СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Вокруг меня мир" (5 - 7 классы)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Вокруг меня мир" предназначена для развития личности ребенка во взаимодействии со сверстниками. Самоопределение осуществляется через систему профориентационных занятий, знакомство с учреждениями культуры (музеи, театры, библиотеки), занятия спортом, систему наставничества.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Вокруг меня мир" (5 - 7 классы)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25 г. Томска



Рассмотрено


Утверждаю

на заседании МО учителей


Директор, председатель

русского языка и литературы


научно-методического

протокол № ____


совета школы

от «__» ______ 2025г.


______

Председатель МО


протокол №_____

______


от «__» ________ 2025г.











Вокруг меня мир

Программа

внеурочной деятельности социального направления

Рассчитана на обучающихся 5 - 7 класса (204 часа)








Составлена учителем

русского языка и литературы

Алгиной Л.Р.,

высшая категория.







Томск 2025



Пояснительная записка

Миссия школы — дать обучающемуся представление об общественных ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разным социальным статусом — сверстниками, партнерами, учителями, руководителями, родителями. Следствием данной работы должно стать принятие обучающимися общественной позиции — ценить честный и качественный труд, семью, законность и правопорядок. Такая позиция способствует социализации будущих граждан, готовых и желающих поддерживать ценности общества, в которое они готовы вступить.

Школа — социальный институт и пространство, где обучающийся способен проявить природные способности и склонности, где узаконено его право на ошибку, в том числе и в вопросах социальной деятельности. Все методы, которые используются для социализации обучающихся, учитывают это право и базируются на индивидуальном и вариативном подходе к социализации обучающихся. Они носят преимущественно междисциплинарный характер.

Педагогическая поддержка как особая сфера педагогической деятельности включает в себя процессы сотрудничества и взаимодействия, позволяющие разрешить возникающие у обучающихся социальные проблемы, и проявляется в готовности содействия всем начинаниям школьника и его самореализации.

Настоящая программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования предназначена для организации внеурочной деятельности и построена на основе базовых национальных ценностей российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Программа «Вокруг меня мир» создана на основе Конституции Российской Федерации, Закона РФ «Об образовании» и следующих нормативных документов, образовательных программ нового поколения и методических пособий:

  1. федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

  2. требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

  3. Фундаментального ядра содержания общего образования;

  4. программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;

  5. идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.


Цель программы:

  1. формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения;

  2. формирование представления о социальных ролях человека;

  3. создание условий для получения опыта участия в проектной социально ориентированной деятельности;

  4. продолжение формирования у обучающихся позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации и самоутверждения в мире.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  1. продолжить развитие познавательных процессов: внимания, речи, воображения, восприятия, памяти, логического мышления, необходимых для ориентации детей в социальной среде;

  2. уметь решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;

  3. изучить основные этические нормы и правила поведения в обществе;

  4. развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива;

  5. продолжить обучение детей применению полученных знаний правил поведения в реальных условиях коммуникации; поддерживать разнообразные виды отношений в основных сферах жизнедеятельности (общение, учеба, игра, спорт, творчество, увлечения);

  6. соотносить и выполнять различные социальные роли, самооценивать динамику и адекватность выполняемых ролей;

  7. участвовать в изменении школьной среды и доступных сферах жизни общества;

  8. владеть приемами и методами самовоспитания: самокритикой, самовнушением, самообязательством, эмпатией;

  9. формировать умения, навыки и положительные привычки безопасного поведения на улице.


В процессе решения этих задач рекомендуется использовать следующие педагогические технологии:

  1. обучение детей теоретическим знаниям (вербальная информация, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы изложения материала);

  2. моделирование жизненных ситуаций;

  3. блочно-модульное обучение, направленное на развитие познавательных процессов школьников;

  4. интерактивный опрос;

  5. самостоятельная творческая работа учащихся (изучение иллюстраций, выполнение креативных заданий, устные и письменные ответы на поставленные вопросы);

  6. сюжетные, ролевые игры;

  7. организация проектной деятельности;

  8. тестирование и диагностирование полученных знаний.

