МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области
Управление образования администрации города Ульяновска
МБОУ "Средняя школа
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________________________ | СОГЛАСОВАНО Зам директора по УВР ________________________ | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ________________________ . |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Умелые руки»
для обучающихся 2 класса
г. Ульяновск 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Программа рассчитана на 1 года обучения.
Общее количество часов: 68 часов -2 часа в неделю.
Цель программыразвитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к
техническому и художественному творчеству
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Отличительные особенности программы
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь Программа предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, с использованием ниток, мозаика стружек, цветных опилок, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, бисероплетение, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
Содержание курса
Работа с природными материалами | 10 ч |
Аппликация из листьев и цветов. Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). | 5ч 5ч |
Работа с пластическими материалами | 10 ч |
Аппликация из пластилина. | 5ч |
Работа с соленым тестом | 5ч |
Объёмные и плоскостные аппликации | 16ч |
Аппликации из геометрических фигур | 4ч |
Аппликации и з бумаги | 6ч |
Объемные аппликации | 6ч |
Работа с бисером | 8ч |
Плетение бисером | 8ч |
Модульное оригами | 8 ч |
Треугольный модуль оригами. | 4ч |
Замыкание модулей в кольцо. | 4ч |
Чудеса своими руками | 16ч |
Мозаика из различных материалов | 8ч |
Работа с цветными нитями | 8ч |
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Умелые руки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Форма проведения занятий
теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия,
показ видеоматериалов,
беседа с детьми, рассказы детей),
практические занятия,
проведения конкурсов работ учащихся,
подготовка и проведение выставок детских работ,
вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов | ЭОР |
| Работа с природными материалами | 10 ч | https://ya.ru/images/search?from=tabbar&text=аппликация%20из%20листьев%202%20класс |
| Аппликация из листьев и цветов. Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). | 5ч 5ч | |
| Работа с пластическими материалами | 10 ч | https://ya.ru/images/search?from=tabbar&text=работа%20с%20пластическими%20материалами%20в%201-4%20классах |
| Аппликация из пластилина. | 5ч | |
| Работа с соленым тестом | 5ч | |
| Объёмные и плоскостные аппликации | 16ч | https://ya.ru/images/search?from=tabbar&text=Объёмные%20и%20плоскостные%20аппликации%20%20%20%20%20%20%20 |
| Аппликации из геометрических фигур | 4ч | |
| Аппликации и з бумаги | 6ч | |
| Объемные аппликации | 6ч | |
| Работа с бисером | 8ч | https://ya.ru/images/search?from=tabbar&text=работа%20с%20бисером%202%20класс |
| Плетение бисером | 8ч | |
| Модульное оригами | 8 ч | https://ya.ru/images/search?from=tabbar&text=модульное%20оригами%20для%20начинающих%20схемы |
| Треугольный модуль оригами. | 4ч | |
| Замыкание модулей в кольцо. | 4ч | |
| Чудеса своими руками | 16ч | https://ya.ru/images/search?from=tabbar&text=Чудеса%20%20своими%20руками%202%20класс |
| Мозаика из различных материалов | 8ч | |
| Работа с цветными нитями | 8ч | |
| ИТОГО | 68ч | |