Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных организаций Архангельской области (1-11классы) «Увлекательное путешествие по Архангельской области», которая разработана в соответствии с поручением Президента от 11.10.2012 № Пр-2705 (п.3) о разработке комплекса мер по организации экскурсионных и туристических поездок учащихся образовательных учреждений, областным законом от 24 марта 2014 года № 99-6-ОЗ «О туризме и туристской деятельности в Архангельской области», Посланием Губернатора Архангельской области И. А. Орлова Архангельскому областному Собранию депутатов о социально-экономическом и общественно-политическом положении в Архангельской области от 4 марта 2014 года, а также в целях информирования населения о возможностях отдыха детей и молодежи на территории Архангельской области.
В настоящее время развитие туризма для детей и молодежи имеет особое значение и является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма. Развитие данного вида туризма способствует не только знакомству школьников с историко-культурным наследием региона, но и укреплению здоровья детей, сплочению коллектива, развитию чувства геопатриотизма. Кроме того, выработанная привычка к путешествиям со временем становится потребностью, позволяет значительно расширить кругозор и более осознанно сделать выбор профессии, успешно самореализоваться в обществе, встать на путь совершенствования и духовного развития личности. Программа «Увлекательное путешествие по Архангельской области» (далее – Программа) является частью системы информационного продвижения турресурсов Архангельской области и повышения уровня знаний учащихся о туристско-рекреационном потенциале региона.
Программа разработана с учетом
- потребностей семьи и общества в гармоничном и полноценном развитии личности подрастающих поколений;
- необходимости возрождения системы поездок детей и молодежи по Архангельской области с туристическими целями;
- необходимости осуществления турпоездок школьников как элемента системы дополнительного образования учащихся;
- возрастных закономерностей развития обучающихся, их возможностей и способностей на каждой ступени образования;
- обеспечения вариативности и гибкости в использовании содержания данной программы в условиях конкретной образовательной организации.
Цель данной программы - формирование знаний о туристско-рекреационном потенциале Архангельской области, развитие навыков планирования путешествия, повышение интереса к культурно-познавательным поездкам по Архангельской области, формирование геопатриотизма.
Задачи:
– познакомить обучающихся с основными достопримечательностями Архангельской области;
– сформировать интерес к путешествиям и отдыху в Архангельской области;
– познакомить с этапами планирования путешествий;
– воспитать любовь к родному краю.
Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и города, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего города и края, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы. Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного развития, включает также туристско-краеведческую направленность.
Программа внеурочной деятельности «Увлекательное путешествие по Архангельской области» рассчитана на учащихся младшего школьного возраста, составлена с учётом возрастных особенностей. Программа рассчитана на 17 занятий. Продолжительность одного занятия – 45 минут. Предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы обучающийся должен знать:
- основные краеведческие термины и понятия
- основные достопримечательности Архангельской области;
- историю своего родного края, главные достопримечательности родного города, села, деревни;
- администрацию района и своего города/поселка, правительство, губернатора Архангельской области, значения официальных символов;
- особенности природы, населения;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей;
- основные причины, побуждающие людей путешествовать;
- основные туристские направления для путешествий детей по Архангельской области;
- этапы планирования путешествия.
Уметь
- рассказывать о важнейших событиях истории Архангельской области и родного города/поселка;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы;
- работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию;
- описывать традиции своего края;
- показывать на карте границы и географический центр Архангельской области, Котласского района;
- составлять краткую характеристику родного города, описывать флору и фауну, водные объекты;
- называть территории Архангельской области, благоприятные для туризма и отдыха;
- выражать свое мнение о важности путешествия для человека;
- определять наиболее интересные для учащегося места для посещения экскурсий и совершения турпоездки (с семьей или в числе школьной группы);
- работать с творческим и исследовательским проектом, защищать их.
Владеть
- правилами поведения на экскурсии, в местах отдыха и в турпоездке.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- проведение самостоятельного поиска информации;
- понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни;
-ориентирование на местности и чтение карт;
- высказывание собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Архангельской области, Котласского района;
- использование знаний об историческом пути и традициях народов родного края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Программа внеурочной деятельности «Увлекательное путешествие по Архангельской области» должна способствовать формированию у учащихся следующих качеств личности: патриотизм; терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре; ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение; трудолюбие, настойчивость, дисциплинированность; любовь к малой родине.
Содержание курса внеурочной деятельности
Вопросы изучения края в рамках данной программы всегда актуальны. Любовь к Родине, рождение чувства патриотизма начинается с любви к своей семье, к тому месту, где ты родился, к краю в котором живёшь. Программа имеет следующие целенаправленные разделы:
Раздел №1 «Введение. Удивительное и интересное в Архангельской области» (1 час)
Знакомство с самыми популярными достопримечательностями региона. Сто причин приехать в Архангельскую область. Формы и методы изучения родного края.