Формы и методы проведения занятий определяются учебно-тематическим планом с восемью модулями программы: 1 - «Здоровье»; 2 - «Интеллект»; 3 - «Память»; 4 - «Я и моя Родина»; 5 - «Я и мр»; 6 - «Я среди людей»; 7 - «Культура»; 8 - «Досуг». Каждый из модулей можно представить в виде долгосрочной перспективной программы. Общий объем 204 часа; из них аудиторных занятий в год — 34 часа; внеаудиторных занятий в год — 34 часа (экскурсии, праздники, спортивные соревнования, походы и другие мероприятия вне школы). Использование блочно-модульного метода обучения позволяет педагогу проводить занятия с учетом задач формирования коллектива класса, конкретной воспитательной ситуации и плана воспитательной работы.


Общая характеристика учебного предмета.

Программа внеурочной деятельности «Вокруг меня мир» соотносится с целями общего образования и обеспечивает формирование уклада школьной жизни и создание социальной среды развития обучающихся, включающего внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);

усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;

приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;

социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;

формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством;

приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);

участие обучающихся в творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса,, города;

формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды.

Занятия проводятся с детьми с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей и интеллектуальных способностей, а также с учетом конкретных потребностей данного коллектива обучающихся.


модуль

5 класс

тематический блок

6 класс

тематический блок

7 класс

тематический блок

Примечание

1

«Здоровье»

Спортивные праздники

Спортивные состязания

Спортивные игры


2

«Интеллект»

Мои личные достижения

Развиваем олимпиадное движение

Коллективный проект


3

«Память»

Пионеры-герои

Подвиг народа

Города-герои


4

«Я и моя Родина»

Государственные символы

Я и мой Город

Заповедные места Томской области


5

«Я и мир»

Что такое дружба?

Я и Закон

Мир дому твоему: города-побратимы


6

«Я среди людей»

Я и МЫ

«Что Я знаю о Себе»

«Мир профессий»


7

«Культура»

Что такое этика?

Мир музеев

Мир театра


8

«Досуг»

Мир моих увлечений

Праздник в классе

Семейные вечера


Данная программа реализует основные принципы внеурочной деятельности:

      1. принцип гуманистической направленности;

      2. принцип системности;

      3. принцип вариативности;

      4. принцип креативности;

      5. принцип успешности и социальной значимости;

      6. принцип деятельности.

Личностные, метапредметные результаты освоения программы:


Личностными результатами освоения программы является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. Изучение курса «Вокруг меня мир» в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности , сформированными на основе регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, являются:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) смысловое чтение;

7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

9) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).


Содержание программы внеурочной деятельности


Модуль 1 «Здоровье» предусматиривает

создание необходимых условий для полноценного физического развития школьников и формирования здорового образа жизни;

знакомство с историей развития спорта, историей олимпиадного движения, историей отдельных спортивных достижений;

воспитание уважения к людям, занимающимся спортом;

участие в общешкольных и городских совевнованиях, состязаниях;

проведение спортивных праздников в классе, проведение Дня здоровья, привлечение родителей для организации и демонстрации здорового образа жизни.

Предлагаемые мероприятия и темы занятий:

День здоровья.

Соревнования по пионерболу.

Учимся играть в лапту.

Подвижные игры на улице.

Конкурсы: «Самый быстрый, самый сильный, самый ловкий»

Одноклассники — спортсмены.

«О спорт — ты мир».

Идем в поход.

Проверь себя: поездка в Экстрим-парк

Проводим спортивный праздник сами.

Мой любимый вид спорта.

Моя любимая футбольная команда.

Спорт в моем городе — где можно заниматься спортом

Известные спортсмены — томичи.

Игры в Снежном городке.

Что такое вредные привычки?

Модуль 2 «Интеллект» предусматривает

изучение и развитие интересрв, любознательности и интеллектуальных способностей обучающихся;

воспитание уважительного отношения к людям, занимающимся интеллектуальной деятельностью, являющимися гордостью нации;

воспитание стремления стать образованным и культурным человеком;

развитие читательского интереса и читательских умений школьников;

развитие творческих и исследовательских способностей учащихся.

Предлагаемые мероприятия и темы занятий

Татьянин день

Интеллектуальные конкурсы, игры по отдельным предметам.

Сколько вузов в Томске?

Известные ученые — томичи.

Владимир Иванович Даль — создатель словаря.

Защита читательского формуляра.

Мои учебные достижения.

