СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Школа хороших манер" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Школа хороших манер" 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Школа хороших манер" 1 класс»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на ШМС Заместитель Директор

Протокол №___ директора по ВР школы

________________ ________________ ___________________

(И.С.Соболева) (С.А.Головкова)







Программа курса внеурочной деятельности "Школа хороших манер"


Направление: общекультурное 1 класс








За основу взята авторская программа «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова,


Доработала: учитель начальных классов Смоленская В.А., учитель высшей квалификационной категории






2018 г

х.Красночервонный



Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:

В процессе освоения материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями.

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах программы содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям.

В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов– учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса , то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Содержание работы курса «Школа хороших манер»
(33 ч – 1 час в неделю)


Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в

школе) (6 ч)

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. При-

ход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,

учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

  • оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (10 ч)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и

недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые

и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,

без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление

ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),

оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

  • использовать в речи слова вежливости;

  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
    анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

  • высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
    реальной жизни, героев произведений);

  • создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

  • описывать сюжетную картинку (серию);

  • оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

  • самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии (6 ч)

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и
обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися

собственного отношения к труду. Способы бережного отношения

к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление

от неорганизованности, недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

  • проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

  • оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Культура внешнего вида (4 ч)

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность

в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

  • оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет (6 ч)

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного

человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке,

театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко

и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

  • использовать доброжелательный тон в общении;

  • оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведение в общественных местах.





Тематическое планирование курса
«Школа хороших манер»


п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности

Школьный этикет (6 ч)

1


Мы пришли на урок.

1

Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке.

2


Правила поведения на уроке

1

Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок

3


Зачем нужны перемены?

1

Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений

4


Правила поведения на перемене

1

Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок.

5


Мы в школьной столовой.

1

Экскурсия в столовую. Знакомство  с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой.

6


Как быть прилежным и старательным

1

Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.

Правила общения (11 ч)

7


Зачем нужны «вежливые» слова

1

Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра

8


Доброжелательность

1

Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок   

9


Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1

Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами

10


Общение по телефону

1

Практическое занятие. Формулирование  правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ

11


Мой учитель

1

Конкурс рисунков.  Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок

12


Общение со взрослыми

1

Чтение и обсуждение отрывков  книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем

13


Добро и зло

1

Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев.

14


Думай о других: сочувствие – как его выразить?

1

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.

15


Эмоции

1

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение.

16


Наши имена

1

Знакомство с  историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.

17


Моя семья

1

Конкурс рисунков. Дидактическая игра.  

О трудолюбии (6 ч)

18


Старательность - помощник в учебе

1

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

19


Старательность - помощник в учебе

1

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

20


Как мы трудимся: в школе и дома.

1

Конкурс рассказов

21


Как мы трудимся: в школе и дома.

1

Дидактическая игра

22


Бережливость: каждой вещи своё место

1

Наведение порядка в дневнике, портфеле.

23


Бережливость: каждой вещи своё место

1

Наведение порядка в кабинете.  

Культура внешнего вида (4 ч)

24


Основные правила Мойдодыра.

1

Подготовка и проведение   праздника «В гостях у Мойдодыра»   

25


Основные правила Мойдодыра.

1

Подготовка и проведение   праздника «В гостях у Мойдодыра»   

26


Учимся не болеть

1

Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

27


Каждой вещи свое место

1

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.

Внешкольный этикет (6 ч)

28


Правила поведения на улице.

1

Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу.

29


Правила поведения в транспорте

1

Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу.

30


Правила поведения в гостях

1

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации

31


«Спасибо» и «пожалуйста»

1

Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.

32-33


« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

1

Проведение и организация итогового мероприятия.











8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!