МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.МИЗИНО-ЛАПШИНОВКА»
ТАТИШЩЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по воспитательной работе ______________Н.Ю.Панченко «___» ____________ 2020 г | | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ с.Мизино-Лапшиновка» _________________ Е.В.Евсеева Приказ от ____2020 г № ____ |
Программа внеурочной деятельности
Секция «Волейбол»
на 2020-2021 учебный год
Уровень образования: 8 -11 классы
Количество часов за год: 34 часа в год;
Количество часов в неделю: 1 часа;
Руководитель кружка: Нечкина Светлана Рудольфовна
Программа разработана на основе «Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы.» Авторы В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва, «Просвещение», 2010год. Рекомендована Министерством образования РФ.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе «Комплексной программы физического воспитания 1 – 11 классы.» Авторы В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва, «Просвещение», 2010год. Рассчитана на 1 часа в неделю.
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба.
Цели и задачи
Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы – углублённое изучение спортивной игры волейбол.
Основными задачами программы являются:
укрепление здоровья;
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приемами техники и тактики игры;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
привитие ученикам организаторских навыков;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;
подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;
Содержание программы
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложении в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных занятий.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
метод упражнений;
игровой;
соревновательный;
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
в целом;
по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Тематический план
№ | Разделы подготовки | Количество часов |
1. | Теоретическая подготовка | 3 ч |
2. | Общая физическая подготовка. | 11ч |
3. | Специальная физическая подготовка. | 4 ч |
4. | Техническая подготовка. | 8 ч |
5. | Тактическая подготовка. | 2 ч |
6. | Инструкторская и судейская практика. | 1 ч |
7. | Соревнования. | 3 ч |
8 | Контрольные испытания. | 2 ч |
9. | Общее количество часов . | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Физическая культура и спорт в РФ Организация спортивной работы в Татищевском районе | | |
2 | Сведения о строении и функциях организма. Сердечно-сосудистая система, дыхание, газообмен. Влияние физических упражнений на организм человека. Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль (режим дня, питания, гигиенические требования) | | |
3 | Правила игры в волейбол (жесты, правила, терминология). Места занятий и инвентарь (уход за инвентарем, правила пользования). Общая и специальная физическая подготовка (ОСФП) | | |
4 | ОСФП-акробатика, бег (челночный бег). Перемещения и стойки. Основы техники и тактики игры (ОТТИ) – характеристика основных приемов техники. ОТТИ – Передача мяча: сверху двумя руками. | | |
5 | ОСФП – бег; перемещения, двойной шаг вперед. Перемещения в стойке. ОТТИ – Передача мяса сверху двумя руками в парах. Нижний прием мяча. | | |
6 | ОСФП – бег, перемещения в стойке в различных направлениях. ОТТИ – передача мяча с собственного подбрасывания. | | |
7 | ОСФП – бег с ускорением до 30 метров. Бег, в стойке левы, правым боком. Прыжки с места в длину, вверх. ОТТИ- передача мяча в парах. Нижняя прямая подача. | | |
8 | ОСФП – бег, прыжки, подв.игра «День и ночь» Упр. Для мышц рук и плечевого пояса. ОТТИ – нижняя прямая подача мяча через сетку. Верхняя передача мяча в парах. | | |
9 | ОСФП – упр.для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища, шеи. ОТТИ – нижний прием мяча в парах. Прямой нападающий удар (овладение режимом разбега). | | |
10 | ОСФП – акробатика. Бег, прыжки, подвижные игры. ОТТИ – верхняя и нижняя передача мяча в парах. Прямой нападающий удар (прыжок вверх толчком двух ног с места). | | |
11 | ОСФП – акробатика, подвижные игры, бег, прыжки. ОТТИ – прямой нападающий удар (прыжок вверх толчком двух ног с 1, 2, 3 шагов разбега) верхняя прямая подача мяча. Прием мяча сверху двумя руками, отскочившему от стены. | | |
12 | ОСФП – бег, стартовая стойка (исходное положение) – основная. Ходьба, бег, перемещаясь в стойке лицом вперед. ОТТИ- прием мяча сверху двумя руками, после броска в сторону, прием мяча сверху двумя руками, после броска через сетку. | | |
13 | ОСФП – бег30 метров с высокого старта. Бег, прыжок вверх с разбега толчком двух ног. ОТТИ – выбор места для выполнения нижней подачи. Выбор места для второй передачи и в зоне 3. Прямой нападающий удар. | | |
14 | ОСФП – бег в стойке, прыжки с оттягощениями. Бег в стойке, перемещения влево, вправо. ОТТИ – прием мяча снизу двумя руками после броска в сторону. Прием мяча снизу двумя руками, после броска через сетку. Прием мяча снизу двумя руками, от нижней подачи. | | |
15 | ОСФП - бег, перемещение влево, вправо. ОТТИ - прием мяча снизу двумя руками от попадающего удара. Тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи. | | |
16 | ОТТИ – тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор места для второй передачи и в зоне 3. Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрок зоны 4 с игроком зоны 3 (при первой передаче). | | |
17 | ОТТИ – тактика нападения. Групповые действия. Взаимодействие игроков зон: 6,5 и 1 с игроком зоны 3. Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3. Вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом. | | |
18 | ОТТИ – тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3. Подача мяча. Нижняя прямая. | | |
19 | ОТТИ – нападающий удар: с 1, 2, 3 шагов разбега. Нападающий удар: удар кистью по мячу. | | |
20 | ОТТИ – техника защиты: действия без мяча. Передача мяча: с набрасыванием партнеров. | | |
21 | ОТТИ – передача мяча: с набрасыванием партнеров в различных направлениях. Подача мяча: верхняя прямая. | | |
22 | ОТТИ – подача мяча: через сетку из-за лицевой линии. | | |
23 | ОТТИ – техника нападения: сочетание способов перемещений. | | |
24 | ОТТИ – тактика защиты: выбор места при приеме верхней подачи и передаче в зону 3. | | |
25 | ОТТИ – тактика защиты: выбор места при приеме верхней подачи. | | |
26 | ОТТИ – командные тактические действия (в нападении и защите). | | |
27 | ОТТИ – командные тактические действия. | | |
28 | ОТТИ – командные тактические действия. | | |
29 | ОТТИ – командные тактические действия. | | |
30 | ОТТИ – командные тактические действия. | | |
31 | Контрольные игры. | | |
32 | Контрольные испытания. | | |
33 | Соревнования. | | |
34 | Экскурсии и посещение соревнований. Туристические походы | | |
Часы, отведенные на экскурсии и посещение соревнований могут быть использованы в любые сроки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Банников А.М., Костиков В.В. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001.
2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. - М., 1982 (ГНП), 1983 (УТГ), 1985 (ГСС).
3. Волейбол. / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
6. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
7. Железняк Ю.Д., Кунянский В. А. У истоков мастерства. - М., 1998.
8. Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.
9. Марков К.К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.
10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.
11. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Л. Б. Гофмана. - М., 1998.
12. Никитушкин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. - М., 1998.
13. Основы управления подготовкой юных спортсменов. / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М., 1982.
14. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997.
15. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.
16. Современная система спортивной подготовки. / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995.
17. Спортивная медицина: справочное издание. - М., 1999.
18. Спортивные игры. / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М., 2000.
19. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М., 1987.
20. Титова Т.М, Т.В.Степанова Волейбол. Развитие физических качеств и двигательных навыков в игре.. М, «Чистые пруды» 2006.
21.В.А.Лепешкин Волейбол в школе. Обучение тактики игры. М,2007 г.
22.А.В.Беляев Волейбол на уроке физической культуры. М.2005.