СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Проектная мастерская"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный курс внеурочной деятельности «Проектная мастерская» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей младшего школьного возраста. Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед независимой аудиторией, поможет расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Проектная мастерская"»







Рецензия

на программу внеурочной деятельности «Проектная мастерская»

для детей младшего школьного возраста (6-11 лет).

Программа «Проектная мастерская» для учащихся 1-4 классов представляет собой вариант программы организации   внеурочной деятельности школьников по общекультурному развитию. Актуальность и важность данной программы обосновывается необходимостью подготовки эрудированных учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооруженных навыками пользования проектными технологиями в такой степени, в какой это им будет необходимо для активной творческой производственной и общественной деятельности после окончания школы и направлена на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта НОО по организации дополнительной внеурочной деятельности младших школьников.

Структура программы соответствует требованиям ФГОС и включает: пояснительную записку, цели и задачи, перечень личностных, предметных результатов, содержание и технологии программы, календарно- тематическое планирование занятий, планы – конспекты занятий.

Используя разные виды деятельности, инициированные педагогом и предложенные самими учениками, обучающиеся развивают наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности, и самостоятельно создают продукт, имеющий значимость для других.

Реализуя программу, педагог создает такие условия для творчества, что становятся востребованными любые способности и увлечения детей, что многократно повышает их мотивацию и интерес к совместной деятельности.

Программа «Проектная мастерская» рассчитана на четыре года обучения (135 часов по 1 занятию в неделю): в 1 классе 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа в год.

Специфической особенностью проектной деятельности является направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Учитываются возрастные особенности детей. В связи с этим занятия строятся с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых занятиях, представляют собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают черты собственно проектной деятельности.

Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи. Курс «Проектная мастерская» строится на принципах системно-деятельностного, рефлексивного, проблемно-ситуативного подходов, диалогического общения.

В процессе изучения курса учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, вы­полняют творческие работы. Вни­мание уделяется выявлению изменений в окружающем мире. В результате изучения курса у детей начнут формироваться положительное отношение к приобретению знаний и умений, готовность оценивать свой труд; ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах.

Программа «Проектная мастерская» соответствует специфике внеурочной деятельности детей, и способствует: стимулированию познавательных процессов, развитию коммуникативных навыков, созданию среды общения, развитию творческих способностей личности, поддержанию стремления к самостоятельной деятельности.

Программа носит целостный характер, выделены структурные части, согласованы цели, задачи и способы их достижения.

Тематический план учитывает основные требования к организации учебно- воспитательного процесса в учреждении посредствам организации внеурочной деятельности детей.

Методическое обеспечение программы достаточно полно представляет условия, необходимые для получения результата.

Программа «Проектная мастерская» актуальна для работы с детьми младшего школьного возраста. Рекомендуется  к работе учителей начальных классов других школ.

29.08. 2022 год

Эксперт: заместитель директора по НОО Добрышкина Н.А.








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития младшего школьника, возникает необходимость перехода на новые формы и методы обучения. Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.

Рабочая программа учебного курса «Проектная мастерская» на уровне начального общего образования, реализующего направление воспитания «Ценности научного познания», разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ №105 Купинского района.

Общая характеристика курса

В основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко предметными знаниями и навыками. В образовании главными становятся методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности обучающегося, способного применять предметные знания и умения во вне учебных ситуаций, приближённых к реальным жизненным задачам

Учебный курс внеурочной деятельности «Проектная мастерская» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей младшего школьного возраста. Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед независимой аудиторией, поможет расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Целью данного курса является развитие навыков использования разных источников информации для создания проектов и формирование навыков делового общения в процессе работы над проектом.

Задачи:
  • развитие творческой исследовательской активности;

  • формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;

  • стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;

  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;

  • формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;

  • развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.

Главная идея проектной деятельности – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат. Работа над проектом даёт учащимся опыт

поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития,

самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:

  • мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.

  • исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.

  • коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.

  • социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают; Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся. Область применения проектной технологии велика – от процесса

обучения до воспитания, формирования личности ребенка.

Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса обучающихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.

Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы можно начинать уже в начальной школе. У младших школьников, больше выражен мотив для работы над проектами, так как ребёнок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации

этой потребности непосредственно в учебной работе.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций, обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка,

реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на уровне основного общего образования.

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования

ценностного отношения к процессу познания.

Актуальность

Актуальность и важность данной программы обосновывается необходимостью подготовки эрудированных учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооруженных навыками пользования проектными технологиями в такой степени, в какой это им будет необходимо для активной творческой производственной и общественной деятельности после окончания школы.

Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности. Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело,

лучше усваивается материал. Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармонического сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает проектная технология. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно- воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента

и исследований.

Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации обучающихся, что, в конечном счете, и является одной из целей учебно-воспитательного процесса.

Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановка проблемы, формулирование темы;

  • выдвижение гипотез;

  • овладение методами исследования;

  • сбор собственного материала для эксперимента;

  • обобщение, выводы;

  • защита работы.

Программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов, занимающихся исследовательской и экспериментальной работой.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

  • игры; опыты;

  • работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;

  • интеллектуальные головоломки;

  • практические занятия;

  • дискуссии, беседы.


Место курса в учебном плане

Курс «Проектная мастерская» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 1- 4 классов.

Программа рассчитана на четыре года обучения (135 часов по 1 занятию в неделю): в 1 классе 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа в год.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Изучение курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:
  • положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

  • осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств;

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия

результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности проектно- исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты Универсальные познавательные учебные действия:
  1. Базовые логические действия:

  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи;

  • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

  1. Базовые исследовательские действия:

  • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

  • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования)

  1. Работа с информацией:

  • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

  • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;

  • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

  • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя, родителей);

  • анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма);

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

Коммуникативные универсальные учебные действия:
  • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать

выступления участников;

  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

  • использовать смысловое чтение для отбора информации;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

  • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др ) к тексту выступления учиться выражать свои мысли.


Универсальные регулятивные учебные действия:
  1. Самоорганизация:

  • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

  1. Самоконтроль:

  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

  • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

  1. Самооценка:

  • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

  • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:
  • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (при подготовке коллективных проектов);

  • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;

  • ответственно выполнять свою часть работы.

Предметные результаты освоения курса

Предметные результаты на уровне начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Проектная мастерская" должны обеспечивать формирование следующих умений:

Составление плана решения проблемы. Постановка целей и задач.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Самостоятельно выбирать тему проекта.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Работать с программой Microsoft PowerPoint.

Находить ошибки. Делать умозаключения.

Обобщать по некоторому признаку, находить закономерность.

Выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ.

Рассуждать и доказывать свою мысль.

В рабочей программе предметные результаты конкретизированы по годам обучения.

Обучающийся первого года изучения учебного курса внеурочной деятельности научится:

  • различать понятия «семья», «школьная семья»;

  • определять общность и различие интересов, увлечений мальчиков, девочек;

  • собирать интересный материал по теме проекта, правильно выбирать себе помощников в работе;

  • отвечать на вопросы по предложенному тексту и продолжить мысль «Что будет, если…»;

  • определять значение слова «цель»;

  • выяснять, для чего нужны задачи, правильно формулировать вопросы «Как я это сделаю?»;

  • выбирать необходимую информацию из обилия собранного материала (на примере предложенного текста);

  • составлять устный рассказ о своем проекте, сообщая свои знания по теме проекта;

  • знакомиться с проведением опытов по изготовлению «мобильных устройств», получать электричество с помощью волос, готовить поилку для цветов, оценивать свои работы;

  • давать оценку своей деятельности с помощью учителя;

  • строить свою деятельность по предложенному плану. Обучающийся второго года изучения учебного курса внеурочной деятельности научится:

  • различать и использовать методы исследования: эксперимент, интервьюирование;

  • правилам выбора темы и объекта исследования, видам оформления проектов;

  • классифицировать предметы, явления и события;

  • объяснять значение слова «гипотеза»,

  • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;

  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

  • разбираться в возникших трудностях, предлагать свои варианты решения проблемы

  • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;

  • осуществлять сотрудничество со взрослыми;

  • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; использовать разные источники информации;

  • правильно выбирать предприятие, интересных людей, которые могут рассказать о своем продукте производства; использовать справочную литературу;

  • ставить перед собой задачи по созданию продукта,

  • изготавливать самостоятельно или с помощью взрослых планируемый продукт проекта;

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

  • контролировать время выступления, укладываться в регламент.

Обучающийся третьего года изучения учебного курса внеурочной деятельности научится:

  • методам исследования: эксперимент, анкетирование, моделирование интервьюирование;

  • основам работы с компьютером;

  • делать социальный проект и понимать его значимость для жизни окружающих;

  • способам и методам, стимулирующих саморазвитие психических процессов,

обеспечивающим ощущение успешности в работе,

  • правилам выбора темы и объекта исследования;

  • видам оформления проектов;

  • классифицировать предметы, явления и события;

  • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;

  • составлять план действий совместного исследования;

  • пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;

  • осуществлять сотрудничество со взрослыми;

  • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности.