Защита портфолио.

Мой любимый предмет.

Хочу все знать — научный киножурнал.

Физики или лирики?

Мир современной науки.

Достижения науки в быту.

Модуль 3 «Память» предусматривает

воспитание привычки уважительного отношения к старшему поколению, национальным традициям и обычаям;

воспиттание уважительного отношения к своим родным и близким людям, истории своей семьи, рода;

воспитание уважительного отношения к национальным героям страны, ветеранам войны и труда;

участие в волонтерских программах, выступление в домах престарелых, детских домах, оказание посильной помощи нуждающимся.

Предлагаемые мероприятия и темы занятий

От Георгия Победоносца до маршала Георгия Жукова

Парад Победы больше, чем парад.

День Матери (ежегодно)

День старшего поколения (ежегодно)

Мир увлечений мой семьи

Наши семейные традиции

Герои-томичи

Летопись моей семьи

Легко ли быть старшим братом или старшей сестрой?

Конкурс талантов (семейный праздник; ежегодно)

Семья моя — мой талисман

Модуль 4 «Я и моя Родина» предусматривает

воспитание питриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям, проживающим на территории Родины;

проведение конкурсов и викторин, посвященным историческим датам нашей страны;

воспитание уважительного отношения к армии, флоту, авиации;

знакомство с народными ремеслами, промыслами;

знакомство с бытом и национальными традициями народов, населяющих Россию и Томскую область.

Для формирования гражданской позиции и гражданской идентичности личности разговор о Родине должен начинаться с понятия малая родина. Это родной город, улица, на которой ты вырос, родной дом, семья. Вместе с тем разговор в рамках данной темы должен уйти от шаблона, от пропагандистский призывов, от формализма. Разговор должен носить деятельностный и междисциплинарный характер в рамках нестандартных тем, что позволит простроить метапредметные связи и формировать все виды универсальных учебных действий (УУД).

Предлагаемые мероприятия и темы занятий

Государственные символы: гимн, герб, флаг.

Любимый город над Томью-рекой.

Строительство: от замысла до отделки.

Ландшафтный дизайн.

Рынок товаров и услуг.

Реклама в Томске.

Как нужно себя вести в городском транспорте.

Экскурсия в музей татарской культуры.

Россказ об улице, на которой я живу.

Улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны.

Улицы, названные в честь великих русских писателей.

Книги о Томске.

Конкурс фотографий «Мой любимый город»

Заповедные места Томска и Томской области — экскурсии.

Как научиться любить Родину и быть ее патриотом.

Москва — столица России. Виртуальная экскурсия

Модуль 5 «Я и мир» предусматривает

изучение истории культуры народов мира;

воспитание уважительного отношения к правам и обязанностям других народов;

формирование стремления к миру и добрососедским отношениям;

формирование веротерпимости и уважения к религиозным традициям других народов.

Содержание социального статуса обучающегося определяется совокупностью его прав и обязанностей, определяющих социальные нормы. Содержание его ролей определяет его социальное поведение, его конкретные социальные действия, социальные нормы и социальные ожидания. Основным полем социального ростя являются действия и ожидания, так как социальные нормы предложены статусом. Социальные роли, которые должен освоить обучайщийся основной школы обусловлены возрастными особенностями его развития и новыми социальными условиями школьной среды. Воспитание гражданского правосознания у обучающихся является важнейшим элементом освоения социальных ролей в обществе.

Предлагаемые мероприятия и темы занятий

Что такое дружба?

Кто такие МЫ?

О чем может рассказать дневник школьника.

Визитка класса.

Мои роли в обществе. Я гражданин.

Человек с ружьем.

Мои роли в обществе. Я потребитель.

Безопасность на дороге (ежегодно).

Что такое безопасное поведение в городе?

Моя страна на карте мира.

Политчас: события в стране и в мире.

Общественная организация «Красный крест»

Модуль 6 «Я среди людей» предусматривает

воспитание у школьников потребности соотносить свои интересы и желания с интересами других людей;

воспитание разумного альтруизма, умения принимать других людей равными себе;

формирование бесконфликтного поведения;

воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей;

формирование волевых качеств личности.

