МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВАРАКСИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Принято на педагогическом совете Утверждаю
Протокол №1 от 30.08.2023 г. _________ А.У. Вашаев
Пр. № 28 от 30.08.2023 г.
Программа
Внеурочной деятельности социального направления
«Школа добрых дел»
Программу составила:
ПУШКОВА Галина Алексеевна
2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Школа добрых дел» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности.
Актуальность программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его добрые дела - это ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро.
В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, города, ближайшего социума.
Цель программы
Формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.
Задачи
Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.
Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.
Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Прививать интерес к своему здоровью и здоровому образу жизни в целом.
Воспитывать милосердие и толерантность к людям.
Особая роль в организации социальной деятельности младших школьников отводится коллективным творческим делам (КТД).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами освоения курса является:
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Метапредметные результаты:
приобретение школьником социальных знаний,
понимание социальной реальности и повседневной жизни;
приобретение навыков групповой работы;
получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
способность регулировать собственную деятельность;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
совершенствование в умениях слышать себя и других;
приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты. Для оценки эффективности программы проводятся опросы, анкетирование детей, учителей, родителей, изучение активности в общественной жизни класса, школы, города, района.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время круглых столов, дискуссий. А так же:
Тесты
Анкета
Творческие работы
Презентация проектной деятельности
Участие в КТД ( «Новогодний калейдоскоп», «Прощай начальная школа» и другие), социально-значимая деятельность (Акция «Поздравление с женским днём»,
акция «Белые хуравлики», акция «Милосердие» и другие)
Творческие работы, самоанализ и самооценка.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Школа добрых дел» предназначена для работы с детьми 1- 4 классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Социально значимая (проектная) деятельность школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. Социальное проектирование дает возможность социально адаптировать школьников к условиям современной жизни, а также позволяет сформировать у них собственную активную гражданскую позицию. Это важнейшая самостоятельная деятельность школьников, направленная на практическое решение общественно-значимых.
Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций Общение в жизни детей играет важную роль. Именно в общении дети развивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.
На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Занятия с детьми призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятии дети не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в приемах различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Очень важно, чтобы дети осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. В занятия включены приемы по выработке у детей элементарных правил вежливости. Через ролевое разыгрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета.
В рамках программы «Школа добрых дел» могут использоваться следующие формы организации внеурочной деятельности:
беседы;
встречи с людьми различных профессий;
просмотр и обсуждение видеоматериала;
экскурсии, поездки;
конкурсы;
выставки детских работ;
коллективные творческие дела;
праздники;
викторины;
творческие проекты, презентации;
мастерские подарков;
аукционы добрых дел;
трудовые десанты;
общественно полезные практики;
социально-значимые акции,
социальные проекты и т.п.
Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Тематическое планирование
Тема №1 «Мой вклад в работу класса» (1 час)
Знакомство с планом работы. Тематический коллаж, исполнение песен, изготовление поделки «Доброе солнышко».
Тема №2. Акция «Покормите птиц зимой» (1 час)
Тема №3. Цена минутки в нашей семье. (1 час)
Обсуждение пословиц «Минута – час бережет», «Делу время – потехе час». Беседа о том, ценится ли время в семьях ребят и как ценится. Как учат беречь время родители. Беседа по теме «Минута – это много или мало?», Что помогает беречь время. Дорожи словом. Каждой вещи – свое место. Будь точным всегда. Готовься к завтрашнему дню с вечера. В итоге вывод – соблюдая простые правила можно сберечь время и использовать это время на пользу. Также вывод о том, что ценить время – значит сохранять сое здоровье.
Тема №4. Рейд-смотр «Как живешь, учебник?» (1 час)
Беседа «Люби книгу». Чтенье – лучшее ученье. История возникновения первой книги. Идем в библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Книга – народная мудрость. Наши читательские умения. Как относится к книгам. Приведем в порядок свои учебники.
Тема №5. Чтение книг о дружбе. (1 час)
Чтение книг о дружбе с последующим обсуждением, инсценировка сказок о дружбе.
Тема №6. Операция «Как поздравить наших пап» (1 час)
История праздника 23 февраля. Знакомство с некоторыми родами войск. Подарки папам и дедушкам. Стенд о наших защитниках.
Тема №7. КТД «Поздравление девочек, женщин с международным женским днем» (1 час)
Игровая конкурсная программа «А ну-ка, девочки!» Изготовление открыток.
Тема №8, 9 Мастер-класс «Квиллинг» (2 часа)
История техники Квиллинг. Конструкция изделия. Технология изготовления. Банк идей и предложений.
Тема №10. Трудовой десант. (1 час)
Беседа «Мусору – бой!» Работа на пришкольном участке. Фоторепортаж добрых дел.
Тема №11, 12, 13,14. «Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!» (4 часа)
Беседа «Знать, беречь и охранять». . Агитационная работа по охране природы. Мероприятие «Жалобная книга растений и животных». Акция «Скворечник». Акция «Школьная клумба»
Тема №15, 16 Акция «Милосердие» (2 часа)
Беседа о людях, прошедших ВОВ. Изготовление информационного стенда о событиях ВОВ, открыток ветеранам.Акция «Белые журавлики» Беседа «Доброта, отзывчивость, милосердие». «Будем милосердны к старости». Чтение и обсуждение рассказа «Бабка» В.Осеевой. Беседы о жизни и добрых делах бабушек и дедушек.
Тема №17Промежуточная аттестация. Фотовыставка «Копилка добрых дел». (1 час)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности социальной направленности «Школа добрых дел»
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата/план | Дата/факт |
1 | Мой вклад в работу класса | 1 | 15.01 | |
2 | Акция «Покормите птиц зимой». | 1 | 22.01 | |
3 | Цена минутки в нашей семье | 1 | 29.01 | |
4 | Рейд-смотр «Как живешь, учебник?» | 1 | 05.02 | |
5. | Чтение книг о дружбе. | 1 | 12.02 | |
6. | Операция «Как поздравить наших пап». | 1 | 19.02 | |
7. | КТД «Поздравление девочек, женщин с международным женским днем» | 1 | 26.02 | |
8, 9 | Мастер-класс «Квиллинг» | 2 | 04.03, 11.03 | |
10. | Трудовой десант. | 1 | 18.03 | |
11. | «Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!» | 1 | 01.04 | |
12, 13 | Акция «Милосердие» | 2 | 08.04, 15.04 | |
14. | Акция «Скворечник» | 1 | 22.04 | |
15, 16 | Акция «Школьная клумба». | 2 | 06.05, 13.05 | |
17. | Промежуточная аттестация. Фотовыставка «Копилка добрых дел». | 1 | 20.05 | |