Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»разработана в соответствии с:
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
основной образовательной программой начального общего образования с учетом требований ФГОС на 2015-2019 учебные годы, утвержденной приказом директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» от 01.06.2015 г. № 45/3.
Цель программы: создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников;
совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения;
формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Задачи:
формировать у учащихся умение содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
обогащать словарный запас учащихся.
постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
Программа курса реализуется в обще интеллектуальном направлении. Программа курса рассчитана на 65 часов в учебном году. В содержание программы включены аудиторные и внеаудиторные занятия. Используются такие формы работы, как беседы, акции, конкурсы, праздники, диспуты, ролевые игры, проекты, экскурсии.
Форма организации: кружок. Основные виды деятельности: познавательная и игровая деятельность.
Содержание занятий включает в себя игровые элементы с использованием яркой наглядности и электронных ресурсов.
Итоговой оценкой освоения содержания программы курса являются активное участие учащихся в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах разного уровня..
Планируемые результата освоения курса внеурочной деятельности
«Удивительный мир слов»
2-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
В основу курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. В результате освоения программы будет достигнут первый уровень результатов.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
«Удивительный мир слов»
Мир полон звуков
Универсальные учебные действия:
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
анализировать информацию, представленную на рисунке;
наблюдать за функцией и ударением в слове;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах и малых группах);
находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Трудности словесного ударения. Азбука, прошедшая сквозь века
Универсальные учебные действия:
сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;
интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать информацию в практической.
Всему название дано
Универсальные учебные действия:
формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
воспринимать на слух и понимать информационный текст;
самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;
оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
Как делаются слова
Универсальные учебные действия:
моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями;
анализировать значение приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;
находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Тематическое планирование программы курса внеурочной деятельности
«Удивительный мир слов»
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
| | Аудиторные | Внеаудиторные |
1 | Мир полон звуков | 10 | 1 |
2 | Трудности словесного ударения. Азбука, прошедшая сквозь века | 21 | |
3 | Всему название дано | 19 | 1 |
4 | Как делаются слова | 12 | 1 |
Итого: | 62 | 3 |
|
Календарно тематическое планирование
курса «Удивительный мир слов» 3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Теория | Практика | Дата |
план | факт |
1-2 | Из истории языка | | 2 | 6.09 7.09 | |
3-4 | Старые и новые слова в языке. | | 2 | 13.09 14.09 | |
5-6 | Сокровища бабушкиного сундука. | | 2 | 20.09 21.09 | |
7-8 | Лабиринты грамматики | | 2 | 27.09 28.09 | |
9-11 | Лабиринты грамматики | 1 | 2 | 4.10 5.10 11.10 | |
12-13 | Такие разные признаки предметов | | 2 | 12.10 18.10 | |
14-15 | Загадки простого предложения | | 2 | 19.10 25.10 | |
16 | О существительных по существу | | 1 | 26.10 | |
17-19 | «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». | 1 | 3 | 8.11 9.11 15.11 | |
20-22 | Стройтесь в ряд! | 1 | 2 | 16.11 22.11 23.11 | |
23-24 | Запятые, по местам! | | 2 | 29.11 30.11 | |
25-27 | Слово в грамматике. | | 3 | 6.12 7.12 13.12 | |
28-29 | Как «работают» слова, или | | 2 | 14.12 20.12 | |
30-31 | Для чего нужна грамматика. | | 2 | 21.12 27.12 | |
32-33 | «Лебедь белая плывёт». | | 2 | 10.01 11.01 | |
34-35 | Может ли род быть общим? | | 2 | 17.01 18.01 | |
36-37 | Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? | | 2 | 24.01 25.01 | |
38-39 | Как быть, если нет окончания? | | 2 | 31.01 1.02 | |
40-41 | Один, два, много. | | 2 | 7.02 8.02 | |
42-43 | Почему именительный падеж назвали именительным? | | 2 | 14.02 15.02 | |
44-45 | Как «работает» родительный падеж? | | 2 | 21.02 22.02 | |
46-47 | «Щедрый» падеж. | | 2 | 28.02 1.03 | |
48-49 | Винительный падеж — великий маскировщик. | | 2 | 7.03 14.03 | |
50-51 | Падеж-работяга. | | 2 | 15.03 21.03 | |
52-53 | Любимая «работа» предложного падежа. | | 2 | 22.03 4.04 | |
54-55 | Кому принадлежат имена собственные? | | 2 | 5.04 11.04 | |
56-57 | Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. | | 2 | 12.04 18.04 | |
58-59 | «Красны девицы» и «добры молодцы». | | 2 | 19.04 25.04 | |
60-61 | Всё познаётся в сравнении. | | 2 | 26.04 16.05 | |
62 | Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем | | 2 | 17.05 23.05 | |
63 | Что из чего и для чего? | | 1 | 24.05 | |
64 | Что кому принадлежит? | | 1 | 30.05 | |
65 | Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных. | | 1 | 31.05 | |