Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 1»
Программа внеурочной деятельности
танцевальной группы «Капельки»
Автор составитель:
Пасюкова К.Ю.
учитель ритмики
Новосибирск 2017
Пояснительная записка.
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка с нарушением интеллекта. В воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.
Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоциональное равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем (например, способствует их более безболезненной адаптации). Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи.
Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер.
В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у подростков способностей.
Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности.
Двигательная активность – обязательное условие здорового образа жизни.
Содержание программы
Программа внеурочной деятельности кружка «Капельки» включает в себя следующие разделы:
Раздел «Ритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно её характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Раздел «Гимнастика» служит основой для освоения ребёнком различных видов движений.В раздел входят строевые, общеразвивающие, а также задания на расслабление мышц, укрепление осанки, дыхательные.
Раздел «Танцы» направленна формирование у детей танцевальных движений. Доставляет эстетическую радость занимающимся детям.В раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и элементы различных танцев: народного, бального, современного и ритмического.
Раздел «Музыкально – ритмическая композиция» направлен на формирование у детей пластичности, гибкости и координации. В разделе представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершённость. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.
Раздел «Музыкально – подвижные игры» является ведущим
видом деятельности дошкольника. Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.
ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класса
№ п/п | Содержание занятия | Кол-ко часов | Сроки выполнения |
1. | Организационная работа. Сбор участников коллектива. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. Разучивание разминки. | 8 часов | Сентябрь |
2. | Классический тренаж. Ритмика. Выступление на мероприятии. Разучивание новых движений танца. | 8 часов | Октябрь |
3. | Гимнастика. Классический тренаж. Разучивания движений танцев «Капельки», «Дружба» | 7часов | Ноябрь |
4. | Ритмика. Разучивание танца «Новогодний » | 8 часов | Декабрь |
5. | Танцы. Повторение выученных танцев, разучивание новых движений современного танца. | 6 часов | Январь |
6. | Классический тренаж. Пластика. Разучивание движений для подтанцовки к песням. | 6 часов | Февраль |
7. | Музыкально- ритмическая композиция. Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных, устранение физических недостатков, освоение понятий вытянутости и выворотности, музыкальности. | 5 часов | Март |
8. | Музыкально- подвижные игры. Ритмика. Разучивания движений к танцу «Весенний букет» | 8 часов | Апрель |
9. | Танцы. Классический тренаж. | 7 часов | Май |
| Всего: | 63часа | за год |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класса
№ п/п | Содержание занятия | Кол-во часов |
1 | Организационная работа. Сбор участников коллектива. Игры с детьми | 1 ч. |
2 | Сбор участников, дополнение коллектива. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. | 1 ч. |
3 | Разучивание разминки. Разучивание движений к танцу «Капельки». | 1 ч. |
4 | Разминка. Упражнения на «квадрате». Разучивание движений к танцу «Капельки». | 1 ч. |
5 | Разминка. Упражнение классического дренажа. Разучивание движений к танцу «Капельки» | 1 ч. |
6 | Разучивание движений к танцу «Капельки» | 1ч. |
7 | Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения, маршировка в темпе и ритме. | 1 ч. |
8 | Разминка. Репетиция танца включенного в концерт. | 1 ч. |
9 | Игра «Замри». Генеральный прогон танца ко Дню учителя. | 1 ч. |
10 | Разминка. Постановка рук и ног в танце. Движение в образе: «Девочка и мячик». | 1 ч. |
11 | Разминка. Постановка рук и ног в танце. Движение в образе: «Девочка и мячик». | 1 ч. |
12 | Портретная гимнастика: упражнения для стопы, вытянутость носочков. Разучивание движений современного танца «Дружба ». | 1 ч. |
13 | Постановка головы, устранение физических недостатков, освоение понятий вытянутости и выворотности. Танец«Дружба» | 1 ч. |
14 | Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных. Боковой галоп, шаг с вытянутыми носочками. Танец «Дружба» | 1 ч. |
15 | Разминка, танцевальное движение «Пружинка с поворотом», «Подскоки в повороте». Разучивание движений танца «Дружба» | 1 ч. |
16 | Ритмический тренаж: ходьба парами, змейкой, звёздочкой. Постановка корпуса. Повторение танца «Капельки» | 1 ч. |
| Всего 16 ч. | |
1 | Классический тренаж. Упражнения на «квадрате». Танцевальные движения «Глубокие выпады», «Волна». Разучивание движений современного танца «Дружба». | 1 ч. |
2 | Гимнастика. Танцевальные движения «Большой и маленький квадрат», «Шаги с поднятием колена и рук». Соединение движений танца «Дружба». | 1 ч. |
3 | Классический тренаж. Репетиция танца «Дружба». | 1 ч. |
4 | Упражнения на растяжку мышц ног. Отработка движений танца «Дружба». Прогон танцев. | 1 ч. |
5 | Танцевальная импровизация. Свободная танцевальная импровизация под заданную музыку. | 1 ч. |
