Муниципальное казенное образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»
УТВЕРЖДАЮ
Директор______Махнач К.С.
Приказ № от_______2022 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности: «В мире сказок»
3 Б класс
Составитель: Малынова Э.С., учитель 1 КК
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире сказок» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на основе примерной рабочей программы по внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Программа реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Рабочая программа составлена на 34 часа (по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях).
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения Рабочей программы для обучающихся 3 класса по курсу внеурочной деятельности «В мире сказок» оцениваются по следующим направлениям:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
уважительном отношении к русской культуре и фольклору, литературным произведениям других народов, проживающих в России.
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
трансляции домашних заданий по прочтению текстов взрослым и выполнении этих заданий;
стремлении быть успешным (старательность при выполнении заданий).
Сформированность речевых умений (как показатель овладения навыками адаптации) проявляется в:
способности отвечать на вопросы, рассуждать, связно высказываться.
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;
уважительном отношении к высказываниям и продуктам деятельности одноклассников;
развитии самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
умении замечать красоту языка;
активном стремлении слушать книги, читать, посещать библиотеку;
Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям проявляется в:
старательности при выполнении заданий на изготовление поделок и рисунков;
бережном отношении к книгам.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:
умении проявлять терпение, корректно реагировать на недостатки чтения и высказываний;
умении использовать формулы речевого этикета при обращении к соученикам и педагогу.
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему проявляется в:
интересе к знаниям о причинах и следствиях человеческих поступков.
стремлении включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
осознании своих эмоций (весело, страшно, грустно и т.п.);
умении разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога.
Метапредметные результаты освоения Рабочей программы для 3-го класса по курсу внеурочной деятельности «В мире сказок» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:
умении составлять тексты в устной форме в соответствии с поставленными задачами;
осмысленном чтении текстов;
умении сравнивать и обобщать;
умении устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:
способности выполнять инструкции и требования педагога, соблюдать основные требования к организации деятельности;
способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом;
способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством педагога и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в: готовности слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
адекватном использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
умении принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных задач, договариваться о распределении функций;
умении договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оценка личностных и метапредметных результатов производится путем включенного наблюдения педагога за деятельностью обучающихся с использованием критериальной оценки, определенной психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации (аналогично экспертному оцениванию при изучении учебных предметов).
Курс внеурочной деятельности «В мире сказок» способствует достижению предметных результатов, предполагаемых при изучении предмета «Литературное чтение», а именно:
уметь выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
определять особенности сказочного текста, виды сказок;
под руководством педагога определять главную мысль произведения;
задавать самостоятельно и под руководством педагога вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
характеризовать героя произведения под руководством педагога;
делить текст на части под руководством педагога; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
выявлять особенности юмористического произведения.
Содержание курса
Раздел «О природе и животных» расширяет детские знания о животных, учит сравнивать, позволяет актуализировать детские впечатления о цирке, дрессированных животных, домашних питомцах. Рассказы В. Бианки доступны и привлекательны, достоверно отражают специфику поведения животных, учат ребёнка быть наблюдательным, с любовью относится ко всему, что существует и живёт рядом.
Раздел «Русские народные сказки» обогащает знания обучающихся о русских народных песнях, сказках, былинах. Содержание раздела перекликается с изучаемым материалом на уроках по предмету «Литературное чтение», «Музыка», «Технология», а также на занятиях ритмикой и на логопедических занятиях. Способствует стабилизации эмоционального состояния, развитию художественных способностей, прививает интерес к родному языку.
Раздел «Сказки народов России» способствует расширению кругозора, нравственному (умению оценивать поступки героев) и эстетическому воспитанию, развитию чувства юмора. В ходе изучения этого раздела дети выполняют творческие задания, способствующие развитию возможностей сравнения, а также фантазии.
Раздел «Сказки народов мира» позволяет сравнивать литературные и народные сказки, осознавать сходство представлений об этичном (неэтичном) поведении у разных народов. Выполнение проекта «Мне понравилась сказка» не только решает задачи коррекции недостатков монолога, учит пересказывать, но и заставляет читать самому и знакомиться с опытом других детей.
