СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Социальная экология и дети"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

комплексная программа формирования знаний,установок,личностных ориентиров.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Социальная экология и дети"»



«Муниципальное казенное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья №10 города Асино Томской области





Обсуждена

на педагогическом совете

протокол №


Согласована

Зам.директора по УВР

С.В.Киселевой

«____» _____2018г.



Утверждена


Директор школы

Е.С. Декина









Адаптированная рабочая программа

(внеурочная деятельность)

«Социальная экология и дети»

3 класс











Составлена учителем начальных классов первой квалификационной категории

Кривощековой Е.В..





г.Асино

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка


Программа « Социальная экология и дети» — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного

образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Реализация программы осуществляется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

Занятия предусматривают использование активных форм и методов преподавания: экологические игры, практические работы, экскурсии, разгадывание кроссвордов, ребусов, проведение викторин, инсценировок и другое. Эти формы занятий развивают у детей мышление, память, внимание, воображение. При этом используется коллективная, групповая и индивидуальная формы работы с учащимися.

Данная программа ориентирована на детей 8-9 лет, рассчитана на 136 часов занятий (4 часа в неделю).


Вид программы авторский.


Программа будет реализована в рамках внеурочной деятельности.


Цель программы

обеспечить системный подход к созданию экологической и здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствующей познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов.

Основные задачи программы:


-воспитывать в детях уважение и любовь к семье;

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость

рационально относиться к компонентам живой и неживой природы;


-формировать у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;


-научить простейшим приемам действий в опасных ситуациях и мерам предосторожности дома, в школе, на улице, в природе.

Планируемые результаты:

Планируемые результаты внеурочной деятельности

В результате реализации программы внеурочной деятельности обеспечивается достижение обучающимися:



Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- осознание ответственности человека за общее благополучие,

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.



Познавательные

- использовать общие приёмы решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- при помощи учителя создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;

- установление аналогий, причинно-следственных связей;

- построение рассуждения;

- обобщение;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.


Требования к уровню подготовки учащихся

В программе внеурочной деятельности для 3 класса предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся

Достаточный уровень:

1.Происхождение своей фамилии и значение своего имени.

2.Семейные традиции.

3.Владеть информацией о профессии своих родителей.

4.Разнообразие и особенности профессий.

5.Права и обязанности родителей и детей.

6.Вклад своей семьи в историю города, страны. 7.Правила этики и культуры речи.

8.Младшие школьники будут знать правила безопасного поведения и овладеют навыками основ здорового образа жизни;

9.Научатся основным приемам действий в опасных ситуациях, а также будут знать меры предосторожности дома, в школе, на улице;

10.Смогут адекватно оценивать своё поведение и поступки, научатся понимать самих себя и окружающих;

11.Научатся противостоять давлению извне, будут осознавать ситуации, в которых следует говорить «НЕТ

12.Основы экологической культуры.

13.Некоторые особенности природы своего края.

14.Значение природы для человека.

15. Группы растений и животных.

16.Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

17. Правила поведения в природе.

18.Основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».

19.Необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья.

20.Правила личной гигиены и трансформировать их в стойкие навыки и привычки.

21.Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

22.Правила поведения при возникновении пожара.

23.Своевременно оказывать первую помощь, которая позволит избавить человека от серьезного нарушения здоровье.

Минимальный уровень:

1.Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

2.Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

3.Вести рассказ при помощи учителя ;

4.Творчески применять знания в новых условиях, проводить элементарные опыты.

5.Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

6.Различать изученные растения, животных.

7.Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.

8 . Работать в коллективе, группе.

 Направления деятельности программы.

Программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется по следующим направлениям:

1.Общекультурное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др.), а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др. Программы внеурочной деятельности по данному направлению имеют своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения. Не менее значимо в рамках реализации данного направления освоение обучающимися знаний в области общечеловеческой культуры, традиций, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья практически их применять в системе социальных отношений, а также создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства.

«Семья вся вместе – и душа на месте».

Цель: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.

Задачи:

воспитывать в детях уважение и любовь к семье;

формировать чувства ответственности перед будущей семьей.

Ценности:

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.


2.Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. Содержание программ курсов в рамках данного направления внеурочной деятельности обеспечивает присвоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья системы ценностей, получение обучающимися опыта определения актуальных для них смысложизненных и нравственных проблем, приобретение опыта разрешения нравственных проблем на основе морального выбора, опыта индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства


«Мой край: природа и экология».

Цель:

формировать экологическую культуру, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы


Задачи:


-формировать осознанное правильное отношение к объектам природы,

находящимся рядом;

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость

рационально относиться к компонентам неживой природы.



Ценности:

осознание учеником роли знаний в жизни человека, ценностного отношения к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, личная ответственность за свои поступки.


3.Спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное) направление внеурочной деятельности предполагает приобщение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

«Первые шаги к здоровью»

Цель:

формировать представление о здоровом образе жизни, развивать потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.

