Программа внеурочной деятельности "Учись учиться"

Категория: Психологу

В данной программе указаны развивающие занятия для учащихся 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Учись учиться"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Щигры Курской области»


Рассмотрено на заседании методического объединения

_учителей начальных

классов___________

Протокол № 5

от «29» мая 2018г.


Принято на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №5 г. Щигры Курской области»

Протокол № 1

от «30» августа 2018 г.




Утверждено

приказом директора

168

от «31» августа 2018г.

_______ Н.В. Макаренко





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Учись учиться»


Направление: общеинтеллектуальное

( 1А, 1Б класс, 1-й год обучения, 7-8 лет)









Составитель:

Сопова Наталья Ивановна,

педагог – психолог,

I квалификационная категория












2018 год

Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты:

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-высказывать своё отношение решаемым заданиям;

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.


Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.


Познавательные УУД:

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- воспринимать смысл предъявляемого текста;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

- выражать в речи свои мысли и действия;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия.

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Ожидаемые результаты обучающихся:

- применение полученных знаний и умений на практике;

-участие в школьных, городских и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах по различным предметам;

-умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;

-умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.






































Содержание программы

1 класс (31 ч)

Графический диктант

Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.

При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.

Тренировка внимания (5 ч)

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.

Тренировка слуховой памяти (4 ч)

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Тренировка зрительной памяти (4 ч)

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.

В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.

Поиск закономерностей (4 ч)

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Задания по перекладыванию спичек (4 ч)

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.















































Календарно-тематическое планирование

1 класс


п/п

Развиваемые способности

Количество часов

Планируемые результаты

1 «А»

1 «Б»

Дата

Дата

план

факт

план

факт

I четверть (7 часов)




1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок).

1

Выявить уровень познавательных процессов.





2

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кенгуру».

1

Развить концентрацию внимания и мышления.





3

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кот».

1

Развить внимание, мышление.





4

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Корабль».

1

Развить слуховую память, мышление.





5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Самолет»

1

Развить зрительную память, мышление.





6

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Жираф».

1

Научить искать закономерности. Совершенствовать мыслительные операции.





7

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

1

Усовершенствовать воображение. Развить наглядно – образное мышление.





II четверть (8 часов)





8

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Носорог».

1

Развить логическое мышление. Совершенствовать мыслительные операции.





9

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Собака».

1

Развить концентрацию внимания, мышления.





10

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Верблюд».

1

Развить внимание, мышление.





11

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Ящерица».

1

Развить слуховую память, мышление.





12

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Лошадь».

1

Развить зрительную память, мышление.





13

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Робот».

1

Научить искать закономерности. Развить мыслительные операции.





14

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

1

Развить воображение. Развить наглядно – образное мышление.





15

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Олень».

1

Развить логическое мышление. Развить мыслительные операции.





III четверть (9 часов)



16

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рыба».

1

Развить концентрацию внимания, мышление.





17

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Баран».

1

Развить внимание, мышление.





18

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Курица».

1

Развить слуховую память, мышление.





19

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Пеликан».

1

Развить зрительную память, мышление.





20

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Осел».

1

Научить искать закономерности. Развить мыслительные операции.





21

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

1

Развить воображение. Развить наглядно – образное мышление.





22

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Журавль».

1

Развить логическое мышление. Развить мыслительные операции.





23

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Гусь».

1

Развить концентрацию внимания, мышление.





24

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Козел».

1

Развить внимание, мышление.





IV четверть (7 часов)




25

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Слон».

1

Развить слуховую память, мышление.





26

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Петух».

1

Развить зрительную память, мышление.





27

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Цветок».

1

Научить искать закономерности. Развить мыслительные операции.





28

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

1

Развить воображение, наглядно – образное мышление.





29

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Космический корабль».

1

Развить логическое мышление. Развить мыслительные операции.





30

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рак».

1

Развить концентрацию внимания, мышление.





31

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1

Выявить динамику познавательных процессов.








Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас