Программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 7 – 11 классов. Школьная программа не включает достаточного количества лабораторных и практических работ, чтобы подготовить школьников к теоретическому и практическому туру Всероссийской олимпиады. Поэтому подборка занятий была сделана на основе заданий теоретического и практического тура Всероссийской олимпиады школьников прошлых лет. Программа обеспечивает отработку у учащихся навыков проведения исследований, наблюдений, работы с микроскопом, навыков приготовления микропрепаратов, навыков проведения качественных реакций на химические вещества, а также отработку теоретических знаний.
На занятиях школьники осваивают основы гистологии, микробиологии, генетики, биохимии, физиологии, анатомии, морфологии, систематики растений, животных и человека. Школьники учатся работать с различными источниками информации, самостоятельно организовывать и оценивать свою работу.
объяснять: взаимосвязь строения и функций; причины мутаций, изменяемости видов, нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
выявлять виды изменчивости;
анализировать и оценивать влияние различных факторов окружающей среды на генетическую безопасность.
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
№ п/п | Тема | Вид работы | Кол-во часов |
I. Ботаника: анатомия и морфология растений. Отделы растений. |
1 | Отдел водоросли. | Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото. | 1 |
2 | Отдел мохообразные. | Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото. | 1 |
3 | Отдел папоротниковидные. | Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото. | 1 |
4 | Отдел голосеменные. | Работа с гербарием, рисунками, фото. | 1 |
5 | Отдел покрытосеменные. | Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото. | 1 |
6 | Характеристика семейств покрытосеменных. | Работа с гербарием, рисунками, фото, моделями цветков и коллекцией плодов. | 1 |
7 | Растения различных растительных сообществ: степей, пустынь, полупустынь. | Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото. | 2 |
8 | Растения различных растительных сообществ: хвойных, лиственных, и дождевых лесов. | Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото. | 1 |
9 | Растения различных растительных сообществ: болот, водоемов. | Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото. | 1 |
10 | Комнатные растения: определение мест обитания по анатомо-морфологичесим признакам. | Мини-лекция. Работа с живыми объектами, рисунками, фото. | 1 |
11 | Фотосинтез | Мини-лекция. Решение задач. | 1 |
12 | Изготовление хроматограммы; обнаружение основных и дополнительных пигментов на листовой пластинке, объяснение причины разного расположения пигментов на хроматографической бумаге. | Эксперимент | 1 |
13 | Морфологическое описание растения по предложенному плану. | Практикум: работа с живыми и гербарными объектами. | 1 |
14 | Приготовление срезов органов различных растений (однодольных, двудольных, голосеменных, папоротникообразных) и анатомический анализ. | Практикум. | 1 |
II. Зоология. |
15 | Определение систематического положения беспозвоночного животного по морфологическому описанию. | Работа с коллекциями, таблицами, рисунками, фото. | 2 |
16 | Определение систематического положения позвоночного животного по морфологическому описанию. | Работа с чучелами, таблицами, рисунками, фото. | 2 |
17 | Определение систематического положения позвоночного животного по строению черепа. | Работа с коллекционным материалом, таблицами, рисунками, фото. | 1 |
18 | Определение принадлежности животного к экологической группе по морфологическому описанию. | Работа с чучелами, таблицами, рисунками, фото. | 1 |
19 | Определение по строению зубов, клювов, челюстей характера питания и место в трофической цепи. Составление зубной формулы. | Работа с коллекционным материалом, таблицами, рисунками, фото. | 4 |
III. Анатомия человека. |
20 | Определение костей человека, к какому отделу скелета принадлежит, название, строение, функции. | Работа с коллекционным материалом, таблицами. | 2 |
21 | Чтение кардиограммы: определение отклонений в здоровье человека по кардиограмме. | Работа с кардиограммами. | 2 |
22 | Изучение рефлекторных влияний на организм: анализ изменения дыхания при некоторых защитных рефлексах. | Физиологическая проба. | 1 |
23 | Изучение влияния изменения позы и мышечной работы на ЧСС. | Физиологическая проба. | 1 |
IV. Цитология. |
24 | Строение клетки. Сравнение клеток различных организмов. | Мини-лекция. Практикум: работа с микроскопами и микропрепаратами | 2 |
25 | Роль цитоплазматической мембраны: плазмолиз и деплазмолиз. | Эксперимент. | 2 |
26 | Экспериментальное определение изотонического раствора. | Эксперимент. | 2 |
27 | Выращивание клеточки Траубе. | Эксперимент. | 1 |
V.Гистология. |
28 | Определение клеток и тканей по микрофотографиям и микропрепаратам. | Работа с фото, микроскопом и микропрепаратами. | 4 |
29 | Определение на микропрепарате делящейся клетки тип деления. Распознавание фаз деления клетки. Демонстрация фаз митоза и мейоза с помощью динамической модели. | Работа с микроскопом и микропрепаратами, набором для моделирования. | 3 |
VI. Микробиология. |
30 | Исследование микроорганизмов в фиксированном и окрашенном растворе. | Эксперимент. | 3 |
31 | Приготовление и анализ препаратов из двух известных кисломолочных продуктов. | Эксперимент. | 3 |
34 | Характеристика микроорганизмов в двух культурах: А (суспензия пекарских дрожжей) и Б (рассол квашеной капусты). | Эксперимент. | 3 |
VII. Биохимия. |
35 | Качественные реакции на органические вещества. | Эксперимент. | 3 |
36 | Идентификация веществ: крахмал, яичный белок, альбумин, желатин, сок квашеной капусты. | Эксперимент | 3 |
VII. Генетика. |
37 | Решение генетических задач. | Решение задач. | 6 |