека. | | |
49 -50 | Слова – неприятели. | | |
51 | Волшебное слово предлог. | | |
52 -53 | Что за зверь такой - фразеологизм? | | |
54 | Игротека. | | |
55 | Учимся различать слова разных частей речи. | | |
56 -57 | В Клубе весёлых человечков. | | |
58 -59 | В гости к словам – родственникам. Почему их так назвали? | | |
60 | Экскурсия в прошлое. | | |
61 -62 | Добрые слова. | | |
63 -64 | Экскурсия в детскую библиотеку «В гостях у братьев Словарей». | | |
65 -66 | Итоговое занятие. | | |
ЛИТЕРАТУРА
Л.В Мищенкова. Занимательный русский язык : задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие 1 класс. М.: изд-во РОСТ 2012
Л.В.Холодова. Занимательный русский язык. Рабочая тетрадь РОСТкнига 2014
О.А. Холодова, Л.В. Мищенкова. Комплексные работы по текстам, рабочая тетрадь.2014
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
В. П. Канакина. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2012 г.
О. Н. Левушкина. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2013 г.
С .Я.Маршак. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 2010 г.
А. В. Полякова. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2010 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 2010 г
Т. Г. Рик. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 2010 г.
Т. Г Рик. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 2010 г.
Т. Г Рик. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 2010 г.
П.С.Тоцкий. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2014 г.
15. В. В. Волина. Веселая грамматика. М.: Знание, 2009 г.
16. В. В. Волина. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 2011 г.
17. В. В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2008г.