Обучающийся четвёртого года изучения учебного курса внеурочной деятельности научится:

  • основным особенностям проведения исследовательской работы;

  • различать информационный проект и практико–ориентированный проект;

  • правилам осуществления самоконтроля; правилам успешной презентации работы.

  • выбирать пути решения задачи исследования;

  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;

  • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;

  • осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;

  • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; использовать разные источники информации;

  • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;

  • делать выводы и умозаключения;

  • указывать пути дальнейшего изучения объекта;

  • реализовывать право на свободный выбор.


Содержание курса внеурочной деятельности

Специфической особенностью проектной деятельности является направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать возрастные особенности детей. В связи с этим занятия строятся с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых занятиях, представляют собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают черты собственно проектной деятельности.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Основное содержание обучения в программе конкретизировано по годам обучения:

  1. й год изучения

Тренинг

Кто я? Моя семья. Чем я больше всего хочу заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои помощники. Этап. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Повторение пройденных проектных понятий.

Исследовательская практика

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Игра в ученых.

«Мобильные телефоны». Это интересно. Получение электричества с помощью волос. Поилка для цветов.

Мониторинг

Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося практиканта. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.

  1. й год изучения

Тренинг

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». Знакомство с понятиями

«формулировка». Работа со словарями. Выбор помощников работе над проектом Этапы работы над проектом. Знакомство с понятием «этап». Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность». Проблема. Решение проблемы. Выработка гипотезы- предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение». Цель проекта. Задачи проекта.

Исследовательская практика

Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка». Играем в учёных. Это интересно.

Мониторинг

Тест. «Чему ты научился?». Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение). Знакомство с понятием «презентация». Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft Power Point. Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией. Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Играем в учёных. Различные конкурсы проектно- исследовательской деятельности. Памятка жюри конкурсов. Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта.

  1. й год изучения

Организация работы над проектом.

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Анкетирование. Составление памяток по теме проекта. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.

Помощь ИКТ при создании проекта

Изучение и освоение возможностей программы МРР (Microsoft Power Point). Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. Анимации. Настройка анимации. Дизайн. Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями. Требования к компьютерной презентации.

Мониторинг

Подготовка проектной документации. Самоанализ. Рефлексия. Твои впечатления от

работы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Советы на лето.

  1. й год изучения

Организация работы над проектом. Виды проектов

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом. Выбор темы твоего проекта. Подбор материала. Выбор темы исследования. Предположение. Цель проекта. Задачи. Сбор информации. Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Требования к составлению анкет для проекта. Памятки к составлению анкет по теме для проекта. Виды проектов. Исследовательски-творческий проект. Творческий проект. Ролево- игровой проект. Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой. Информационно-исследовательский проект. Практико-ориентированный проект. Монопредметный проект. Межпредметный проект.

Презентация проекта

Виды презентационных проектов. Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции. Вид презентации проекта в рамках научной конференции. Правильная подготовка презентации к проекту.

Критерии оценивания проекта и его защиты

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления. Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом. Типичные ошибки проектантов. Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся.

Информационные технологии

Программа МРР. Формирование умения обработки с диаграммой. Формирование умения в работе с таблицей. Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.

Мониторинг

Подготовка проектной документации. Самоанализ. Рефлексия. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Советы на лето.

Формы работы:

1.Работа в парах. 2.Групповые формы работы. 3.Индивидуальная работа.

4.Самооценка и самоконтроль. 5.Взаимооценка и взаимоконтроль.

Планирование предполагает использование разнообразных форм организации и видов деятельности:

  • беседа;

  • игра;

  • групповая работа;

  • практическое занятие;

  • проектное задание;

  • создание рисунков;

  • инсценировка;

  • выступление с подготовленным сообщением;

  • создание презентации;

  • работа с интернет-ресурсами;

  • интервьюирование;

  • опытная лаборатория;

  • тестирование;

  • выполнение творческих заданий;

  • решение логических задач;

  • проведение выставок, конкурсов, научно-практических конференций.



Тематическое планирование курса внеурочной деятельности


«Проектная мастерская» 1 класс


п/п

Тема (раздел)

Количество

часов

Форма проведения занятий

Использование ЭОР

1.

Кто я? Моя семья

1

Беседа;

игра «Голоса неживых предметов»

РЭШ

https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/3632/start/122 820/

Учи.ру

(Окружающий мир 1класс.Семья.

