Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Юбилейная средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
на заседании МО
«___»_________20_ год
«Согласовано»_______
Замдиректора по УВР
Колодина А.В.
«___»_________20_ год
«Утверждаю» ___________
директор МБОУ «ЮСОШ»
Ахмадулина И.З.
«___»________20 _
Программа внеурочной деятельности
«Волейбол»
5-8 классы
Преподаватель:
Рычков Александр Александрович,
учитель физической культуры
1 квалификационной категории
2018 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов разработана на основании основных нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены 29.12.2012г.);
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, республики, межрайонные встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.
Цель программы :
Задачи программы:
укрепить здоровье учащихся совершенствовать их физическое здоровье .
обучить основам техники и тактики игры волейбол.
развивать основные физические качества : силу, быстроту, выносливость, координацию и гибкости;
дать занимающимся необходимые теоретические знания в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.
формировать у учащихся устойчивый интереса к занятиям волейболом.
воспитывать моральные и волевые качеств.
Программа рассчитана на 306 часов. (9 часов в неделю)
Планируемые результаты
Личностные результаты
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; умение выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме
слушать и понимать речь других;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Способы проверки знаний и умений:
проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей) на предмет удовлетворенности результатами данной программы;
участие воспитанников в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях и мероприятиях школы и поселка;
открытые занятия, внеклассные мероприятия данной направленности.
Содержание программы
Техника и обучение техническим приёмам игры (2 часа)
Обучение стойке волейболиста и технике перемещений (16 часов)
приставными шагами, двойным шагом, прыжками, вперёд-назад двойным шагом, спиной вперёд, скачками вперёд, по сигналу, в стойке перемещения различными способами, с выполнением различных заданий
Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) на месте. (16 часов)
Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче. Передачи мяча: имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения, передача мяча после подбрасывания, передачи мяча в парах после набрасывания партнёром
Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) в движении (8 часов)
передачи мяча над собой на месте, в движении, после перемещения, передачи над собой и партнёру, передачи после варьирования расстояния и траектории, передачи мяча в тройках
Подвижные игры с верхней передачей мяча.(60 часов)
«Эстафеты у стены», «Мяч в воздухе», «Мяч над сеткой», «Вызов номеров»
Обучение нижней прямой подаче.(18 часов)
Имитация, подачи в парах, подачи через сетку, подачи по зонам, подачи на точность, последовательно в зоны 1,6,5,4,2, на партнёра, располагающегося в различных точках площадки, между двух партнёров, стоящих рядом на расстоянии от 2 до 1 м друг от друга
Обучение приёму мяча снизу двумя руками(16 часов)
Имитация приёма мяча в и.п., в парах, в стойке волейболиста. Прием мяча снизу двумя руками, подбивание мяча с продвижением, приём мяча наброшенного партнёром, в парах, приём мяча после отскока от пола, приём мяча после набрасывания через сетку.
Верхняя прямая подача(32 часа)
Имитация подачи мяч, подачи в стену, подачи в парах, подачи через сетку, подачу в правую и левую половину площадки, подачи на точность, соревнования на большое количество подач в заданный участок
Передача мяча через сетку в прыжке(12 часов)
Имитация верхней передачи мяча в прыжке через сетку с места и небольшого разбега, верхняя прямая подача в прыжке после подбрасывания над собой, верхняя прямая подача в прыжке после подбрасывания вперёд-вверх и небольшого разбега
Передача мяча сверху двумя руками назад (в опорном положении)(32 часа)
Имитация передачи мяча, в парах, в тройках, в четвёрках, передачи через сетку назад, передачи на точность в мишени, расположенные на стене, передачи мяча из зон 3 за голову в зону 2, передачи мяча из зоны 3 за голову в зону 4
Приём мяча, отражённого сеткой(18 часов)
приём мячей, отскочивших от сетки с собственного набрасывания, приём мячей после набрасывания в сетку другим игроком, приём мячей после удара в сетку другим игроком
Прямой нападающий удар(44 часа)
Прыжок вверх толчком двух ног с места, с разбега в один, два и три шага, имитация нападающего удара в прыжке с месте, имитация нападающего удара в прыжке с разбега, в парах, броски теннисного мяча в прыжке с места и разбега, броски теннисного мяча в прыжке с места и разбега в парах, нападающий удар через сетку, нападающий удар через сетку после подбрасывания мяча, нападающий удар через сетку с разных зон подбрасывания мяча, нападающий удар после встречной передачи, нападающий удар со второй передачи
Одиночное блокирование(32 часа)
