СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Мир сказок" 1 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Мир сказок", цель которой - формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мир сказок" 1 класс.»

«Мир сказок»

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.

Не красны сказки письмом, а красны смыслом.


Пояснительная записка.

Данная программа разработана для реализации в условиях ФГОС II поколения. Она рассчитана для детей младшего школьного возраста.

Самооценка - ценность, которая припи­сывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с неадекватной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необхо­димость оказания своевременной социально - психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей младшего школьного возраста.

Основным методом в работе с детьми была избрана сказкотерапия. Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. М. Эриксон, Н. Пезешкиан, Б. Беттелхеймс стали применять метафоры, сказки и притчи в качестве средств психотерапевтической интервенции. Н. Пезешкиан рассматривал притчи и поговорки как примеры живой образности речи, способствовавшей разрешению внутрипсихических конфлик­тов и снятию эмоционального напряжения. Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения. Метафорическая история «включает» воображение ребенка и приводит к позитивным изменениям благодаря опоре на внутренний потенциал силы, самосознания и роста (Кроули Р.).

В книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по сказкотерапии» даны следующие положения:
• сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;
• сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
• сказкотерапия - процесс объективизации проблемных ситуаций;

Самое важное - создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.

• сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциала личности;
• сказкотерапия - процесс экологического образования воспитания ребенка;
• сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг;
• сказкотерапия - терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности;
• сказкотерапия - природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями предков;
• сказкотерапия - созерцание и раскрытие внутреннего внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего;

Цель программы: формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии.


Задачи:

  • формирование у детей адекватных эмоциональные реакций в отношении себя, своих возможностей

  • формирование и закрепление саногенных состояний;

  • обучение детей техникам конструктивного разрешения межличностных конфликтов;

  • формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками;


Программа рассчитана на 1 год (1 класс). Для реализации отводится 1 час в неделю при 33 недельной работе. За год на реализацию программы отводится 33 часа.


Условия реализации рабочей программы.



блок

цель

задачи

ожидаемый результат

Ознакомительно-организационный

настройка детей на занятия


Создать доверительную атмосферу в группе.

Знакомство с правилами группы.

Установление межличностных контактов между детьми.

Активное включение обучающихся в групповое взаимодействие.


Коррекционно-развивающий

снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка

Формировать у детей положительные эмоциональные реакции в отношении себя, своей внешности, формировать желание нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.

Развивать чувство уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств.

Обучать детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в группе.

Ученик, с адекватной самооценкой, владеющий техниками конструктивного решения конфликтов.


Аналитико-рефлексивный

диагностика проделанной работы

Развивать коммуникативные умения и навыки в общении со сверстниками и взрослыми.

Подвести итог всей проделанной работе.

Анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу.




Тематическое планирование


Тема занятия

Кол-во часов

Содержание

1

Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается.

1

  • викторина «Чудесный мир сказок».

2

Доброе дело доходит до сердца. «Просто так».

1

  • просмотр мультфильма

  • беседа по теме

  • выполнение рисунка «Букет»

3

Привычка не рукавичка, не повесишь на спичку. «Сестрички-привычки».

1

  • просмотр мультфильма

  • беседа по теме

  • выполнение рисунка «Полезные и вредные привычки»

4

Ложью как хошь верти, а правде путь один. «Дворец врулей».

1

  • прослушивание сказки

  • беседа по теме

  • игра «Правда или ложь»

5

Иной охоч, да не горазд, иной горазд, да не охоч. «Как Вася поссорился с Творческим мышлением».

1

  • чтение сказки

  • беседа по теме

  • игры на развитие творческого мышления

6

Ученье свет, а неученье – тьма. «Про гусеничку Дусю».

1

  • чтение сказки

  • беседа по теме

  • выполнение рисунка «Учат в шоле»

7

На других погляди, да в себя загляни – жить научишься. «Сказка про обыкновенного мальчика, которым произошла необыкновенная история».