«Генеалогическое древо»)

2.

Чем я люблю заниматься. Хобби

1

Беседа (рассказы о своих увлечениях)


3.

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор

темы проекта

1

Беседа


4.

Как собирать материал. Твои помощники. Этап

1

Игра «Зеленая тропинка» (нахождение подсказок)

Учи.ру (Окружающий мир 1класс.

Компьютер. Интернет)

5.

Повторение. Давай вспомним

1

Рисуночный тест


6.

Проблема

1

Беседа


7.

Проблема. Решение проблемы

1

Работа с художественным текстом


8.

Гипотеза. Предположение

1

Игра «Превращения» (предположения: как

головастик превращается в лягушку)


9.

Гипотеза. Играем в предположения

1

Игра в предположения



10.

Цель проекта

1

Беседа


11.

Задача проекта

1

Беседа


12.

Выбор нужной информации

1

Практическая работа


13.

Интересные люди – твои помощники

1

Беседа


14.

Продукт проекта

1

Беседа


15.

Виды продукта. Макет

1

Решение творческих заданий


16.

Повторение пройденных проектных понятий.

1

Играем и знания повторяем


17.

Визитка. Как правильно составить визитку к

проекту

1

Практическая работа


18.

Визитка. Как правильно составить визитку к

проекту. Практическое занятие

1

Практическая работа.

Выставка детских визиток.


19.

Мини-сообщение. Семиминутное

выступление

1

Подготовка мини -сообщения


20.

Выступление перед знакомой аудиторией

1

Урок-конференция


21.

Играем в ученых. Окрашивание цветка в

разные цвета. Это интересно

1

Опытная лаборатория


22.

Подготовка ответов на предполагаемы

вопросы «из зала» по теме проекта

1

Творческое задание


23.

Пробное выступление перед незнакомой

аудиторией

1

Урок-конференция


24.

Выступление перед незнакомой аудиторией

1

Урок-конференция


25.

Повторение. Давай вспомним

1



26.

Играем в ученых. «Мобильные телефоны».

Это интересно

1

Практическая работа

РЭШ






https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/5624/start/289

878/

27.

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно

1

Экспериментальная лаборатория

РЭШ

https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/3621/start/154 656/

28.

Играем в ученых. Поилка для цветов. Это

интересно

1

Опытная лаборатория


29.

Тест «Чему ты научился»

1

Тестирование; самооценка и самоконтроль


30.

Памятка для учащегося-проектанта

1

Коллективная работа (обсуждение

памятки)


31.

Твои впечатления от работы над проектом

1

Беседа


32.

Пожелания будущим проектантам

1

Беседа


33.

Советы на лето

1

Творческая работа (рисуем открытку)


итого часов за год:

33




«Проектная мастерская» 2 класс


п/п

Тема (раздел)

Количество часов

Форма проведения занятий

Использование ЭОР

1.

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения

1

Вводная беседа;

мини-сообщения


2.

Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант

1

Беседа;

групповая работа (словари, энциклопедии)


3.

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями

1

Беседа;

Работа со словарями; самостоятельная работа.



4.

Выбор помощников в работе над проектом

1

Самостоятельная работа (составление вопросов);

творческая работа.

РЭШ

https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/3719/main/15 6984/

(Профессии)

5.

Этапы работы над проектом

1

Беседа;

самостоятельная работа


6.

Актуальность темы проекта. Твое знакомство

с понятием «актуальность»

1

Беседа-рассуждение;

игра


7.

Проблема. Решение проблемы

1

Беседа;

игра в ассоциации


8.

Выработка гипотезы-предположения

1

Игра «Если бы я был волшебником»


9.

Цель проекта

1

Работа с текстом;


10.

Задачи проекта

1

Беседа;

мини-выступления


11.

Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор»,

«информация», «энциклопедия», «Интернет», книги, газеты, журналы

1

Беседа;

работа со словарями; работа в группах


12.

Знакомство с интересными людьми.

Интервью

1

Игра «Интересное интервью»


13.

Обработка информации. Отбор значимой

информации

1

Беседа;

работа с текстами


14.

Создание продукта проекта. Твое знакомство

с понятиями «макет», «поделка»

1

Беседа;

Работа с таблицей


15.

Играем в ученых. Это интересно

1

Опытная лаборатория


16.

Тест «Чему ты научился?»

1

Тестирование;

творческая работа, выставка работ


17.

Отбор информации для семиминутного

выступления. (Мини-сообщение)

1

Мини-сообщения



18.

