СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Белоевская средняя общеобразовательная школа»




«Рассмотрено»

на заседании ШМО нач. классов

____________________/

Бражкина Т.В.

Протокол №_______ от

«____»______________2022г.




«Согласовано»

зам. директора по УВР _________________________/

Рочева Р.Н

«____»______________2022г.




«Утверждаю»

приказ №_______

от «___»___________2022г.

директор ________________/

Нешатаева Л.В.







Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

Для учащихся 4 «А» класса

на 2022-2023 учебный год


Составлено на основе программы курса «Развитие познавательных способностей» О.Холодовой

Разработчик: Епанова Любовь Геннадьевна., классный руководитель 4 «А» класса








с. Белоево, 2022


Паспорт программы

1

Наименование учреждения

МАОУ «Белоевская СОШ»

2

Форма учебного объединения

Внеурочная деятельность

3

Название программы

«Умники и умницы»

4

Вид программы

Кружок

5

Направление

Интеллектуальное

6

Образовательная область

Математика

7

Уровень освоения

1 год

8

Продолжительность освоения

4 года

9

Возраст

9-10 лет

10

Форма организации

групповая




























Расписание занятий внеурочной деятельности «Умники и умницы»


Название

День недели

Время


«Умники и умницы»






































Пояснительная записка

Нормативно-правовая база. Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010) и программы курса «Юным умникам и умницам» автора О.А. Холодовой (Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Программа курса «РПС». – М.: Москка РОСТ, 2012).

Назначение программы. Данный курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов. Принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов у обучающихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Программа курса «Умники и умницы» направлена на решение этой проблемы. Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы кружка, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности обучающихся по каждой теме.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.


Основные задачи курса:

1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли¬тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе¬ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре¬шать нестандартные задачи;

5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом, рассчитана на детей 7 - 11 лет; программа рассчитана на четыре года обучения, в четвертом классе 34 часа (1 час в неделю).

Формы и методы работы. Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:

1. Работа в парах.

2. Групповые формы работы.

3. Индивидуальная работа.

4. Самооценка и самоконтроль.

5. Взаимооценка и взаимоконтроль.

Формы организации деятельности:

• Конкурс.

• Игра.

• Путешествие.

Описание основных подходов, обеспечивающих взаимосвязь содержания урочной и внеурочной деятельности.

Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе обучения с такими предметами как математика, информатика, русский язык. В ходе реализации программы осуществляется расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Основными принципами распределения материала являются: • системность: задания располагаются в определенном порядке;

• принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

• принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

• увеличение объема материала;

• наращивание темпа выполнения заданий;

• смена разных видов деятельности.

На занятиях используются презентации к занятиям, электронные задания и тестовые работы, современное техническое оборудование в виде интерактивной доски, электронных учебных пособий «Учимся мыслить логически», «Графические диктанты».

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 7-11 лет, часть - составлена автором пособия.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

- задания на развитие внимания; - задания на развитие памяти;

- задания на совершенствование воображения;

- задания на развитие логического мышления.

Модель занятия включает этапы, развивающие познавательные способности учеников:

На занятия по РПС(развитие познавательных способностей) в 4 классе отводится 45 минут. Рекомендуемая модель занятий такая:

1) «Мозговая гимнастика» (2 минуты)

2) Разминка (3-5 минут)

3) Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)

4) Гимнастика для глаз (1-2 минуты)

5) Логически – поисковые задания (10 минут)

6) Веселая переменка (2-3 минуты)

7) Нестандартные задачи (10-15 минут)

Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.

Формируемые УУД.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

• Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

• В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

• Проговаривать последовательность действий.

• Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

• Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Слушать и понимать речь других.

• Читать и пересказывать текст.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

• выделять существенные признаки предметов; • сравнивать между собой предметы, явления;

• обобщать, делать несложные выводы;

• классифицировать явления, предметы;

• определять последовательность событий;

• судить о противоположных явлениях;

• давать определения тем или иным понятиям;

• определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

• выявлять функциональные отношения между понятиями;

• выявлять закономерности и проводить аналогии.





Планируемые результаты

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Планируется достижение первого уровня воспитательных результатов к концу первого класса, достижение второго уровня к концу третьего класса, достижение третьего уровня к концу 4 класса.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О. А., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы учащихся;

  • контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;

  • 60-80% - уровень выше среднего;

  • 50-60% - средний уровень;

  • 30-50% - уровень ниже среднего;

  • меньше 30% - низкий уровень.



Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам

В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; формировать личностный смысл учения;

  • формировать целостный взгляд на окружающий мир

Метапредметных результатов.

Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;

  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи; осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

  • познавательные УУД;

  • осознанно строить речевое высказывание;

  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;

  • формировать мотивацию к работе на результат;

  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

  • определять виды отношений между понятиями;

  • решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;

  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;

  • устанавливать ситуативную связь между понятиями;

  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

  • решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Методические пособия для учителя:

УМК О.Н.Крылова «Чтение работа с текстом» 3 класс Экзамен 2016


Технические средства:

- Компьютер с принтером

-Проектор













Содержание программы (тематический план)

Наименование раздела

Содержание раздела программы

1 раздел: Задания на развитие внимания

Лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей. Упражнения, направленные на развитие объёма внимания. Упражнения, направленные на развитие устойчивости, переключения и распределения внимания. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

2 раздел:

Задания на развитие памяти

Упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

3 раздел:

Задания на совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера; - дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого- либо изображения;

- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; - вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на- чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; - выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв- ления замаскированного рисунка;

- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

4 раздел:

Задания на развитие логического мышления

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).





Календарно-тематическое планирование для 4 класса (34 часа

№п/п

Внеурочное занятие (тема занятия)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Дата

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

Знакомства с планом работы занятия.

Выполнение тестовых заданий.

Регулятивные: формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: формировать мотивацию к работе на результат.

Личностные: формировать личностный смысл учения.


2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Показ решения задач, связанных с анализом исходных данных.

Выполнение заданий на развитие внимания. Участие в дидактической игре.

Регулятивные: формировать умение понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности. Познавательные: овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации. Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные: сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.


3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Предлагает задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить

анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения

Выполнение заданий на развитие внимания, решение нестандартных


Регулятивные: осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные: соблюдать нормы этики и этикета.

Коммуникативные: учиться аргументировать, доказывать.

Личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности.


4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Проведение занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка вырабатывается и совершенствуется логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность

Выполнение заданий на развитие памяти, решение нестандартных задач.

Регулятивные:определять ниболее эффективные способы решения поставленной задачи. Познавательные: овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения.

Коммуникативные: формировать мотивацию к работе на результат.

Личностные: формировать целостный взгляд на окружающий мир.


5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Организация работы в группах, предлагает нестандартные задачи.

Выполнение заданий на развитие зрительной памяти. Участие в соревновании

Регулятивные: определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи. Познавательные: овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения. Коммуникативные: формировать мотивацию к работе на результат. Личностные: формировать целостный взгляд на окружающий мир.


6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Показ решения задач, связанных с анализом исходных данных. Организация игры в группах.

Выполнение заданий на развитие мышления.

Регулятивные: осваивать формы познавательной и личностной рефлексии. Познавательные: учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса. Личностные: уметь выбирать целевые и смысловые установки для

своих действий и поступков.


7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Проведение занимательных заданий и упражнений.

Выполнение заданий на развитие воображения. Отгадывание ребусов.

Регулятивные: формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Познавательные: овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации. Коммуникативные: учиться аргументировать, доказывать.

Личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности.


8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Тренировка в решении задач на смекалку.

Выполнение заданий на развитие быстроты реакции

Регулятивные: определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.

Познавательные: овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения.

Коммуникативные: учиться вести дискуссию. Личностные: формировать личностный смысл учения.


9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Показ решения задач, связанных с анализом исходных данных.

Выполнение заданий на развитие внимания. Участие в дидактической игре.

Регулятивные:формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Познавательные: овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации. Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные: сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.


10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Предлагает задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Выполнение заданий на развитие внимания, решение нестандартных задач.

Регулятивные: осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные: соблюдать нормы этики и этикета.

Коммуникативные: учиться аргументировать, доказывать.

Личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности.


11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Проведение занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка вырабатывается и совершенствуется логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность

Выполнение заданий на развитие памяти, решение нестандартных задач.

Регулятивные: осваивать способы решения проблем поискового характера. Познавательные: осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других. Личностные: формировать личностный смысл учения.


12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Организация работы в группах, предлагает нестандартные задачи.

.

Выполнение заданий на развитие зрительной памяти. Участие в соревновании

Регулятивные: определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.

Познавательные: овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения.

Коммуникативные: формировать мотивацию к работе на результат.

Личностные: формировать целостный взгляд на окружающий мир.


13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Показ решения задач, связанных с анализом исходных данных. Организация игры в группах.


Выполнение заданий на развитие мышления.

Регулятивные: осваивать формы познавательной и личностной рефлексии. Познавательные: учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса. Личностные: уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.


14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного мышления.

Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Проведение занимательных заданий и упражнений.


Выполнение заданий на развитие воображения.


Регулятивные: формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Познавательные: овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации.

Коммуникативные: учиться аргументировать, доказывать.

Личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности.


15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Тренировка в решении задач на смекалку.


Выполнение заданий на развитие быстроты реакции

Регулятивные: определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.

Познавательные: овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения.

Коммуникативные: учиться вести дискуссию. Личностные: формировать личностный смысл учения.


16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Выполнение заданий на развитие внимания, решение нестандартных задач.

Регулятивные: формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Познавательные: овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации. Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные: сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.


17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Предлагает задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Выполнение заданий на развитие внимания, решение нестандартных задач.

Регулятивные:осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные: соблюдать нормы этики и этикета.

Коммуникативные: учиться аргументировать, доказывать.

Личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности.


18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Проведение занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка вырабатывается и совершенствуется логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность

Выполнение заданий на развитие памяти, решение нестандартных задач.

Регулятивные:осваивать способы решения проблем поискового характера. Познавательные: осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других. Личностные: формировать личностный смысл учения.


19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Организация работы в группах, предлагает нестандартные задачи.

Выполнение заданий на развитие зрительной памяти. Участие в соревновании.

Регулятивные: определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.

Познавательные: овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения.

Коммуникативные: формировать мотивацию к работе на результат. Личностные: формировать целостный взгляд на окружающий мир.


20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Показ решения задач, связанных с анализом исходных данных. Организация игры в группах.

Выполнение заданий на развитие мышления.

Регулятивные: осваивать формы познавательной и личностной рефлексии. Познавательные: учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса. Личностные: уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.


21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Проведение занимательных заданий и упражнений.

Выполнение заданий на развитие воображения. Отгадывание ребусов.

Регулятивные: формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Познавательные: овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации. Коммуникативные: учиться аргументировать, доказывать.

Личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности.


22

Развитие быстроты реакции.Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Тренировка в решении задач на смекалку.


Выполнение заданий на развитие быстроты реакции.


Регулятивные: определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.

Познавательные: овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения.

Коммуникативные: учиться вести дискуссию. Личностные: формировать личностный смысл учения.


23

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Показ решения задач, связанных с анализом исходных данных.

Выполнение заданий на развитие внимания. Участие в дидактической игре.

Регулятивные: формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Познавательные: овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации. Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные: сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.


24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Предлагает задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Выполнение заданий на развитие внимания, решение нестандартных задач.

Регулятивные:осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные: соблюдать нормы этики и этикета.

Коммуникативные: учиться аргументировать, доказывать.

Личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности.


25

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Проведение занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка вырабатывается и совершенствуется логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность

Выполнение заданий на развитие памяти, решение нестандартных задач.


Регулятивные: осваивать способы решения проблем поискового характера. Познавательные: осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других. Личностные: формировать личностный смысл учения.



26

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Организация работы в группах, предлагает нестандартные задачи.


Выполнение заданий на развитие зрительной памяти. Участие в соревновании.

Регулятивные: определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.

Познавательные: овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения.

Коммуникативные: формировать мотивацию к работе на результат. Личностные: формировать целостный взгляд на окружающий мир.


27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Показ решения задач, связанных с анализом исходных данных. Организация игры в группах.

Выполнение заданий на развитие мышления.

Регулятивные: осваивать формы познавательной и личностной рефлексии. Познавательные: учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса. Личностные: уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.


28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Проведение занимательных заданий и упражнений.

Выполнение заданий на развитие воображения. Отгадывание ребусов.

Регулятивные:формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Познавательные: овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации. Коммуникативные: учиться аргументировать, доказывать.

Личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности.


29

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Тренировка в решении задач на смекалку.


Выполнение заданий на развитие быстроты реакции.

Регулятивные: определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.

Познавательные: овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения.

Коммуникативные: учиться вести дискуссию.

Личностные: формировать личностный смысл учения.


30

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Показ решения задач, связанных с анализом исходных данных.

Выполнение заданий на развитие внимания. Участие в дидактической игре.

Регулятивные: формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Познавательные: овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации. Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные: сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.


31

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Предлагает задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Выполнение заданий на развитие внимания, решение нестандартных задач.

Регулятивные: осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные: соблюдать нормы этики и этикета.

Коммуникативные: учиться аргументировать, доказывать.

Личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности.


32

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Проведение занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка вырабатывается и совершенствуется логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность

Выполнение заданий на развитие памяти, решение нестандартных задач.

Регулятивные:осваивать способы решения проблем поискового характера. Познавательные: осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других. Личностные: формировать личностный смысл учения.


33

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Организация работы в группах, предлагает нестандартные задачи.


Выполнение заданий на развитие зрительной памяти. Участие в соревновании.

Регулятивные: определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.

Познавательные: овладевать логическими действиями: обобщение, классификация,


34

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Показ решения задач, связанных с анализом исходных данных. Организация игры в группах.

Выполнение заданий на развитие мышления.

Регулятивные:осваивать формы познавательной и личностной рефлексии. Познавательные: учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса. Личностные: уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.


Учебно-методическая литература для учителя

№ п/п

Автор год издания

Название пособия

Вид пособия

1

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)»

Методическое пособие для 1-4 класса

2

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А4.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010, Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Программа курса «РПС». – М.: Москка РОСТ, 2012

Программа развития познавательных способностей учащихся

3

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

4

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

5

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя



Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-10лет)»

Рабочие тетради в 2-х частях.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!