СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности танцевальной группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 12 лет. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными  особенностями детей. Программа направлена на последовательное решение основных задач психического воспитания: познавательная, развивающая, мотивационная, обучающая, эстетическая, оздоровительная.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности танцевальной группы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 1»



Программа внеурочной деятельности

танцевальной группы «Капельки»





Автор составитель:

Пасюкова К.Ю.

учитель ритмики













Новосибирск 2017



Пояснительная записка.


Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка с нарушением интеллекта. В воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.

Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоциональное равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем (например, способствует их более безболезненной адаптации). Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи.

Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер.

В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у подростков способностей.

Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности.

Двигательная активность – обязательное условие здорового образа жизни.



Содержание программы


Программа внеурочной деятельности кружка «Капельки» включает в себя следующие разделы:


Раздел «Ритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно её характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Раздел «Гимнастика» служит основой для освоения ребёнком различных видов движений.В раздел входят строевые, общеразвивающие, а также задания на расслабление мышц, укрепление осанки, дыхательные.

Раздел «Танцы» направленна формирование у детей танцевальных движений. Доставляет эстетическую радость занимающимся детям.В раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и элементы различных танцев: народного, бального, современного и ритмического.

Раздел «Музыкально – ритмическая композиция» направлен на формирование у детей пластичности, гибкости и координации. В разделе представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершённость. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.

Раздел «Музыкально – подвижные игры» является ведущим

видом деятельности дошкольника. Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.


ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класса

п/п

Содержание занятия

Кол-ко часов

Сроки выполнения

1.

Организационная работа. Сбор участников коллектива. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. Разучивание разминки.

8 часов

Сентябрь

2.

Классический тренаж. Ритмика. Выступление на мероприятии. Разучивание новых движений танца.

8 часов

Октябрь

3.

Гимнастика. Классический тренаж. Разучивания движений танцев «Капельки», «Дружба»

7часов

Ноябрь

4.

Ритмика. Разучивание танца «Новогодний »

8 часов

Декабрь

5.

Танцы. Повторение выученных танцев, разучивание новых движений современного танца.

6 часов

Январь

6.

Классический тренаж. Пластика. Разучивание движений для подтанцовки к песням.

6 часов

Февраль

7.

Музыкально- ритмическая композиция. Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных, устранение физических недостатков, освоение понятий вытянутости и выворотности, музыкальности.

5 часов

Март

8.

Музыкально- подвижные игры. Ритмика. Разучивания движений к танцу «Весенний букет»

8 часов

Апрель

9.

Танцы. Классический тренаж.

7 часов

Май


Всего:

63часа

за год


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класса

п/п

Содержание занятия

Кол-во часов

1

Организационная работа. Сбор участников коллектива. Игры с детьми

1 ч.

2

Сбор участников, дополнение коллектива. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром.

1 ч.

3

Разучивание разминки. Разучивание движений к танцу «Капельки».

1 ч.

4

Разминка. Упражнения на «квадрате». Разучивание движений к танцу «Капельки».

1 ч.

5

Разминка. Упражнение классического дренажа. Разучивание движений к танцу «Капельки»

1 ч.

6

Разучивание движений к танцу «Капельки»

1ч.

7

Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения, маршировка в темпе и ритме.

1 ч.

8

Разминка. Репетиция танца включенного в концерт.

1 ч.

9

Игра «Замри». Генеральный прогон танца ко Дню учителя.

1 ч.

10

Разминка. Постановка рук и ног в танце. Движение в образе: «Девочка и мячик».

1 ч.

11

Разминка. Постановка рук и ног в танце. Движение в образе: «Девочка и мячик».

1 ч.

12

Портретная гимнастика: упражнения для стопы, вытянутость носочков. Разучивание движений современного танца «Дружба ».

1 ч.

13

Постановка головы, устранение физических недостатков, освоение понятий вытянутости и выворотности. Танец«Дружба»

1 ч.

14

Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных. Боковой галоп, шаг с вытянутыми носочками. Танец «Дружба»

1 ч.

15

Разминка, танцевальное движение «Пружинка с поворотом», «Подскоки в повороте». Разучивание движений танца «Дружба»

1 ч.

16

Ритмический тренаж: ходьба парами, змейкой, звёздочкой. Постановка корпуса. Повторение танца «Капельки»

1 ч.


Всего 16 ч.


1

Классический тренаж. Упражнения на «квадрате». Танцевальные движения «Глубокие выпады», «Волна». Разучивание движений современного танца «Дружба».

1 ч.

2

Гимнастика. Танцевальные движения «Большой и маленький квадрат», «Шаги с поднятием колена и рук». Соединение движений танца «Дружба».

1 ч.

3

Классический тренаж. Репетиция танца «Дружба».

1 ч.

4

Упражнения на растяжку мышц ног. Отработка движений танца «Дружба». Прогон танцев.

1 ч.

5

Танцевальная импровизация. Свободная танцевальная импровизация под заданную музыку.

1 ч.