6 | Игры с детьми. | 1 ч. |
7 | Ритмика. Портретная гимнастика: упр. «Велосипед», «Бабочка». Разучивание движений к танцу «Новогодний» | 1 ч. |
8 | Подготовка к новогодним праздникам. Разучивание движений к танцу «Новогодний». | 1 ч. |
9 | Подготовка к новогодним праздникам. Разучивание движений к танцу «Новогодний». | 1 ч. |
10 | Ритмика. Разучивание движений к танцу «Новогодний». | 1 ч. |
11 | Соединение движений к танцу «Новогодний» воедино. | 1 ч. |
12 | Ритмика. Репетиция танца «Новогодний». Прогон всех танцев. | 1 ч. |
13 | Ритмика. Репетиция танца «Новогодний». Прогон всех танцев. | 1 ч. |
14 | Репетиция танца «Новогодний». Прогон всех танцев. | 2 ч. |
15 | Участие в новогоднем утреннике. | 1ч. |
| Всего 16ч. | |
1 | Гимнастика.Игры с детьми. | 1 ч. |
2 | Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Прослушивание музыкальных произведений «Вальс», «Полька». | 1 ч. |
3 | Портретная гимнастика: упр. «Топотушки», поднятие ног на 90 градусов, «Птичка», «Утюжок», «Флажок». Повторение танца. | 1 ч. |
4 | Повторение танцев «Капельки»и отработка современного танца«Дружба».Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. | 1 ч. |
5 | Ритмика. Повторение и отработка выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений | 1 ч. |
6 | Портретная гимнастика: упр. «Тройные притопы с остановкой», «Мячик», «Пружинка» (мягкие приседания). Разучивание современных движений. | 1 ч. |
7 | Танцевально-образные движения: змея, кошка, цапля. Разучивание движений к современному танцу. Повторение и отработка выученных танцев. | 1 ч. |
8 | Классический тренаж. Пластика. Повторение выученных движений танца. | 1 ч. |
9 | Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг, квадрат. Ритмика. | 1 ч. |
10 | Классический тренажер. | 1 ч. |
11 | Отработка всех танцев. Синхронность движений. Отработка ритмичности движений. | 1 ч. |
12 | Ритмика. Танцевально-образная импровизация, людей разных профессий (кузнец, вышивальщица, водитель и художник). | 1 ч. |
13 | Классический тренаж. Повторение и отработка выученных танцев.. | 1 ч. |
14 | Повторение выученных танцев, разучивание движений к песням. | 1 ч. |
15 | Игры с детьми. Пластические этюды на подражание растений (дерево, цветы, листочки) | 1 ч. |
16 | Игры с детьми. Пластические этюды на подражание домашним животным. | 1ч. |
| Всего 16ч. | |
1 | Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава. | 1 ч. |
2 | Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава. | 1 ч. |
3 | Ритмика. Разучивание движений к танцу «Весенний букет». | 1 ч. |
4 | Музыкальная игра «Музыкальное эхо». Повторение и закрепление выученных движений к танцу « Весенний букет». | 1 ч. |
5 | Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного танца «Весенний букет». | 1 ч. |
6 | Игровой тренинг «Давайте познакомимся». Репетиция танца «Весенний букет». | 1 ч. |
7 | Разминка. Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук в стороны, вперед, вверх). Репетиция и отработка танца «Весенний букет». | 1 ч. |
8 | Пластика. Репетиция танца «Весенний букет». Синхронность движений. | 1 ч. |
9 | Ритмика. Разучивание дополнительных движений к танцу. | 1 ч. |
10 | Ритмика. Репетиция танца «Весенний букет». Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. | 1 ч. |
11 | Пластика. Репетиция танца «Весенний букет». Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. | 1 ч. |
12 | Повторение и закрепление выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. | 1 ч. |
13 | Прогонная репетиция выученных танцев. Отработка четкости и ритмичности движений. | 1 ч. |
14 | Репетиция танцев для отчетного концерта. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. | 1 ч. |
15 | Отчетный концерт. | 1 ч. |
| Всего 15 ч. | |
Всего за год 63 часа.
Уровни усвоения предметных результатов:
Минимальный уровень:
строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии, используя ограничители;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами с помощью учителя;
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
выполнять игровые и плясовые движения по показу и с помощью учителя; выполнять имитационные упражнения и игры по показу
учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Достаточный уровень:
строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и
входить в зал организованно под музыку, приветствовать
учителя, занимать правильное исходное положение (стоять
прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и
плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в
разных направлениях, не мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций,
не сужая круг и не сходя с его линии;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
выполнять игровые и плясовые движения;
выполнять имитационные упражнения и игры по словесной
инструкции;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Условия реализации программы
Данная программа реализуется через использование групповых, индивидуальных и коллективных форм работы преимущественно с использованием музыкального сопровождения, которые осуществляются с использованием традиционных и нетрадиционных методов. Методы реализации программы:
словесный метод: разъяснение, пояснение, вопросы, беседы, художественное слово;
наглядный метод: показ движений, просмотр видеозаписей, показ иллюстраций;
слуховой метод: анализ средств музыкальной выразительности, слушание музыки, сравнение, сопоставление.
