Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Ямальский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопортовская школа – интернат имени Л.В.Лапцуя»
РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол №5 от «28» мая 2022 г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора _________________________ «30» августа 2022 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом по школе № 282 «30» августа 2022 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Развитие математических способностей»
общеобразовательного уровня
для 1 – 4 классов
Составители: | Волкова Н.М., Крейда В.А., Римлянская З.П., Яптик А.А., Коночинская К.П., Кикеева С.А., Дергач Г.С., Иванова О.А., |
с. Новый Порт, 2022г.
I.Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» разработана на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12. № 273-ФЗ; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10.2009 года №373; письма Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности»; сборника рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и среднего образования: учебн. пособие для общеобразовательных организаций.: - М.: Просвещение, 2020; авторской программы «Развитие математических способностей» (1-4 классы) Ю.И. Глаголева.: - М.: Просвещение, 2019.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.В.Лапцуя» на 2021 – 2022 учебный год.
Реализация учебной программы обеспечивается УМК «Школа России», утвержденным приказом по школе № 269 от 26.08.2021 г. в списке учебников, используемых в 2021-2022 учебном году.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» адресована обучающимся начальных классов и направлена на достижение планируемых результатов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
предметных (образовательная область «Математика и информатика»);
метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
личностных.
Курс является важной составляющей работы с детьми, проявляющими способности к изучению математики, так и с детьми, мотивированными к изучению математики, испытывающими интерес к данному учебному предмету и имеющими желание расширить круг своих математических представлений, знаний, умений.
Направление программы – общеинтеллектуальное.
Реализация программы дает возможность раскрытия индивидуальных способностей школьников, развитие интереса к различным видам деятельности, поощрения желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельности организовать свою учебную деятельность.
Цель программы:
создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие младшего школьника на основе развития его индивидуальности;
построение фундамента для математического развития;
формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи программы:
пробуждение и развитие устойчивого интереса учеников начальных классов к математике, формирование внутренней мотивации к изучению математики;
расширение и углубление знаний по предмету;
формирование приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;
формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
раскрытие творческих способностей учеников, математического мышления;
воспитание способности проявлять волю, настойчивость и целеустремленность в решении нестандартных задач;
организация работы с одаренными детьми в рамках подготовки к предметных олимпиадам и конкурсам.
Срок реализации программы 4 года (1-4 класс).
II. Общая характеристика учебного предмета, курса
Курс входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ, учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Эффективность задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
развитие личности ученика, его творческого потенциала;
развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.
Основные методы | Приёмы | Основные виды деятельности учащихся: |
1. Словесный метод: | -Анализ и синтез. -Сравнение. -Классификация. -Аналогия. -Обобщение. | решение занимательных задач оформление математических газет знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой проектная деятельность самостоятельная работа работа в парах, в группах творческие работы |
Рассказ (специфика деятельности учёных математиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников); словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы). |
2. Метод наглядности: |
Наглядные пособия и иллюстрации. |
3. Практический метод: |
Тренировочные упражнения; практические работы. |
4. Объяснительно-иллюстративный: |
Сообщение готовой информации. |
5. Частично-поисковый метод: |
Выполнение частичных заданий для достижения главной цели. |
Форма проведения занятий - урок. |
Составные части урока: |
РАЗМИНКА (3-5 минут) | Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (памяти, воображения, внимания, мышления) (15 минут) | ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут) | ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15-20 минут) |
Основной задачей данного этапа является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку достаточно легкие, способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность и быстроту реакции. | Задания несут соответствующую дидактическую нагрузку, позволяющую углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. | Динамическая пауза развивает двигательную сферу учащихся, развивает умение выполнять несколько заданий одновременно. | Штриховка предметов, построение при помощи трафаретов - это способ развития речи, так как попутно составляются минирассказы по теме, работают над словом, словосочетанием, предложением. |
Форма организации занятий | Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др. |
Преобладающие формы занятий | групповая |
III. Описание места учебного предмета в плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов (7 - 11 лет). Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40-45 мин. Программа рассчитана на 4 года.
