СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» 1-4класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс является важной составляющей работы с детьми, проявляющими способности к изучению математики, так и с детьми, мотивированными к изучению математики, испытывающими интерес к данному учебному предмету и имеющими желание расширить круг своих математических представлений, знаний, умений.

Направление программы – общеинтеллектуальное.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» 1-4класс»

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новопортовская школа – интернат имени Л.В.Лапцуя»



РАССМОТРЕНО:

на заседании МО учителей

начальных классов

Протокол №5

от «28» мая 2022 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора

_________________________

«30» августа 2022 г.


УТВЕРЖДЕНО

приказом по школе № 282

«30» августа 2022 г.







Рабочая программа внеурочной деятельности

«Развитие математических способностей»

общеобразовательного уровня

для 1 – 4 классов







Составители:

Волкова Н.М., Крейда В.А., Римлянская З.П., Яптик А.А., Коночинская К.П., Кикеева С.А., Дергач Г.С., Иванова О.А.,






















с. Новый Порт, 2022г.

I.Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» разработана на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12. № 273-ФЗ; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10.2009 года №373; письма Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности»; сборника рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и среднего образования: учебн. пособие для общеобразовательных организаций.: - М.: Просвещение, 2020; авторской программы «Развитие математических способностей» (1-4 классы) Ю.И. Глаголева.: - М.: Просвещение, 2019.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.В.Лапцуя» на 2021 – 2022 учебный год.

Реализация учебной программы обеспечивается УМК «Школа России», утвержденным приказом по школе № 269 от 26.08.2021 г. в списке учебников, используемых в 2021-2022 учебном году.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» адресована обучающимся начальных классов и направлена на достижение планируемых результатов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

предметных (образовательная область «Математика и информатика»);

метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных);

личностных.

Курс является важной составляющей работы с детьми, проявляющими способности к изучению математики, так и с детьми, мотивированными к изучению математики, испытывающими интерес к данному учебному предмету и имеющими желание расширить круг своих математических представлений, знаний, умений.

Направление программы – общеинтеллектуальное.

Реализация программы дает возможность раскрытия индивидуальных способностей школьников, развитие интереса к различным видам деятельности, поощрения желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельности организовать свою учебную деятельность.

Цель программы:

создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие младшего школьника на основе развития его индивидуальности;

построение фундамента для математического развития;

формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи программы:

пробуждение и развитие устойчивого интереса учеников начальных классов к математике, формирование внутренней мотивации к изучению математики;

расширение и углубление знаний по предмету;

формирование приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;

формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;

раскрытие творческих способностей учеников, математического мышления;

воспитание способности проявлять волю, настойчивость и целеустремленность в решении нестандартных задач;

организация работы с одаренными детьми в рамках подготовки к предметных олимпиадам и конкурсам.

Срок реализации программы 4 года (1-4 класс).

II. Общая характеристика учебного предмета, курса

Курс входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ, учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Эффективность задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:

  • развитие личности ученика, его творческого потенциала;

  • развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.














Основные методы

Приёмы

Основные виды деятельности учащихся:

1. Словесный метод:

-Анализ и синтез.

-Сравнение.

-Классификация.

-Аналогия.

-Обобщение.

  • решение занимательных задач

  • оформление математических газет

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа

  • работа в парах, в группах

  • творческие работы

  • Рассказ (специфика деятельности учёных математиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);

  • словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

2. Метод наглядности:

Наглядные пособия и иллюстрации.

3. Практический метод:

Тренировочные упражнения; практические работы.

4. Объяснительно-иллюстративный:

Сообщение готовой информации.

5. Частично-поисковый метод:

Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.


Форма проведения занятий - урок.

Составные части урока:

РАЗМИНКА 

(3-5 минут)

Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (памяти, воображения, внимания, мышления)

(15 минут)

   ВЕСЁЛАЯ    ПЕРЕМЕНКА

(3-5 минут)

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА

(15-20 минут)

Основной задачей данного этапа является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку достаточно легкие, способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность и быстроту реакции.

Задания несут соответствующую дидактическую нагрузку, позволяющую углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания.

Динамическая пауза развивает двигательную сферу учащихся, развивает умение выполнять несколько заданий одновременно.

Штриховка предметов, построение при помощи трафаретов - это способ развития речи, так как попутно составляются минирассказы по теме, работают над словом, словосочетанием, предложением.

 

Форма организации занятий

Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.

Преобладающие  формы занятий

групповая






















III. Описание места учебного предмета в плане.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов (7 - 11 лет). Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40-45 мин. Программа рассчитана на 4 года.

В 1 классе - 33 часа в год. Во 2-4 классах - 34 часа в год.  