Задачи:


  • формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;

  • формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

  • формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила.

Ценности:

учащиеся смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия и получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми. 


4.Социальное направление внеурочной деятельности предполагает направленность на развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде, включение обучающихся в процессы преобразования окружающей среды, присвоение и отработку ими различных социальных ролей, приобщение к ценностям гражданственности, социальной солидарности, развитие умений принимать групповые нормы






«Безопасное детство»


Цель: Сформировать у младших школьников понимание значимости правил безопасного поведения и умение их применять в жизненных ситуациях. 


Задачи: 

-познакомить младших школьников с правилами безопасного поведения;

-научить простейшим приемам действий в опасных ситуациях и мерам предосторожности дома, в школе, на улице, в природе;
-развивать способность понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению;

-способствовать развитию умения говорить «НЕТ», т.е. противостоять давлению извне; 

-по возможности оказывать первую медицинскую помощь.

Ценности:

предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, по возможности оказывать первую медицинскую помощь.


Календарно - тематический план

«Семья вся вместе – и душа на месте».

раз-

дела

№ за-

нятия

                         Тема

Теория


 

1 четверть

4 часа в неделю- 32 часа

1

 

1

«Родительский дом, начало начал…»

1

 

2

Конкурс «Мой будущий дом»

1

 

3

«Азбука больших и малых дел нашей семьи»

1

 

4

«Мама, папа и я – радушная семья»

 1


5

Если бы я был(а) мамой, папой»

1


6

Создание мини -проекта «Мы – одна семья»

1

 

7

Профессии родителей.

1


8

Праздник игры и игрушки.

1

 

9

 Моя мама лучше всех!

 1

 

10

Традиции семьи в песнях, играх и обрядах

1


11

О чем мне рассказал семейный фотоальбом?


1

 

12

 «Нашему роду нет переводу»

 1

 

13

Из бабушкиного сундука.

1

 

14

В. Воскобойников «Я пришел из школы...».

 

 

15

Мужчины нашего рода.


1

 

16

«Семье успешной быть»

1

 

17

Зачем человеку семья

1

 

18

«Честь и хвала березе русской!»

1

 

19

Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома.

1

 

20

Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.

 

 

21

Труд в почете любой! Мир профессий большой.

1

 

22

Мы за чаем не скучаем.

1

 

23

Красна изба пирогами…

 

 

24

Мама, папа и я – читающая семья


 1

 

25

Великая Отечественная война в истории моей семьи .

 1

 

26

Загляните в мамины глаза

1

 

27

Семья - Родина ребёнка

1

 

28

Игры бабушек, дедушек


1

 

29

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

 1

 

30

Выпуск газеты «Моя семья».

1

 

31

«Семья вся вместе – и душа на месте»

 

32

Мы – одна семья. Мальчики и девочки - наш дружный класс!!!

 1

 

 

Итого: 32 часа

 


Календарно - тематический план


«Мой край: природа и экология»


п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Всего часов


2 четверть (4 часа в неделю -32 часа)


1

«Разноцветная ярмарка»  (экскурсия в осенний парк

1

2

Река нашего города. Конкурс рисунков.

1

3

Удивительные растения моего края. Рассматривание гербария растений. Конкурс рисунков.

1

4

Многообразие птиц нашего края.

1

5

Удивительные животные моего края. Конкурс рисунков.

1

6

Снег.  Роль снега в природе.

1

7

Опасные явления природы зимой в нашем крае.

1

8

Забота о птицах зимой. Изготовление кормушек для птиц.

1

9

.Растения и животные — предвестники погоды. Просмотр презентации.

1

10

Шишки еловые, шишки сосновые (наблюдение и исследование).

1

11

Творим чудеса своими руками «В лесной мастерской»  (поделки из природных материалов).

1

12

Удивительные комнатные растения. Экскурсия в школьный кабинет биологии.

1

13

Необычные цветы. Цветы в нашей жизни (просмотр слайдов, загадки). 

1

14

Растения – опасные сорняки и вредители здоровья человека.

1

15

Огород на окне.

1

16

Экологический праздник «Здравствуйте, пернатые друзья!

1

17

Лесные пожары. «10 заповедей друзей леса».

1

18

Отходы и свалки.

1

19

. Выставка поделок из бытовых отходов.

1

20

Конкурс рисунков « Мой край»

1

21

Исчезающие растения и животные родного края

1

22

Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе».

1

23

Что дает наш край стране.

1

24

Игра-путешествие «Зимний лес»

1

25

«Ёлочка зелёная выросла в лесу…»

1

26

«Будь природе другом» Памятка.

1

27

Театральная постановка «Лесная сказка»

1

28

Театральная постановка «Лесная сказка»

1

29

Животные и растения в народном творчестве

1

30

Конкурс рисунков «Природа в опасности!

1

31-32

Роль дождя и ветра в природе. «Подарки» с неба. Просмотр презентации.

