Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 г. Томска
Рассмотрено | | Утверждаю |
на заседании МО учителей | | Директор, председатель |
русского языка и литературы | | научно-методического |
протокол № ____ | | совета школы |
от «__» ______ 2025г. | | ______ |
Председатель МО | | протокол №_____ |
______ | | от «__» ________ 2025г. |
Вокруг меня мир
Программа
внеурочной деятельности социального направления
Рассчитана на обучающихся 5 - 7 класса (204 часа)
Составлена учителем |
русского языка и литературы |
Алгиной Л.Р., |
высшая категория. |
Томск 2025
Пояснительная записка
Миссия школы — дать обучающемуся представление об общественных ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разным социальным статусом — сверстниками, партнерами, учителями, руководителями, родителями. Следствием данной работы должно стать принятие обучающимися общественной позиции — ценить честный и качественный труд, семью, законность и правопорядок. Такая позиция способствует социализации будущих граждан, готовых и желающих поддерживать ценности общества, в которое они готовы вступить.
Школа — социальный институт и пространство, где обучающийся способен проявить природные способности и склонности, где узаконено его право на ошибку, в том числе и в вопросах социальной деятельности. Все методы, которые используются для социализации обучающихся, учитывают это право и базируются на индивидуальном и вариативном подходе к социализации обучающихся. Они носят преимущественно междисциплинарный характер.
Педагогическая поддержка как особая сфера педагогической деятельности включает в себя процессы сотрудничества и взаимодействия, позволяющие разрешить возникающие у обучающихся социальные проблемы, и проявляется в готовности содействия всем начинаниям школьника и его самореализации.
Настоящая программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования предназначена для организации внеурочной деятельности и построена на основе базовых национальных ценностей российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Программа «Вокруг меня мир» создана на основе Конституции Российской Федерации, Закона РФ «Об образовании» и следующих нормативных документов, образовательных программ нового поколения и методических пособий:
федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
Фундаментального ядра содержания общего образования;
программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;
идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы:
формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения;
формирование представления о социальных ролях человека;
создание условий для получения опыта участия в проектной социально ориентированной деятельности;
продолжение формирования у обучающихся позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации и самоутверждения в мире.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
продолжить развитие познавательных процессов: внимания, речи, воображения, восприятия, памяти, логического мышления, необходимых для ориентации детей в социальной среде;
уметь решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;
изучить основные этические нормы и правила поведения в обществе;
развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива;
продолжить обучение детей применению полученных знаний правил поведения в реальных условиях коммуникации; поддерживать разнообразные виды отношений в основных сферах жизнедеятельности (общение, учеба, игра, спорт, творчество, увлечения);
соотносить и выполнять различные социальные роли, самооценивать динамику и адекватность выполняемых ролей;
участвовать в изменении школьной среды и доступных сферах жизни общества;
владеть приемами и методами самовоспитания: самокритикой, самовнушением, самообязательством, эмпатией;
формировать умения, навыки и положительные привычки безопасного поведения на улице.
В процессе решения этих задач рекомендуется использовать следующие педагогические технологии:
обучение детей теоретическим знаниям (вербальная информация, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы изложения материала);
моделирование жизненных ситуаций;
блочно-модульное обучение, направленное на развитие познавательных процессов школьников;
интерактивный опрос;
самостоятельная творческая работа учащихся (изучение иллюстраций, выполнение креативных заданий, устные и письменные ответы на поставленные вопросы);
сюжетные, ролевые игры;
организация проектной деятельности;
тестирование и диагностирование полученных знаний.
Формы и методы проведения занятий определяются учебно-тематическим планом с восемью модулями программы: 1 - «Здоровье»; 2 - «Интеллект»; 3 - «Память»; 4 - «Я и моя Родина»; 5 - «Я и мр»; 6 - «Я среди людей»; 7 - «Культура»; 8 - «Досуг». Каждый из модулей можно представить в виде долгосрочной перспективной программы. Общий объем 204 часа; из них аудиторных занятий в год — 34 часа; внеаудиторных занятий в год — 34 часа (экскурсии, праздники, спортивные соревнования, походы и другие мероприятия вне школы). Использование блочно-модульного метода обучения позволяет педагогу проводить занятия с учетом задач формирования коллектива класса, конкретной воспитательной ситуации и плана воспитательной работы.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа внеурочной деятельности «Вокруг меня мир» соотносится с целями общего образования и обеспечивает формирование уклада школьной жизни и создание социальной среды развития обучающихся, включающего внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);
усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;
формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством;
приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);
участие обучающихся в творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса,, города;
формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды.