практический метод: самостоятельная деятельность, игра, упражнения, творческие домашние задания.
метод интерактивного обучения: социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии в которых дети являются не просто слушателями информации, а проживают те или иные конкретные ситуации.
Приёмы:
наглядно – зрительные: показ движений, иллюстраций, использование пособий по ориентировке в пространстве, музыкально – дидактическое пособия.
наглядно - слуховые: восприятие музыкального произведения, анализ средств музыкальной выразительности, сравнение, сопоставление; музыкально – двигательные этюды;
игровые: музыкальные загадки, игры, использование атрибутики, игрового танца;
пояснения;
словесная инструкция.
Принципы, используемые при планировании и проведении кружковой деятельности:
1. Принцип целенаправленности: соблюдение данного принципа основывается на общих целях воспитания и развития личности ребенка, которые соотносятся с целями и задачами танцевального кружка, и предполагают создание условий для реализации программы.
2. Принцип систематичности и последовательности: систематичность образовательного процесса обеспечивает последовательность в развитии личности ребенка.
3. Принцип развивающего обучения в соответствии со способностями и возможностями ребенка: определение ведущих целей обучения для развития у детей интереса к различным видам танцевальной деятельности, развитии творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
4. Принцип доступности: использование доступной формы деятельности (в основном игровой).
5. Принцип успешности: ребенок должен понимать, что он уникален и неповторим, должен быть уверен в своей успешности (даются задания, которые он способен выполнить).
Направления и виды деятельности:
Спортивно-оздоровительное. Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся кружка. Задачи: укрепление физического здоровья учащихся;пропаганда и популяризация среди учащихся кружка здорового образа жизни. Формы реализации: применение групповых, индивидуальных и коллективных форм работы с использованием упражнений и игр, направленных на укрепление мышечного аппарата, выносливости, силы и точности движений, ловкости, меткости.
Коррекционно-развивающее. Цель: создание условий для общего развития и коррекции имеющихся нарушений психофизического здоровья учащихся кружка. Задачи: коррекция нарушений психических функций и создание условий для их активного развития; формирование правильной картины мира через уточнение и расширение сведений о ней. Формы реализации: применение групповых, индивидуальных и коллективных форм работы с использованием упражнений и игр, направленных на расширение и укрепление связей с окружающим миром.
Познавательное. Цель: создание условий для общего развития и расширения кругозора учащихся кружка. Задачи: формирование представления об истории танца и о знаменитых танцорах. Формы реализации: применение групповых, индивидуальных и коллективных форм работы с использованием традиционных методов (беседы, наблюдения, конкурсы рисунков, плакатов, театральные представления).
Художественно-эстетическое. Цель: создание условий для реализации способностей и возможностей учащихся в творческой деятельности. Задачи: обеспечение деятельности учащихся в кружке; обеспечение участия детей в конкурсах, концертах. Формы реализации: применение групповых, индивидуальных и коллективных форм работы через организацию мастер-классов, флэш-мобов.
Материально-техническое обеспечение включает:
1.Книгопечатную продукцию: сборники танцев и упражнений; 2.Методические пособия (рекомендации к проведению ритмики);
3.Технические средства обучения: музыкальный центр, видеомагнитофон, мультимедийный компьютер со звуковой картой;
4.Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, фонохрестоматии,
5.Учебно-практическое оборудование: скакалка, мяч, обруч, палка гимнастическая.
6.Музыкальные инструменты: аккордеон, домбра, клавишный синтезатор; комплект детских музыкальных инструментов: трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, румба, маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны; свистульки, деревянные ложки;
Эффективность реализации программы
Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 12 лет. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей. Программа направлена на последовательное решение основных задач психического воспитания: познавательная, развивающая, мотивационная, обучающая, эстетическая, оздоровительная.
При реализации данной программы достигаются следующие результаты:
Личностные результаты:
- уважительное отношение к семейным ценностям;
- заинтересованность в приобретении и расширении знаний;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Предметные результаты:
- танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные фразы;
- воспринимать и передавать в движении образ;
- импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па»;
-ритмично двигаться, соблюдая колорит народного танца;
-понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в коллективе.
Развитие жизненной компетенции:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;
- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальны ролей;
- овладение навыками коммуникации.
Список используемой литературы
Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер.– М.: Просвещение, 2000г.
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. М.: Владос, 2000г.
Киселева, Е.А. Основные концепции творческих способностей / Е.А. Киселева [Электронный ресурс] МПГУ http://www.ucheba.com/met
Пуртова Т.В., Беликова А.Н., О.В. Кветная. Учите детей танцевать. – М.: Владос, 2003г.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.