МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 39 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КРЕЙЗЕРА Я.Г.» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей ИЗО, музыки, технологии протокол №_____ от «___ » ________2022 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Школа-гимназия №39 им. Крейзера Я.Г.» г. Симферополя ___________ С.В.Гаврилюк «___» ___________2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Школа-гимназия №39 им. Крейзера Я.Г.» г. Симферополя _____________ Н.В. Киричкова Приказ №____ от «___» _________ 2022 г. |
Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Выпиливание и выжигание»
для 6 «Б», «В» классов
на 2022-2023 учебный год
количество часов в неделю: 2 часа
количество часов в год: 68 часов
Составитель:
учитель технологии Зариев В.В.
г. Симферополь, 2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Выпиливание и выжигание» разработана для занятий с учащимися 6-х классов в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Приказом Министерства и образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 №1897.
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254 (с изменениями и дополнениями - приказ от 23.12.2020 № 766).
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Школа-гимназия № 39 им. Крейзера Я.Г.» г. Симферополя, утвержденная приказом от 28.08.2020
№ 447.
Е.В.Коханенко, 2012 г.
сборник.- Москва. ГОУДОД ФЦТТУ, 2008.
Учебник: «Технология: 6 класс» / Е.С. Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцева и др. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения учащимися курса являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей;
становление и самоопределение в будущей профессиональной деятельности;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности.
Метапредметными результатами освоения курса являются:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения трудовой задачи;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия;
поиск новых решений возникшей технической и организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
использование дополнительной информации при создании объектов, имеющих личностную или общественную потребительскую стоимость;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения курса являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор древесных материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проектирование последовательности операций при выполнении работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
подбор и применении инструментов, приборов с учетом их применения;
выявление допущенных ошибок в процессе деятельности;
примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предпринимательской деятельности;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или в сфере услуг;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объектов труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование изделия или рациональное эстетическая организация работ;
моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
В физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движения рук при работе ручными инструментами и выполнении операций;
достижение необходимой точности движений при выполнении технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Введение. Понятие о материалах и инструментах – 3 часа
Теоретические сведения.
Значение выпиливания, конструирования и моделирования в жизни каждого человека. Порядок и план работы объединения. Показ готовых работ. Основы охраны труда. Общие правили работы с инструментами. Инструменты и приспособления, применяемые при работе, правила пользования ими. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами.
Ознакомление с породами древесины, искусственными древесными материалами. Декоративные особенности древесины (цвет, текстура). Искусственные древесные материалы: шпон и фанера. Столярные инструменты: ножовка, приемы работы, правила безопасной работы.
Раздел 2. Художественное выжигание по дереву- 7 часов.
Теоретические сведения.
Электрический выжигатель: назначение, устройство, приемы настройки, приемы выжигания. Техника безопасности при работе с выжигателем.
Практические работы. Подготовка материала заготовки для выжигания. Перевод рисунка на заготовку. Выполнение различных видов выжигания: выжигание по контурам, силуэтное выжигание, декоративное выжигание, выжигание с передачей оттенков светотени. Выжигание точками. Выжигание кромок изделия. Отделка изделий (шлифование, раскраска, лакирование).
Выжигание картинок «Почтальон Печкин», «Мартышка», «Ослик Иа», «Вини Пух» и др.
Раздел 3. Художественное выпиливание- 10 часов.
Теоретические сведения. Материалы для выпиливания: древесина, фанера, пенопласт. Лобзик: назначение, устройство, подготовка к работе. Назначение и приемы работы приспособлением для стягивания лобзика. Выпиловочный столик. Приемы выпиливания по внешнему и внутреннему контурам. Техника безопасности при работе.
Практические работы. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выпиливание по образцу плоских изделий. Выпиливание по внешнему и внутреннему контурам.
Изготовление изделий: закладка для книг, ножи для резания бумаги, рамки для фото, мотушки для ниток и т.п.
Раздел 4. Комплексные работы по выпиливанию и выжиганию- 8 часов.
Теоретические сведения. Виды соединения деталей из фанеры при выпиливании. Клеи для склеивания древесины. Приспособления при склеивании древесины. Правила по ТБ и производственной санитарии при склеивании древесины.
Практические работы. Выполнение заданий по образцу с исполнением чертежей, трафаретов и шаблонов деталей по заказам кружка, школы и др.
Выполнение чертежей деталей самолета на фанере. Выпиливание деталей, отделка и шлифование. Склеивание узлов модели.
