Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа № 1
РАССМОТРЕНА на методическом объединении учителей начальных классов протокол от 27.08.2021г. №1 | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета, протокол от 30.08.2021г. № 15 | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора _______ Л.Ф. Бабкина от 31 августа 2021г. № 405 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Клуб по интересам «Умники и умницы»
для 2 «В» класса
на 2021-2022 учебный год
Учитель: Склярова Татьяна Викторовна
п. Орловский
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности клуба по интересам «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. / на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Авторская программа О. Холодовой «Юным умникам и умницам» рассчитана на 4 года обучения: 1 класс – 33 часа в год (1 час в неделю); 2 - 4 классы – 34 часа год (1 час в неделю).
Рабочая программа для 2 класса рассчитана на 1 час в неделю - 34 учебные недели (34 часа в год) в соответствии с учебным планом МБОУ ОСОШ № 1 на 2021 – 2022 учебный год.
В связи с фактическим количеством учебных дней, с учётом календарного учебного графика и расписания занятий, обеспечено выполнение рабочей программы в полном объёме - 34 часа.
Цель программы:
Развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.
Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Задачи программы:
Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание курса внеурочной деятельности 2 года обучения
1.Тренировка психических процессов: развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти; совершенствование воображения; развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).
2. Задания геометрического характера: уникурсальные кривые; составление и моделирование предметов; построение фигур из счетных палочек; построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм" и др.
3. Нестандартные задания алгебраического характера: арифметический шифр; математический фокус; арифметические лабиринты с воротами; математические ребусы; магические квадраты 3*3;
4.Нестандартные задания логического характера: анаграмма; комбинаторные задачи; задачи с альтернативным условием.
5.Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия,
комбинированные формы занятий.
Основное внимание на занятиях по развитию познавательных способностей обращено на такие качества обучающегося, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки. Это позволяет обучающемуся постепенно выйти на более высокий уровень развития.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Календарно-тематическое планирование занятий курса "Умники и умницы" во 2 «В» классе.
№ п/п | Дата | Скорректированная дата | Тема урока | Количество часов | Примечания |
| | | 1 четверть – 9 занятий | | |
1 | 01.09.21 | | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | |
2 | 08.09.21 | | Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Логически - поисковые задания. Закономерности. | 1 | |
3 | 15.09.21 | | Тренировка внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. «Звуки». Анаграммы. Логически-поисковые задачи. | 1 | |
4 | 22.09.21 | | Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | |
5 | 29.09.21 | | Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». Логически –поисковые задания | 1 | |
6 | 06.10.21 | | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая одинаковая». Логические задачи. | 1 | |
7 | 13.10.21 | | Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | |
8 | 20.10.21 | | Развитие быстроты реакции. Игра «Внимание», «Слоговица», «Так же, как…». Логические задачи. | 1 | |
9 | 27.10.21 | | «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. Закономерности. Игра «Внимание», «Слоговица». | 1 | |
| | | 2 четверть – 8 занятий. | | |
10 | 10.11.21 | | Тренировка внимания. «Лабиринт». | 1 | |
11 | 17.11.21 | | Тренировка слуховой памяти «Послушай, вообрази», «Закодированное слово», «Поставь точку». | 1 | |
12 | 24.11.21 | | Тренировка зрительной памяти. «Ряды чисел», «Найди фигуру». Задачи на логику. Закономерности. | 1 | |
13 | 01.12.21 | | Развитие логического мышления. «Аналогия», «Первая – одинаковая». | 1 | |
14 | 08.12.21 | | Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Фантазёр», «Художник». Ребусы. | 1 | |
15 | 15.12.21 | | Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. «Так же, как …». Составление ребусов. | 1 | |
16 | 22.12.21 | | Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку». | 1 | |
17 | 29.12.21 | | Тренировка внимания. «Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
| | | 3 четверть –10 занятий. | | |
18 | 12.01.22 | | Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», «Поставь точку». | 1 | |
19 | 19.01.22 | | Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти. «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов. | 1 | |
20 | 26.01.22 | | Развитие логического мышления. «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность», «Первая – одинаковая». Тренировка слуха. | 1 | |
21 | 02.02.22 | | Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | |
22 | 09.02.22 | | Развитие быстроты реакций. «Внимание», «Шифровальщик», «Так же, как..», «Многозначные слова». | 1 | |
23 | 16.02.22 | | Развитие концентрации внимания. «Слоговица», «Найди слово». Антонимы. | 1 | |
24 | 23.02.22 | | Тренировка внимания. Вопросы-загадки. «Лабиринт», «Найди 7 ошибок», «Слоговица». Пословицы. | 1 | |
25 | 02.03.22 | | Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка. | 1 | |
26 | 16.03.22 | | Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуры», «Зарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Графический диктант. Штриховка. | 1 | |
27 | 23.03.22 | | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая – одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия». Графический диктант. Штриховка. | 1 | |
| | | 4 четверть – 8 занятий. | | |
28 | 06.04.22 | | Совершенствование воображения. «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | |
29 | 13.04.22 | | Развитие быстроты реакции. «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. Штриховка. | 1 | |
30 | 20.04.22 | | Развитие концентрации внимания. «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лабиринт», «Лишнее слово». Графический диктант. Штриховка. | 1 | |
31 | 27.04.22 | | Тренировка внимания. «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы». | 1 | |
32 | 04.05.22 | | Тренировка слуховой памяти. «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста. | 1 | |
33 | 11.05.22 | | Совершенствование воображения. «Внимание», «Числовая закономерность», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | |
34 | 18.05.22 | | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Конкурс эрудитов. | 1 | |