В 1 классе - 33 часа в год. Во 2-4 классах - 34 часа в год.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
IV. Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса внеурочной деятельности
Личностные
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, к общим способам решения задач;
ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
формирование внутренней мотивации к обучению, основанной на переживании положительных эмоций при решении нестандартной задачи, проявлении воли и целеустремлённости к достижению результата;
принятие и сохранение учебной задачи, в сотрудничестве с учителем, развитие умения ставить новые учебные задачи и преобразовывать практическую задачу в познавательную;
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
развитие умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Метапредметные
использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы, для решения задач;
ориентирование на разнообразие способов решения задач, осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
владеть произвольно и осознанно общими приемами решения задач;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности проявлять познавательную инициативу, с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
устанавливать закономерность и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
группировать и классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.);
находить разные способы решения задачи;
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводит пример, иллюстрирующий истинное утверждение, и контрпример, опровергающий ложное утверждение;
структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы из структурированной информации;
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
V.Содержание
курса внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Содержание | Виды деятельности | Формы организации |
1 | Логические и комбинаторные задачи Цвет, форма, размер. Ориентирование на плоскости и в пространстве. Комбинаторные задачи: перестановка и размещение. Задачи на распиливание и разрезание. Логические задачи. Задачи на множества. Магический квадрат. | Устанавливать логические связи между объектами. Понимать преимущества систематического перебора перед хаотическим перебором. Решать задачи с помощью рисунка и схематического рисунка. Решать комбинаторные задачи способами систематического перебора, с помощью таблицы и дерева возможных вариантов. Сравнивать разные способы решения задач, выбирать оптимальный способ, объяснять выбор. Решать комбинаторные задачи с помощью графа. Устанавливать соответствие между условием и вопросом задачи. Анализировать схему. Моделировать условие задачи, используя схему «круги Эйлера» Классифицировать объекты. Строить логическое рассуждение. Планировать решение задачи | Групповые и коллективные занятия. Практические занятия, лекции, игры, праздники, конкурсы, проекты, олимпиады |
2 | Арифметические действия и задачи Запись чисел арабскими и римскими цифрами. Задачи | Анализировать текст задачи. Понимать неоднозначность условия задачи. Решать задачи, | Эвристическая беседа, практикум, конкурс, олимпиада, технология КСО, |
| с несколькими ответами: перебор вариантов. Таблица: строка, столбец таблицы. Решение задачи с помощью рисунка и таблицы Моделирование условия задачи с помощью схемы. Числовые выражения. Решение задач. Задачи на взвешивание и переливание. Длина, меры длины. Задачи-расчёты: покупки. Время. Задачи на части. Решение задач с пропорциональными величинами. Комбинаторные и логические задачи. | используя систематический перебор вариантов. Сравнивать способы решения. Выбирать способ решения, оптимальный для конкретной задачи. Выполнять прикидку при планировании покупки. Моделировать условие задачи с помощью схемы для составления плана решения. Называть текущее время разными способами. Использовать для определения времени механические и электронные часы. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Группировать объекты по различным признакам. Устанавливать соответствие между различными способами записи чисел. Решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью Предлагать разные способы решения задач, выбирать из них оптимальные. Решать задачу с помощью рисунка и рассуждений. | интеллектуальная игра, дискуссия, исследовательская деятельность, творческие работы |
3 | Работа с информацией Чтение и анализ таблицы. Решение задач с помощью таблицы. Истинные и ложные высказывания. Задачи-расчёты. Таблицы и диаграммы | Анализировать таблицу. Соотносить данные таблицы и текст. Анализировать условие задачи, представленное в таблице. Анализировать таблицу, выявлять закономерности её составления. Анализировать информацию. Определять истинные и ложные высказывания. Строить логические суждения. Составлять простые таблицы. Составлять алгоритмы. Решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью | Практикум, эвристическая беседа, олимпиада, проектная деятельность, творческая работа |
