Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
Не красны сказки письмом, а красны смыслом.
Данная программа разработана для реализации в условиях ФГОС II поколения. Она рассчитана для детей младшего школьного возраста.
Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с неадекватной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально - психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей младшего школьного возраста.
В книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по сказкотерапии» даны следующие положения:
• сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;
• сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
• сказкотерапия - процесс объективизации проблемных ситуаций;
Самое важное - создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
Программа рассчитана на 1 год (1 класс). Для реализации отводится 1 час в неделю при 33 недельной работе. За год на реализацию программы отводится 33 часа.
блок | цель | задачи | ожидаемый результат |
Ознакомительно-организационный | настройка детей на занятия | Создать доверительную атмосферу в группе. Знакомство с правилами группы. Установление межличностных контактов между детьми. | Активное включение обучающихся в групповое взаимодействие. |
Коррекционно-развивающий | снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка | Формировать у детей положительные эмоциональные реакции в отношении себя, своей внешности, формировать желание нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка. Развивать чувство уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств. Обучать детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в группе. | Ученик, с адекватной самооценкой, владеющий техниками конструктивного решения конфликтов. |
Аналитико-рефлексивный | диагностика проделанной работы | Развивать коммуникативные умения и навыки в общении со сверстниками и взрослыми. Подвести итог всей проделанной работе. | Анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу. |
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание |
1 | Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается. | 1 | |
2 | Доброе дело доходит до сердца. «Просто так». | 1 | |
3 | Привычка не рукавичка, не повесишь на спичку. «Сестрички-привычки». | 1 | |
4 | Ложью как хошь верти, а правде путь один. «Дворец врулей». | 1 | прослушивание сказки беседа по теме игра «Правда или ложь» |
5 | Иной охоч, да не горазд, иной горазд, да не охоч. «Как Вася поссорился с Творческим мышлением». | 1 | |
6 | Ученье свет, а неученье – тьма. «Про гусеничку Дусю». | 1 | |
7 | На других погляди, да в себя загляни – жить научишься. «Сказка про обыкновенного мальчика, которым произошла необыкновенная история». | 1 | чтение сказки беседа по теме игра «Обзывалки» |
8 | Дружба от недружбы близко живёт. «Мой друг зонтик». | 1 | |
9 | Дружба — как стекло, разобьёшь – не склеишь. «Праздник дружбы». | 1 | |
10 | Без беды друга не узнаешь. «Самый большой друг». | 1 | |
11 | Другу верный друг поможет, не страшит его беда. «Сказка о дружбе». | 1 | |
12 | Без друга в жизни туго. «Однажды утром». | 1 | |
13 | Хороший друг – это настоящий клад. «Слонёнок Мосик». | 1 | |
14 | Нет друга – ищи, а нашёл – береги. «Сказка о дружбе и её потере». | 1 | |
15 | Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. «Чуня». | 1 | просмотр мультфильма беседа по теме игра «Комплименты» |
16 | Смелый там найдёт, где робкий потеряет. «Как Андрюша гостей встречал», | 1 | |
17 | Иди вперед - лучше: страх не берет. «Сказка про смелого Алёшу». | 1 | прослушивание сказки беседа по теме рисунок «Мой помощник» |
18 | Наши в поле не робеют и на печке не дрожат. «Как лошадка Лу стала храброй». | 1 | чтение сказки беседа по теме рисунок по сказке |
19 | Толерантность – искусство жить в мире с непохожими на тебя людьми. «Чучело-мяучело». | 1 | просмотр мультфильма бесед по теме игра «Все мы разные» |
20 | Ласковое слово не трудно, а споро. «Звёздная страна». | 1 | чтение сказки беседа по теме игра «Ласковые слова» |
21 | Маленькое дело лучше большого безделья. «Нехочуха». | 1 | просмотр мультфильма беседа по теме рисунок «Нехочуха» |
22 | Простота, чистота, правота — наилучшая лепота. «Как Костя не умывался». | 1 | |
23 | Видно неряху по грязной рубахе. «Сказка про страну нерях». | 1 | прослушивание сказки беседа по теме конкурс загадок |
24 | Чистота –лучшая красота. «Сказка про грязнулю». | 1 | |
25 | Не столько смущает свой убыток, сколько чужой прибыток. «Два жадных медвежонка». | 1 | просмотр мультфильма беседа по теме упражнение «Подарок» |
26 | Жадность - что река: чем дальше, тем шире. «Сказка про жадность». | 1 | чтение сказки беседа по теме упражнение «Дарю цветок» |
27 | Чего недосмотришь, за то и ответишь. «И так сойдёт». | 1 | |
28 | Где любовь, там и забота. «Варежка». | 1 | просмотр мультфильма беседа на тему рисунок «Мой питомец» |
29 | Добро не умрет, а зло пропадет. «Сказка о Добре и Зле». | 1 | чтение сказки беседа по теме рисунок «Добро и Зло» |
30 | Жена как на хате труба, а муж как на церкви глава. «Серебрины и Серебрята». | 1 | |
31 | Порой добрые дела творят настоящие чудеса. «Настенькино чудо». | 1 | |
32 | Берись дружно – не будет грузно. «Наводнение в лесу». | 1 | |
33 | Игра «Сказывали и мы сказки». | 1 | |
| Итого: | 33 | |