СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности в 8 - 9 классах «История русской культуры»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по истории русской культуры позволяет расширить представления обучающихся о ведущих памятниках русской культуры и их создателях.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности в 8 - 9 классах «История русской культуры»»


МБОУ “ИСАДСКАЯ СОШ”



Согласовано:

Заместитель директора

по воспитанию

МБОУ ˮИсадская СОШˮ

__________ В. Н. Лавренова

Утверждаю:

Директор

МБОУ ˮИсадская СОШˮ

_______Н. В, Шаров

« 30» августа 2019 г.

« 30» августа 2019











Программа

внеурочной деятельности

в 8 - 9 классах

«Истогрия русской культуры»





Учитель: Устименко Татьяна Николаевна















с. Исады

2019-2020 уч. год

Пояснительная записка.


Авторская программа внеурочной деятельности «История русской культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности в 8 классе.

Цель программы внеурочной деятельности: создание условий для активизации познавательного интереса к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу позволяющую осветить особенности развития русской культуры.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

 освоение систематизированных знаний об истории как науки и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;

 формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории русской культуры;

 овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.


Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии

развития современных научных знаний;

- прочность знаний: завершение каждой темы итоговым занятием, которое должно закрепить полученные знания и навыки;

- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно.


Методы реализации программы:

1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; работа с текстами, иллюстрирование исторических сюжетов).

2.Словесный (чтение исторических источников с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя).

3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).

Описание места курса в учебном плане.


Количество учебных часов по рабочей программе – 1 час в неделюв течение 2 учебных лет, 70 часов в год. Программа является предметной, она дает возможность получения дополнительных научных знаний для изучения курса истории.

Актуальность заключается в подготовке обучающихся к жизни в современном обществе. Курс строится на материале истории России, поможет восполнить пробелы предыдущей подготовки ученика, даёт возможность ученику проявить себя. Предмет истории культуры имеет своё содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных её сфер – истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой и взаимодействии всех её областей. Исследования культуры по отдельным отраслям являются важнейшим материалом изучения историко-культурного процесса в целом. При рассмотрении научно-технической, нравственно-идейной, художественной сферы деятельности человека для историка важно выявить и показать социальные аспекты истории культуры, роль народа, деятельность интеллигенции в этом процессе. Важное место в содержании курса отводится знакомству с известными деятелями науки, выдающимися изобретателями, писателями, поэтами, художниками, чьи имена вошли в историческую память человечества.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «История русской культуры» в основной школе являются:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности в основной школе являются:

1) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

2) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

3) умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

4) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий.

Предметными результатами освоения программы внеурочной деятельности в основной школе является следующая система знаний и умений:

- ключевые понятия культурно-исторической эпохи;

- владеть элементами исследовательской работы, связанной с поиском, отбором, анализом, обобщением материала, выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

- выявлять культурную доминанту исторического времени через специфику картины мира и системы ценностей;

- классифицировать исторические события через культурный опыт, биографию человека;

- определять культурно-исторические эпохи в истории России через ведущие формы культурного творчества;

- определять стилевые особенности памятников отечественной литературы и искусства, сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры с контекстом данной культурно-исторической эпохи;

- систематизировать полученные знания (составлять аннотации, рецензии, схемы, таблицы и т.д.);

- представлять результаты своей деятельности в форме исторического эссе, рецензии, презентации, тезисов, реферата и т.п.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


Основное содержание

Тема 1. Источники по истории и культуре России (2 часа).

Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.

Тема 2. Культура Древней Руси. (4 часа)

Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.

Древнерусские храмы. Мозаика, фрески.

Тема3. Древнерусские княжества в XII – середине XV века (4часа).

Православная церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития )Новгородской земли, Владимиро-Суздальского и других княжеств).

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII- середине XV веков. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».

Тема 4. Культура народов Российского государства во второй половине XV– конце XVI веков (7 ч.).

Культура народов Российского государства во второй половине XV – конце XVI веков. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества.

Перестройка Кремля в Москве. Успенский и Благовещенский соборы Московского кремля, Грановитая палата. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор (храм Василия Блаженного). Расцвет русской фресковой живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах.

Тема5. Культура России XVII века (5 ч.).

Особенности русской традиционной культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре семнадцатого века. Расширение культурных связей со странами Западной Европы.

Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. Церковь Покрова в Филях (Нарышкинское барокко). Теремной дворец Кремля. Дворец в селе Коломенском.

Русская монументальная живопись семнадцатого века. Портретная живопись (парсуны). Симон Ушаков. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства.

Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно- греко-латинская академия.


Тема 6. Российская культура XVIII века (12 ч.).

Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в восемнадцатом веке. Особенности Российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Феофан Прокопович, Н.И. Новиков, А.Н.Радищев, Н.М.Карамзин, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин. Основание Академии наук и Московского университета. И.И.Шувалов, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств.

Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи и скульптуре восемнадцатого века. Архитекторы А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, И.Е.Старов, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Растрелли

Художники Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский.

Скульпторы К.Б.Растрелли, Ф.И.Шубин.

Ф.Г.Волков. Развитие музыкального искусства. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.

Памятники культуры Рязанского края


Тема 7. Российская культура XIX века (ч.).

Развитие научных знаний. Наука. Географические открытия. Вклад рязанцев в исследование мира. Русская медицина. Н.Пирогов.

«Золотой век» русской литературы. Религиозные искания А.С. Пушкина. Литературное наследие декабристов. Героико-патриотические, национальные сюжеты в музыке. Михаил Виноградов. Монументальные ансамбли Петербурга, стиль русского ампира в Москве. Интерес к человеческой личности, к жизни простых людей в живописи. Россия XIX столетия в изобразительном искусстве. Скульптуры И. Мартоса и П. Клодта.

Религиозная мысль в первой половине XIX в. Филарет Дроздов. Серафим Саровский.

Теория официально народности. Наследие Феофана затворника


Частное коллекционирование - феномен русского меценатства. Достижения русской науки. Сокровищница мировой культуры – произведения литературы и искусства. Жизнь народа в творчестве художников – передвижников. «Могучая кучка». Становление и развитие русской оперы. Эклектика и неорусский стиль в архитектуре: возврат к национальным традициям. Монументальная скульптура


Тема 8. Русская культура рубежа веков.

Понятие «культура Серебряного века» и ее хронологические рамки, мировоззренческие истоки. Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. И. Ильин., Н. Бердяев, П Флоренский, П. Сорокин.

«Русские сезоны». «Мир искусства»

Поиски и открытия в литературе. Символизм как новое миропонимание и новая поэзия. Философские и литературные объединения интеллигенции.

Художественный язык модерна. Идеология нового театра. Роль меценатства в культурной жизни России конца XIX - начала XX в.


Тематическое планирование в 8 классе


п/п

Тема урока

содержание

Дата планир

Дата фактич

Тема 1. Источники по истории и культуре России (2 часа).


1-2

Источники по истории и культуре России

Историография, научно-популяр-ная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исто-рической мысли в России. В.Н.Та-тищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соло-вьев, В.О.Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской историчес-кой науки.



Тема 2. Культура Древней Руси. (4 часа)

3-4

Культура как один из факторов образования древнерусской народности.

Христианская культура и язычес-кие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культу-ра древней Руси как один из фак-торов образования древнерусской народности. Происхождение сла-вянской письменности. Древне-русские монастыри как центры культуры.



5-6

Зодчество и живопись в Древней Руси.

Древнерусские храмы. Мозаика, фрески.



Тема3. Древнерусские княжества в XII – середине XV века (4часа).

7 - 8

Культура домонгольской Руси.

Православная церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональ-ные особенности культурного развития )Новгородской земли, Владимиро-Суздальского и других княжеств. )



9-10

Культура русских земель в конце XIII –середине XV века.

Культурное развитие русских зе-мель и княжеств в конце XIII- сере-дине XV веков. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского наро-дов. Москва как центр развития культуры великорусской народ-ности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Созда-ние русского иконостаса. Древне-русская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».



Тема 4. Культура народов Российского государства во второй половине XV– конце XVI веков (7 ч.).

11-12

Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства.

Культура народов Российского государства во второй половине XV – конце XVI веков. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения само-державия. «Ренессансные» тен-денции в русском искусстве. Но-вые формы зодчества.



13-15

Памятники архитектуры и живописи XV-XVI веков.

Перестройка Кремля в Москве. Ус-пенский и Благовещенский соборы Московского кремля, Грановитая палата. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, Пок-ровский собор (храм Василия Бла-женного). Расцвет русской фресковой живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.