Занятия проводятся с детьми с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей и интеллектуальных способностей, а также с учетом конкретных потребностей данного коллектива обучающихся.
№ | модуль | 5 класс тематический блок | 6 класс тематический блок | 7 класс тематический блок | Примечание |
1 | «Здоровье» | Спортивные праздники | Спортивные состязания | Спортивные игры | |
2 | «Интеллект» | Мои личные достижения | Развиваем олимпиадное движение | Коллективный проект | |
3 | «Память» | Пионеры-герои | Подвиг народа | Города-герои | |
4 | «Я и моя Родина» | Государственные символы | Я и мой Город | Заповедные места Томской области | |
5 | «Я и мир» | Что такое дружба? | Я и Закон | Мир дому твоему: города-побратимы | |
6 | «Я среди людей» | Я и МЫ | «Что Я знаю о Себе» | «Мир профессий» | |
7 | «Культура» | Что такое этика? | Мир музеев | Мир театра | |
8 | «Досуг» | Мир моих увлечений | Праздник в классе | Семейные вечера | |
Данная программа реализует основные принципы внеурочной деятельности:
принцип гуманистической направленности;
принцип системности;
принцип вариативности;
принцип креативности;
принцип успешности и социальной значимости;
принцип деятельности.
Личностные, метапредметные результаты освоения программы:
Личностными результатами освоения программы является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. Изучение курса «Вокруг меня мир» в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности , сформированными на основе регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, являются:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) смысловое чтение;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
9) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Содержание программы внеурочной деятельности
Модуль 1 «Здоровье» предусматиривает
создание необходимых условий для полноценного физического развития школьников и формирования здорового образа жизни;
знакомство с историей развития спорта, историей олимпиадного движения, историей отдельных спортивных достижений;
воспитание уважения к людям, занимающимся спортом;
участие в общешкольных и городских совевнованиях, состязаниях;
проведение спортивных праздников в классе, проведение Дня здоровья, привлечение родителей для организации и демонстрации здорового образа жизни.
Предлагаемые мероприятия и темы занятий:
День здоровья.
Соревнования по пионерболу.
Учимся играть в лапту.
Подвижные игры на улице.
Конкурсы: «Самый быстрый, самый сильный, самый ловкий»
Одноклассники — спортсмены.
«О спорт — ты мир».
Идем в поход.
Проверь себя: поездка в Экстрим-парк
Проводим спортивный праздник сами.
Мой любимый вид спорта.
Моя любимая футбольная команда.
Спорт в моем городе — где можно заниматься спортом
Известные спортсмены — томичи.
Игры в Снежном городке.
Что такое вредные привычки?
Модуль 2 «Интеллект» предусматривает
изучение и развитие интересрв, любознательности и интеллектуальных способностей обучающихся;
воспитание уважительного отношения к людям, занимающимся интеллектуальной деятельностью, являющимися гордостью нации;
воспитание стремления стать образованным и культурным человеком;
развитие читательского интереса и читательских умений школьников;
развитие творческих и исследовательских способностей учащихся.
Предлагаемые мероприятия и темы занятий
Татьянин день
Интеллектуальные конкурсы, игры по отдельным предметам.
Сколько вузов в Томске?
Известные ученые — томичи.
Владимир Иванович Даль — создатель словаря.
Защита читательского формуляра.
Мои учебные достижения.
Защита портфолио.
Мой любимый предмет.
Хочу все знать — научный киножурнал.
Физики или лирики?
Мир современной науки.
Достижения науки в быту.
Модуль 3 «Память» предусматривает
воспитание привычки уважительного отношения к старшему поколению, национальным традициям и обычаям;
воспиттание уважительного отношения к своим родным и близким людям, истории своей семьи, рода;
воспитание уважительного отношения к национальным героям страны, ветеранам войны и труда;
участие в волонтерских программах, выступление в домах престарелых, детских домах, оказание посильной помощи нуждающимся.
Предлагаемые мероприятия и темы занятий
От Георгия Победоносца до маршала Георгия Жукова
Парад Победы больше, чем парад.
