СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Шашки и шахматы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Шашки и шахматы"»



МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»
















Программа кружка настольных игр

«Шашки и шахматы»









Руководитель: Бубликова С.В.















С.Усть-Ницинское



Пояснительная записка


В современном обществе целью развития подростков является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра - ведущий вид деятельности, в которой подросток учится, развивается, растет. Тем не менее, настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми подростки готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого  общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шахматы, развивают мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения подростки овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Игра в шахматы и шашки – очень мощный инструмент полноценного развития интеллекта в игровой форме. Для подростка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение игре в шахматы и шашки способствует умению ориентироваться на плоскости; развитию мышления, внимательности, усидчивости, собранности, самостоятельности, запоминанию; учит сравнивать, обобщать. 
Шашки и шахматы - замечательный повод для общения обучающихся, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». Шашечное и шахматное творчество научит обучающихся использовать свою смекалку и в других областях человеческой деятельности, научить думать. Отличительной особенностью рабочей программы является большой акцент на начальную подготовку обучающихся, начинающих с «нуля». Программа занятий кружка «Шашки-шахматы» предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки и шахматы, приближает начинающего шашиста и шахматиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной и шахматной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. 
Шахматная и шашечная игра дарят подростку радость творчества и обогащают его духовный мир. Эти удивительные игры становятся средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Цель: Ознакомление с основами теории и практики игры в шашки и шахматы. 
Задачи: формировать представление о правилах игры; обучать простым комбинациям и ходам; учить ориентироваться на плоскости, производить расчеты на несколько ходов вперёд; приобщать подростков к спортивно – творческой игре; формировать отношение к игре в шашки и шахматы как к интеллектуальному досугу в семье и лицее; воспитывать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, волю.


Календарно-тематический план занятий по шахматам и шашкам

п/п

Название

темы

Количество

часов

1.

История шашек и шахмат. Название фигур.

1

2.

Шахматная и шашечная доска. Начальное положение фигур. Название и сила фигур.

1

3.

Правила шашечной игры. Начало партий: «Городская партия», «Обратная городская партия».

1

4.

Начало партий: «Кол», «Обратный кол»

1

5.

Ловушки в начале партии. Первая и вторая ловушка.

1

6.

Ловушки в начале партии. Третья и четвертая ловушка.

1

7.

Ловушки в начале партии. Пятая и шестая ловушка.

1

8.

Шашечные окончания. Четыре дамки против одной.

1

9.

Шашечные окончания. Три дамки против одной.

1

10

Учебные игры в шашки и участие в соревнованиях по русским шашкам.

1

11.

Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие фигур.

1

12.

Шах и мат. Ничья.

1

13.

Начало партии «Детский мат»

1

14.

Начало партии «Скандинавская партия»

1

15.

Начало партии «Сицилианская защита»

1

16.

Мат одинокому королю. Ладейные окончания.

1

17.

Мат одинокому королю. Ферзь, ладья и король против короля.

1

18

Учебные игры и участие в соревнованиях по шахматам.

1

19.

Рокировка. Бой и защита. Размен. Сравнительная сила фигур.

1

20 .

Пешечные окончания.

1

21.

Слоновые окончания.

1

22.

Коневые окончания.

1

23.

Ферзь против пешки.

1

24.

Ладья против пешки.

1

25.

Ферзь против ладьи.

1

26.

Учебные игры в шахматы.

1

27.

Начало партии в игре шашки. Повторение начало «Городская партия», «Обратная городская партия», «Кол» и «Обратный кол»

1

28-29.

Учебные игры по шахматам и по русским шашкам.

2

30.

Ловушки в начале партии в игре шашки.

1

31.

Шашечные окончания.

1

32.

Дебюты в игре шахматы

1

33.

Учебные игры по шахматам и по русским шашкам.

1



Организация кружковых занятий по шашкам и шахматам.
Занятия по шашкам и шахматам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками и шахматами обучающиеся получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. В течение учебного года рекомендуется проводить шашечные и шахматные турниры, отмечать победителей и участников дипломами и сертификатами. Наполняемость группы не более 12 человек, занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
Формы подведения итогов реализации программы:
творческий отчет воспитателя-руководителя; участие в соревнованиях; организация тренировочных туров, викторин, соревнований.
Результатом освоения программы являются целевые ориентиры:  знание шахматных и шашечных терминов; названий шахматных фигур; выполнение правил шашечной и шахматной игры; умение ориентироваться на шашечной и шахматной досках; правильно расставлять шашки и шахматные фигуры перед игрой; умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали; решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур; навыки общения и самоконтроля; сформированность ряда качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять фантазию.







Список используемой литературы:
- Борис Грцензон, Андрей Напереенков «Шашки – это интересно» Издательство «Детская литература» 1989 г.;
- Каплунов Я.Л. «Секреты шашечного сундучка» Санкт-Петербург, 2001 г.;
- Р. Нежметдинов «Шахматы» Казань 1985 г. - В.Зак, Я.Длуголенский «Отдать, чтобы найти», издательство «Детская литература», 1988 г.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!