1

  • чтение сказки

  • беседа по теме

  • игра «Обзывалки»

8

Дружба от недружбы близко живёт. «Мой друг зонтик».

1

  • просмотр мультфильма

  • беседа по теме

  • игра «Путешествие на остров Дружбы»

9

Дружба — как стекло, разобьёшь – не склеишь. «Праздник дружбы».

1

  • чтение сказки

  • беседа по теме

  • составление «Правил настоящих друзей»

10

Без беды друга не узнаешь. «Самый большой друг».

1

  • просмотр мультфильма

  • беседа по теме

  • рисунок «Мой лучший друг»

11

Другу верный друг поможет,

не страшит его беда. «Сказка о дружбе».

1

  • чтение сказки

  • беседа по теме

  • игра – викторина «В дружбе наша сила»

12

Без друга в жизни туго. «Однажды утром».

1

  • просмотр мультфильма

  • беседа по теме

  • рисование на тему «Что такое дружба»

13

Хороший друг – это настоящий клад. «Слонёнок Мосик».

1

  • чтение сказки

  • беседа по теме

  • игра «Дружба начинается с улыбки»

14

Нет друга – ищи, а нашёл – береги. «Сказка о дружбе и её потере».

1

  • чтение сказки

  • беседа по теме

  • конкурс пословиц и поговорок о дружбе

15

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. «Чуня».

1

  • просмотр мультфильма

  • беседа по теме

  • игра «Комплименты»

16

Смелый там найдёт, где робкий потеряет. «Как Андрюша гостей встречал»,

1

  • прослушивание сказки

  • беседа по теме

  • рисунок «Страшные герои сказок»

17

Иди вперед - лучше: страх не берет. «Сказка про смелого Алёшу».

1

  • прослушивание сказки

  • беседа по теме

  • рисунок «Мой помощник»

18

Наши в поле не робеют и на печке не дрожат. «Как лошадка Лу стала храброй».

1

  • чтение сказки

  • беседа по теме

  • рисунок по сказке

19

Толерантность – искусство жить в мире с непохожими на тебя людьми. «Чучело-мяучело».

1

  • просмотр мультфильма

  • бесед по теме

  • игра «Все мы разные»

20

Ласковое слово не трудно, а споро. «Звёздная страна».

1

  • чтение сказки

  • беседа по теме

  • игра «Ласковые слова»

21

Маленькое дело лучше большого безделья. «Нехочуха».

1

  • просмотр мультфильма

  • беседа по теме

  • рисунок «Нехочуха»

22

Простота, чистота, правота — наилучшая лепота. «Как Костя не умывался».

1

  • прослушивание сказки

  • беседа по теме

  • повторение правил личной гигиены

23

Видно неряху по грязной рубахе. «Сказка про страну нерях».

1

  • прослушивание сказки

  • беседа по теме

  • конкурс загадок

24

Чистота –лучшая красота. «Сказка про грязнулю».

1

  • чтение сказки

  • беседа по теме

  • рисунок «Грязнуля и Чистюля»

25

Не столько смущает свой убыток, сколько чужой прибыток. «Два жадных медвежонка».

1

  • просмотр мультфильма

  • беседа по теме

  • упражнение «Подарок»

26

Жадность - что река: чем дальше, тем шире. «Сказка про жадность».

1

  • чтение сказки

  • беседа по теме

  • упражнение «Дарю цветок»

27

Чего недосмотришь, за то и ответишь. «И так сойдёт».

1

  • просмотр мультфильма

  • беседа по теме

  • рисунок на тему «Помоги зайцу»

28

Где любовь, там и забота. «Варежка».

1

  • просмотр мультфильма

  • беседа на тему

  • рисунок «Мой питомец»

29

Добро не умрет, а зло пропадет. «Сказка о Добре и Зле».

1

  • чтение сказки

  • беседа по теме

  • рисунок «Добро и Зло»

30

Жена как на хате труба, а муж как на церкви глава. «Серебрины и Серебрята».

