Программа внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС
Шишканова Снежана Егоровна
Учитель начальных классов
КГКОУ ШИ №11
Во ФГОС подчеркивается
- «Адаптированная основная образовательная программа реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами».
- Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
- Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.
Место внеурочной деятельности в системе воспитательной работы .
дополнительные образовательные программы
образовательные программы учреждений Д.О
учебный план
деятельность педагогических работников
деятельность классных руководителей, воспитателей
инновационную деятельность
Целью организации внеурочной деятельности:
Задачи :
Результат:
обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта (личностных и предметных, заявленных в АООП)
обеспечение преемственности;
обеспечение эффективного сочетания внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников…
развитие на основе освоения БУД, познания и освоения мира – личности обучающегося
Особое внимание в ФГОС акцентируется на достижении обеспечения дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью, организации их свободного времени
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для
расширения опыта поведения, деятельности и общения
творческой
социального становления обучающегося в процессе
профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших
жизненных планов обучающихся
самореализации обучающихся с умственной отсталостью
общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного
(интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде,
взаимодействия со сверстниками и педагогами
стимулирующей возникновение личностного интереса к
жизнедеятельности
Обязательным условием повышения качества образования является взаимосвязь
Урочной деятельности
1
2
Внеурочной деятельности младших школьников
3
Целостная
образовательная
Внешкольная деятельность
БУД
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Коррекционная деятельность
БУД
БУД
среда
10
Духовно-нравственное развитие и воспитание
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к
базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим
ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств,
нравственного сознания и поведения
Внеурочная деятельность
создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время
задачи
Духовно – нравственное развитие и воспитание
Внеурочная деятельность
- формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
- формирование первоначальных представлений о некоторых
- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального,
общечеловеческих (базовых) ценностях;
личностного развития;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей,;
- развитие активности, самостоятельности и независимости в
- настойчивости в достижении результата.
воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
повседневной жизни;
- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами,
- развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
в разных видах деятельности;
- формирование основ нравственного самосознания личности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
- целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами,
- сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
Задачи программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Духовно-нравственное развитие
- Приобретение знаний о общественных нормах Одобряемых и неодобряемых формах поведения
- Приобретение знаний о общественных нормах
- Одобряемых и неодобряемых формах поведения
- Формирование нравственных представлений Устройстве государства и гражданской идентичности
- Формирование нравственных представлений
- Устройстве государства и гражданской идентичности
- Уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим
- Уважительного отношения к родителям, осознанного,
- заботливого отношения к старшим и младшим
Духовно-нравственное развитие
Духовно-нравственное развитие
Организация внеурочной деятельности:
- Б еседы
- Конкурсы
- Викторины
- Разнообразные игры
- Практические занятия
- Чтение научно-популярной литературы
- Составление и защита проектов и т.д.
Программа формирования экологической культуры, ЗОЖ
- Экскурсии
- Дни здоровья
- Соревнования
- Подвижные игры
- Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни (конференции, беседы, круглые столы и т.д)
Основные направления и формы организации внеурочной деятельности
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Общекультурное
- Нравственное
- Спортивно-оздоровительное
- Социальное
- Игровая;
- Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- Художественное творчество;
- Социальное творчество ;
- Трудовая ;
- Общественно-полезная;
- Спортивно-оздоровительная ;
- Туристско-краеведческая и др.
В соответствии с Учебным планом недельная нагрузка внеурочной деятельности составляет 10 ч, из них 6 часов отводится на проведение коррекционно-развивающей работы. Очень важно определить направления внеурочной деятельности для достижения планируемых в воспитательном процессе результатов. Каждое направление внеурочной деятельности задает вектор духовно-нравственного развития обучающегося.
в 1 - 2классах Реализация внеурочной деятельности в КГБСКОУ СКШИ 3 4 вида 2
Реализация внеурочной деятельности в КГКОУ ШИ №11
Направления
Формы работы
Духовно-нравственное
Курс «Я и окружающий мир»
Общекультурное
Курс «В стране этикета»
1)Кружок «Мир глазами детей»
Социальное
2)Театральный кружок
Курс ОБЖ 2- 4 кл,
Спортивно-оздоровительное
3)Вокальный кружок
4)Студия «Драйв»
Недельный учебный план внеурочной деятельности
1 кл
Коррекционно-развивающая область
6
2 кл
Психо-коррекционные занятия
2
Ритмика
6
2
1
Логопедические занятия
1
2
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия
3
1
Внеурочная деятельность
4
Общекультурное
4
Кружок «Мир глазами детей»
Кружок «Лукошко»
1
1
Студия эстрадного жанра «Драйв»
«Волшебные краски»
1
1
1
Духовно-нравственное
Курс «Я и окружающий мир»
Кружок «Путешествие по стране Этикета»
1
1
Социальное
Курс ОБЖ
Спортивно-оздоровительное
1
Всего
10
10
Воспитательные результаты внеурочной деятельности
3-й уровень результатов
2-й уровень результатов
1-й уровень результатов
Краткая формулировка трёх уровней результатов внеурочной деятельности школьников
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Обеспечение результативности внеурочной деятельности
Изменение поведения школьника, формирование определенных навыков, умений и привычек
Изменение индивидуально-личностных качеств ребенка
Формирование социально значимых ценностей духовно-нравственного становления личности, изменение ценностно-смысловой позиции школьника
Портрет выпускника:
начальной школы
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера
- готовый нести ответственность
перед самим собой, другими
- умеющий учиться, способный
к самоорганизации
и индивидуально
- готовый самостоятельно действовать и
отвечать перед семьёй и школой
- осознанно выполняет правила здорового
и безопасного образа жизни
20
Внеурочная деятельность позволяет педагогическому коллективу решить ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе
- оптимизировать учебную нагрузку учащихся
- улучшить условия для развития ребенка
- учесть возрастные и индивидуальные особенности детей
- Вывод: все программы содержательного раздела могут быть реализованы как в урочной, так и внеурочной форме. Поэтому план мероприятий внеурочной деятельности строится на основе мероприятий различных программ содержательного раздела АООП