Раздел «Сказки ХХ века» нацелен на знакомство обучающихся с произведениями, наиболее популярными. Предполагается, что прочтение этих произведений в сочетании с просмотром мультипликационных фильмов позволит усилить интерес к чтению. Воспитательное значение книги А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше» в том, что ребенок лучше осознает, что такое «хорошо» и «плохо», оценивая поступки Карлсона в соотношении со своими. «Крошка Енот» Л. Муур показывает, что надо быть приветливым и тогда к тебе будут относиться так же. Сказка учит преодолевать свой страх. «Дядя Федор, пёс и кот» Э. Успенского развивает чувство юмора, показывает, как литературные приемы (у героев забавные имена, фамилии и характеры, они все время попадают в смешные ситуации, а еще они часто говорят очень смешные и необычные слова и фразы) помогают сделать текст интересным и запоминающимся.
Раздел «Рассказы о детях и для детей» способствует решению воспитательных задач: умения оценивать поступки и находить выход из ситуации, помогать, действовать сообща. Расширяется кругозор. Работа в подгруппах позволяет получить практический опыт конструктивного взаимодействия.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | О природе и животных | 5 |
2 | Русские народные сказки | 8 |
3 | Сказки народов России | 4 |
4 | Сказки народов мира | 4 |
5 | Сказки ХХ века | 8 |
6 | Рассказы о детях и для детей | 5 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела, темы | Плановая дата | Фактическая дата | Примечания |
| О природе и животных (5 ч) | | | |
| И. Акимушкин «Чем кролик на зайца не похож» | 06.09 | | |
| Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 13.09 | | |
| В. Чаплина «Мои питомцы: Малышка» | 20.09 | | |
| Л. Дуров «Мои звери» (Чушка-финтифлюшка). | 27.09 | | |
| В. Бианки «Первая охота», «Лесной колобок-колючий бок» | 04.10 | | |
| Русские народные сказки (8 ч) | | | |
| «Заячья избушка» | 18.10 | | |
| «Василиса Премудрая» | 25.10 | | |
| «Волшебное кольцо» | 01.11 | | |
| «Кощей Бессмертный» | 08.11 | | |
| «По щучьему веленью» | 15.11 | | |
| «Летучий корабль» | 29.11 | | |
| «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса» | 06.12 | | |
| «Морозко» | 13.12 | | |
| Сказки народов России ( 4 ч) | | | |
| Алтайская сказка «Жадный глухарь» Татарская сказка «Башмаки». | 20.12 | | |
| Бурятская сказка «Галдан и Баир» | 27.12 | | |
| Карельская сказка «Черная курица» | 10.01 | | |
| Осетинская сказка « 100 лошадей и 100 друзей» | 17.01 | | |
| Сказки народов мира (4 ч) | | | |
| Вьетнамская сказка «Драгоценное лекарство» | 24.01 | | |
| Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» | 31.01 | | |
| Болгарская сказка «Сказка о мальчике, щенке, котенке и лягушонке» | 07.02 | | |
| Китайская сказка «Захочешь-гору своротишь» | 14.02 | | |
| Сказки ХХ века (8 ч) | | | |
| А. Линдгрен Малыш и Карлсон, который живет на крыше | 28.02 | | |
| А. Линдгрен Малыш и Карлсон, который живет на крыше | 07.03 | | |
| Л. Муур «Крошка Енот» | 14.03 | | |
| Э. Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот» | 21.03 | | |
| III. Перро «Золушка» | 28.03 | | |
| Д. Ч. Харрис «Сказки дядюшки Римуса» | 11.04 | | |
| Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» | 18.04 | | |
| Э.-Т.-А. Гофман Щелкунчик | 25.04 | | |
| Рассказы о детях и для детей (5 ч) | | | |
| М. Зощенко «Бабушкин подарок» | 02.05 | | |
| И Антонова «Подарок» | 09.05 | | |
| Е. Чарушин «Глупый мальчишка» | 16.05 | | |
| Е. Пермяк. "Бумажный змей" | 16.05 | | |
| Защита проектов «Моя любимая сказка» | 23.05 | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол методического объединения
От__________2022 г. №_____________
Председатель ШМО
Малынова Э.С.______________