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приемов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

IV. Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса внеурочной деятельности

Личностные

  1. формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, к общим способам решения задач;

  2. ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  3. формирование внутренней мотивации к обучению, основанной на переживании положительных эмоций при решении нестандартной задачи, проявлении воли и целеустремлённости к достижению результата;

  4. принятие и сохранение учебной задачи, в сотрудничестве с учителем, развитие умения ставить новые учебные задачи и преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  5. планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  6. развитие умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Метапредметные

  1. использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы, для решения задач;

  2. ориентирование на разнообразие способов решения задач, осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  3. осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  4. осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  5. владеть произвольно и осознанно общими приемами решения задач;

  6. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  7. в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности проявлять познавательную инициативу, с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  8. устанавливать закономерность и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;

  9. группировать и классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

  10. проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.);

  11. находить разные способы решения задачи;

  12. распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводит пример, иллюстрирующий истинное утверждение, и контрпример, опровергающий ложное утверждение;

  13. структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы из структурированной информации;

  14. планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

  15. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  16. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  17. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.





V.Содержание курса внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» с указанием форм организации и видов деятельности


№ п/п

Содержание

Виды деятельности

Формы организации

1

Логические и комбинаторные задачи

Цвет, форма, размер. Ориентирование на плоскости и в пространстве. Комбинаторные задачи: перестановка и размещение. Задачи на распиливание и разрезание. Логические задачи. Задачи на множества. Магический квадрат.

Устанавливать логические связи между объектами. Понимать преимущества систематического перебора перед хаотическим перебором.

Решать задачи с помощью рисунка и схематического рисунка.

Решать комбинаторные задачи способами систематического перебора, с помощью таблицы и дерева возможных вариантов.

Сравнивать разные способы решения задач, выбирать оптимальный способ, объяснять выбор.

Решать комбинаторные задачи с помощью графа. Устанавливать соответствие между условием и вопросом задачи.

Анализировать схему. Моделировать условие задачи, используя схему «круги Эйлера» Классифицировать объекты.

Строить логическое рассуждение. Планировать решение задачи

Групповые и коллективные занятия.

Практические занятия, лекции, игры, праздники, конкурсы, проекты, олимпиады

2

Арифметические действия и задачи

Запись чисел арабскими и римскими цифрами. Задачи

Анализировать текст задачи.

Понимать неоднозначность условия задачи. Решать задачи,

Эвристическая беседа, практикум, конкурс,

олимпиада, технология КСО,


с несколькими ответами: перебор вариантов.

Таблица: строка, столбец таблицы. Решение задачи с помощью рисунка и таблицы

Моделирование условия задачи с помощью схемы. Числовые выражения.

Решение задач. Задачи на взвешивание и переливание. Длина, меры длины. Задачи-расчёты: покупки. Время. Задачи на части. Решение задач с пропорциональными величинами.

Комбинаторные и логические задачи.

используя систематический перебор вариантов. Сравнивать способы решения. Выбирать способ решения, оптимальный для конкретной задачи. Выполнять прикидку при планировании покупки. Моделировать условие задачи с помощью схемы для составления плана решения.

Называть текущее время разными способами. Использовать для определения времени механические и электронные часы. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Группировать объекты по различным признакам. Устанавливать соответствие между различными способами записи чисел.

Решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью Предлагать разные способы решения задач, выбирать из них оптимальные. Решать задачу с помощью рисунка и рассуждений.

интеллектуальная игра, дискуссия, исследовательская деятельность, творческие работы

3

Работа с информацией Чтение и анализ таблицы. Решение задач с помощью таблицы.

Истинные и ложные высказывания.

Задачи-расчёты.

Таблицы и диаграммы

Анализировать таблицу.

Соотносить данные таблицы и текст.

Анализировать условие задачи, представленное в таблице. Анализировать таблицу, выявлять закономерности её составления.

Анализировать информацию.

Определять истинные и ложные высказывания.

Строить логические суждения.

Составлять простые таблицы.

Составлять алгоритмы.

Решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью

Практикум, эвристическая беседа, олимпиада, проектная деятельность, творческая работа

4

Геометрические фигуры и величины

Линии и точки. Взаимное расположение на плоскости. Луч. Отрезок. Длина отрезка. Ломаная. Длина ломаной. Многоугольники. Прямоугольник.

Треугольник

Периметр прямоугольника.

Анализировать геометрические фигуры, определять существенные признаки.

Выполнять построения на плоскости. Измерять длину отрезка и чертить отрезки заданной длины используя разные мерки. Группировать геометрические

фигуры на основании разных признаков.

Практикум, конструирование, изготовление учебных моделей, занятие- мастерская, эвристическая беседа, олимпиада, технологии КСО, исследовательская

деятельность



Площадь прямоугольника.

Зеркальное отражение

фигур. Тетрамино. Танграм.

Геометрические тела.

Симметрия.

Выполнять построения. Предлагать и обсуждать разные способы решения задач.

