Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новоникулинская средняя школа
«Рассмотрено» на заседании МО классных руководителей Протокол № 1 от «_____» _________ 2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР _________________ Зотова Г.М. /Ф.И.О./ «____» ________ 2020 г. | «Утверждаю» Директор школы ________________ Алексанкина Л.Н. /Ф.И.О./ Приказ № _____ от «______» ______ 2020 г. |
Программа
внеурочной деятельности учащихся
«Исследователи родной природы»
Направление: общеинтеллектуальное
Вид деятельности: познавательная
Возраст школьников: 5 класс
Срок реализации: 2020-2021 учебный год
Разработчик программы: Потапова Светлана Александровна, учитель географии и биологии
С. Новое Никулино
2020 год
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по краеведческой деятельности во внеурочное время для 5 класса составлена с учётом нормативных документов:
1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009».
2. Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО».
3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утверждена постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 // Вестник образования. – 2011. - № 1. – С. 24.
Программа составлена с учетом рекомендаций и на основе программ:
1. И.В.Зубарева. Программа кружка «Исследователь»
2. Ю.С. Суркова, В.Н. Воротникова, Л.А. Андриянова. Программа внеурочной деятельности «Изучаем родной край»,
включенных в сборник:
- Организация внеурочной деятельности в средней школе: сборник программ. В двух частях. Часть2/ составители А.П. Мишина, Н.Г.Шевцова; под общ.ред. Н.В.Калининой, В.В. Зарубиной.- Ульяновск: УИПКПРО,2011.-76 с.
Учебного плана МОУ Новоникулинской СШ
- Устава Новоникулинской средней школы;
-Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Новоникулинской средней школы МО «Цильнинский район» Ульяновской области
1.1.Общая характеристика внеурочной деятельности
Для человека понятие Родины чаще всего связано с тем местом, где он родился и рос. Программа курса «Исследователи родной природы» направлена на углубление знаний о природе родного края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе и обществе, знакомство с принципами и способами охраны природы и способах самостоятельного получения знаний о фактах и явлениях. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учебного материала и оказывает большое воспитывающее воздействие.
Общаясь с природой, учащиеся развиваются духовно, появляется чувство сопереживания, собственной причастности к природным процессам.
Основной особенностью программыявляется то, что изучение эколого-краеведческого материала осуществляется в процессе ознакомленияи отработки навыков исследовательской, проектной и природоохранной деятельности, предусмотрено выполнение работ развивающих творческие способности.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей - в ней запланировано много занятий в природе, у учащихся есть возможность выбора форм и направлений исследований.
В программе учтена сезонность явлений в природе, в зимние месяцы проводятся в основном теоретические занятия, полевые исследования, экскурсии в основном запланированы на осень и весну.
1.2.Цели и задачи курса
Основные цели курса – создание условий для формирования познавательной потребности в освоении краеведческого материала;
развития у учащихся любви и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры, навыков исследовательской деятельности, развитие творческих способностей детей.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение природы родного края в ходе исследовательской деятельности учащихся.
Задачи программы:
Образовательные
- расширить и углубить знания учащихся о природе родного края: знакомство с флорой и фауной, культурными растениями родного края;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
- развитие представлений о природе как о единой целостной системе.
2.Воспитательные:
- развитие гражданских качеств, любви к природе родного края;
- воспитание у учащихся понимания личной ответственности за природные объекты;
- воспитание инициативы, ответственности;
- расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми;
3. Развивающие:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления учащихся знать как можно больше о природе родного края, повышение интереса к краеведению.
- формирование умений: формулировать проблему, определять тему, цель и задачи, методы исследования; делать выводы и предложения; претворять предложения в жизнь.
- формирование умений и навыков общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
1.3. Актуальность программы
Данная программа позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в сфере географии, экологии, фенологии и охраны природы, способствует формированию коммуникативных качеств личности школьников, развитию их творческих способностей, формированию метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий.
Значительное количество занятий отводится на практические работы, проектную деятельность, что в значительной мере способствует формированию у школьников регулятивных, коммуникативных, личностных УУД. В ходе работы в группах учащиеся формируют способность ставить цели, задачи, намечать пути решения, осуществлять само и взаимопроверку. Работа над коллективными проектами позволяет школьникам повышать коммуникативную компетентность. Они учатся организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, работать группами и в парах, находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Курс должен помочь обучающимся адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью с позиции современной географической науки.
