СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "РОСТок", 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "РОСТок", 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "РОСТок", 4 класс»

Приложение

к образовательной программе начального общего образования МБОУ «СШ №2 – многопрофильная им. Е.И. Куропаткина»

на 2019-2020учебный год

Приказ №782 от 28.08.2019











МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМ. Е.И. КУРОПАТКИНА»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ВНЕУРОЧНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОСТОК»


на 2019 – 2020 учебный год




Составитель программы:

учитель начальных классов

Басова Е.Г.











г. Нижневартовск, 2019 г.




Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка. С каждым годом растет число детей, у которых обнаруживаются стойкие трудности в обучении.

Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные качества проявляют себя эмоционально.

В связи с переводом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности - творческой, познавательной, игровой - обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на развитие всех психических процессов и на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Цели курса:

  • Интеллектуально – личностно - деятельностное развитие младших школьников;

  • развитие у школьников познавательных и творческих способностей; навыков решения математических и языковых задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций);

  • умение планировать последовательность действий;

  • овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой и русским языком.

Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление практика и образное мышление художника.

Задачи:

Обучающие:

  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для умственной деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,

  • сформировать умение учиться;

  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, обучение различным приемам работы с бумагой,

  • применение знаний, полученных на уроках математики, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • развитие общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;

  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;

  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;

  • выявить и развить математические, лингвистические и творческие способности.

Воспитательные:

  • формирование учебной мотивации; воспитание интереса к процессу обучения, желания познавать новое;

  • расширение коммуникативных способностей детей;

  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«РОСТок»


- использование коммуникативных навыков в общение в социуме;

- увеличение познавательной активности каждого ребенка;

- расширение словарного запаса;

- улучшение устной связной речи;

- укрепление здоровья школьников.

Планируемые личностные результаты:

- готовность детей к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного речевого развития;

- навыки самоанализа, самостоятельности и аккуратности.

В результате прохождения программы должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);

смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).

Коммуникативные УУД: 

умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости; учет разных мнений и умение обосновать собственное; умение слушать собеседника; потребность в общении со взрослыми и сверстниками

Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД:  развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения; поиск и выделение необходимой информации; самостоятельный поиск и выделение познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков.


Содержание курса внеурочной деятельности

«РОСТок»

Занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.

Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.

В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.


Основные виды заданий:

  • динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;

  • познавательно-логические;

  • коммуникативные.

Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.

Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.

Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.

В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнение «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие.

Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.

Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.

Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная, интегрированная.

Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.

Направленность программы – общеинтеллектуальное. Основные виды деятельности - игровая и познавательная.

Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию обще интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

Тренировка психических процессов.

Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти;

Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей);

Совершенствование воображения;

Задачи геометрического характера.

Построение фигур с помощью трафарета; составление и моделирование предметов; штриховка предметов; построение фигур из счетных палочек; построение фигур из конструктора "Танграм".

Нестандартные задания алгебраического характера

- занимательный квадрат; ребусы; занимательные рамки; числовые головоломки ; арифметические лабиринты ; математические фокусы;

Нестандартные задания логического характера - провоцирующие задачи.


















Календарно-тематическое планирование по внеурочному занятию «РОСТОК»

4 класса В на 2019-2020 учебный год

Учитель Киямова З.Б.






Дата

Название темы/занятия

По плану

По факту

03.09


Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Понятие симметрии. Вводный урок.

10.09


Знакомство с понятием цикл. Симметричные фигуры. Развитие умения выдвигать гипотезы.

17.09


Работа с информацией. Развитие умения сравнивать и геометрического мышления.

24.09


Загадки­-омонимы. Развитие аналитических способностей. Совершенствование воображения и творческого мышления.

01.10

 

Совершенствование мыслительных операций. Задачи на построение конструкции. Тренировка внимательности.

08.10

 

Проект: Изготовление поделок из осенних листьев и плодов. Развитие творческих способностей.

15.10

 

Знакомство с типом задач «о рюкзаке с целыми мерками». Развитие умения обобщать. Тренировка умения видеть проблему и удерживать различные точки зрения.

22.10

 

Развитие логических способностей. Построение графа возможностей в комбинаторной задаче. Симметрия в задачах. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Зачеркни клетку».

05.11

 

Знакомство с системой записи чисел Древней Руси. Развитие концентрации внимания. Развитие умения устанавливать причинно­-следственные связи.

12.11

 

Развитие логических способностей. Развитие творческого воображения.

19.11

 

Задачи на взвешивание. Цикл. Симметрия в словах. Развитие умения встать на другую точку зрения.

26.11

 

Творческая работа: изготовление объёмных снежинок из бумаги и организация украшения помещения.

03.12

 

Понятие пересечения фигур. Знакомство с римской системой нумерации. Совершенствование умения строить гипотезы. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Бусы».

10.12

 

Совершенствование мыслительных операций. Задача «о рюкзаке с целыми мерками». Развитие умения находить неоднозначные решения проблемы.

17.12

 

Графы в логических задачах. Развитие умения выдвигать гипотезы.

24.12

 

Тренировка умения обобщать. Развитие коммуникативных навыков и умения строить стратегию в парной игре.

14.01

 

Развитие умения строить стратегию в задачах на взвешивание. Развитие творческого воображения.

21.01

 

Развитие умения строить логическую цепочку. Тренировка внимания.

28.01

 

Проект: Твоя малая Родина.

04.02

 

Проект: Твоя малая Родина.

11.02

 

Тренировка умения работать с двумерными таблицами. Развитие коммуникативных навыков в парной игре.

18.02

 

Развитие умения строить алгоритм в задачах на взвешивание. Тренировка внимательности.

25.02

 

Развитие умения строить алгоритм в задачах на взвешивание. Тренировка внимательности.

03.03

 

Развитие коммуникативных навыков в командной игре. Танграм – работа по конструированию.

10.03

 

Развитие умения строить алгоритм в задачах на взвешивание. Развитие умения находить неоднозначные решения проблемы и творческого мышления.

17.03

 

Развитие аналитических способностей в задаче «о рюкзаке с целыми мерками». Тренировка геометрического воображения.

31.03

 

Развитие умения строить логические цепочки, классификации.

07.04

 

Развитие аналитических и конструктивных способностей с помощью задач на разумный перебор. Совершенствование внимательности.

14.04

 


21.04

 

Развитие коммуникативных навыков и творческого воображения в командной игре «Артист».

28.04

 

Тренировка умения анализировать. Циклы при умножении. Развитие умения выдвигать гипотезы.

05.05

 

Развитие умения строить алгоритм в задачах на взвешивание. Тренировка умения обобщать и задавать вопросы.

12.05

 

Тренировка внимания, развитие умения строить алгоритмы в конструктивных задачах.

19.05


Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!