Раздел 5. Создание изделий из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа) - 6 часов.
Теоретические сведения. Виды орнаментов. Элементы орнаментов. Приемы росписи элементов выжженного рисунка. Понятие композиции и общие сведения. Выбор композиции. Особенности выполнения работы. Компоновка деталей. Отделка изделий шпоном.
Практические работы. Работа над эскизом творческого изделия. Создание рисунков и орнаментов для выжигания. Изготовление изделия. Рисунок деталей на фанере. Выпиливание, шлифование и разметка деталей. Выжигание, раскрашивание и сборка изделия.
Учебно–тематический план
курса внеурочной деятельности «Выпиливание и выжигание»
(в том числе с учетом рабочей программы воспитания)
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Модуль программы воспитания «Курсы внеурочной деятельности» | всего | Количество часов |
формы контроля |
Практическая работа |
1. | Введение. Понятия о материалах и инструментах. | День знаний. 210 лет со дня Бородинского сражения. 165 лет со дня рождения русского учёного, писателя К.Э.Циолковского | 3 | 1 |
2. | Художественное выжигание по дереву | Международный день пожилых людей. Международный день музыки. Международный день учителя. День отца в России. День народного единства. День Государственного герба Российской Федерации. | 7 | 6 |
3. | Художественное выпиливание | Международный день инвалидов. День Неизвестного солдата. День добровольца (волонтера) в России. День Героев Отечества День Конституции Российской Федерации. Рождество Христово. | 10 | 9 |
4. | Комплексные работы по выпиливанию и выжиганию | День российского студенчества. День российской науки. Международный день родного языка. День защитников Отечества. Международный женский день. День воссоединения Крыма и России. | 8 | 7 |
5. | Создание изделий из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа) | Всемирный день театра. День космонавтики, 65 лет со дня запуска СССР первого искусственного спутника Земли Всемирный день Земли. Праздник Весны и Труда. День Победы. День детских общественных организаций России. День славянской письменности и культуры. | 6 | 6 |
| Итого | | 34 | 29 |
№ п/п | Дата | Тема занятий | Кол-во часов |
план | факт |
Раздел 1. Введение. Понятия о материалах и инструментах - 3 часа. |
1. | 01.09 | | Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Техника безопасности на занятиях. Организация рабочего места. | 1 |
2. | 08.09 | | Ознакомление с породами древесины. Декоративные особенности древесины. Искусственные древесные материалы: шпон и фанера. | 1 |
3. | 15.09 | | Столярные инструменты: приемы работы, правила безопасной работы. | 1 |
Раздел 2. Художественное выжигание по дереву - 7 часов |
4. | 22.09 | | Электрический выжигатель: назначение, устройство, приемы настройки. Техника безопасности при работе с электровыжигателем. | 1 |
5. | 29.09 | | Приемы выжигания. | 1 |
6. | 06.10 | | Изготовление изделий способом выжигания. | 1 |
7. | 13.10 | | Виды орнаментов. Элементы орнаментов. | 1 |
8. | 20.10 | | Приемы росписи элементов выжженного рисунка. | 1 |
9. | 27.10 | | Изготовление изделий способом выжигания. | 1 |
10. | 17.11 | | Изготовление изделий с орнаментом способом выжигания. | 1 |
Раздел 3. Художественное выпиливание – 10 часов |
11. | 24.11 | | Материалы для выпиливания: древесина, фанера, пенопласт. Лобзик: назначение, устройство, подготовка к работе. Техника безопасности при выпиливании лобзиком. | 1 |
12- 13. | 01.12 08.12 | | Приемы выпиливания по внешнему контуру. | 2 |
14- 15. | 15.12 22.12 | | Приемы выпиливания по внутреннему контуру. | 2 |
16- 17. | 29.12 12.01 | | Изготовление изделий выпиливанием. | 2 |
18-19 -20 | 19.01 26.01 02.02 | | Выпиливание деревянной игрушки. | 3 |
Раздел 4. Комплексные работы по выпиливанию и выжиганию - 8 часов |
21. | 09.02 | | Виды соединений деталей из фанеры при выпиливании. | 1 |
