СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Олимпийский резерв»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности разработана для учащихся  7 – 11 классов. Программа направлена на подготовку школьников к теоретическому и практическому туру Всероссийской олимпиады школьников по биологии 

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Олимпийский резерв»»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Олимпийский резерв»


Наименование учебного предмета: Биология

Класс: 7 - 11

Учитель: Потапнёва Татьяна Александровна


Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности разработана для учащихся  7 – 11 классов. Школьная программа не включает достаточного количества лабораторных и практических работ, чтобы подготовить школьников к теоретическому и практическому туру Всероссийской олимпиады. Поэтому подборка занятий была сделана на основе заданий теоретического и практического тура Всероссийской олимпиады школьников прошлых лет. Программа обеспечивает отработку у учащихся навыков проведения исследований, наблюдений, работы с микроскопом, навыков приготовления микропрепаратов, навыков проведения качественных реакций на химические вещества, а также отработку теоретических знаний.

На занятиях школьники осваивают основы гистологии, микробиологии, генетики, биохимии, физиологии, анатомии, морфологии, систематики растений, животных и человека. Школьники учатся работать с различными источниками информации, самостоятельно организовывать и оценивать свою работу.

Цель работы:

  • повышение качества биологического образования,

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,

  • воспитание культуры труда при экспериментальной работе, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

Задачи:

  • повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;

  • развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

  • воспитание культуры труда при проведении биологического эксперимента, ответственного отношения к своему здоровью.

Перечень формируемых умений и знаний.

Знать:

  • основные положения биологических теорий;

  • строение биологических объектов: клетки (структура);

  • сущность биологических процессов: биосинтез белка, фотосинтез, энергетический обмен, митоз, мейоз, онтогенез, закономерности наследования признаков;

  • биологическую терминологию и символику.

Уметь:

  • объяснять:  взаимосвязь строения и функций; причины мутаций, изменяемости видов, нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

  • выявлять виды изменчивости;

  • анализировать и оценивать влияние различных факторов окружающей среды на генетическую безопасность.

  •  описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Ведущие методы:

  • словесный (лекция, беседа, дискуссия);

  • наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций, фотографий, таблиц, схем);

  • частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

  • экспериментально-практический (выполнение практических и лабораторных работ)

Условия реализации программы:

  1. Наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.

  2. Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологии.

  3. Наличие реактивов для проведения качественных реакций и химической посуды.

  4. Наличие наборов микропрепаратов, микрофотографий.

  5. Наличие гербариев, коллекций насекомых, чучел животных, наборов костей, скелеты человека и животных.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Вид работы

Кол-во часов

I. Ботаника: анатомия и морфология растений. Отделы растений.

1

Отдел водоросли.

Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото.

1

2

Отдел мохообразные.

Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото.

1

3

Отдел папоротниковидные.

Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото.

1

4

Отдел голосеменные.

Работа с гербарием, рисунками, фото.

1

5

Отдел покрытосеменные.

Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото.

1

6

Характеристика семейств покрытосеменных.

Работа с гербарием, рисунками, фото, моделями цветков и коллекцией плодов.

1

7

Растения различных растительных сообществ: степей, пустынь, полупустынь.

Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото.

2

8

Растения различных растительных сообществ: хвойных, лиственных, и дождевых лесов.

Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото.

1

9

Растения различных растительных сообществ: болот, водоемов.

Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото.

1

10

Комнатные растения: определение мест обитания по анатомо-морфологичесим признакам.

Мини-лекция. Работа с живыми объектами, рисунками, фото.

1

11

Фотосинтез

Мини-лекция. Решение задач.

1

12

Изготовление хроматограммы; обнаружение основных и дополнительных пигментов на листовой пластинке, объяснение причины разного расположения пигментов на хроматографической бумаге.

Эксперимент

1

13

Морфологическое описание растения по предложенному плану.

Практикум: работа с живыми и гербарными объектами.

