СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности учащихся «Исследователи родной природы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по краеведческой деятельности во внеурочное время для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности учащихся «Исследователи родной природы»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новоникулинская средняя школа


«Рассмотрено»

на заседании МО классных руководителей


Протокол № 1

от «_____» _________ 2020 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

_________________

Зотова Г.М.

/Ф.И.О./

«____» ________ 2020 г.


«Утверждаю»

Директор школы

________________

Алексанкина Л.Н.

/Ф.И.О./


Приказ № _____

от «______» ______ 2020 г.



Программа

внеурочной деятельности учащихся

«Исследователи родной природы»


Направление: общеинтеллектуальное

Вид деятельности: познавательная

Возраст школьников: 5 класс

Срок реализации: 2020-2021 учебный год

Разработчик программы: Потапова Светлана Александровна, учитель географии и биологии





С. Новое Никулино

2020 год

I.Пояснительная записка


Рабочая программа по краеведческой деятельности во внеурочное время для 5 класса составлена с учётом нормативных документов:

1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009».

2. Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО».

3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утверждена постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 // Вестник образования. – 2011. - № 1. – С. 24.

Программа составлена с учетом рекомендаций и на основе программ:

1. И.В.Зубарева. Программа кружка «Исследователь»

2. Ю.С. Суркова, В.Н. Воротникова, Л.А. Андриянова. Программа внеурочной деятельности «Изучаем родной край»,

включенных в сборник:

- Организация внеурочной деятельности в средней школе: сборник программ. В двух частях. Часть2/ составители А.П. Мишина, Н.Г.Шевцова; под общ.ред. Н.В.Калининой, В.В. Зарубиной.- Ульяновск: УИПКПРО,2011.-76 с.

Учебного плана МОУ Новоникулинской СШ

- Устава Новоникулинской средней школы;

-Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Новоникулинской средней школы МО «Цильнинский район» Ульяновской области










1.1.Общая характеристика внеурочной деятельности

Для человека понятие Родины чаще всего связано с тем местом, где он родился и рос. Программа курса «Исследователи родной природы» направлена на углубление знаний о природе родного края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе и обществе, знакомство с принципами и способами охраны природы и способах самостоятельного получения знаний о фактах и явлениях. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учебного материала и оказывает большое воспитывающее воздействие.

Общаясь с природой, учащиеся развиваются духовно, появляется чувство сопереживания, собственной причастности к природным процессам.

Основной особенностью программыявляется то, что изучение эколого-краеведческого материала осуществляется в процессе ознакомленияи отработки навыков исследовательской, проектной и природоохранной деятельности, предусмотрено выполнение работ развивающих творческие способности.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей - в ней запланировано много занятий в природе, у учащихся есть возможность выбора форм и направлений исследований.

В программе учтена сезонность явлений в природе, в зимние месяцы проводятся в основном теоретические занятия, полевые исследования, экскурсии в основном запланированы на осень и весну.


1.2.Цели и задачи курса


Основные цели курса – создание условий для формирования познавательной потребности в освоении краеведческого материала;
развития у учащихся любви и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры, навыков исследовательской деятельности, развитие творческих способностей детей.

Основные направления внеурочной деятельности - изучение природы родного края в ходе исследовательской деятельности учащихся.

Задачи программы:


  1. Образовательные

- расширить и углубить знания учащихся о природе родного края: знакомство с флорой и фауной, культурными растениями родного края;

- овладение начальными навыками исследовательской работы;

- развитие представлений о природе как о единой целостной системе.


2.Воспитательные:

- развитие гражданских качеств, любви к природе родного края;

- воспитание  у учащихся   понимания личной ответственности за природные объекты;

- воспитание инициативы, ответственности;

- расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми;

3. Развивающие:

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

- стимулирование стремления учащихся знать как можно больше о природе родного края, повышение интереса  к краеведению.

- формирование умений: формулировать проблему, определять тему, цель и задачи, методы исследования; делать выводы и предложения; претворять предложения в жизнь.

- формирование умений и навыков общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

1.3. Актуальность программы


Данная программа позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в сфере географии, экологии, фенологии и охраны природы, способствует формированию коммуникативных качеств личности школьников, развитию их творческих способностей, формированию метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий.

