РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Увлекательное путешествие по Архангельской области»
Направление: общекультурное
Вид деятельности: познавательная
Возраст школьников: 6 - 8 классы
Составитель:
Климченко Анна Сергеевна,
учитель географии, высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Увлекательное путешествие по Архангельской области» для 6-8 классов разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ-№ 273 от 21.12.2012);
-Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
-Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
-СанПиНом 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрированным в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный номер 61573);
-СанПиНом 3.1/2.4.3598 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19)» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16, зарегистрированным в Минюсте России 03 июля 2020 г., регистрационный номер 58824);
-приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (ред. От 10.06.2019г)
-областным законом «Об образовании в Архангельской области» от 02.07.2013 № 712-41-ОЗ (в ред. От 02.11.2020г.)
-образовательной программой начального общего, основного общего, среднего общего образования образовательного учреждения;
-локальным актом школы о внеурочной деятельности, утвержденному приказом № 437 от 30 августа 2017 г.;
-Уставом школы.
На основании:
-СанПиН 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрированным в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный номер 61573);
-СанПиН 3.1/2.4.3598 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19)» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16, зарегистрированным в Минюсте России 03 июля 2020 г., регистрационный номер 58824)
внеурочная деятельность осуществляется в период с сентября 2021г. по декабрь 2021г. в дистанционной форме.
Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своего региона, страны, пробудить у обучающихся чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов, любовь к природе.
Развитие туризма для детей и молодежи является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма, что подтверждается поручением президента от 11.10.2012 г. № Пр – 2750 «О разработке комплекса мер по организации экскурсионных и туристических поездок учащихся образовательных учреждений», областным законом от 24 марта 2014 года № 99-6-ОЗ «О туризме и туристской деятельности в Архангельской области» (ред. от 28.10.2019 № 158 – 11 – ОЗ).
Программа реализует идеи Федерального государственного образовательного стандарта в рамках регионального содержания и составлена с учётом новой Концепции географического образования. Системно - деятельностный подход к обучению межпредметного интегрированного курса «Увлекательное путешествие по Архангельской области» определяет стратегию современной образовательной политики России. Содержание программы внеурочной деятельности соответствует цели и задачам основной образовательной программы по географии, реализуемой в МБОУ «Североонежская школа»
Программа рассчитана на 18 часов, предназначена для школьников 6 - 8 класса. Осуществляется в формате внеурочной деятельности в школе учителем географии. Программа общекультурного направления.
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания курса, содержания учебного материала, учебно – тематического планирования, информационно – методического обеспечения, предполагаемых результатов реализации рабочей программы.
При реализации программы используются элементы развивающих, адаптивных, информационно-коммуникативных, проектных технологий; словесные, наглядные, практические методы обучения; групповая работа, работа в парах, беседа, рассказ учителя, работа с компьютером.
Цель: формирование знаний о туристско-рекреационном потенциале Архангельской области.
Задачи:
– познакомить обучающихся с основными достопримечательностями Архангельской области;
– сформировать базу знаний о возможностях турпоездок для детей по Архангельской области;
–развить умения и навыки поэтапно планировать свое путешествие;
- обучить правилам поведения при совершении туристических поездок;
– воспитать интерес к поездкам по Архангельской области и расширению кругозора.
Освоение данной рабочей программы предполагает широкое использование школьных, школьно-краеведческих, справочных и научно-справочных карт и атласов.
Предполагаемые результаты реализации рабочей программы.
В результате изучения курса у обучающихся будут сформированы представления о практической значимости географических знаний для изучения своего региона; расширены и углублены теоретические знания школьников, за счёт обогащения их конкретными данными, полученными собственными усилиями. Предусматривается повышение географических знаний, приобретение практических умений и навыков работы с картой, со справочной, научно - популярной литературой, Интернет- ресурсами.
Обучающиеся закрепят алгоритм выполнения практического задания с использованием карт и математических расчетов, смогут объяснять получаемые результаты, что позволит им за счёт установления причинно-следственных связей работать над формированием и совершенствованием логического мышления.
У школьников появятся креативные навыки продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристические методы решения проблем. Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Внеурочная деятельность создаст большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу личности обучающегося.
Изучение данного курса позволит усилить мотивацию к приобретению разносторонних знаний и стимулировать познавательный интерес к предмету география, через использование разного рода самостоятельных, творческих и нестандартных заданий.
При изучения курса используются следующие методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, тренировочное тестирование, практические работы, анализ статистических материалов.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
-стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся
-текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Учет полученных знаний обучающихся планируется через контроль графических работ и итогового тестирования.
Результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний): приобретение школьниками представлений и знаний о достопримечательностях Архангельской области, их месторасположении о видах туризма.
Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников): формирование позитивного отношения к труду, повышение самооценки обучающихся, формирование позитивного отношения к конкуренции, развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, к региону, природе, культурно – историческому наследию Архангельской области, к знаниям, науке, исследовательской деятельности.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия): получение школьником опыта успешного трудового действия под руководством взрослого, опыта самостоятельного действия в процессе получения знаний, выявление интересов партнеров (внутренних и внешних) и объединения усилий заинтересованных сторон, опыта формирования позитивного отношения к труду и родной культуре, опыта коммуникации, опыта составления алгоритма путешествия, правил поведения в турпоездках, опыта работы с различными картами.
Учебно - тематическое планирование
№ | Названия разделов и тем | Количество часов | Форма занятий | Описание примерного содержания занятий |
теор. | практ. |
Раздел 1. Достопримечательности и места отдыха в Архангельской области |
1 | Туристская карта Архангельской области | 2 | 2 | Лекция, практикум, викторина | Знакомство с самыми значимыми достопримечательностями региона и их месторасположением. Рассказ о «Семи чудесах Архангельской области», анализ популярных достопримечательностей области, анализ информации по достопримечательностям района. |
2 | Виды туризма Архангельской области | 1 | 1 | Рассказ | Определение видов туризма, развитых в Архангельской области, сочинение о путешествии по области |
3 | Как составить свое путешествие | 1 | 2 | Беседа, интерактивная игра «Мой маршрут», домашнее задание - рисунок «Карта маршрута по Архангельской области», практикум | Формулировка причин, побуждающих людей путешествовать. Правила поведения в турпоездке. Планирование путешествия, включая составление маршрута, выбор транспорта, расчета примерного времени в пути, выбора средства размещения. |
Раздел 2. Культурно – познавательные поездки для детей и молодежи в Архангельской области |
1 | Возможности поездок для детей по Архангельской области | 1 | 1 | Беседа, лекция, активный диалог с детьми, практикум | Формулировка значимости культурно- познавательных поездок для расширения кругозора человека. Соотнесение наиболее интересных туристских направлений для детей и молодежи (сказочные бренды, активный отдых, отдых в каникулы) с административными районами Архангельской области. Знакомство с видами средств размещения и дорожной системой на основе презентации. |
2 | Самое короткое путешествие (история достопримечательностей родного поселка) | 1 | 2 | Беседы с обучающимися, игра-путешествие, практикум | Формирование примерного тура выходного дня с посещением близлежащих достопримечательностей. Краткий рассказ об истории этих мест. |
3 | Путешествуем по родному краю | | 4 | экскурсия | Знакомство с близлежащими достопримечательностями Плесецкого района. Экскурсия в геологический музей, ОАО «СОБР» |
| Всего | 6 | 12 | | |
Содержание программы
1. Достопримечательности и места отдыха в Архангельской области (9 часов)
Тема 1. Туристическая карта Архангельской области (4 часа)
Общая информация об Архангельской области. Семь чудес Архангельской области с их характеристикой: Соловки, музей деревянного зодчества «Малые Корелы», пинежские пещеры, село Ломоносово, Архангельск, Белое море, Каргополь, Сольвычегодск. Туристическая карта Архангельской области.
Практическая работа: проанализировать наиболее популярные достопримечательности с точки зрения исторической значимости, месторасположения, транспортной доступности, целевой аудитории, сезонности.
Практическая работа: подготовить информацию об одной достопримечательности родного района и одной достопримечательности другого района Архангельской области, имеющих схожую историю (созданы в один год, одним и тем же скульптором/архитектором, имеющим схожую тематику и т.п.)
Викторина «Вспомни семь чудес Архангельской области».
Тема 2. Виды туризма Архангельской области (2 часа)
Перечень видов туризма, получивших развитие в Архангельской области. Культурно – познавательный туризм: Архангельск, Новодвинская крепость, Соловки, Кий – остров, остров Мудьюг, село Холмогоры, село Ломоносово, Каргополь, Кенозерский национальный парк, Сольвычегодск, село Кимжа, музей деревянного зодчества «Малые Корелы», параход – колесник «Н.В.Гоголь», Северодвинск.
Экологический туризм: Кенозерский национальный парк, национальный парк «Русская Арктика», национальный парк «Водлозерский», природный заповедник «Пинежский».
Активный туризм. Сельский туризм. Событийный туризм. Оздоровительный туризм. Религиозный туризм.
Написание сочинения по одному из видов туризма с примерами поездок по региону – «Путешествие семьей», «Интересное путешествие по Архангельской области», «Прекрасное рядом»
Тема 3. Как составить свое путешествие (3 часа)
План путешествия. Правила поведения в туристической поездке.
Составление памятки «Правила поведения в поездке», «Особенности покрытия территории Архангельской области мобильной связью».
Составление таблицы «Достопримечательности Архангельской области и расстояние до них».
Практическая работа по теме «Планирую путешествие» (что учесть при подготовке поездки по Архангельской области), «Мой маршрут» (поиск информации, составление маршрута, расчет времени в пути в зависимости от вида транспорта).
2. Культурно – познавательные поездки для детей и молодежи в Архангельской области (9 часов)
Тема 1. Возможности поездок для детей по Архангельской области (2 часа)
Места отдыха для детей и молодежи в Архангельской области. Виды средств размещения и дорожной системы.
Практическая работа: соотнесите наиболее интересные туристские направления для детей и молодежи (сказочные бренды, активный отдых, отдых в каникулы и др.) с административными районами Архангельской области.
Тема 2. Самое короткое путешествие. Тур выходного дня (3 часа)
Практическая работа: проанализировать близлежащие достопримечательности (поселка и мест, интересных для туристов: историческая значимость, месторасположение, транспортная доступность, наличие мобильной связи, мест отдыха на маршруте, целевая аудитории, сезонность и др.) и сформировать примерный тур выходного дня.
Заочная экскурсия «В путешествие на выходные».
Тема 3. Путешествуем по родному краю (4 часа)
Экскурсия в геологический музей, Североонежский бокситовый рудник.
Информационно – методическое обеспечение
1. Федеральный закон от 24.11.1996 г № 132-ФЗ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации»;
2. Областной закон от 24 марта 2014 года № 99-6-ОЗ «О туризме и туристской деятельности в Архангельской области»;
3. Каталог «ТУРИЗМ. Архангельская область. С.Г. Писахову посвящается»;
4. Материалы официального турпортала Архангельской области www.pomorland.travel (разделы «Как отдохнуть», «Что посмотреть», «Детско-юношеский туризм», «Где остановиться»).
5. Материалы совещаний по развитию детско-юношеского туризма в Архангельской области на сайте агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области www.pomorland.pro в разделе «Мероприятия – Рекламные туры, презентации».
6. Материалы сайта Правительства Архангельской области www.dvinaland.ru
Материально-техническое обеспечение.
1. Настенные карты, атласы
2.Персональные компьютеры.
Дидактические материалы.
1. Презентация «Увлекательное путешествие по Архангельской области»;
2. Туристская карта-схема Архангельской области;
3. Фотографии и картинки с достопримечательностями Архангельской области.