16-17

Развитие «книжного дела».

Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах.



Тема5. Культура России XVII века (5 ч.).

19

Особенности русской традиционной культуры.

Особенности русской традицион-ной культуры. Формирование национального самосознания. Уси-ление светских элементов в рус-ской культуре семнадцатого века. Расширение культурных связей со странами Западной Европы.



20

Архитектура.

Обновление принципов градо-строительства. Светские мотивы в культовых постройках. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. Церковь Покрова в Филях (Нарыш-кинское барокко). Теремной дво-рец Кремля. Дворец в селе Коло-менском.



21-22

Русская живопись семнадцатого века.

Русская монументальная живопись семнадцатого века. Портретная живопись (парсуны). Симон Уша-ков. Расцвет ювелирного и декора-тивно-прикладного искусства.



23

Грамотность и школы.

Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славя-но- греко-латинская академия.



Тема 6. Российская культура XVIII века (12 ч.).

24-26

Влияние западноевропейской культуры на русскую.

Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в восемнадцатом веке. Особенности Российского Просвещения. Влияние просвети-тельской идеологии на развитие русской литературы. Феофан Про-копович, Н.И. Новиков, А.Н.Ради-щев, Н.М.Карамзин, Д.И. Фонви-зин, Г.Р. Державин. Основание Академии наук и Московского уни-верситета. И.И.Шувалов, М.В.Ло-моносов, И.И.Бецкой. Деятель-ность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств.



27-28

Русская архитектура и скульптура восемнадцатого века.

Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи и скульп-туре восемнадцатого века. Архи-текторы А.Д.Захаров, А.Н.Ворони-хин, И.Е.Старов, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Растрелли.



29-30

Живопись восемнадцатого века.

Художники Ф.С.Рокотов, Д.Г.Ле-вицкий, В.Л.Боровиковский. Скульпторы К.Б.Растрелли, Ф.И.Шубин.



31

Зарождение профессионального театра.

Ф.Г.Волков. Развитие музыкаль-ного искусства. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.




32-33

Культура Рязанского края

Памятники культуры Рязанского края



34-35

Подведение итогов

Защита творческих работ






Тематическое планирование в 9 классе


п/п

Тема урока

содержание

Дата планир

Дата фактич

Тема 1. Источники по истории и культуре России (2 часа).


1-2

Формирование рус-ской национальной культуры во вто-рой половине XVIII – начале  XIX вв.

Мировоззренческие и худо-жественные истоки русского классицизма. Петербургский и московский классицизм



3-4

Золотой век русской литературы

Творческие искания писателей Пушкинской эпохи



5

Пророк

Религиозное мировоззрение Пушкина.



6

Литературное наследие декабристов

В. Кюхельбекер, Н. Бестужев, А. Бестужев – Марлинский, К. Рылеев, И. Пущин.



7

«Для кисти русской первый день…»

Творчество и жизненный путь К. Брюллова



8 – 9

Русские типы Петра Боклевского

Жизнь и творчество П. М. Боклевского.



10 - 11

Русская наука первой половины 19 в.

Развитие научных знаний. Географические открытия.



12

В. Головнин

Вклад рязанцев в исследование мира.



13

Н. Пирогов

Русская медицина. Н.Пирогов.



14-15

Русская музыка первой половины 19 в.

Героико-патриотические, национальные сюжеты в музыке. Михаил Виноградов.



16-17

Классицизм московский и петербургский

Монументальные ансамбли Петербурга, стиль русского ампира в Москве.



18-19

Запечатлённая Россия

Интерес к человеческой личности, к жизни простых людей в живописи. Россия XIX столетия в изобразительном искусстве.



20-21

Религиозная мысль в первой половине XIX в.

Филарет Дроздов. Серафим Саровский. Теория официально народности. Наследие Феофана затворника



22-23

Русские меценаты

Частное коллекционирование - феномен русского меценатства.




24-25

Русская наука второй половины 19 в.

Достижения русской науки.



26

Она переводила Андерсена

Жизнь и творчество анны Ганзен.



27-28

«Могучая кучка» и другие

«Могучая кучка». Становление и развитие русской оперы.



29-30

Архитектура второй половины 19 в.

Эклектика и неорусский стиль в архитектуре: возврат к национальным традициям.



31-33

Работа над проектами и творческими отчетами




34-35- резерв