6

Игры с детьми.

1 ч.

7

Ритмика. Портретная гимнастика: упр. «Велосипед», «Бабочка». Разучивание движений к танцу «Новогодний»

1 ч.

8

Подготовка к новогодним праздникам. Разучивание движений к танцу «Новогодний».

1 ч.

9

Подготовка к новогодним праздникам. Разучивание движений к танцу «Новогодний».

1 ч.

10

Ритмика. Разучивание движений к танцу «Новогодний».

1 ч.

11

Соединение движений к танцу «Новогодний» воедино.

1 ч.

12

Ритмика. Репетиция танца «Новогодний». Прогон всех танцев.

1 ч.

13

Ритмика. Репетиция танца «Новогодний». Прогон всех танцев.

1 ч.

14

Репетиция танца «Новогодний». Прогон всех танцев.

2 ч.

15

Участие в новогоднем утреннике.

1ч.


Всего 16ч.


1

Гимнастика.Игры с детьми.

1 ч.

2

Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Прослушивание музыкальных произведений «Вальс», «Полька».

1 ч.

3

Портретная гимнастика: упр. «Топотушки», поднятие ног на 90 градусов, «Птичка», «Утюжок», «Флажок». Повторение танца.

1 ч.

4

Повторение танцев «Капельки»и отработка современного танца«Дружба».Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений.

1 ч.

5

Ритмика. Повторение и отработка выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений

1 ч.

6

Портретная гимнастика: упр. «Тройные притопы с остановкой», «Мячик», «Пружинка» (мягкие приседания). Разучивание современных движений.

1 ч.

7

Танцевально-образные движения: змея, кошка, цапля. Разучивание движений к современному танцу. Повторение и отработка выученных танцев.

1 ч.

8

Классический тренаж. Пластика. Повторение выученных движений танца.

1 ч.

9

Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг, квадрат. Ритмика.

1 ч.

10

Классический тренажер.

1 ч.

11

Отработка всех танцев. Синхронность движений. Отработка ритмичности движений.

1 ч.

12

Ритмика. Танцевально-образная импровизация, людей разных профессий (кузнец, вышивальщица, водитель и художник).

1 ч.

13

Классический тренаж. Повторение и отработка выученных танцев..

1 ч.

14

Повторение выученных танцев, разучивание движений к песням.

1 ч.

15

Игры с детьми. Пластические этюды на подражание растений (дерево, цветы, листочки)

1 ч.

16

Игры с детьми. Пластические этюды на подражание домашним животным.

1ч.


Всего 16ч.


1

Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава.

1 ч.

2

Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава.

1 ч.

3

Ритмика. Разучивание движений к танцу «Весенний букет».

1 ч.

4

Музыкальная игра «Музыкальное эхо». Повторение и закрепление выученных движений к танцу « Весенний букет».

1 ч.

5

Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного танца «Весенний букет».

1 ч.

6

Игровой тренинг «Давайте познакомимся». Репетиция танца «Весенний букет».

1 ч.

7

Разминка. Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук в стороны, вперед, вверх). Репетиция и отработка танца «Весенний букет».

1 ч.

8

Пластика. Репетиция танца «Весенний букет». Синхронность движений.

1 ч.

9

Ритмика. Разучивание дополнительных движений к танцу.

1 ч.

10

Ритмика. Репетиция танца «Весенний букет». Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений.

1 ч.

11

Пластика. Репетиция танца «Весенний букет». Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений.

1 ч.

12

Повторение и закрепление выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений.

1 ч.

13

Прогонная репетиция выученных танцев. Отработка четкости и ритмичности движений.

1 ч.

14

Репетиция танцев для отчетного концерта. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений.

1 ч.

15

Отчетный концерт.

1 ч.


Всего 15 ч.


Всего за год 63 часа.

Уровни усвоения предметных результатов:

Минимальный уровень:

  • строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;

  • ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;

  • ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии, используя ограничители;

  • ритмично выполнять несложные движения руками и ногами с помощью учителя;

  • соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;

  • выполнять игровые и плясовые движения по показу и с помощью учителя; выполнять имитационные упражнения и игры по показу

  • учителя;

  • начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.


Достаточный уровень:

  • строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и

  • входить в зал организованно под музыку, приветствовать

  • учителя, занимать правильное исходное положение (стоять

  • прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и

  • плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;

  • ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в

  • разных направлениях, не мешая друг другу;

  • ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций,

  • не сужая круг и не сходя с его линии;

  • ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

  • соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;

  • выполнять игровые и плясовые движения;

  • выполнять имитационные упражнения и игры по словесной

  • инструкции;

  • начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.



Условия реализации программы

Данная программа реализуется через использование групповых, индивидуальных и коллективных форм работы преимущественно с использованием музыкального сопровождения, которые осуществляются с использованием традиционных и нетрадиционных методов. Методы реализации программы:

  • словесный метод: разъяснение, пояснение, вопросы, беседы, художественное слово;

  • наглядный метод: показ движений, просмотр видеозаписей, показ иллюстраций;

  • слуховой метод: анализ средств музыкальной выразительности, слушание музыки, сравнение, сопоставление.