Имитация блокирования, передвижение вдоль сетки, с остановкой, прыжком и выносом рук над сеткой, в парах через сетку, касаясь ладонями друг друга над сеткой, в парах, занимающиеся располагаются с противоположных сторон сетки. Один набрасывает мяч на верхний край сетки, другой, выпрыгивая вверх, ставит блок и отбивает мяч на противоположную сторону, блокирование после набрасывания над сеткой, то же но набрасывание правее, левее блокирующего, блокирование нападающего удара выполненного из разных зон
Тематическое планирование
Тема | кол. часов |
5-6 классы |
Техника и обучение техническим приёмам игры | 2 |
Обучение стойке волейболиста и технике перемещений | 16 |
Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) на месте | 16 |
Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) в движении | 8 |
Подвижные игры с верхней передачей мяча. | 60 |
Обучение нижней прямой подаче: | 18 |
Обучение приёму мяча снизу двумя руками | 16 |
Итого | 136 часа |
7-8 классы | |
Верхняя прямая подача: | 32 |
Передача мяча через сетку в прыжке: | 12 |
Передача мяча сверху двумя руками назад (в опорном положении) | 32 |
Приём мяча, отражённого сеткой: | 18 |
Прямой нападающий удар: | 44 |
Одиночное блокирование: | 32 |
Итого | 170 часов |
Календарно-тематическое планирование
Тема | кол. часов |
5-6 классы | |
Техника и обучение техническим приёмам игры | 2 |
Обучение стойке волейболиста и технике перемещений | 16 |
- приставными шагами - двойным шагом - прыжками - вперёд-назад двойным шагом - спиной вперёд - скачками вперёд - по сигналу - в стойке перемещения различными способами, с выполнением различных заданий | 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) на месте. Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче. | 16 |
Передачи мяча: - имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения - передача мяча после подбрасывания - передачи мяча в парах после набрасывания партнёром | 4 4 4 4 |
Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) в движении | 8 |
- передачи мяча над собой на месте, в движении, после перемещения. - передачи над собой и партнёру - передачи после варьирования расстояния и траектории - передачи мяча в тройках | 2 2 2 2 |
Подвижные игры с верхней передачей мяча. | 60 |
- «Эстафеты у стены» - «Мяч в воздухе» - «Мяч над сеткой» - «Вызов номеров» | 15 15 15 15 |
Обучение нижней прямой подаче: | 18 |
-имитация -подачи в парах -подачи через сетку -подачи по зонам -подачи на точность - последовательно в зоны 1,6,5,4,2 - на партнёра, располагающегося в различных точках площадки - между двух партнёров, стоящих рядом на расстоянии от 2 до 1 м друг от друга | 2 4 2 2 2 2 2 2 |
Обучение приёму мяча снизу двумя руками | 16 |
- имитация приёма мяча в и.п. - в парах - в стойке волейболиста Принимать мяч снизу двумя руками. Правильно работать ногами. Работать в паре. -подбивание мяча с продвижением - приём мяча наброшенного партнёром - в парах - приём мяча после отскока от пола - приём мяча после набрасывания через сетку. | 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Итого | 136 часа |
7-8 классы | |
Верхняя прямая подача: | 32 |
- имитация подачи мяч - подачи в стену - подачи в парах - подачи через сетку - подачу в правую и левую половину площадки - подачи на точность - соревнования на большое количество подач в заданный участок | 4 4 4 4 4 4 4 |
Передача мяча через сетку в прыжке: | 12 |
- имитация верхней передачи мяча в прыжке через сетку с места и небольшого разбега - верхняя прямая подача в прыжке после подбрасывания над собой - верхняя прямая подача в прыжке после подбрасывания вперёд-вверх и небольшого разбега | 4 4 4 |
Передача мяча сверху двумя руками назад (в опорном положении) | 32 |
- имитация передачи мяча - в парах - в тройках - в четвёрках - передачи через сетку назад - передачи на точность в мишени, расположенные на стене - передачи мяча из зон 3 за голову в зону 2 - передачи мяча из зоны 3 за голову в зону 4 | 4 4 4 4 4 4 4 4 |
Приём мяча, отражённого сеткой: | 18 |
- приём мячей, отскочивших от сетки с собственного набрасывания - приём мячей после набрасывания в сетку другим игроком - приём мячей после удара в сетку другим игроком | 6 6 6 |
Прямой нападающий удар: | 44 |
- прыжок вверх толчком двух ног с места, с разбега в один, два и три шага. - имитация нападающего удара в прыжке с места - имитация нападающего удара в прыжке с разбега - в парах - броски теннисного мяча в прыжке с места и разбега - броски теннисного мяча в прыжке с места и разбега в парах - нападающий удар через сетку - нападающий удар через сетку после подбрасывания мяча - нападающий удар через сетку с разных зон подбрасывания мяча - нападающий удар после встречной передачи - нападающий удар со второй передачи | 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 |
Одиночное блокирование: | 32 |
- имитация блокирования - передвижение вдоль сетки, с остановкой, прыжком и выносом рук над сеткой - в парах через сетку, касаясь ладонями друг друга над сеткой - в парах, занимающиеся располагаются с противоположных сторон сетки. Один набрасывает мяч на верхний край сетки, другой, выпрыгивая вверх, ставит блок и отбивает мяч на противоположную сторону. - блокирование после набрасывания над сеткой - то же но набрасывание правее, левее блокирующего - блокирование нападающего удара выполненного из разных зон | 4 4 4 4 4 4 4 4 |
Итого | 170 часов |