День Матери (ежегодно)
День старшего поколения (ежегодно)
Мир увлечений мой семьи
Наши семейные традиции
Герои-томичи
Летопись моей семьи
Легко ли быть старшим братом или старшей сестрой?
Конкурс талантов (семейный праздник; ежегодно)
Семья моя — мой талисман
Модуль 4 «Я и моя Родина» предусматривает
воспитание питриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям, проживающим на территории Родины;
проведение конкурсов и викторин, посвященным историческим датам нашей страны;
воспитание уважительного отношения к армии, флоту, авиации;
знакомство с народными ремеслами, промыслами;
знакомство с бытом и национальными традициями народов, населяющих Россию и Томскую область.
Для формирования гражданской позиции и гражданской идентичности личности разговор о Родине должен начинаться с понятия малая родина. Это родной город, улица, на которой ты вырос, родной дом, семья. Вместе с тем разговор в рамках данной темы должен уйти от шаблона, от пропагандистский призывов, от формализма. Разговор должен носить деятельностный и междисциплинарный характер в рамках нестандартных тем, что позволит простроить метапредметные связи и формировать все виды универсальных учебных действий (УУД).
Предлагаемые мероприятия и темы занятий
Государственные символы: гимн, герб, флаг.
Любимый город над Томью-рекой.
Строительство: от замысла до отделки.
Ландшафтный дизайн.
Рынок товаров и услуг.
Реклама в Томске.
Как нужно себя вести в городском транспорте.
Экскурсия в музей татарской культуры.
Россказ об улице, на которой я живу.
Улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны.
Улицы, названные в честь великих русских писателей.
Книги о Томске.
Конкурс фотографий «Мой любимый город»
Заповедные места Томска и Томской области — экскурсии.
Как научиться любить Родину и быть ее патриотом.
Москва — столица России. Виртуальная экскурсия
Модуль 5 «Я и мир» предусматривает
изучение истории культуры народов мира;
воспитание уважительного отношения к правам и обязанностям других народов;
формирование стремления к миру и добрососедским отношениям;
формирование веротерпимости и уважения к религиозным традициям других народов.
Содержание социального статуса обучающегося определяется совокупностью его прав и обязанностей, определяющих социальные нормы. Содержание его ролей определяет его социальное поведение, его конкретные социальные действия, социальные нормы и социальные ожидания. Основным полем социального ростя являются действия и ожидания, так как социальные нормы предложены статусом. Социальные роли, которые должен освоить обучайщийся основной школы обусловлены возрастными особенностями его развития и новыми социальными условиями школьной среды. Воспитание гражданского правосознания у обучающихся является важнейшим элементом освоения социальных ролей в обществе.
Предлагаемые мероприятия и темы занятий
Что такое дружба?
Кто такие МЫ?
О чем может рассказать дневник школьника.
Визитка класса.
Мои роли в обществе. Я гражданин.
Человек с ружьем.
Мои роли в обществе. Я потребитель.
Безопасность на дороге (ежегодно).
Что такое безопасное поведение в городе?
Моя страна на карте мира.
Политчас: события в стране и в мире.
Общественная организация «Красный крест»
Модуль 6 «Я среди людей» предусматривает
воспитание у школьников потребности соотносить свои интересы и желания с интересами других людей;
воспитание разумного альтруизма, умения принимать других людей равными себе;
формирование бесконфликтного поведения;
воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей;
формирование волевых качеств личности.
Направление, обозначенное темой «Я и МЫ», предполагает решение вопросов межличностных отношений и межличностного взаимодействия. Это общение в рамках учебных, культурных, досуговых, спортивных площадок. Это освоение норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, с целью формирования системы внутренних регуляторов и индивидуальных форм поведения. При организации занятий используются следующие формы общественно значимой деятельности: 1) ориентация на дело, нужное для людей, а не на престиж группы или личный интерес; 2) ориентация на конкурентные задачи, связанные с борьбой за первенство своей группы.
Предлагаемые темы занятий:
Что такое толерантность?
Роскошь общения.
По одежке встречают...
Я партнер. Я лидер.
Мои роли в семье.
Первая любовь.