Творческая работа. Презентация. Твое

знакомство с понятием «презентация»

1

Творческая работа


19.

Значимость компьютера в создании проектов.

Презентация

1

Беседа


20.

Знаком ли ты с компьютером? Программа

МРР

1

Работа с компьютером;

практическая работа


21.

Программа МРР

1

Работа с компьютером;

практическая работа


22.

Совмещение текста выступления с показом

презентации

1

Беседа;

Мини-сообщения


23.

Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед

знакомой и незнакомой аудиторией

1

Урок-конференция


24.

Подготовка ответов на предполагаемые

вопросы «зала» по теме проекта

1

Работа в малых группах


25.

Тест «Советы проектанту»

1

Тестирование


26.

Изготовление визитки. Правильное

составление титульного листа визитки

1

Творческая работа (составление визитки)


27.

Самоанализ. Работа над понятием

«самоанализ»

1

Самостоятельная работа по оценке умений и навыков, приобретённых в процессе

проектной деятельности


28.

Играем в ученых. Это интересно

1

Опытная лаборатория


29.

Различные конкурсы проектно-

исследовательской деятельности

1

Конкурсы проектно-исследовательской

работы


30.

Памятка жюри конкурсов

1

Коллективная работа (обсуждение

памятки)


31.

Пробное выступление перед незнакомой

аудиторией

1

Пробное выступление


32.

Самоанализ – рефлексия после твоего

выступления перед незнакомой аудиторией

1

Беседа



33.

Играем в ученых. Это интересно

1

Опытная лаборатория


34.

Благодарственные рисунки-отклики

помощникам твоего проекта. Советы на лето

1

Творческая работа (рисунок-отклик)


итого часов за год:

34





«Проектная мастерская» 3 класс



п/п

Тема (раздел)

Количество часов

Форма проведения занятий

Использование ЭОР

1.

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

1

Беседа (рассказы о своих увлечениях); решение ребусов

Учи.ру Окружающий мир. 3 класс «Про меня. Внутренний мир человека»

Задания на Uchi.ru

2.

Выбор темы твоего проекта. Подбор

материала для проекта. Проблема. Решение проблемы

1

Беседа; игры, ребусы; работа в группах


3.

Выбор темы твоего исследования.

Предположение. Гипотеза. Решение задачи.

1

Работа в мини-группах


4.

Требования к паспорту проекта. Составление

паспорта проекта

1

Практическое занятие


5.

Требования к паспорту проекта. Составление

паспорта проекта. Практическое занятие

1

Практическое занятие


6.

Требования к составлению анкет для проекта.

1

Беседа; работа со схемами (виды вопросов)


7.

Требования к составлению анкет для проекта.

Анкетирование

1

Составление анкет и их заполнение


8.

Постер. Требования к созданию постера.

Условия размещения материала на постере

1

Работа в группах


9.

Практическая работа. Создание мини-постера

1

Практическая работа



10.

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий,

рисунков

1

Практическое занятие


11.

Изучение и освоение возможностей

программы МРР. Вставка фигур

1

Практическое занятие


12.

Изучение и освоение возможностей

программы МРР. Вставка диаграмм

1

Практическое занятие


13.

Программа МРР. Анимации. Настройка

анимации

1

Практическое занятие;

опытная мастерская


14.

Программа МРР. Анимации. Настройка

анимации

1

Практическое занятие;

опытная мастерская


15.

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

1

Практическое занятие; творческая работа в группах


16.

Программа МРР. Дизайн (разные «темы»

презентации)

1

Практическое занятие


17.

Программа МРР. Дизайн. Вставка картинки,

диаграммы

1

Практическое занятие


18.

Программа МРР. Дизайн. Анимация

1

Практическое занятие


19.

Фотографии на слайдах. Работа с

фотографиями (обрезка)

1

Практическое занятие


20.

Фотографии на слайдах. Работа с

фотографиями (границы рисунка)

1

Практическое занятие


21.

Требования к компьютерной презентации

1

Беседа


22.

Требования к компьютерной презентации

1

Самостоятельная работа;

игры, ребусы


23.

Закрепление полученных умений, навыков в

работе с программой МРР

1

Решение творческих заданий


24.

Закрепление полученных умений, навыков в

работе с программой МРР

1

Тестирование



25.

Практическое занятие. Составление первой

презентации по заданному тексту

1

Создание презентации (работа в группах)


26.

Практическое занятие. Составление первой

презентации по заданному тексту

1

Создание презентации (работа в группах);

решение логических задач


27.

