Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на ШМС Заместитель Директор
Протокол №___ директора по ВР школы
________________ ________________ ___________________
(И.С.Соболева) (С.А.Головкова)
Программа курса внеурочной деятельности "Школа хороших манер"
Направление: общекультурное 1 класс
За основу взята авторская программа «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова,
Доработала: учитель начальных классов Смоленская В.А., учитель высшей квалификационной категории
2018 г
х.Красночервонный
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
В процессе освоения материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями.
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах программы содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов– учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса , то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Содержание работы курса «Школа хороших манер»
(33 ч – 1 час в неделю)
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в
школе) (6 ч)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. При-
ход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,
учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (10 ч)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и
недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые
и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,
без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление
ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),
оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
использовать в речи слова вежливости;
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
реальной жизни, героев произведений);
создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
описывать сюжетную картинку (серию);
оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии (6 ч)
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и
обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися
собственного отношения к труду. Способы бережного отношения
к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление
от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида (4 ч)
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность
в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет (6 ч)
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного
человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке,
театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко
и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
использовать доброжелательный тон в общении;
оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведение в общественных местах.
Тематическое планирование курса
«Школа хороших манер»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание деятельности |
Школьный этикет (6 ч) |
1 | | Мы пришли на урок. | 1 | Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. |
2 | | Правила поведения на уроке | 1 | Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок |
3 | | Зачем нужны перемены? | 1 | Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений |
4 | | Правила поведения на перемене | 1 | Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок. |
5 | | Мы в школьной столовой. | 1 | Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой. |
6 | | Как быть прилежным и старательным | 1 | Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. |
Правила общения (11 ч) |
7 | | Зачем нужны «вежливые» слова | 1 | Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра |
8 | | Доброжелательность | 1 | Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок |
9 | | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | 1 | Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами |
10 | | Общение по телефону | 1 | Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ |
11 | | Мой учитель | 1 | Конкурс рисунков. Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок |
12 | | Общение со взрослыми | 1 | Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем |
13 | | Добро и зло | 1 | Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев. |
14 | | Думай о других: сочувствие – как его выразить? | 1 | Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. |
15 | | Эмоции | 1 | Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. |
16 | | Наши имена | 1 | Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. |
17 | | Моя семья | 1 | Конкурс рисунков. Дидактическая игра. |
О трудолюбии (6 ч) |
18 | | Старательность - помощник в учебе | 1 | Чтение и обсуждение отрывков детских книг |
19 | | Старательность - помощник в учебе | 1 | Чтение и обсуждение отрывков детских книг |
20 | | Как мы трудимся: в школе и дома. | 1 | Конкурс рассказов |
21 | | Как мы трудимся: в школе и дома. | 1 | Дидактическая игра |
22 | | Бережливость: каждой вещи своё место | 1 | Наведение порядка в дневнике, портфеле. |
23 | | Бережливость: каждой вещи своё место | 1 | Наведение порядка в кабинете. |
Культура внешнего вида (4 ч) |
24 | | Основные правила Мойдодыра. | 1 | Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» |
25 | | Основные правила Мойдодыра. | 1 | Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» |
26 | | Учимся не болеть | 1 | Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. |
27 | | Каждой вещи свое место | 1 | Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры. |
Внешкольный этикет (6 ч) |
28 | | Правила поведения на улице. | 1 | Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. |
29 | | Правила поведения в транспорте | 1 | Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу. |
30 | | Правила поведения в гостях | 1 | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации |
31 | | «Спасибо» и «пожалуйста» | 1 | Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями. |
32-33 | | « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» | 1 | Проведение и организация итогового мероприятия. |
8