Направление «Что Я знаю о Себе» свидетельствует, что приоритетное значение в организации целенаправленной социальной деятельности и социализации обучающихся имеет проектная работа. Этот вид деятельности позволяет обучающемуся внести конкретный вклад в развитие и реализацию коллективной идеи. В данном модуле совпадают вопросы, значимые для школьников, и способы их решения, так как в ходе совместной работы и в условиях реализации проекта школьники сталкиваются на практике и учатся преодолевать конфликты, вырабатывают стратегию для примирения позиций. В ходе такой деятельности происхлдит самопознание и узнавание своих сверстников.
Предлагаемые темы занятий:
Исследуем... себя.
Как люди учатся и учат.
Что мы делаем в своем доме.
Мальчики и девочки.
Мир моих увлечений.
Можно ли научиться работать дома безопасно.
Направление «Мир профессий» дает представление о том, что социальная общность — это форма совместной жизнедеятельности, человеческого общежития, совместного характера жизнедеятельности. Учебная деятельность в школе соотносима с трудовой деятельностью — это интеллектуальный труд. Однако знаньевая парадигма школы не всегда дает полное представление о мире профессий современного мира. В рамках предпрофильной подготовки с помощью данного модуля осуществляется профессиональная ориентация школьников.
Предлагаемые темы занятий:
Что и как делают люди.
Покупатель и продавец.
Лучше не болеть.
Давайте купим цветы.
Фармацевт, или просто продавец лекарств.
Рукотворный мир вещей.
Мир современных профессий.
Модуль 7 «Культура» в большей степени, чем другие модули, предполагает опору на групповые формы взаимодействия, основанные на сотрудничестве в рамках группы, и в меньшей степени на индивидуальные мотивы общественно значимой деятельности. Это вопросы этики и эстетики, вопросы традиций и новаторства, вопросы искусства и вопросы человеческих взаимоотношений.
Предлагаемые мероприятия и темы занятий
Человек и книга.
Этим дорожим.
Человек и компьтер.
Красота вокруг нас.
Культура поведения.
Праздники России.
Что такое этика?
Что такое эстетика?
О жадности и жадинах.
Как научиться жить в мире людей
Экскурсии в художественный музей
Посещение театральных постановок
Модуль 8 «Досуг» предусматривает
формирование потребности участвовать в коллективных и творческих делах класса;
формирование стремления к полезному времяпрепровождению;
демонстрация достижений и нтересов учащихся, их талантов и возможностей;
привлечение родителей к совместному с учащимися времяпрепровождению.
Предлагаемые мероприятия и темы занятий
День рождения класса
День именинника
Праздник принцесс (ежегодно)
Рыцарский турнир (ежегодно)
Новогодний утренник (ежегодно)
Отчетное родительское собрание (ежегодно)
День Святого Валентина.
Календарно-тематическое планирование аудиторных занятий в 5 классе.
№ п/п | Дата | Тема | Виды деятельности | Примечание |
1 | сентябрь 1 неделя | Правила поведения в школе. Устав. | Беседа | |
2 | сентябрь 2 неделя | Кто главный помощник классного руководителя и одноклассников? | Выборы старосты | |
3 | сентябрь 3 неделя | Школьное поручение — обязанность или свободный выбор. | Распределение обязанностей | |
4 | сентябрь 4 неделя | Кто сделает твою школьную жизнь интересной? | Планирование работы на полугодие. | |
5 | октябрь 1 неделя | Что важнеее: внимание или подарок? | День именинника | |
6 | октябрь 2 неделя | Творческий проект. Чтение пьесы Л.Петрушевской «Два окошка» | Распределение ролей | |
7 | октябрь 3 неделя | Мир твоих увлечений | самопрезентация | |
8 | октябрь 4 неделя | Правила дорожного движения и техника безопасности | Тестирование | |
9 | ноябрь 1 неделя | Интернет — это опасно? | Диспут | |
10 | ноябрь 2 неделя | Фармацевт или продавец лекарств? | Диспут | |
11 | ноябрь 3 неделя | Моя Родина: Москва. | Виртуальная экскурсия | |
12 | ноябрь 4 неделя | Наша юморина | КВН | |
13 | декабрь 1 неделя | Что такое чайная церемония? | Практикум | |
14 | декабрь 2 неделя | Моя Родина: Ленинград. | Виртуальная экскурсия | |