В конечном итоге, изучение курса призвано помочь решить задачу гармонизации современного мира.
Главной воспитательной целью курса следует считать восприятие гражданина, осознающего своё место в Отечестве и в мире Земли.
Методические особенности организации занятий
Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
1.4. Место курса «Исследователи родной природы» в учебном плане.
Программа составлена из расчёта 35 часов в год и является важным звеном в географическом образовании школьников. На изучение в 8 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные | формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; | |
коммуникативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географическому краеведению являются:
1. Называть/показывать: основные географические объекты литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы своей местности; местные горные породы и полезные ископаемые; приборы и инструменты необходимые для метеонаблюдений на местности; основные мероприятия по охране вод своей местности; основные мероприятия по охране органического мира; численность населения своего населенного пункта; национальный состав, религии края; виды природных ресурсов своей местности; источники комплексного изучения родного края; выдающихся людей своего края; культурно-исторические объекты своей местности.
2. Описывать: влияние рельефа на особенности жизни быта человека; времена года своей местности, характерные погоды различных сезонов года своей местности; реку, озера (используя типовой план);природные комплексы своей местности; обычаи, традиции, культуру своего народа ;родословную своей семьи.
3. Определять: географическое положение, его влияние на особенности развития населенного пункта; площадь, конфигурацию своей местности,стороны горизонта и направления, расстояния по местным признакам; свое местоположение на местности с помощью приборов и правил ориентации; горные породы своей местности и принадлежность их к магматическим, осадочным и метаморфическим группам; относительную высоту географических объектов своей местности; местные географические объекты по топографическому плану.
4. Объяснять: изменение погоды, народные приметы; проблемы малых рек; роль органического мира в жизни людей; необходимость охраны природы; проблемы жителей села; особенности формирования, заселения своего края, его освоенность; происхождение местных географических названий.
5. Оценивать и прогнозировать: влияние природы на деятельность человека в своей местности; влияние человека на отдельные компоненты природы своего края; изменение структуры населения своей местности; проблемы хозяйства своей местности.
6. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
листовка;
аншлаг;
альбом;
газета;
плакат;
серия иллюстраций;
мультимедиа презентация;
справочник;
стенгазета;
сценарий праздника;
фотоальбом;
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (35 часов)
Тема 1.«Введение» 3 ч.
Введение «Исследовать, чтобы знать!». Цели и задачи курса. Вводная беседа, диагностическое анкетирование.Что нужно знать и уметь, чтобы стать исследователем. Моя Родина на карте России. Географические и природные особенности Цильнинского района: рельеф, климат, гидрология.
Тема 2.«Методы исследований и обработки данных»
Методы полевых исследований: маршрутный метод, правила ведения полевых дневников.
Правила обработки материалов экскурсий, оформления отчетов. Методы камеральных исследований: обзор источников информации, интервью, опрос, опыт, и др. Структура исследовательского проекта: введение, обзор источников информации, методы исследований, результаты исследования, выводы. Компьютер – помощник при работе над проектом. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint. Компьютер – источник информации. Работа с интернетом, знакомство с поисковыми системами.
Правила кормления птиц зимой.Основной метод исследования - наблюдение. Наблюдение за птицами на кормушках.Работа над проектом «Птицы, зимующие в поселке»
Информационно-библиотечный центр – источник краеведческой информации. Знакомство с охраняемыми животными в ходе работынад индивидуальными проектами.
Знакомство с программой PowerPoint. Отработка навыков работы с программой. Мультимедиа презентация, как способ презентации исследовательского проекта.
Музей - источник краеведческой информации. Работа с архивными материалами, знакомство с экспонатами отдела «Лазоревый край».
Знакомство с методикой определения деревьев и кустарников по зимующим побегам.
Определение деревьев и кустарников парка и скверов по зимующим побегам.
Как человек изменяет природу.ООПТ Цильнинского района.
Солнечный орел - природный символ Ульяновской области.