  • практический метод: самостоятельная деятельность, игра, упражнения, творческие домашние задания.

  • метод интерактивного обучения: социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии в которых дети являются не просто слушателями информации, а проживают те или иные конкретные ситуации.

Приёмы:

  • наглядно – зрительные: показ движений, иллюстраций, использование пособий по ориентировке в пространстве, музыкально – дидактическое пособия.

  • наглядно - слуховые: восприятие музыкального произведения, анализ средств музыкальной выразительности, сравнение, сопоставление; музыкально – двигательные этюды;

  • игровые: музыкальные загадки, игры, использование атрибутики, игрового танца;

  • пояснения;

  • словесная инструкция.


Принципы, используемые при планировании и проведении кружковой деятельности:


1. Принцип целенаправленности: соблю­дение данного принципа основывается на общих целях воспита­ния и развития личности ребенка, которые соотносятся с целями и задачами танцевального кружка, и предполага­ют создание условий для реализации программы.

2. Принцип систематичности и последовательности: систематичность образо­вательного процесса обеспечивает последовательность в развитии личности ребенка.

3. Принцип развивающего обучения в соответствии со способностями и возможностями ребенка: определение ведущих целей обучения для развития у детей интереса к различным видам танцевальной деятельности, развитии творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

4. Принцип доступности: использование доступной формы деятельности (в основном игровой).

5. Принцип успешности: ребенок должен понимать, что он уникален и неповторим, должен быть уверен в своей успешности (даются задания, которые он способен выполнить).


Направления и виды деятельности:


Спортивно-оздоровительное. Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся кружка. Задачи: укрепление физического здоровья учащихся;пропаганда и популяризация среди учащихся кружка здорового образа жизни. Формы реализации: применение групповых, индивидуальных и коллективных форм работы с использованием упражнений и игр, направленных на укрепление мышечного аппарата, выносливости, силы и точности движений, ловкости, меткости.


Коррекционно-развивающее. Цель: создание условий для общего развития и коррекции имеющихся нарушений психофизического здоровья учащихся кружка. Задачи: коррекция нарушений психических функций и создание условий для их активного развития; формирование правильной картины мира через уточнение и расширение сведений о ней. Формы реализации: применение групповых, индивидуальных и коллективных форм работы с использованием упражнений и игр, направленных на расширение и укрепление связей с окружающим миром.


Познавательное. Цель: создание условий для общего развития и расширения кругозора учащихся кружка. Задачи: формирование представления об истории танца и о знаменитых танцорах. Формы реализации: применение групповых, индивидуальных и коллективных форм работы с использованием традиционных методов (беседы, наблюдения, конкурсы рисунков, плакатов, театральные представления).


Художественно-эстетическое. Цель: создание условий для реализации способностей и возможностей учащихся в творческой деятельности. Задачи: обеспечение деятельности учащихся в кружке; обеспечение участия детей в конкурсах, концертах. Формы реализации: применение групповых, индивидуальных и коллективных форм работы через организацию мастер-классов, флэш-мобов.


Материально-техническое обеспечение включает:

1.Книгопечатную продукцию: сборники танцев и упражнений; 2.Методические пособия (рекомендации к проведению ритмики);

3.Технические средства обучения: музыкальный центр, видеомагнитофон, мультимедийный компьютер со звуковой картой;

4.Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, фонохрестоматии,

5.Учебно-практическое оборудование: скакалка, мяч, обруч, палка гимнастическая.

6.Музыкальные инструменты: аккордеон, домбра, клавишный синтезатор; комплект детских музыкальных инструментов: трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, румба, маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны; свистульки, деревянные ложки;



Эффективность реализации программы


Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 12 лет. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей. Программа направлена на последовательное решение основных задач психического воспитания: познавательная, развивающая, мотивационная, обучающая, эстетическая, оздоровительная.


При реализации данной программы достигаются следующие результаты:


Личностные результаты:

- уважительное отношение к семейным ценностям;

- заинтересованность в приобретении и расширении знаний;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;


Предметные результаты:

- танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и    музыкальные фразы;

- воспринимать и передавать в движении образ;

- импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе   освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные    оригинальные «па»;

-ритмично двигаться, соблюдая колорит народного танца;

-понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в коллективе.


Развитие жизненной компетенции:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;

- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальны ролей;

- овладение навыками коммуникации.


Список используемой литературы


  1. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер.– М.: Просвещение, 2000г.

  2. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.

  3. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. М.: Владос, 2000г.

  4. Киселева, Е.А. Основные концепции творческих способностей / Е.А. Киселева [Электронный ресурс] МПГУ http://www.ucheba.com/met

  5. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., О.В. Кветная. Учите детей танцевать. – М.: Владос, 2003г.

  6. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.

  7. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.

  8. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.

  9. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!