«Муниципальное казенное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья №10 города Асино Томской области
Обсуждена на педагогическом совете протокол № Согласована Зам.директора по УВР С.В.Киселевой «____» _____2018г. | | Утверждена Директор школы Е.С. Декина |
| | |
Адаптированная рабочая программа
(внеурочная деятельность)
«Социальная экология и дети»
3 класс
Составлена учителем начальных классов первой квалификационной категории
Кривощековой Е.В..
г.Асино
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Программа « Социальная экология и дети» — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного
образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Реализация программы осуществляется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Занятия предусматривают использование активных форм и методов преподавания: экологические игры, практические работы, экскурсии, разгадывание кроссвордов, ребусов, проведение викторин, инсценировок и другое. Эти формы занятий развивают у детей мышление, память, внимание, воображение. При этом используется коллективная, групповая и индивидуальная формы работы с учащимися.
Данная программа ориентирована на детей 8-9 лет, рассчитана на 136 часов занятий (4 часа в неделю).
Вид программы авторский.
Программа будет реализована в рамках внеурочной деятельности.
Цель программы:
обеспечить системный подход к созданию экологической и здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствующей познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов.
Основные задачи программы:
-воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
-воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
рационально относиться к компонентам живой и неживой природы;
-формировать у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
-научить простейшим приемам действий в опасных ситуациях и мерам предосторожности дома, в школе, на улице, в природе.
Планируемые результаты:
Планируемые результаты внеурочной деятельности
В результате реализации программы внеурочной деятельности обеспечивается достижение обучающимися:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- осознание ответственности человека за общее благополучие,
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Познавательные
- использовать общие приёмы решения задач;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- при помощи учителя создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;
- установление аналогий, причинно-следственных связей;
- построение рассуждения;
- обобщение;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Требования к уровню подготовки учащихся
В программе внеурочной деятельности для 3 класса предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся
Достаточный уровень:
1.Происхождение своей фамилии и значение своего имени.
2.Семейные традиции.
3.Владеть информацией о профессии своих родителей.
4.Разнообразие и особенности профессий.
5.Права и обязанности родителей и детей.
6.Вклад своей семьи в историю города, страны. 7.Правила этики и культуры речи.
8.Младшие школьники будут знать правила безопасного поведения и овладеют навыками основ здорового образа жизни;
9.Научатся основным приемам действий в опасных ситуациях, а также будут знать меры предосторожности дома, в школе, на улице;
10.Смогут адекватно оценивать своё поведение и поступки, научатся понимать самих себя и окружающих;
11.Научатся противостоять давлению извне, будут осознавать ситуации, в которых следует говорить «НЕТ
12.Основы экологической культуры.
13.Некоторые особенности природы своего края.
14.Значение природы для человека.
15. Группы растений и животных.
16.Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
17. Правила поведения в природе.
18.Основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».
19.Необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья.
20.Правила личной гигиены и трансформировать их в стойкие навыки и привычки.
21.Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
22.Правила поведения при возникновении пожара.
23.Своевременно оказывать первую помощь, которая позволит избавить человека от серьезного нарушения здоровье.
Минимальный уровень:
1.Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
2.Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
3.Вести рассказ при помощи учителя ;
4.Творчески применять знания в новых условиях, проводить элементарные опыты.
5.Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
6.Различать изученные растения, животных.
7.Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.
8 . Работать в коллективе, группе.
Направления деятельности программы.
Программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется по следующим направлениям:
1.Общекультурное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др.), а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др. Программы внеурочной деятельности по данному направлению имеют своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения. Не менее значимо в рамках реализации данного направления освоение обучающимися знаний в области общечеловеческой культуры, традиций, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья практически их применять в системе социальных отношений, а также создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства.
«Семья вся вместе – и душа на месте».
Цель: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.
Задачи:
воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
формировать чувства ответственности перед будущей семьей.