2

Итого :

32




Календарно - тематический план


«Первые шаги к здоровью»


№ п/п


Наименование разделов и дисциплин


Всего,

час.


3 четверть (4 урока в неделю- 36 часов)


1

Дорога к доброму здоровью

1

2

Здоровье в порядке- спасибо зарядке

1

3

В гостях у Мойдодыра.

1

4

Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»

1

5

Питание и здоровье

1

6

Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»

1

7

Культура питания

Приглашаем к чаю

1

8

Ю.Тувим «Овощи»

1

9

Как и чем мы питаемся

1

10

Красный, жёлтый, зелёный

1

11

Моё здоровье в моих руках

1

12

Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим

1

13

Полезные и вредные продукты.

1

14

Стихотворение «Ручеёк»

1

15

Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»

1

16

Как обезопасить свою жизнь

1

17

«Мы болезнь победим быть здоровыми хотим»

1

18

Мой внешний вид –залог здоровья

1

19

Зрение – это сила

1

20

Осанка – это красиво

1

21

Весёлые переменки

1

22

Здоровье и домашние задания

1

23

Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим

1

24

Чтоб забыть про докторов

1

25

“Хочу остаться здоровым”.

1

26

Вкусные и полезные вкусности

1

27

День здоровья

1

28

«Как хорошо здоровым быть»

1

29

«Как сохранять и укреплять свое здоровье»

1

30

Выставка рисунков «Моё настроение»

1

31

Вредные и полезные привычки

1

32

Сон и его значение для здоровья человека

1

33

Закаливание в домашних условиях

1

34

Как защитить себя от болезни.(Выставка рисунков)


1

35-36

День здоровья

 «Самый здоровый класс»


1


Итого:

36



Календарно - тематический план

«Безопасное детство»


Тема занятия

Кол-во

часов


Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях ( 4 ч.)


1.

Правила поведения «Один дома».


1


2.


Правила поведения в подъезде.


1


3-4.


Что такое чрезвычайная ситуация.

Подвижная игра «Мяч по кругу»


2


Улица полна неожиданностей ( 11 ч. )



Безопасность на улице ( 2 ч. )


5.


Безопасность на улице. Как правильно переходить дорогу.

Сюжетно-ролевая игра «Правила движения»


1


6.


Наиболее безопасный путь в школу и из школы.

Сюжетно-ролевая игра «Правила движения»


1


Наши верные друзья на улицах и дорогах ( 3 ч. )


7.


Сигналы регулирования дорожного движения.



1


8.


Практическое занятие «Виды перекрёстков».


1

9.

Знакомство с дорожными знаками. Игра «Угадай, какой знак»


1


Это должны знать все ( 6 ч.)


10

Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.


1

11.

Будь внимательным и осторожным. Движение группами.


1

12.

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.


1


13.


Где можно и где нельзя играть. Сюжетно-ролевая игра «На улицах города».


1


14.


Знакомство с транспортом города. Правила поведения в транспорте.


1


15.


Агитбригада по ПДД


1


Безопасность на воде ( 5 ч. )



16




Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний периоды. Безопасность на льду. Имитационная игра.

1




17.


Правила и меры безопасности поведения на водоёмах в весенний период.

1


18.


Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период. Основные спасательные средства.


1


19.


Уроки плавания.


1


20.


"Учимся решать жизненные задачи"

Тематическое спортивное ориентирование по станциям.


1


Безопасность в помещении ( 7 ч.)



21.


Безопасность в доме. Как могут стать опасными домашние вещи.



1


22.


Огонь в доме. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу.


1


23.


Детские шалости с огнём.

Один дома. Правила безопасности.



1


24.


Основные правила поведения при пожаре. Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.


1


25


Ценности здорового образа жизни. О роли лекарств и витаминов.


1


26.


"Учимся решать жизненные задачи"

Тематическое спортивное ориентирование по станциям.


1


27.


Проект по теме: «Безопасности в доме»


1


Безопасность в разных жизненных ситуациях( 6 ч. )


28

.


Безопасность при отдыхе на природе.

1


29

.


Соблюдение безопасности при общении с животными.


1


30


Правила общения с незнакомыми людьми.



1

32.

"Учимся решать жизненные задачи"

Спортивное ориентирование по станциям.


1













































Список использованной литературы.


1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.: Просвещение, 2011.142 с.


2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.


3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.


4. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/ сост. Данилюк А.Я.Логинова А.А- М.: Просвещение, 2012. 32 с.


5. Проектные задачи в навальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.] ; под ред. А.Б. Воронцова.-М.: Просвещение, 2011.-176с.


6. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008


7.Зубова О.А. «Исследовательская работа в начальной школе»/ ст. в газете «Первое сентября»


8.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.


9.Семёнова Н.А. Методы и формы обучения: Учитель – ученик. Исследовательская деятельность учащихся. //Начальная школа.- 2006.


10.Смирнова С.В. Программа кружка эколого-географического направления "Юный исследователь"/ ст. в газете «Первое сентября»