Планировать и записывать, и проводить практическое

исследование, делать выводы.

Результаты исследования в таблице.

Анализировать чертёж.

Решать задачи на построения.

Группировать геометрические фигуры по существенному

признаку. Понимать взаимосвязь между периметром

геометрической фигуры и длинами

её сторон. Выполнять построения.

Решать задачи геометрического

содержания разными способами.

Вычислять площадь фигур сложной формы. Понимать

взаимосвязь между периметром и площадью прямоугольника.

Чертить фигуры в зеркальном отражении.

Выполнять практические действия для решения задачи.

Ориентироваться на плоскости.

Понимать принцип построения развёртки

геометрических тел.

Использовать модели и развёртку для решения задач. Иметь

представление о симметрии, оси симметрии. Достраивать симметричные фигуры по клеточкам.

Выполнять практические действия

для решения задачи.



VI.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

    1. класс (33 часа)

п/п

Название раздела

Тема занятия

Количество часов

1

Логические и

комбинаторные задачи

(6 часов)

Цвет, форма, размер

1

Ориентирование на плоскости и в пространстве

2

Комбинаторные задачи: перестановка

3


2.

Арифметические действия и задачи

(20 часов)

Нумерация чисел первого десятка: запись чисел арабскими и римскими цифрами

1

Задачи с несколькими ответами: перебор вариантов

1

Таблица: строка, столбец таблицы

1

Решение задачи с помощью рисунка и таблицы

1

Моделирование условия задачи с помощью схемы

1

Числовые выражения

1

Закономерность

2

Решение задач

3

Задачи на взвешивание

1

Нумерация чисел второго десятка: запись чисел арабскими и римскими цифрами

2

Решение задач разными способами

2

Задачи на переливания

2

Решение задач

2

3

Работа с информацией

(3 часа)

Чтение и анализ таблицы

1

Решение задач с помощью таблицы

1

Истинные и ложные высказывания

1

4

Геометрические фигуры и величины

(4 часа)

Линии и точки. Взаимное расположение на плоскости

2

Луч. Отрезок.

1

Длина отрезка

1



Всего:

33




    1. класс (34 часа)

№ п/п

Название раздела

Тема занятия

Количество часов

1

Логические и

комбинаторные задачи

(6 часов)

Комбинаторные задачи: перестановка и размещение

2

Логические задачи

1

Задачи на распиливание и разрезание

2

Логические игры

1

2

Арифметические действия и задачи

(20 часов)

Решение задач

2

Сотня: запись чисел римскими и египетскими цифрами

2

Длина, меры длины

1

Задачи-расчёты: покупки

2

Время. Решение задач

3

Числовые выражения

3

Решение задач

1

Вариативность вычислений

1

Умножение и деление


Решение задач на взвешивание и переливание


Решение задач



3

Работа с информацией

(3 часа)

Чтение и анализ таблицы

1


Решение задач с помощью таблицы

2


4

Геометрические фигуры и величины

(5часов)

Ломаная. Длина ломаной

1


Многоугольники

2


Прямоугольник. Периметр прямоугольника

2




Всего:

34

3 класс (34 часа)

п/п

Название раздела

Тема занятия

Количество часов

1

Логические и комбинаторные задачи, задачи на множества

(8 часов)

Магический квадрат

1

Комбинаторные задачи

2

Логические задачи

2

Задачи на множества

3

2

Арифметические действия и задачи

(17 часов)

Числа от 1 до 100

1

Задачи на части

1

Чётные/нечётные числа

3

Числовые выражения. Порядок действий

1

Задачи на части

2

Числовые выражения

1

Решение задач с пропорциональными величинами

3

Числа от 1 до 1000

1

Рациональные вычисления

2

Решение задач

2

3

Работа с информацией (3 часа)

Таблицы

1

Задачи-расчёты

2

4

Геометрические фигуры и

величины (6 часов)

Треугольник

1

Периметр многоугольника

1

Площадь прямоугольника

3

Зеркальное отражение фигур

1



Всего:

34

4 класс (34 часа)

п/п

Название раздела

Тема занятия

Количество часов

1

Логические и комбинаторные задачи, задачи на множества

(7 часов)

Комбинаторные задачи

3

Комбинаторные задачи

2

Логические задачи

1

Задачи на множества

1

2

Арифметические

действия и задачи (16 часов)

Многозначные числа

1

Числовые выражения

1

Решение задач

1

Задачи на взвешивание

1

Возраст

2

Время

2

Дроби. Решение задач

1

Рациональные вычисления

3

Задачи на движение

3

Арифметические ребусы

1

3

Работа с информацией (5 часов)

Таблицы и диаграммы

3

Задачи-расчёты

2

4

Геометрические фигуры и

величины (6 часов)

Многоугольники

1

Тетрамино

1

Танграм

1

Геометрические тела

2

Симметрия

1



Всего:

34





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!