Ценности:
нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
2.Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. Содержание программ курсов в рамках данного направления внеурочной деятельности обеспечивает присвоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья системы ценностей, получение обучающимися опыта определения актуальных для них смысложизненных и нравственных проблем, приобретение опыта разрешения нравственных проблем на основе морального выбора, опыта индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства
«Мой край: природа и экология».
Цель:
формировать экологическую культуру, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы
Задачи:
-формировать осознанное правильное отношение к объектам природы,
находящимся рядом;
-воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
рационально относиться к компонентам неживой природы.
Ценности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, ценностного отношения к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, личная ответственность за свои поступки.
3.Спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное) направление внеурочной деятельности предполагает приобщение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся
«Первые шаги к здоровью»
Цель:
формировать представление о здоровом образе жизни, развивать потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
Задачи:
формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила.
Ценности:
учащиеся смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия и получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
4.Социальное направление внеурочной деятельности предполагает направленность на развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде, включение обучающихся в процессы преобразования окружающей среды, присвоение и отработку ими различных социальных ролей, приобщение к ценностям гражданственности, социальной солидарности, развитие умений принимать групповые нормы
«Безопасное детство»
Цель: Сформировать у младших школьников понимание значимости правил безопасного поведения и умение их применять в жизненных ситуациях.
Задачи:
-познакомить младших школьников с правилами безопасного поведения;
-научить простейшим приемам действий в опасных ситуациях и мерам предосторожности дома, в школе, на улице, в природе;
-развивать способность понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению;
-способствовать развитию умения говорить «НЕТ», т.е. противостоять давлению извне;
-по возможности оказывать первую медицинскую помощь.
Ценности:
предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, по возможности оказывать первую медицинскую помощь.
Календарно - тематический план
«Семья вся вместе – и душа на месте».
№ раз- дела | № за- нятия | Тема | Теория |
| | 1 четверть 4 часа в неделю- 32 часа | 1 |
| 1 | «Родительский дом, начало начал…» | 1 |
| 2 | Конкурс «Мой будущий дом» | 1 |
| 3 | «Азбука больших и малых дел нашей семьи» | 1 |
| 4 | «Мама, папа и я – радушная семья» | 1 |
| 5 | Если бы я был(а) мамой, папой» | 1 |
| 6 | Создание мини -проекта «Мы – одна семья» | 1 |
| 7 | Профессии родителей. | 1 |
| 8 | Праздник игры и игрушки. | 1 |
| 9 | Моя мама лучше всех! | 1 |
| 10 | Традиции семьи в песнях, играх и обрядах | 1 |
| 11 | О чем мне рассказал семейный фотоальбом? | 1 |
| 12 | «Нашему роду нет переводу» | 1 |
| 13 | Из бабушкиного сундука. | 1 |
| 14 | В. Воскобойников «Я пришел из школы...». | |
| 15 | Мужчины нашего рода. | 1 |
| 16 | «Семье успешной быть» | 1 |
| 17 | Зачем человеку семья | 1 |
| 18 | «Честь и хвала березе русской!» | 1 |
| 19 | Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома. | 1 |
| 20 | Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна. | |
| 21 | Труд в почете любой! Мир профессий большой. | 1 |