1

14

Приготовление срезов органов различных растений (однодольных, двудольных, голосеменных, папоротникообразных) и анатомический анализ.

Практикум.

1

II. Зоология.

15

Определение систематического положения беспозвоночного животного по морфологическому описанию.

Работа с коллекциями, таблицами, рисунками, фото.

2

16

Определение систематического положения позвоночного животного по морфологическому описанию.

Работа с чучелами, таблицами, рисунками, фото.

2

17

Определение систематического положения позвоночного животного по строению черепа.

Работа с коллекционным материалом, таблицами, рисунками, фото.

1

18

Определение принадлежности животного к экологической группе по морфологическому описанию.

Работа с чучелами, таблицами, рисунками, фото.

1

19

Определение по строению зубов, клювов,  челюстей характера питания и место в трофической цепи. Составление зубной формулы.

Работа с коллекционным материалом, таблицами, рисунками, фото.

4

III. Анатомия человека.

20

Определение костей человека, к какому отделу скелета принадлежит, название, строение, функции.

Работа с коллекционным материалом, таблицами.

2

21

Чтение кардиограммы: определение отклонений в здоровье человека по кардиограмме.

Работа с кардиограммами.

2

22

Изучение рефлекторных влияний на организм: анализ изменения дыхания  при некоторых защитных рефлексах.

Физиологическая проба.

1

23

Изучение влияния изменения позы  и мышечной работы на ЧСС.

Физиологическая проба.

1

IV. Цитология.

24

Строение клетки. Сравнение клеток различных организмов.

Мини-лекция. Практикум: работа с микроскопами и микропрепаратами

2

25

Роль цитоплазматической мембраны: плазмолиз и деплазмолиз.

Эксперимент.

2

26

Экспериментальное определение изотонического раствора.

Эксперимент.

2

27

Выращивание клеточки Траубе.

Эксперимент.

1

V.Гистология.

28

Определение клеток и тканей по микрофотографиям и микропрепаратам.

Работа с фото, микроскопом и микропрепаратами.

4

29

Определение на микропрепарате делящейся клетки тип деления. Распознавание фаз деления клетки. Демонстрация фаз митоза и мейоза с помощью динамической модели.

Работа с микроскопом и микропрепаратами, набором для моделирования.

3

VI. Микробиология.

30

Исследование микроорганизмов в фиксированном и окрашенном растворе.

Эксперимент.

3

31

Приготовление и анализ препаратов из двух известных кисломолочных продуктов.

Эксперимент.

3

34

Характеристика микроорганизмов в двух культурах: А (суспензия пекарских дрожжей) и Б (рассол квашеной капусты).

Эксперимент.

3

VII. Биохимия.

35

Качественные реакции на органические вещества.

Эксперимент.

3

36

Идентификация веществ: крахмал, яичный белок, альбумин, желатин, сок квашеной капусты.

Эксперимент

3

VII. Генетика.

37

Решение генетических задач.

Решение задач.

6




Литература.

  1. Олимпиадные задания по биологии. 8 – 11 классы /сост. О. Л. Ващенко. –Волгоград: Учитель, 2007.

  2. Олимпиадные задания по биологии. 8 – 11 классы /сост. Л. М. Кудинова. –Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Кучменко В. С., Пасечник В. В. Биология. Задания и вопросы с ответами и решениями: Школьная олимпиада.- М.: АСТ. Астрель, 2002.

  4. Кучменко В. С., Пасечник В. В. XIX Всероссийская олимпиада школьников по биологии // Биология в школе. - №6. – 2003.

  5. Малый практикум по физиологии растений. – Изд-во МГУ, 1994.

  6. Паламарчук И. А., Веселова Т. Д. Изучение растительной клетки:Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1996.

  7. Пасечник В. В., Дмитриева Т. А. и другие / Сост. В. С. Кучменко. Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами. – М.: Мнемозина, 1998.

  8. Интернет ресурсы: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  9. Интернет ресурсы: Электронное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека» («Просвещение»)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!