Природные символы моей малой родины.(конкурс рисунков)
Выпуск листовок «Сохраним первоцветы»
Экскурсии:
«Цветочно-декоративные растения улицы Школьная».
«Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы»
«Осенние учеты птиц. Участие в международной акции».
«Следы на снегу»
«Отпечатки и окаменелости – свидетели «морского» прошлого нашего края».
Практические работы:
Работа с сайтом «Птицы Среднего Поволжья». Птицы Красной Книги Ульяновской области в Цильнинском районе.
Определение деревьев и кустарников парка и скверов по зимующим побегам
Изготовление кормушек из бросового материала.
Составление картотеки охраняемых растений.
Творческие работы:
«Первоцветы на территории села»
Тема 3. «Подведем итоги» 5 ч
Презентация полученных знаний умений и навыков. Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок.Защита исследовательских проектов.Итоговая краеведческая игра - фотокросс. Рефлексия. Подведение итогов года. Летние задания.
4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (35 часов)
№ п\п | Тема. Содержание. | Кол-во часов | Дата |
По плану | фактически |
| Тема 1.«Введение» | 3 ч. | | |
| Введение «Исследовать, чтобы знать!». Цели и задачи курса. Вводная беседа, диагностическое анкетирование. | 1 | | |
| Что нужно знать и уметь, чтобы стать исследователем. | 1 | | |
| Моя Родина на карте России. Географические и природные особенности Цильнинского района. | 1 | | |
| Тема 2.«Методы исследований и обработки данных» | 27ч. | | |
| Методы полевых исследований. Экскурсия «Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы» | 1 | | |
| Обработка материалов экскурсии, оформление отчетов. | 1 | | |
| Экскурсия «Цветочно-декоративные растения улицы Школьная». | 1 | | |
| Обработка материалов экскурсии, оформление отчетов. | 1 | | |
| Осенние учеты птиц. Участие в международной акции. | 1 | | |
| Методы камеральных исследований: обзор источников информации, интервью, опрос, опыт, и др. | 1 | | |
| Изучение структуры исследовательских проектов в ходе знакомство с ученическими проектами прошлых лет. | 1 | | |
| Компьютер – помощник при работе над проектом. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint. | 1 | | |
| Отработка навыков работы в текстовом редактореWord. | 1 | | |
| Компьютер – источник информации. Работа с интернетом, знакомство с поисковыми системами. | 1 | | |
| Работа с сайтом «Птицы Среднего Поволжья». Птицы Красной Книги Ульяновской области в Радищевском районе. | 1 | | |
| Изготовление кормушек из бросового материала. Правила кормления птиц зимой. | 1 | | |
| Основной метод исследования - наблюдение. Наблюдение за птицами на кормушках. | 1 | | |
| Работа над проектом «Птицы, зимующие в поселке» | 1 | | |
| Экскурсия «Следы на снегу» | 1 | | |
| Информационно-библиотечный центр – источник краеведческой информации. Работа по индивидуальным заданиям: «Насекомые (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.) Красной Книги Ульяновской области в Цильнинском районе» | 1 | | |
| Знакомство с программой PowerPoint в ходе работы над индивидуальным проектам. | 1 | | |
| Музей - источник краеведческой информации. Экскурсия «Отпечатки и окаменелости – свидетели «морского» прошлого нашего края». | 1 | | |
| Знакомство с методикой определения деревьев и кустарников по зимующим побегам. | 1 | | |
| Определение деревьев и кустарников парка и скверов по зимующим побегам. Практическая работа. | 1 | | |
| Как человек изменяет природу. | 1 | | |
| ООПТ Цильнинского района | 1 | | |
| Солнечный орел - природный символ Ульяновской области. | 1 | | |
| Природные символы моей малой родины.(конкурс рисунков) | 1 | | |
| Составление картотеки охраняемых растений. | 1 | | |
| Выпуск листовок «Сохраним первоцветы» | 1 | | |
| Первоцветы на территории поселка.(экскурсия) | 1 | | |
| Тема 3. «Подведем итоги» | 4 ч. | | |
| Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок,.. | 1 | | |
| Защита исследовательских проектов. | 1 | | |
| Итоговая краеведческая игра Фотокросс | 1 | | |
34-35 | Подведение итогов года. Летние задания. | 2 | | |
18