Направление, обозначенное темой «Я и МЫ», предполагает решение вопросов межличностных отношений и межличностного взаимодействия. Это общение в рамках учебных, культурных, досуговых, спортивных площадок. Это освоение норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, с целью формирования системы внутренних регуляторов и индивидуальных форм поведения. При организации занятий используются следующие формы общественно значимой деятельности: 1) ориентация на дело, нужное для людей, а не на престиж группы или личный интерес; 2) ориентация на конкурентные задачи, связанные с борьбой за первенство своей группы.

Предлагаемые темы занятий:

Что такое толерантность?

Роскошь общения.

По одежке встречают...

Я партнер. Я лидер.

Мои роли в семье.

Первая любовь.

Направление «Что Я знаю о Себе» свидетельствует, что приоритетное значение в организации целенаправленной социальной деятельности и социализации обучающихся имеет проектная работа. Этот вид деятельности позволяет обучающемуся внести конкретный вклад в развитие и реализацию коллективной идеи. В данном модуле совпадают вопросы, значимые для школьников, и способы их решения, так как в ходе совместной работы и в условиях реализации проекта школьники сталкиваются на практике и учатся преодолевать конфликты, вырабатывают стратегию для примирения позиций. В ходе такой деятельности происхлдит самопознание и узнавание своих сверстников.

Предлагаемые темы занятий:

Исследуем... себя.

Как люди учатся и учат.

Что мы делаем в своем доме.

Мальчики и девочки.

Мир моих увлечений.

Можно ли научиться работать дома безопасно.

Направление «Мир профессий» дает представление о том, что социальная общность — это форма совместной жизнедеятельности, человеческого общежития, совместного характера жизнедеятельности. Учебная деятельность в школе соотносима с трудовой деятельностью — это интеллектуальный труд. Однако знаньевая парадигма школы не всегда дает полное представление о мире профессий современного мира. В рамках предпрофильной подготовки с помощью данного модуля осуществляется профессиональная ориентация школьников.

Предлагаемые темы занятий:

Что и как делают люди.

Покупатель и продавец.

Лучше не болеть.

Давайте купим цветы.

Фармацевт, или просто продавец лекарств.

Рукотворный мир вещей.

Мир современных профессий.

Модуль 7 «Культура» в большей степени, чем другие модули, предполагает опору на групповые формы взаимодействия, основанные на сотрудничестве в рамках группы, и в меньшей степени на индивидуальные мотивы общественно значимой деятельности. Это вопросы этики и эстетики, вопросы традиций и новаторства, вопросы искусства и вопросы человеческих взаимоотношений.

Предлагаемые мероприятия и темы занятий

Человек и книга.

Этим дорожим.

Человек и компьтер.

Красота вокруг нас.

Культура поведения.

Праздники России.

Что такое этика?

Что такое эстетика?

О жадности и жадинах.

Как научиться жить в мире людей

Экскурсии в художественный музей

Посещение театральных постановок

Модуль 8 «Досуг» предусматривает

формирование потребности участвовать в коллективных и творческих делах класса;

формирование стремления к полезному времяпрепровождению;

демонстрация достижений и нтересов учащихся, их талантов и возможностей;

привлечение родителей к совместному с учащимися времяпрепровождению.

Предлагаемые мероприятия и темы занятий

День рождения класса

День именинника

Праздник принцесс (ежегодно)

Рыцарский турнир (ежегодно)

Новогодний утренник (ежегодно)

Отчетное родительское собрание (ежегодно)

День Святого Валентина.



Календарно-тематическое планирование аудиторных занятий в 5 классе.


№ п/п

Дата

Тема

Виды деятельности

Примечание

1

сентябрь

1 неделя

Правила поведения в школе. Устав.

Беседа


2

сентябрь

2 неделя

Кто главный помощник классного руководителя и одноклассников?

Выборы старосты


3

сентябрь

3 неделя

Школьное поручение — обязанность или свободный выбор.

Распределение обязанностей


4

сентябрь

4 неделя

Кто сделает твою школьную жизнь интересной?

Планирование работы на полугодие.


5

октябрь

1 неделя

Что важнеее: внимание или подарок?

День именинника


6

октябрь

2 неделя

Творческий проект. Чтение пьесы Л.Петрушевской «Два окошка»

Распределение ролей


7

октябрь

3 неделя

Мир твоих увлечений

самопрезентация


8

октябрь

4 неделя

Правила дорожного движения и техника безопасности

Тестирование


9

ноябрь

1 неделя

Интернет — это опасно?