Практическое занятие. Составление первой

презентации по заданному тексту

1

Представление презентаций


28.

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка

информации. Интервью

1

Редактирование текста; интервьюирование


29.

Подготовка проектной документации к

выступлению на конкурсе. Обработка информации. Визитка

1

Практическая работа.

Создание и выставка детских визиток


30.

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1

Тестирование


31.

Твои впечатления от работы над проектом

1

Беседа


32.

Пожелания будущим проектантам

1

Творческая работа: советы проектантам


33.

Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году

1

Творческая работа: открытки- благодарности; круглый стол «Минутки

откровения»


34.

Советы на лето

1



итого часов за год:

34




«Проектная мастерская» 4 класс



п/п

Тема (раздел)

Количество часов

Форма проведения занятий

Использование ЭОР

1.

Твои новые интересы и увлечения

1

Беседа;

составление мини-сообщения


2.

Виды проектов

1

Работа в группах



3.

Исследовательско-творческий проект

1

Работа со справочной литературой;

групповая работа


4.

Творческий проект

1

Творческий мини-проект «Мой завтрак»


5.

Ролево-игровой проект

1

Инсценировка басни (групповая работа)


6.

Ролево-игровой проект

1

Инсценировка басни


7.

Исследовательский проект с выдвижением

гипотезы и последующей ее проверкой

1

Тренировочное упражнение (подготовка к

самостоятельному исследованию)


8.

Исследовательский проект с выдвижением

гипотезы и последующей ее проверкой

1

Проведение группового исследования

«Популярная детская телепередача»


9.

Информационно-исследовательский проект

1

Мини-проект «Школьная форма»


10.

Информационно-исследовательский проект


Мини-проект «Школьная форма»;

дискуссия по результатам исследования


11.

Информационно-ориентированный проект

1

Составление памятки с советами-

рекомендациями при покупке школьного ранца


12.

Практико-ориентированный проект

1

Работа с текстами;

решение логических задач


13.

Монопредметный проект

1

Беседа;

работа с таблицей


14.

Монопредметный проект

1

Работа с таблицей;

решение логических задач


15.

Межпредметный проект

1

Работа с текстами;

решение логических задач


16.

Виды презентационных проектов.

1

Работа с текстами;

опытная лаборатория


17.

Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции

1

Составление промежуточного отчета (по самостоятельно выбранной теме);

опытная лаборатория


18.

Вид презентации проекта в рамках научной

конференции

1

Беседа;






составление перечня требований к речи, выступающего в рамках научной

конференции


19.

Правильная подготовка презентации к проекту

1

Практическая групповая работа «Памятка

для начинающего проектанта»; выставка работ


20.

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления

1

Практическая групповая работа «Памятка для начинающего проектанта при

подготовке к публичному выступлению»


21.

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления

1

Практическая групповая работа «Памятка для начинающего проектанта при

подготовке к публичному выступлению»; выставка работ


22.

Работа с памяткой при составлении списка использованной литературы во время работы

над проектом

1

Ознакомление с памяткой при составлении списка использованной литературы во

время работы над проектом.


23.

Работа с памяткой при составлении списка

использованной литературы во время работы над проектом


Практическое занятие (составление ссылок на книгу, статью из сборника)


24.

Типичные ошибки проектантов

1

Беседа;

групповая работа «Составление Памятки по устранению типичных ошибок»


25.

Критерии итогового оценивания проектной

деятельности учащихся.

1

Изучение критериев по оцениванию

проектов жюри


26.

Программа ММР. Формирование умения в

работе с диаграммой

1

Практическое занятие


27.

Программа ММР. Формирование умения в

работе с таблицей.

1

Практическое занятие


28.

Практическая работа

1

Практическая работа (составление таблицы

с отметками за неделю)


29.

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1

Тестирование



30.

Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации

1

Работа с интернет-ресурсами;

творческая групповая работа «Мое любимое животное» (создание презентации)


31.

Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по

настройке полей и абзацев

1

Практическое занятие


32.

Твои впечатления от работы над проектом

1

Беседа; самостоятельная работа


33.

Пожелания будущим проектантам

1

Творческая работа


34.

Страницы благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Советы на лето

1

Творческая работа: открытки- благодарности; круглый стол «Минутки

откровения»


итого часов за год:

34




Учет рабочей программы воспитания

С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №105» Купинского района (модуль «Школьный урок») воспитательный потенциал урока реализуется через:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке учитель определяет самостоятельно в соответствии с целями и задачами урока.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!