22. | 16.02 | | Клеи для склеивания древесины. Правила по ТБ и производственной санитарии при склеивании древесины. | 1 |
23. | 02.03 | | Приспособления при склеивании древесины. | 1 |
24. | 09.03 | | Изготовление изделий выпиливанием. | 1 |
25. | 16.03 | | Изготовление изделий выпиливанием. | 1 |
26. | 30.03 | | Изготовление изделий выпиливанием. | 1 |
27. | 06.04 | | Изготовление изделий выпиливанием. | 1 |
28. | 13.04 | | Покрытие лаком изделий. | 1 |
Раздел 5. Создание изделий из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа) - 6 часов. |
29-30. | 20.04 27.04 | | Изготовление изделий, выполненных выпиливанием. | 2 |
31- 32. | 04.05 11.05 | | Изготовление изделий, выполненных выпиливанием и выжиганием. | 2 |
33. | 18.05 | | Заключительная отделка изделий. Лакирование изделий. | 1 |
34. | 25.05 | | Подведение итогов. Проведение выставки. | 1 |
Календарно-тематическое планирование. 6-В класс
Календарно-тематическое планирование. 6-Б класс
№ п/п | Дата | Тема занятий | Кол-во часов |
план | факт |
Раздел 1. Введение. Понятия о материалах и инструментах - 3 часа. |
1. | 01.09 | | Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Техника безопасности на занятиях. Организация рабочего места. | 1 |
2. | 08.09 | | Ознакомление с породами древесины. Декоративные особенности древесины. Искусственные древесные материалы: шпон и фанера. | 1 |
3. | 15.09 | | Столярные инструменты: приемы работы, правила безопасной работы. | 1 |
Раздел 2. Художественное выжигание по дереву - 7 часов |
4. | 22.09 | | Электрический выжигатель: назначение, устройство, приемы настройки. Техника безопасности при работе с электровыжигателем. | 1 |
5. | 29.09 | | Приемы выжигания. | 1 |
6. | 06.10 | | Изготовление изделий способом выжигания. | 1 |
7. | 13.10 | | Виды орнаментов. Элементы орнаментов. | 1 |
8. | 20.10 | | Приемы росписи элементов выжженного рисунка. | 1 |
9. | 27.10 | | Изготовление изделий способом выжигания. | 1 |
10. | 17.11 | | Изготовление изделий с орнаментом способом выжигания. | 1 |
Раздел 3. Художественное выпиливание – 10 часов |
11. | 24.11 | | Материалы для выпиливания: древесина, фанера, пенопласт. Лобзик: назначение, устройство, подготовка к работе. Техника безопасности при выпиливании лобзиком. | 1 |
12- 13. | 01.12 08.12 | | Приемы выпиливания по внешнему контуру. | 2 |
14- 15. | 15.12 22.12 | | Приемы выпиливания по внутреннему контуру. | 2 |
16- 17. | 29.12 12.01 | | Изготовление изделий выпиливанием. | 2 |
18-19 -20 | 19.01 26.01 02.02 | | Выпиливание деревянной игрушки. | 3 |
Раздел 4. Комплексные работы по выпиливанию и выжиганию - 8 часов |
21. | 09.02 | | Виды соединений деталей из фанеры при выпиливании. | 1 |
22. | 16.02 | | Клеи для склеивания древесины. Правила по ТБ и производственной санитарии при склеивании древесины. | 1 |
23. | 02.03 | | Приспособления при склеивании древесины. | 1 |
24. | 09.03 | | Изготовление изделий выпиливанием. | 1 |
25. | 16.03 | | Изготовление изделий выпиливанием. | 1 |
26. | 30.03 | | Изготовление изделий выпиливанием. | 1 |
27. | 06.04 | | Изготовление изделий выпиливанием. | 1 |
28. | 13.04 | | Покрытие лаком изделий. | 1 |
Раздел 5. Создание изделий из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа) - 6 часов. |
29-30. | 20.04 27.04 | | Изготовление изделий, выполненных выпиливанием. | 2 |
31- 32. | 04.05 11.05 | | Изготовление изделий, выполненных выпиливанием и выжиганием. | 2 |
33. | 18.05 | | Заключительная отделка изделий. Лакирование изделий. | 1 |
34. | 25.05 | | Подведение итогов. Проведение выставки. | 1 |
Этапы педагогического контроля
1. Выявление индивидуальных особенностей воспитанников (сентябрь-октябрь)
2. Контрольный опрос по результатам работы (ежемесячно)
3. Выставки работ обучающихся (октябрь, январь\февраль, апрель)
4. Конкурс на лучшую работу и лучшее художественное оформление (апрель)
5. Итоговая выставка работ (май)