| 22 | Мы за чаем не скучаем. | 1 |
| 23 | Красна изба пирогами… | |
| 24 | Мама, папа и я – читающая семья | 1 |
| 25 | Великая Отечественная война в истории моей семьи . | 1 |
| 26 | Загляните в мамины глаза | 1 |
| 27 | Семья - Родина ребёнка | 1 |
| 28 | Игры бабушек, дедушек | 1 |
| 29 | «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!» | 1 |
| 30 | Выпуск газеты «Моя семья». | 1 |
| 31 | «Семья вся вместе – и душа на месте» | 1 |
| 32 | Мы – одна семья. Мальчики и девочки - наш дружный класс!!! | 1 |
| | Итого: 32 часа | |
Календарно - тематический план
«Мой край: природа и экология»
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов |
| 2 четверть (4 часа в неделю -32 часа) | |
1 | «Разноцветная ярмарка» (экскурсия в осенний парк | 1 |
2 | Река нашего города. Конкурс рисунков. | 1 |
3 | Удивительные растения моего края. Рассматривание гербария растений. Конкурс рисунков. | 1 |
4 | Многообразие птиц нашего края. | 1 |
5 | Удивительные животные моего края. Конкурс рисунков. | 1 |
6 | Снег. Роль снега в природе. | 1 |
7 | Опасные явления природы зимой в нашем крае. | 1 |
8 | Забота о птицах зимой. Изготовление кормушек для птиц. | 1 |
9 | .Растения и животные — предвестники погоды. Просмотр презентации. | 1 |
10 | Шишки еловые, шишки сосновые (наблюдение и исследование). | 1 |
11 | Творим чудеса своими руками «В лесной мастерской» (поделки из природных материалов). | 1 |
12 | Удивительные комнатные растения. Экскурсия в школьный кабинет биологии. | 1 |
13 | Необычные цветы. Цветы в нашей жизни (просмотр слайдов, загадки). | 1 |
14 | Растения – опасные сорняки и вредители здоровья человека. | 1 |
15 | Огород на окне. | 1 |
16 | Экологический праздник «Здравствуйте, пернатые друзья! | 1 |
17 | Лесные пожары. «10 заповедей друзей леса». | 1 |
18 | Отходы и свалки. | 1 |
19 | . Выставка поделок из бытовых отходов. | 1 |
20 | Конкурс рисунков « Мой край» | 1 |
21 | Исчезающие растения и животные родного края | 1 |
22 | Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе». | 1 |
23 | Что дает наш край стране. | 1 |
24 | Игра-путешествие «Зимний лес» | 1 |
25 | «Ёлочка зелёная выросла в лесу…» | 1 |
26 | «Будь природе другом» Памятка. | 1 |
27 | Театральная постановка «Лесная сказка» | 1 |
28 | Театральная постановка «Лесная сказка» | 1 |
29 | Животные и растения в народном творчестве | 1 |
30 | Конкурс рисунков «Природа в опасности! | 1 |
31-32 | Роль дождя и ветра в природе. «Подарки» с неба. Просмотр презентации. | 2 |
Итого : | 32 |
Календарно - тематический план
«Первые шаги к здоровью»
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. |
| 3 четверть (4 урока в неделю- 36 часов) | |
1 | Дорога к доброму здоровью | 1 |
2 | Здоровье в порядке- спасибо зарядке | 1 |
3 | В гостях у Мойдодыра. | 1 |
4 | Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» | 1 |
5 | Питание и здоровье | 1 |
6 | Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» | 1 |
7 | Культура питания Приглашаем к чаю | 1 |
8 | Ю.Тувим «Овощи» | 1 |
9 | Как и чем мы питаемся | 1 |
10 | Красный, жёлтый, зелёный | 1 |
11 | Моё здоровье в моих руках | 1 |
12 | Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим | 1 |
13 | Полезные и вредные продукты. | 1 |
14 | Стихотворение «Ручеёк» | 1 |
15 | Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» | 1 |
16 | Как обезопасить свою жизнь | 1 |
17 | «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим» | 1 |
18 | Мой внешний вид –залог здоровья | 1 |
19 | Зрение – это сила | 1 |
20 | Осанка – это красиво | 1 |
21 | Весёлые переменки | 1 |
22 | Здоровье и домашние задания | 1 |
23 | Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим | 1 |
24 | Чтоб забыть про докторов | 1 |
25 | “Хочу остаться здоровым”. | 1 |
26 | Вкусные и полезные вкусности | 1 |
27 | День здоровья | 1 |
28 | «Как хорошо здоровым быть» | 1 |