Значительное количество занятий отводится на практические работы, проектную деятельность, что в значительной мере способствует формированию у школьников регулятивных, коммуникативных, личностных УУД. В ходе работы в группах учащиеся формируют способность ставить цели, задачи, намечать пути решения, осуществлять само и взаимопроверку. Работа над коллективными проектами позволяет школьникам повышать коммуникативную компетентность. Они учатся организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, работать группами и в парах, находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Курс должен помочь обучающимся адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью с позиции современной географической науки.

В конечном итоге, изучение курса призвано помочь решить задачу гармонизации современного мира.

Главной воспитательной целью курса следует считать восприятие гражданина, осознающего своё место в Отечестве и в мире Земли.

Методические особенности организации занятий

Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

1.4. Место курса «Исследователи родной природы» в учебном плане.

Программа составлена из расчёта 35 часов в год и является важным звеном в географическом образовании школьников. На изучение в 8 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Личностные и метапредметные результаты


результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

  • формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия


  • Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географическому краеведению являются:

1. Называть/показывать: основные географические объекты литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы своей местности; местные горные породы и полезные ископаемые; приборы и инструменты необходимые для метеонаблюдений на местности; основные мероприятия по охране вод своей местности; основные мероприятия по охране органического мира; численность населения своего населенного пункта; национальный состав, религии края; виды природных ресурсов своей местности; источники комплексного изучения родного края; выдающихся людей своего края; культурно-исторические объекты своей местности.

2. Описывать: влияние рельефа на особенности жизни быта человека; времена года своей местности, характерные погоды различных сезонов года своей местности; реку, озера (используя типовой план);природные комплексы своей местности; обычаи, традиции, культуру своего народа ;родословную своей семьи.

3. Определять: географическое положение, его влияние на особенности развития населенного пункта; площадь, конфигурацию своей местности,стороны горизонта и направления, расстояния по местным признакам; свое местоположение на местности с помощью приборов и правил ориентации; горные породы своей местности и принадлежность их к магматическим, осадочным и метаморфическим группам; относительную высоту географических объектов своей местности; местные географические объекты по топографическому плану.

4. Объяснять: изменение погоды, народные приметы; проблемы малых рек; роль органического мира в жизни людей; необходимость охраны природы; проблемы жителей села; особенности формирования, заселения своего края, его освоенность; происхождение местных географических названий.

5. Оценивать и прогнозировать: влияние природы на деятельность человека в своей местности; влияние человека на отдельные компоненты природы своего края; изменение структуры населения своей местности; проблемы хозяйства своей местности.

6. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


  • Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • листовка;

  • аншлаг;

  • альбом;

  • газета;

  • плакат;

  • серия иллюстраций;

  • мультимедиа презентация;

  • справочник;

  • стенгазета;

  • сценарий праздника;

  • фотоальбом;


3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (35 часов)

Тема 1.«Введение» 3 ч.

Введение «Исследовать, чтобы знать!». Цели и задачи курса. Вводная беседа, диагностическое анкетирование.Что нужно знать и уметь, чтобы стать исследователем. Моя Родина на карте России. Географические и природные особенности Цильнинского района: рельеф, климат, гидрология.

Тема 2.«Методы исследований и обработки данных»

Методы полевых исследований: маршрутный метод, правила ведения полевых дневников.

Правила обработки материалов экскурсий, оформления отчетов. Методы камеральных исследований: обзор источников информации, интервью, опрос, опыт, и др. Структура исследовательского проекта: введение, обзор источников информации, методы исследований, результаты исследования, выводы. Компьютер – помощник при работе над проектом. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint. Компьютер – источник информации. Работа с интернетом, знакомство с поисковыми системами.

Правила кормления птиц зимой.Основной метод исследования - наблюдение. Наблюдение за птицами на кормушках.Работа над проектом «Птицы, зимующие в поселке»

Информационно-библиотечный центр – источник краеведческой информации. Знакомство с охраняемыми животными в ходе работынад индивидуальными проектами.

Знакомство с программой PowerPoint. Отработка навыков работы с программой. Мультимедиа презентация, как способ презентации исследовательского проекта.