4 | Геометрические фигуры и величины Линии и точки. Взаимное расположение на плоскости. Луч. Отрезок. Длина отрезка. Ломаная. Длина ломаной. Многоугольники. Прямоугольник. Треугольник Периметр прямоугольника. | Анализировать геометрические фигуры, определять существенные признаки. Выполнять построения на плоскости. Измерять длину отрезка и чертить отрезки заданной длины используя разные мерки. Группировать геометрические фигуры на основании разных признаков. | Практикум, конструирование, изготовление учебных моделей, занятие- мастерская, эвристическая беседа, олимпиада, технологии КСО, исследовательская деятельность |
| Площадь прямоугольника. Зеркальное отражение фигур. Тетрамино. Танграм. Геометрические тела. Симметрия. | Выполнять построения. Предлагать и обсуждать разные способы решения задач. Планировать и записывать, и проводить практическое исследование, делать выводы. Результаты исследования в таблице. Анализировать чертёж. Решать задачи на построения. Группировать геометрические фигуры по существенному признаку. Понимать взаимосвязь между периметром геометрической фигуры и длинами её сторон. Выполнять построения. Решать задачи геометрического содержания разными способами. Вычислять площадь фигур сложной формы. Понимать взаимосвязь между периметром и площадью прямоугольника. Чертить фигуры в зеркальном отражении. Выполнять практические действия для решения задачи. Ориентироваться на плоскости. Понимать принцип построения развёртки геометрических тел. Использовать модели и развёртку для решения задач. Иметь представление о симметрии, оси симметрии. Достраивать симметричные фигуры по клеточкам. Выполнять практические действия для решения задачи. | |
VI.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
класс (33 часа)
№ п/п | Название раздела | Тема занятия | Количество часов |
1 | Логические и комбинаторные задачи (6 часов) | Цвет, форма, размер | 1 |
Ориентирование на плоскости и в пространстве | 2 |
Комбинаторные задачи: перестановка | 3 |
2. | Арифметические действия и задачи (20 часов) | Нумерация чисел первого десятка: запись чисел арабскими и римскими цифрами | 1 |
Задачи с несколькими ответами: перебор вариантов | 1 |
Таблица: строка, столбец таблицы | 1 |
Решение задачи с помощью рисунка и таблицы | 1 |
Моделирование условия задачи с помощью схемы | 1 |
Числовые выражения | 1 |
Закономерность | 2 |
Решение задач | 3 |
Задачи на взвешивание | 1 |
Нумерация чисел второго десятка: запись чисел арабскими и римскими цифрами | 2 |
Решение задач разными способами | 2 |
Задачи на переливания | 2 |
Решение задач | 2 |
3 | Работа с информацией (3 часа) | Чтение и анализ таблицы | 1 |
Решение задач с помощью таблицы | 1 |
Истинные и ложные высказывания | 1 |
4 | Геометрические фигуры и величины (4 часа) | Линии и точки. Взаимное расположение на плоскости | 2 |
Луч. Отрезок. | 1 |
Длина отрезка | 1 |
| | Всего: | 33 |
класс (34 часа)
№ п/п | Название раздела | Тема занятия | Количество часов |
1 | Логические и комбинаторные задачи (6 часов) | Комбинаторные задачи: перестановка и размещение | 2 |
Логические задачи | 1 |
Задачи на распиливание и разрезание | 2 |
Логические игры | 1 |
2 | Арифметические действия и задачи (20 часов) | Решение задач | 2 |
Сотня: запись чисел римскими и египетскими цифрами | 2 |
Длина, меры длины | 1 |
Задачи-расчёты: покупки | 2 |
Время. Решение задач | 3 |
Числовые выражения | 3 |
Решение задач | 1 |
Вариативность вычислений | 1 |
Умножение и деление | |
Решение задач на взвешивание и переливание | |
Решение задач | |
| 3 | Работа с информацией (3 часа) | Чтение и анализ таблицы | 1 |
| Решение задач с помощью таблицы | 2 |
| 4 | Геометрические фигуры и величины (5часов) | Ломаная. Длина ломаной | 1 |
| Многоугольники | 2 |
| Прямоугольник. Периметр прямоугольника | 2 |
| | | Всего: | 34 |
3 класс (34 часа)
№ п/п | Название раздела | Тема занятия | Количество часов |
1 | Логические и комбинаторные задачи, задачи на множества (8 часов) | Магический квадрат | 1 |
Комбинаторные задачи | 2 |
Логические задачи | 2 |
Задачи на множества | 3 |
2 | Арифметические действия и задачи (17 часов) | Числа от 1 до 100 | 1 |
Задачи на части | 1 |
Чётные/нечётные числа | 3 |
Числовые выражения. Порядок действий | 1 |
Задачи на части | 2 |
Числовые выражения | 1 |
Решение задач с пропорциональными величинами | 3 |
Числа от 1 до 1000 | 1 |
Рациональные вычисления | 2 |
Решение задач | 2 |
3 | Работа с информацией (3 часа) | Таблицы | 1 |
Задачи-расчёты | 2 |
4 | Геометрические фигуры и величины (6 часов) | Треугольник | 1 |
Периметр многоугольника | 1 |
Площадь прямоугольника | 3 |
Зеркальное отражение фигур | 1 |
| | Всего: | 34 |
4 класс (34 часа)
№ п/п | Название раздела | Тема занятия | Количество часов |
1 | Логические и комбинаторные задачи, задачи на множества (7 часов) | Комбинаторные задачи | 3 |
Комбинаторные задачи | 2 |
Логические задачи | 1 |
Задачи на множества | 1 |
2 | Арифметические действия и задачи (16 часов) | Многозначные числа | 1 |
Числовые выражения | 1 |
Решение задач | 1 |
Задачи на взвешивание | 1 |
Возраст | 2 |
Время | 2 |
Дроби. Решение задач | 1 |
Рациональные вычисления | 3 |
Задачи на движение | 3 |
Арифметические ребусы | 1 |
3 | Работа с информацией (5 часов) | Таблицы и диаграммы | 3 |
Задачи-расчёты | 2 |
4 | Геометрические фигуры и величины (6 часов) | Многоугольники | 1 |
Тетрамино | 1 |
Танграм | 1 |
Геометрические тела | 2 |
Симметрия | 1 |
| | Всего: | 34 |