СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" - общеинтеллектулаьное направление 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"»


Рассмотрено

На заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО

_______ /


Протокол №___ от _____20__ г

Согласовано

Заместителем директора по УВР


_________/


____ _____________20___ г.

Утверждаю:

Директор школы


__________/


Приказ №___ от _________ 20___

.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

(общеинтеллектуальное направление)







Уровень общего образования

начальное общее образование, 1- 4 классы



Учитель Парфенова Ольга Николаевна


Категория: первая



Программа разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :Вентана-Граф, 2011.

Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. - 2009. — № 7.

Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.

Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.


В соответствии с этим программа реализуется за 1- 4 класс в объеме 34 часа .




  1. Планируемые результаты


Личностные результаты

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.


Предметные результаты

- самостоятельно называть числа от 1 до 20 и их последовательность;

- вести подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков;

- называть числа от 1 до 100;

- соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.

- поиск нескольких решений;

- восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта;

-последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

- разрезание и составление фигур.

- деление заданной фигуры на равные по площади части.

- поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

- решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

- распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.

- составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по

собственному замыслу).


Метапредметные результаты

Познавательные:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной деталей в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;


Коммуникативные:

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;


Регулятивные:

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

- сравнивать построенную конструкцию с образцом.

































  1. Содержание учебного предмета


№ п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

Содержание

Планируемые результаты

обучения

1.

Числа. Арифметические действия. Величины.

9

Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математиче-

ских пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом

через разряд)».

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100»,

«Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными

фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычи-

тание до 100».Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100»,

«Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными

фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычи-

тание до 100».Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица

умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пира-

миды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки-счи-

талочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне —

задание, на другой — ответ.

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения

чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление

чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).Решение олимпиадных задач

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы

для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуаль-

ное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат

с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять

ошибки.

2.

Мир занимательных задач

12

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по

командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.Вычисления в группах.

Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л,

про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи

и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять

условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся

в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать

соответствующие знаково-символические средства для моделирования

ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

—объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат

с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать

из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.


Геометрическая мозаика

13

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников

(квадратов) из заданных частей.Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного

учебного пособия «Математика и конструирование». Игры «Волшебная

палочка», «Лучший лодочник» (сложение,

вычитание в пределах 20).Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в умень-

шенном масштабе.Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка»,

«Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму).

Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его

шагов. «Шаг в будущее»

Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры:

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?»,

«Гонки с зонтиками» и др. Тайны окружности

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахожде-

ние) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента

с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).Задания на разрезание и составление фигур.

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки

1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, угол-

ков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали

в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять де-

тали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат

с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

сравнивать построенную конструкцию с образцом.





Календарно-тематическое планирование


Тема

Дата проведения

По плану

По факту

1

«Удивительная снежинка»



2

Крестики-нолики



3

Математические игры



4

Прятки с фигурами



5

Секреты задач



6

«Спичечный» конструктор



7

«Спичечный» конструктор



8

Геометрический калейдоскоп



9

Числовые головоломки



10

«Шаг в будущее»



11

Геометрия вокруг нас



12

Путешествие точки



13

«Шаг в будущее»



14

Тайны окружности



15

Математическое путешествие



16

«Новогодний серпантин»



17

«Новогодний серпантин»



18

Математические игры



19

«Часы нас будят по утрам…»



20

Геометрический калейдоскоп



21

Головоломки



22

Секреты задач



23

«Что скрывает сорока?»



24

Интеллектуальная разминка



25

Дважды два — четыре



26

Дважды два — четыре



27

Дважды два — четыре



28

В царстве смекалки



29

Интеллектуальная разминка



30

Составь квадрат



31

Мир занимательных задач



32

Мир занимательных задач



33

Математические фокусы



34

Математическая эстафета



ИТОГО: