СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Увлекательное путешествие по Архангельской области"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна учителям начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Увлекательное путешествие по Архангельской области"»

Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных организаций Архангельской области (1-11классы) «Увлекательное путешествие по Архангельской области», которая разработана в соответствии с поручением Президента от 11.10.2012 № Пр-2705 (п.3) о разработке комплекса мер по организации экскурсионных и туристических поездок учащихся образовательных учреждений, областным законом от 24 марта 2014 года № 99-6-ОЗ «О туризме и туристской деятельности в Архангельской области», Посланием Губернатора Архангельской области И. А. Орлова Архангельскому областному Собранию депутатов о социально-экономическом и общественно-политическом положении в Архангельской области от 4 марта 2014 года, а также в целях информирования населения о возможностях отдыха детей и молодежи на территории Архангельской области.

В настоящее время развитие туризма для детей и молодежи имеет особое значение и является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма. Развитие данного вида туризма способствует не только знакомству школьников с историко-культурным наследием региона, но и укреплению здоровья детей, сплочению коллектива, развитию чувства геопатриотизма. Кроме того, выработанная привычка к путешествиям со временем становится потребностью, позволяет значительно расширить кругозор и более осознанно сделать выбор профессии, успешно самореализоваться в обществе, встать на путь совершенствования и духовного развития личности. Программа «Увлекательное путешествие по Архангельской области» (далее – Программа) является частью системы информационного продвижения турресурсов Архангельской области и повышения уровня знаний учащихся о туристско-рекреационном потенциале региона.

Программа разработана с учетом

- потребностей семьи и общества в гармоничном и полноценном развитии личности подрастающих поколений;

- необходимости возрождения системы поездок детей и молодежи по Архангельской области с туристическими целями;

- необходимости осуществления турпоездок школьников как элемента системы дополнительного образования учащихся;

- возрастных закономерностей развития обучающихся, их возможностей и способностей на каждой ступени образования;

- обеспечения вариативности и гибкости в использовании содержания данной программы в условиях конкретной образовательной организации.

Цель данной программы - формирование знаний о туристско-рекреационном потенциале Архангельской области, развитие навыков планирования путешествия, повышение интереса к культурно-познавательным поездкам по Архангельской области, формирование геопатриотизма.

Задачи:

– познакомить обучающихся с основными достопримечательностями Архангельской области;

– сформировать интерес к путешествиям и отдыху в Архангельской области;

– познакомить с этапами планирования путешествий;

– воспитать любовь к родному краю.

Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и города, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего города и края, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы. Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного развития, включает также туристско-краеведческую направленность.

Программа внеурочной деятельности «Увлекательное путешествие по Архангельской области» рассчитана на учащихся младшего школьного возраста, составлена с учётом возрастных особенностей. Программа рассчитана на 17 занятий. Продолжительность одного занятия – 45 минут. Предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.



Результаты освоения курса внеурочной деятельности


В результате освоения программы обучающийся должен знать:

- основные краеведческие термины и понятия

- основные достопримечательности Архангельской области;

- историю своего родного края, главные достопримечательности родного города, села, деревни;

- администрацию района и своего города/поселка, правительство, губернатора Архангельской области, значения официальных символов;

- особенности природы, населения;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей;

- основные причины, побуждающие людей путешествовать;

- основные туристские направления для путешествий детей по Архангельской области;

- этапы планирования путешествия.

Уметь

- рассказывать о важнейших событиях истории Архангельской области и родного города/поселка;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы;

- работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию;

- описывать традиции своего края;

- показывать на карте границы и географический центр Архангельской области, Котласского района;

- составлять краткую характеристику родного города, описывать флору и фауну, водные объекты;

- называть территории Архангельской области, благоприятные для туризма и отдыха;

- выражать свое мнение о важности путешествия для человека;

- определять наиболее интересные для учащегося места для посещения экскурсий и совершения турпоездки (с семьей или в числе школьной группы);

- работать с творческим и исследовательским проектом, защищать их.

Владеть

- правилами поведения на экскурсии, в местах отдыха и в турпоездке.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- проведение самостоятельного поиска информации;

- понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни;

-ориентирование на местности и чтение карт;

- высказывание собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Архангельской области, Котласского района;

- использование знаний об историческом пути и традициях народов родного края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Программа внеурочной деятельности «Увлекательное путешествие по Архангельской области» должна способствовать формированию у учащихся следующих качеств личности: патриотизм; терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре; ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение; трудолюбие, настойчивость, дисциплинированность; любовь к малой родине.


Содержание курса внеурочной деятельности

Вопросы изучения края в рамках данной программы всегда актуальны. Любовь к Родине, рождение чувства патриотизма начинается с любви к своей семье, к тому месту, где ты родился, к краю в котором живёшь. Программа имеет следующие целенаправленные разделы:

Раздел №1 «Введение. Удивительное и интересное в Архангельской области» (1 час)

Знакомство с самыми популярными достопримечательностями региона. Сто причин приехать в Архангельскую область. Формы и методы изучения родного края.

Раздел №2 «Моя малая родина - мой дом» (5 часов)

«Командировка в семью». Понятия «род», «семья», «родословная». Моя Родословная. Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность. Составление генеалогического древа. Составление семейного альбома, устное описание родственников. Выделение общих моментов в родословных различных семей. Семейные традиции. Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в родном крае. Семейные реликвии. Объяснение понятия «семейная реликвия». Роль семьи в истории поселка. Изучение истории своей семьи в истории развития поселка. Выставка работ учащихся по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села».

«Родной островок». Архангельский край - что я о нем знаю? Ассоциативный коллаж. Архангельская область – ворота в Арктику. География Архангельской области. Место родного поселка на карте Архангельской области. Ближайшие соседи. Названия некоторых морей, рек и городов региона. Особенности природы края: водоёмы, рельеф, растительный и животный мир. Красота природы края. Достопримечательности и культурные ценности родного края. Народные обычаи. Пробуждение эмоционально ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие.

Красная книга Архангельского края. Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги родного края. Формирование бережного отношения к окружающей среде. Защита сообщений.

Раздел №3 «История развития края» (4 часа)

Историческое наследие. Путешествие в глубь веков. Понятие век, волость. История образования поселка, происхождение названия. Первые строители и поселенцы поселка. История заселения и освоения земли Архангельской. Дата основания и значение Архангельска в истории России. 

Времена года. Погода в разные времена года на севере. Погода в Архангельской области.

Творческое задание «Мое любимое время года».

История школы в истории родного края, страны. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордится.

Известные люди области. Литературный Архангельск. С.Г. Писахов.

Раздел №4 «Самое короткое путешествие» (6 часов)

Этапы планирования путешествия. Карта, маршрут, транспорт, время в пути, размещение. Правила поведения в группе, поведения в поездке и во время экскурсии.

Возможность путешествовать в выходные. С кем отправиться в путешествие? Понятие «Тур выходного дня». Достопримечательности родного края. Соловецкий архипелаг — жемчужина Архангельской области. Каргополь - старейший из северных городов Древней Руси. Заочное путешествие в Сольвычегодск. Экскурсия по историческим местам родного города.

Итоговое занятие (1 час)

Обобщение и систематизация полученных знаний в курсе внеурочной деятельности. Игра-викторина.

Формы организации и виды деятельности учащихся

Формы занятий: лекция, беседа, активный диалог с детьми просмотр видеофильмов, работа с картой, исследовательская работа в мини-групах и парах, доклады, сообщения, творческие работы, создание ассоциативного коллажа, игра-викторина.

Виды деятельности учащихся:

- Знакомство с самыми популярными достопримечательностями региона. Познавательная деятельность. Знакомство с историей нашего поселка, города, областного центра, историей местности, достопримечательностями, традициями проживающих здесь народов. Поиск и показ на карте обозначенных географических объектов. Знакомство с климатическими, природными особенностями родного края, его флорой и фауной. Прослеживание истории возникновения нашего родного города. Поиск информации о почётных жителях нашего города. Обсуждение роли родного края в жизни страны, его экологических проблем.


- Туристско-краеведческая деятельность. Проблемно-ценностное общение. Знакомство с основными местами отдыха на карте области. Знакомство с этапами планирования путешествия. Карта, маршрут, транспорт, время в пути, размещение. Знакомство с правилами поведения в группе, поведения в поездке и во время экскурсии.


-Знакомство с возможностью путешествовать в выходные, с достопримечательностями родного края. Обсуждение, с кем отправиться в путешествие. Определение понятия «Тур выходного дня». Знакомство с близлежащими достопримечательностями и местами показа, их история.


- Игровая деятельность. Обобщение и систематизация полученных знаний в курсе внеурочной деятельности. Участие в игре-викторине.






Тематическое планирование

(17 ч)


Тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел 1. Введение. Удивительное и интересное в Архангельской области (1час).

1

Вводное занятие.

Сто причин приехать в Архангельскую область.

1

 

Раздел 2. Моя малая родина - мой дом (5 часов).

1

«Командировка в семью»

1


2

Наши семейные реликвии.

1


3

«Родной островок»

1


4

Красная книга Архангельского края.

1


5.

Времена года на Севере. Лесные богатства нашего края.

1


Раздел 3. История развития края (4 часа)


1

История заселения и освоения земли Архангельской.

1


2

История школы в истории родного края, страны.

1


3

Литературный Архангельск. С.Г.Писахов.

1


4.

Архангельская земля богата талантами. Северный русский народный хор.

1


Раздел 4. Самое короткое путешествие (6 часов)

1.

Коряжма – моя малая Родина.

1


2.

История развития родного города.

1


3.

Соловецкий архипелаг — жемчужина Архангельской области.

1


4.

«Сокровища Сольвычегодска».

1


5.

Каргополь – старейший из северных городов Древней Руси.

1


6.

Экскурсия «До старины рукой подать»

1


Итоговое занятие.


1.

Викторина «Знаешь ли ты свой родной край?»

1


Итого: 17 часов