Диспут


10

ноябрь

2 неделя

Фармацевт или продавец лекарств?

Диспут


11

ноябрь

3 неделя

Моя Родина: Москва.

Виртуальная экскурсия


12

ноябрь

4 неделя

Наша юморина

КВН


13

декабрь

1 неделя

Что такое чайная церемония?

Практикум


14

декабрь

2 неделя

Моя Родина: Ленинград.

Виртуальная экскурсия


15

декабрь

3 неделя

Лучше не болеть. Как защитить себя от вирусных инфекций?

Беседа с врачом школы


16

декабрь

4 неделя

Новогодний праздник

Конкурсы


17

январь

1 неделя

Самая спортивная семья

Спортивный праздник


18

январь

2 неделя

Мир современных профессий

Встречи с родителями


19

январь

3 неделя

О вреде курения

Дебаты


20

январь

4 неделя

Моя Родина: Волгоград (Сталинград).

Виртуальная экскурсия


21

февраль

1 неделя

Что и как делают люди?

Выставка


22

февраль

2 неделя

Мир дому твоему: города побратимы

Поисковая работа


23

февраль

3 неделя

Рыцарский турнир

Праздник


24

февраль

4 неделя

Моя Родина: Севастополь.

Виртуальная экскурсия


25

март

1 неделя

Мамин праздник

Поздравление


26

март

2 неделя

Давайте купим цветы, или вошебное поздравление

Праздник


27

март

3 неделя

О паводковых мероприятиях

Инструкция


28

март

4 неделя

Мир дому твоему: города побратимы

Поисковая работа


29

апрель

1 неделя

Творческий проект — театральная постановка

Творческий отчет


30

апрель

2 неделя

Умеем ли мы учиться, умеем ли мы дружить?

Отчет по направлениям социальной деятельности


31

апрель

3 неделя

Чтение в моей семье

Читательская конференция


32

апрель

4 неделя

Твои достижения

Работа с портфолио


33

май

2 неделя

Этот День Победы

Литературно-музыкальный журнал


34

май

3 неделя

Мир дому твоему: города побратимы

Поисковая работа отчет по проекту









Учебно-тематическое планирование курса «Вокруг меня мир»

с основными модулями программы в 6 классе

№ п/п

Название модуля с темами занятий

Кол-во часов

Основные формы и виды деятельности

УУД


Модуль − «Я среди людей»

10

Выбор тем осуществляется с участием школьников.

Одна тема резервная.

Коммуникативные осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

1

Что такое толерантность?

2

Игра «Интеллектуальное казино»

2

Роскошь общения.

1

Выход в театр/кино

3

По одежке встречают...

1

Музей моды. Экскурсия

4

Я партнер. Я лидер.

1

Деловая игра

5

Мои роли в семье.

1

Интервью


Первая любовь.

1

Конкурс чтецов


Модуль – «Я и мир»

5

5

Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края

6

Мои роли в обществе.

Я гражданин.

1

Деловая игра

7

Человек с ружьем.

1

Проект

8

Мои роли в обществе.

Я потребитель.

1

Экскурсия в магазин

9

Безопасность на дороге.

1

Встреча с инспектором ГИБДД

10

Что такое безопасное поведение в городе?

1

Уроки самозащиты


Что такое вредные привычки?

1



Модуль – «Я и Культура»

5

Выбор тем осуществляется с участием школьников.

Одна тема резервная.

ИКТ-компетентность

11

Человек и книга.

1

Экскурсия в библиотеку

12

Этим дорожим.

1

Деловая игра

13

Человек и компьтер.

1

Деловая игра

14

Красота вокруг нас.


Экскурсия в музей

15

Культура поведения.

1

Деловая игра


Праздники России: «День Знаний»

1

Праздник с конкурсами


Модуль – «Я среди людей»

5

Выбор тем осуществляется с участием школьников.

Одна тема резервная.

Познавательные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

16

Исследуем... себя.

1

Встреча с психологом

17

Как люди учатся и учат.

1

Экскурсия: вузы города

18

Что мы делаем в своем доме.

1

Деловая игра

19

Мальчики и девочки.

1

Встреча с врачом

20

Мир моих увлечений.