15 | декабрь 3 неделя | Лучше не болеть. Как защитить себя от вирусных инфекций? | Беседа с врачом школы | |
16 | декабрь 4 неделя | Новогодний праздник | Конкурсы | |
17 | январь 1 неделя | Самая спортивная семья | Спортивный праздник | |
18 | январь 2 неделя | Мир современных профессий | Встречи с родителями | |
19 | январь 3 неделя | О вреде курения | Дебаты | |
20 | январь 4 неделя | Моя Родина: Волгоград (Сталинград). | Виртуальная экскурсия | |
21 | февраль 1 неделя | Что и как делают люди? | Выставка | |
22 | февраль 2 неделя | Мир дому твоему: города побратимы | Поисковая работа | |
23 | февраль 3 неделя | Рыцарский турнир | Праздник | |
24 | февраль 4 неделя | Моя Родина: Севастополь. | Виртуальная экскурсия | |
25 | март 1 неделя | Мамин праздник | Поздравление | |
26 | март 2 неделя | Давайте купим цветы, или вошебное поздравление | Праздник | |
27 | март 3 неделя | О паводковых мероприятиях | Инструкция | |
28 | март 4 неделя | Мир дому твоему: города побратимы | Поисковая работа | |
29 | апрель 1 неделя | Творческий проект — театральная постановка | Творческий отчет | |
30 | апрель 2 неделя | Умеем ли мы учиться, умеем ли мы дружить? | Отчет по направлениям социальной деятельности | |
31 | апрель 3 неделя | Чтение в моей семье | Читательская конференция | |
32 | апрель 4 неделя | Твои достижения | Работа с портфолио | |
33 | май 2 неделя | Этот День Победы | Литературно-музыкальный журнал | |
34 | май 3 неделя | Мир дому твоему: города побратимы | Поисковая работа отчет по проекту | |
| | | | |
Учебно-тематическое планирование курса «Вокруг меня мир»
с основными модулями программы в 6 классе
№ п/п | Название модуля с темами занятий | Кол-во часов | Основные формы и виды деятельности | УУД |
| Модуль − «Я среди людей» | 10 | Выбор тем осуществляется с участием школьников. Одна тема резервная. | Коммуникативные осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей |
1 | Что такое толерантность? | 2 | Игра «Интеллектуальное казино» |
2 | Роскошь общения. | 1 | Выход в театр/кино |
3 | По одежке встречают... | 1 | Музей моды. Экскурсия |
4 | Я партнер. Я лидер. | 1 | Деловая игра |
5 | Мои роли в семье. | 1 | Интервью |
| Первая любовь. | 1 | Конкурс чтецов |
| Модуль – «Я и мир» | 5 | 5 | Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края |
6 | Мои роли в обществе. Я гражданин. | 1 | Деловая игра |
7 | Человек с ружьем. | 1 | Проект |
8 | Мои роли в обществе. Я потребитель. | 1 | Экскурсия в магазин |
9 | Безопасность на дороге. | 1 | Встреча с инспектором ГИБДД |
10 | Что такое безопасное поведение в городе? | 1 | Уроки самозащиты |
| Что такое вредные привычки? | 1 | |
| Модуль – «Я и Культура» | 5 | Выбор тем осуществляется с участием школьников. Одна тема резервная. | ИКТ-компетентность |
11 | Человек и книга. | 1 | Экскурсия в библиотеку |
12 | Этим дорожим. | 1 | Деловая игра |
13 | Человек и компьтер. | 1 | Деловая игра |
14 | Красота вокруг нас. | | Экскурсия в музей |
15 | Культура поведения. | 1 | Деловая игра |
| Праздники России: «День Знаний» | 1 | Праздник с конкурсами |
| Модуль – «Я среди людей» | 5 | Выбор тем осуществляется с участием школьников. Одна тема резервная. | Познавательные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
16 | Исследуем... себя. | 1 | Встреча с психологом |
17 | Как люди учатся и учат. | 1 | Экскурсия: вузы города |
18 | Что мы делаем в своем доме. | 1 | Деловая игра |
19 | Мальчики и девочки. | 1 | Встреча с врачом |
20 | Мир моих увлечений. | 1 | Деловая игра |
| Можно ли научиться работать дома безопасно. | | Инструктаж по ТБ |
| Модуль – «Я и моя Родина» | 5 | Выбор тем осуществляется с участием школьников. Одна тема резервная. | Регулятивные: умение самостоятельно определять цели деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
21 | Любимый город над Томью-рекой. | 1 | Пешеходная экскурсия |
22 | Строительство: от замысла до отделки. | 1 | Проект |
23 | Ландшафтный дизайн. | 1 | Экскурсия по городу |
24 | Рынок товаров и услуг. | 1 | Экскурсия в аэропорт |
25 | Реклама. | 1 | Деловая игра |