29 | «Как сохранять и укреплять свое здоровье» | 1 |
30 | Выставка рисунков «Моё настроение» | 1 |
31 | Вредные и полезные привычки | 1 |
32 | Сон и его значение для здоровья человека | 1 |
33 | Закаливание в домашних условиях | 1 |
34 | Как защитить себя от болезни.(Выставка рисунков) | 1 |
35-36 | День здоровья «Самый здоровый класс» | 1 |
| Итого: | 36 |
Календарно - тематический план
«Безопасное детство»
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях ( 4 ч.) |
1. | Правила поведения «Один дома». | 1 |
2. | Правила поведения в подъезде. | 1 |
3-4. | Что такое чрезвычайная ситуация. Подвижная игра «Мяч по кругу» | 2 |
Улица полна неожиданностей ( 11 ч. ) |
Безопасность на улице ( 2 ч. ) |
5. | Безопасность на улице. Как правильно переходить дорогу. Сюжетно-ролевая игра «Правила движения» | 1 |
6. | Наиболее безопасный путь в школу и из школы. Сюжетно-ролевая игра «Правила движения» | 1 |
Наши верные друзья на улицах и дорогах ( 3 ч. ) |
7. | Сигналы регулирования дорожного движения. | 1 |
8. | Практическое занятие «Виды перекрёстков». | 1 |
9. | Знакомство с дорожными знаками. Игра «Угадай, какой знак» | 1 |
Это должны знать все ( 6 ч.) |
10 | Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | 1 |
11. | Будь внимательным и осторожным. Движение группами. | 1 |
12. | Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. | 1 |
13. | Где можно и где нельзя играть. Сюжетно-ролевая игра «На улицах города». | 1 |
14. | Знакомство с транспортом города. Правила поведения в транспорте. | 1 |
15. | Агитбригада по ПДД | 1 |
Безопасность на воде ( 5 ч. ) |
16 | Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний периоды. Безопасность на льду. Имитационная игра. | 1 |
17. | Правила и меры безопасности поведения на водоёмах в весенний период. | 1 |
18. | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период. Основные спасательные средства. | 1 |
19. | Уроки плавания. | 1 |
20. | "Учимся решать жизненные задачи" Тематическое спортивное ориентирование по станциям. | 1 |
Безопасность в помещении ( 7 ч.) |
21. | Безопасность в доме. Как могут стать опасными домашние вещи. | 1 |
22. | Огонь в доме. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу. | 1 |
23. | Детские шалости с огнём. Один дома. Правила безопасности. | 1 |
24. | Основные правила поведения при пожаре. Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте. | 1 |
25 | Ценности здорового образа жизни. О роли лекарств и витаминов. | 1 |
26. | "Учимся решать жизненные задачи" Тематическое спортивное ориентирование по станциям. | 1 |
27. | Проект по теме: «Безопасности в доме» | 1 |
Безопасность в разных жизненных ситуациях( 6 ч. ) |
28 . | Безопасность при отдыхе на природе. | 1 |
29 . | Соблюдение безопасности при общении с животными. | 1 |
30 | Правила общения с незнакомыми людьми. | 1 |
32. | "Учимся решать жизненные задачи" Спортивное ориентирование по станциям. | 1 |
Список использованной литературы.
1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.: Просвещение, 2011.142 с.
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
4. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/ сост. Данилюк А.Я.Логинова А.А- М.: Просвещение, 2012. 32 с.
5. Проектные задачи в навальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.] ; под ред. А.Б. Воронцова.-М.: Просвещение, 2011.-176с.
6. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
7.Зубова О.А. «Исследовательская работа в начальной школе»/ ст. в газете «Первое сентября»
8.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
9.Семёнова Н.А. Методы и формы обучения: Учитель – ученик. Исследовательская деятельность учащихся. //Начальная школа.- 2006.
10.Смирнова С.В. Программа кружка эколого-географического направления "Юный исследователь"/ ст. в газете «Первое сентября»