Раздел №2 «Моя малая родина - мой дом» (5 часов)
«Командировка в семью». Понятия «род», «семья», «родословная». Моя Родословная. Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность. Составление генеалогического древа. Составление семейного альбома, устное описание родственников. Выделение общих моментов в родословных различных семей. Семейные традиции. Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в родном крае. Семейные реликвии. Объяснение понятия «семейная реликвия». Роль семьи в истории поселка. Изучение истории своей семьи в истории развития поселка. Выставка работ учащихся по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села».
«Родной островок». Архангельский край - что я о нем знаю? Ассоциативный коллаж. Архангельская область – ворота в Арктику. География Архангельской области. Место родного поселка на карте Архангельской области. Ближайшие соседи. Названия некоторых морей, рек и городов региона. Особенности природы края: водоёмы, рельеф, растительный и животный мир. Красота природы края. Достопримечательности и культурные ценности родного края. Народные обычаи. Пробуждение эмоционально ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие.
Красная книга Архангельского края. Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги родного края. Формирование бережного отношения к окружающей среде. Защита сообщений.
Раздел №3 «История развития края» (4 часа)
Историческое наследие. Путешествие в глубь веков. Понятие век, волость. История образования поселка, происхождение названия. Первые строители и поселенцы поселка. История заселения и освоения земли Архангельской. Дата основания и значение Архангельска в истории России.
Времена года. Погода в разные времена года на севере. Погода в Архангельской области.
Творческое задание «Мое любимое время года».
История школы в истории родного края, страны. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордится.
Известные люди области. Литературный Архангельск. С.Г. Писахов.
Раздел №4 «Самое короткое путешествие» (6 часов)
Этапы планирования путешествия. Карта, маршрут, транспорт, время в пути, размещение. Правила поведения в группе, поведения в поездке и во время экскурсии.
Возможность путешествовать в выходные. С кем отправиться в путешествие? Понятие «Тур выходного дня». Достопримечательности родного края. Соловецкий архипелаг — жемчужина Архангельской области. Каргополь - старейший из северных городов Древней Руси. Заочное путешествие в Сольвычегодск. Экскурсия по историческим местам родного города.
Итоговое занятие (1 час) Обобщение и систематизация полученных знаний в курсе внеурочной деятельности. Игра-викторина.
Формы организации и виды деятельности учащихся
Формы занятий: лекция, беседа, активный диалог с детьми просмотр видеофильмов, работа с картой, исследовательская работа в мини-групах и парах, доклады, сообщения, творческие работы, создание ассоциативного коллажа, игра-викторина.
Виды деятельности учащихся:
- Знакомство с самыми популярными достопримечательностями региона. Познавательная деятельность. Знакомство с историей нашего поселка, города, областного центра, историей местности, достопримечательностями, традициями проживающих здесь народов. Поиск и показ на карте обозначенных географических объектов. Знакомство с климатическими, природными особенностями родного края, его флорой и фауной. Прослеживание истории возникновения нашего родного города. Поиск информации о почётных жителях нашего города. Обсуждение роли родного края в жизни страны, его экологических проблем.
- Туристско-краеведческая деятельность. Проблемно-ценностное общение. Знакомство с основными местами отдыха на карте области. Знакомство с этапами планирования путешествия. Карта, маршрут, транспорт, время в пути, размещение. Знакомство с правилами поведения в группе, поведения в поездке и во время экскурсии.
-Знакомство с возможностью путешествовать в выходные, с достопримечательностями родного края. Обсуждение, с кем отправиться в путешествие. Определение понятия «Тур выходного дня». Знакомство с близлежащими достопримечательностями и местами показа, их история.
- Игровая деятельность. Обобщение и систематизация полученных знаний в курсе внеурочной деятельности. Участие в игре-викторине.
Тематическое планирование
(17 ч)
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
Раздел 1. Введение. Удивительное и интересное в Архангельской области (1час). |
1 | Вводное занятие. Сто причин приехать в Архангельскую область. | 1 | |
Раздел 2. Моя малая родина - мой дом (5 часов). |
1 | «Командировка в семью» | 1 | |
2 | Наши семейные реликвии. | 1 | |
3 | «Родной островок» | 1 | |
4 | Красная книга Архангельского края. | 1 | |
5. | Времена года на Севере. Лесные богатства нашего края. | 1 | |
Раздел 3. История развития края (4 часа) | |
1 | История заселения и освоения земли Архангельской. | 1 | |
2 | История школы в истории родного края, страны. | 1 | |
3 | Литературный Архангельск. С.Г.Писахов. | 1 | |
4. | Архангельская земля богата талантами. Северный русский народный хор. | 1 | |
Раздел 4. Самое короткое путешествие (6 часов) |
1. | Коряжма – моя малая Родина. | 1 | |
2. | История развития родного города. | 1 | |
3. | Соловецкий архипелаг — жемчужина Архангельской области. | 1 | |
4. | «Сокровища Сольвычегодска». | 1 | |
5. | Каргополь – старейший из северных городов Древней Руси. | 1 | |
6. | Экскурсия «До старины рукой подать» | 1 | |
Итоговое занятие. | |
1. | Викторина «Знаешь ли ты свой родной край?» | 1 | |
Итого: 17 часов | |