| Как нужно себя вести в транспорте. | | Деловая игра |
| Модуль – «Досуг» | 5 | Выбор тем осуществляется с участием школьников. Одна тема резервная. | Регулятивные и коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов |
26 | День учителя | | Праздник. концерт |
27 | День именинника | | Праздник. Конкурсы |
28 | Новогодний утреник | | Праздник |
29 | 8 Марта: поздравляем девочек | | Праздник |
30 | 23 Февраля «Рыцарский турнир» | | Праздник |
| Семейный праздник «День семьи» | | |
| | | |
| Резервные часы по плану | 4 | 4 | |
| Итого: | 34 | 34 | |
Учебно-тематическое планирование курса «Вокруг меня мир»
с основными модулями программы в 7 классе
№ | модуль | 7 класс — направления | Основные формы и виды деятельности | УУД |
1 | «Здоровье» | Спортивные игры | «О вреде курения» Дебаты «О паводковых мероприятиях» Инструкция по ТБ «Опасно — Интернет» Беседа со специалистами Конкурс «Самая спортивная семья» Лыжная прогулка | ИКТ-компетентность Познавательные: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления |
2 | «Интеллект» | Коллективный проект | Постановка «Два окошка» Л.Петрушевская | Программа: смысловое чтение |
3 | «Память» | Города-герои | Виртуальные экскурсии: Москва, Севастополь, Сталиград, Ленинград. | Познавательные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
4 | «Я и моя Родина» | Заповедные места Томской области | Экскурсии «Таловские чаши» и их освещение в Летописи класса | Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края |
5 | «Я и мир» | Мир дому твоему: города-побратимы | Групповая поисковая работа | Регулятивные и коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов |
6 | «Я среди людей» | «Мир профессий» | Что и как делают люди. Экскурсия на производство. Покупатель и продавец. Практикум. Лучше не болеть. Встреча с врачом школы. Давайте купим цветы. Церемония поздравления. Советы дизайнера. Фармацевт, или просто продавец лекарств. Дискуссия Рукотворный мир вещей. Выставка. Мир современных профессий. Сообщения. | Регулятивные: умение самостоятельно определять цели деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
7 | «Культура» | Мир театра | Посещение театральных постановок и их обсуждение Просмотр актуального кино и его обсуждение. | Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей |
8 | «Досуг» | Семейные вечера | Год литературы в моей семье. Читательская конференция. Праздник для мам | Читательская компетентность |
Для реализации программы используется следующее материально-техническое обеспечение: Интерактивная доска, видеопроектор, ресурсы Интернет, сборник видеоуроков и классных часов.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение знаний правил дорожного движения; правил безопасного поведения на улице, в школе и дома; проявление логики поведения в опасных ситуациях; прояление культуры поведения и использование правил взаимодействия с разными возрастными группами; знание способов самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьников к культуре поведения в общественных местах, в общественном транспорте, к своему здоровью, к другим людям.
3. Результаты третьего уровня (приобретение опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта безопасного поведения на улице и дороге, в общественных местах, соблюдения правил дорожного движения; приобретения опыта планирования собственной познавательной и исследовательской деятельности; сотрудничества со сверстниками, взрослыми в различных ситуациях; самоорганизации.
Мониторинг освоения программы осуществляется через формирование портфолио.
Список литературы
1.Буданова Г.П. Справочник классного руководителя : пособие для учителя / Г.П.Буданова, Л.Н.Буйлова. - М. : Просвещение, 2011. - 256 с. - («Работаем по новым стандартам»). - ISBN 978-5-09-018363-5.
2.Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность.Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа. / С.В.Третьякова, А.В.Иванов, С.Н.Чистякова и др.; авт.-сост. С.В.Третьякова. - М. : Просвещение, 2013. - 96 с. - («Работаем по новым стандартам»). - ISBN 978-5-09-028209-0.