Музей - источник краеведческой информации. Работа с архивными материалами, знакомство с экспонатами отдела «Лазоревый край».

Знакомство с методикой определения деревьев и кустарников по зимующим побегам.

Определение деревьев и кустарников парка и скверов по зимующим побегам.

Как человек изменяет природу.ООПТ Цильнинского района.

Солнечный орел - природный символ Ульяновской области.

Природные символы моей малой родины.(конкурс рисунков)

Выпуск листовок «Сохраним первоцветы»

Экскурсии:

«Цветочно-декоративные растения улицы Школьная».

«Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы»

«Осенние учеты птиц. Участие в международной акции».

«Следы на снегу»

«Отпечатки и окаменелости – свидетели «морского» прошлого нашего края».

Практические работы:

Работа с сайтом «Птицы Среднего Поволжья». Птицы Красной Книги Ульяновской области в Цильнинском районе.

Определение деревьев и кустарников парка и скверов по зимующим побегам

Изготовление кормушек из бросового материала.

Составление картотеки охраняемых растений.

Творческие работы:

«Первоцветы на территории села»

Тема 3. «Подведем итоги» 5 ч

Презентация полученных знаний умений и навыков. Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок.Защита исследовательских проектов.Итоговая краеведческая игра - фотокросс. Рефлексия. Подведение итогов года. Летние задания.


4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (35 часов)

п\п

Тема. Содержание.

Кол-во

часов

Дата


По плану


фактически


Тема 1.«Введение»

3 ч.



Введение «Исследовать, чтобы знать!». Цели и задачи курса. Вводная беседа, диагностическое анкетирование.

1



Что нужно знать и уметь, чтобы стать исследователем.

1



Моя Родина на карте России. Географические и природные особенности Цильнинского района.

1




Тема 2.«Методы исследований и обработки данных»

27ч.



Методы полевых исследований. Экскурсия «Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы»

1



Обработка материалов экскурсии, оформление отчетов.

1



Экскурсия «Цветочно-декоративные растения улицы Школьная».

1



Обработка материалов экскурсии, оформление отчетов.

1



Осенние учеты птиц. Участие в международной акции.

1



Методы камеральных исследований: обзор источников информации, интервью, опрос, опыт, и др.

1



Изучение структуры исследовательских проектов в ходе знакомство с ученическими проектами прошлых лет.

1



Компьютер – помощник при работе над проектом. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint.

1



Отработка навыков работы в текстовом редактореWord.

1



Компьютер – источник информации. Работа с интернетом, знакомство с поисковыми системами.

1



Работа с сайтом «Птицы Среднего Поволжья». Птицы Красной Книги Ульяновской области в Радищевском районе.

1



Изготовление кормушек из бросового материала. Правила кормления птиц зимой.

1



Основной метод исследования - наблюдение. Наблюдение за птицами на кормушках.

1



Работа над проектом «Птицы, зимующие в поселке»

1



Экскурсия «Следы на снегу»

1



Информационно-библиотечный центр – источник краеведческой информации. Работа по индивидуальным заданиям: «Насекомые (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.) Красной Книги Ульяновской области в Цильнинском районе»

1



Знакомство с программой PowerPoint в ходе работы над индивидуальным проектам.

1



Музей - источник краеведческой информации. Экскурсия «Отпечатки и окаменелости – свидетели «морского» прошлого нашего края».

1



Знакомство с методикой определения деревьев и кустарников по зимующим побегам.

1



Определение деревьев и кустарников парка и скверов по зимующим побегам. Практическая работа.

1



Как человек изменяет природу.

1



ООПТ Цильнинского района

1



Солнечный орел - природный символ Ульяновской области.

1



Природные символы моей малой родины.(конкурс рисунков)

1



Составление картотеки охраняемых растений.

1



Выпуск листовок «Сохраним первоцветы»

1



Первоцветы на территории поселка.(экскурсия)

1




Тема 3. «Подведем итоги»

4 ч.



Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок,..

1



Защита исследовательских проектов.

1



Итоговая краеведческая игра Фотокросс

1



34-35

Подведение итогов года. Летние задания.

2









18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!