Приложение к образовательной программе начального общего образования МБОУ «СШ №2 – многопрофильная им. Е.И. Куропаткина» на 2019-2020учебный год Приказ №782 от 28.08.2019 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМ. Е.И. КУРОПАТКИНА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОСТОК»
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель программы:
учитель начальных классов
Басова Е.Г.
г. Нижневартовск, 2019 г.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка. С каждым годом растет число детей, у которых обнаруживаются стойкие трудности в обучении.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные качества проявляют себя эмоционально.
В связи с переводом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности - творческой, познавательной, игровой - обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на развитие всех психических процессов и на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Цели курса:
Интеллектуально – личностно - деятельностное развитие младших школьников;
развитие у школьников познавательных и творческих способностей; навыков решения математических и языковых задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций);
умение планировать последовательность действий;
овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой и русским языком.
Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление практика и образное мышление художника.
Задачи:
Обучающие:
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для умственной деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
сформировать умение учиться;
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, обучение различным приемам работы с бумагой,
применение знаний, полученных на уроках математики, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
развитие общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
развитие мелкой моторики рук и глазомера;
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
выявить и развить математические, лингвистические и творческие способности.
Воспитательные:
формирование учебной мотивации; воспитание интереса к процессу обучения, желания познавать новое;
расширение коммуникативных способностей детей;
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«РОСТок»
- использование коммуникативных навыков в общение в социуме;
- увеличение познавательной активности каждого ребенка;
- расширение словарного запаса;
- улучшение устной связной речи;
- укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты:
- готовность детей к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного речевого развития;
- навыки самоанализа, самостоятельности и аккуратности.
В результате прохождения программы должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);
смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).
Коммуникативные УУД:
умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости; учет разных мнений и умение обосновать собственное; умение слушать собеседника; потребность в общении со взрослыми и сверстниками
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения; поиск и выделение необходимой информации; самостоятельный поиск и выделение познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков.
Содержание курса внеурочной деятельности
«РОСТок»
Занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Основные виды заданий:
динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;
познавательно-логические;
коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнение «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная, интегрированная.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
Направленность программы – общеинтеллектуальное. Основные виды деятельности - игровая и познавательная.
Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию обще интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
Тренировка психических процессов.
Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти;
Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей);
Совершенствование воображения;
Задачи геометрического характера.
Построение фигур с помощью трафарета; составление и моделирование предметов; штриховка предметов; построение фигур из счетных палочек; построение фигур из конструктора "Танграм".
Нестандартные задания алгебраического характера
- занимательный квадрат; ребусы; занимательные рамки; числовые головоломки ; арифметические лабиринты ; математические фокусы;
Нестандартные задания логического характера - провоцирующие задачи.
Календарно-тематическое планирование по внеурочному занятию «РОСТОК»
4 класса В на 2019-2020 учебный год
Учитель Киямова З.Б.
| | | |
| Дата | Название темы/занятия |
По плану | По факту |
| 03.09 | | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Понятие симметрии. Вводный урок. |
| 10.09 | | Знакомство с понятием цикл. Симметричные фигуры. Развитие умения выдвигать гипотезы. |
| 17.09 | | Работа с информацией. Развитие умения сравнивать и геометрического мышления. |
| 24.09 | | Загадки-омонимы. Развитие аналитических способностей. Совершенствование воображения и творческого мышления. |
| 01.10 | | Совершенствование мыслительных операций. Задачи на построение конструкции. Тренировка внимательности. |
| 08.10 | | Проект: Изготовление поделок из осенних листьев и плодов. Развитие творческих способностей. |
| 15.10 | | Знакомство с типом задач «о рюкзаке с целыми мерками». Развитие умения обобщать. Тренировка умения видеть проблему и удерживать различные точки зрения. |
| 22.10 | | Развитие логических способностей. Построение графа возможностей в комбинаторной задаче. Симметрия в задачах. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Зачеркни клетку». |
| 05.11 | | Знакомство с системой записи чисел Древней Руси. Развитие концентрации внимания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. |
| 12.11 | | Развитие логических способностей. Развитие творческого воображения. |
| 19.11 | | Задачи на взвешивание. Цикл. Симметрия в словах. Развитие умения встать на другую точку зрения. |
| 26.11 | | Творческая работа: изготовление объёмных снежинок из бумаги и организация украшения помещения. |
| 03.12 | | Понятие пересечения фигур. Знакомство с римской системой нумерации. Совершенствование умения строить гипотезы. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Бусы». |
| 10.12 | | Совершенствование мыслительных операций. Задача «о рюкзаке с целыми мерками». Развитие умения находить неоднозначные решения проблемы. |
| 17.12 | | Графы в логических задачах. Развитие умения выдвигать гипотезы. |
| 24.12 | | Тренировка умения обобщать. Развитие коммуникативных навыков и умения строить стратегию в парной игре. |
| 14.01 | | Развитие умения строить стратегию в задачах на взвешивание. Развитие творческого воображения. |
| 21.01 | | Развитие умения строить логическую цепочку. Тренировка внимания. |
| 28.01 | | Проект: Твоя малая Родина. |
| 04.02 | | Проект: Твоя малая Родина. |
| 11.02 | | Тренировка умения работать с двумерными таблицами. Развитие коммуникативных навыков в парной игре. |
| 18.02 | | Развитие умения строить алгоритм в задачах на взвешивание. Тренировка внимательности. |
| 25.02 | | Развитие умения строить алгоритм в задачах на взвешивание. Тренировка внимательности. |
| 03.03 | | Развитие коммуникативных навыков в командной игре. Танграм – работа по конструированию. |
| 10.03 | | Развитие умения строить алгоритм в задачах на взвешивание. Развитие умения находить неоднозначные решения проблемы и творческого мышления. |
| 17.03 | | Развитие аналитических способностей в задаче «о рюкзаке с целыми мерками». Тренировка геометрического воображения. |
| 31.03 | | Развитие умения строить логические цепочки, классификации. |
| 07.04 | | Развитие аналитических и конструктивных способностей с помощью задач на разумный перебор. Совершенствование внимательности. |
| 14.04 | | |
| 21.04 | | Развитие коммуникативных навыков и творческого воображения в командной игре «Артист». |
| 28.04 | | Тренировка умения анализировать. Циклы при умножении. Развитие умения выдвигать гипотезы. |
| 05.05 | | Развитие умения строить алгоритм в задачах на взвешивание. Тренировка умения обобщать и задавать вопросы. |
| 12.05 | | Тренировка внимания, развитие умения строить алгоритмы в конструктивных задачах. |
| 19.05 | | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года. |