1

  • чтение сказки

  • беседа по теме

  • рисунок «Мальчишки и девчонки»

31

Порой добрые дела творят настоящие чудеса. «Настенькино чудо».

1

  • чтение сказки

  • беседа по теме

  • рисунок «Настенькина клумба»

32

Берись дружно – не будет грузно. «Наводнение в лесу».

1

  • чтение сказки

  • беседа по теме

  • повторение правил поведения в чрезвычайных ситуациях

33

Игра «Сказывали и мы сказки».

1

  • викторина

  • дерево «Мы узнали, научились»


Итого:

33



Литература

  • Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы». ЦГЛ, Москва, 2003 г

Интернет – ресурсы

  • http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=&etext=494.9gGOTAM7IfCfj3a46x66QzhDmI79h1BGNakfHjBk6HhRFEpMZpe7B8t8Mcb0Q-stOewZiknfgDwHtdrPawiFUA.0d6c675dc95d4a583e06504d38cb487a697da97b&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeKdnI0e4oXuRYo0IEhrXr7w0L24O5Xv8RnUVwmxyeTliQI-KbE6oCBX8qMc2hiIHx1gvYvkxcHVjymJ6Z5Emt2ibBfZtFDp9PmlBXRdUWYIby_84OHRf_XbUarAWpFiNE-pYbsWvtZVe5jvws9ozHa0BBxMcgW4HHOLdyCevgN3lBGpZyIGh6gBNPDBF3DORbdWYxcNvZ92Dd3tYSDv_kAQj2v0dTN6QCicl_4qSOhQp7UUu2o5e7KA&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1Ldmtxb1Izb1pYMDhDcjFmR3k3Y1hNNHVTVi1BNWI3b05jLWpQLVFXUElxc0RucjlDd2dGM0lpeWgyV2JVTnEyOEVQZHUxRU9VRmNUQmpY&b64e=2&sign=4137c6015e3c92c19dad952404798892&keyno=0&l10n=ru&cts=1414743240046&mc=5.095208514440625

  • ololo.fm

  • http://xn----btbii1bfhd1ac.xn--p1ai/

  • http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=&etext=494.oyyknecCPpO5Vv-k4f1o6hheRx1sTk3qLn_oPPbsG3NC1HxQG7SGyjnpr8goSXd5D7WJHQ4U6bUWvb4BTk9GDP0-Kn1SfXywfbz0S-yl3sf7vmy5hGzUdhKFkCCtCR2znbp9M8OW1780OpCa79FSKHYguLjgeBeM6Qu1PosmJrZB-28s5Jl2tL5SScpSQBtqKwZp5ALSMrzYR-0v62SYkQ.a7fc7105badb82dcbcc25ab79648049ebb17ff0c&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeKdnI0e4oXuRYo0IEhrXr7w0L24O5Xv8RnUVwmxyeTliQI-KbE6oCBX8qMc2hiIHx1gvYvkxcHVjymJ6Z5Emt2ibBfZtFDp9PmlBXRdUWYIby_84OHRf_XbUarAWpFiNE-pYbsWvtZVe5jvws9ozHa0BBxMcgW4HHOLdyCevgN3lBGpZyIGh6gBCykohmra1BeUvSFwtYEu7Za3YNnvgb8H6HF0uUchNT8y-zZuYl0VW58SLc4nkMEk&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1Ldmtxbzh2eURVb2U3SDZ0cHpPbldMSHRjN090dWFCVEpoUnktYmpTeFg2aDdCQzRmWTM1a3kwT1BpX2kyelhNZnFjY2lzdzBzYW1VcU5v&b64e=2&sign=a22fcc677b9343a2a8fb9482261a3c4e&keyno=0&l10n=ru&cts=1414743431442&mc=4.10410555311983

  • http://moiskazki.ucoz.ru/publ/skazki/detskie/grjaznulja/7-1-0-12

  • http://litsait.ru/proza/skazki/skazka-pro-zhadnost.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!