1

Деловая игра


Можно ли научиться работать дома безопасно.


Инструктаж по ТБ


Модуль – «Я и моя Родина»

5

Выбор тем осуществляется с участием школьников.

Одна тема резервная.

Регулятивные:

умение самостоятельно определять цели деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

21

Любимый город над Томью-рекой.

1

Пешеходная экскурсия

22

Строительство: от замысла до отделки.

1

Проект

23

Ландшафтный дизайн.

1

Экскурсия по городу

24

Рынок товаров и услуг.

1

Экскурсия в аэропорт

25

Реклама.

1

Деловая игра


Как нужно себя вести в транспорте.


Деловая игра


Модуль – «Досуг»

5

Выбор тем осуществляется с участием школьников.

Одна тема резервная.

Регулятивные и коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов

26

День учителя


Праздник. концерт

27

День именинника


Праздник. Конкурсы

28

Новогодний утреник


Праздник

29

8 Марта: поздравляем девочек


Праздник

30

23 Февраля «Рыцарский турнир»


Праздник


Семейный праздник «День семьи»








Резервные часы по плану

4

4



Итого:

34

34



Учебно-тематическое планирование курса «Вокруг меня мир»

с основными модулями программы в 7 классе

модуль

7 класс — направления

Основные формы и виды деятельности

УУД

1

«Здоровье»

Спортивные игры

«О вреде курения» Дебаты

«О паводковых мероприятиях» Инструкция по ТБ

«Опасно — Интернет» Беседа со специалистами

Конкурс «Самая спортивная семья»

Лыжная прогулка

ИКТ-компетентность

Познавательные: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления

2

«Интеллект»

Коллективный проект

Постановка «Два окошка» Л.Петрушевская

Программа: смысловое чтение

3

«Память»

Города-герои

Виртуальные экскурсии: Москва, Севастополь, Сталиград, Ленинград.

Познавательные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

4

«Я и моя Родина»

Заповедные места Томской области

Экскурсии «Таловские чаши» и их освещение в Летописи класса

Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края

5

«Я и мир»

Мир дому твоему: города-побратимы

Групповая поисковая работа

Регулятивные и коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов

6

«Я среди людей»

«Мир профессий»

Что и как делают люди. Экскурсия на производство.

Покупатель и продавец. Практикум.

Лучше не болеть. Встреча с врачом школы.

Давайте купим цветы. Церемония поздравления. Советы дизайнера.

Фармацевт, или просто продавец лекарств. Дискуссия

Рукотворный мир вещей. Выставка.

Мир современных профессий. Сообщения.

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

7

«Культура»

Мир театра

Посещение театральных постановок и их обсуждение

Просмотр актуального кино и его обсуждение.

Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

8

«Досуг»

Семейные вечера

Год литературы в моей семье. Читательская конференция.

Праздник для мам

Читательская компетентность



Для реализации программы используется следующее материально-техническое обеспечение: Интерактивная доска, видеопроектор, ресурсы Интернет, сборник видеоуроков и классных часов.

Предполагаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение знаний правил дорожного движения; правил безопасного поведения на улице, в школе и дома; проявление логики поведения в опасных ситуациях; прояление культуры поведения и использование правил взаимодействия с разными возрастными группами; знание способов самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьников к культуре поведения в общественных местах, в общественном транспорте, к своему здоровью, к другим людям.

3. Результаты третьего уровня (приобретение опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта безопасного поведения на улице и дороге, в общественных местах, соблюдения правил дорожного движения; приобретения опыта планирования собственной познавательной и исследовательской деятельности; сотрудничества со сверстниками, взрослыми в различных ситуациях; самоорганизации.

Мониторинг освоения программы осуществляется через формирование портфолио.



Список литературы

1.Буданова Г.П. Справочник классного руководителя : пособие для учителя / Г.П.Буданова, Л.Н.Буйлова. - М. : Просвещение, 2011. - 256 с. - («Работаем по новым стандартам»). - ISBN 978-5-09-018363-5.

2.Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность.Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа. / С.В.Третьякова, А.В.Иванов, С.Н.Чистякова и др.; авт.-сост. С.В.Третьякова. - М. : Просвещение, 2013. - 96 с. - («Работаем по новым стандартам»). - ISBN 978-5-09-028209-0.