Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа в рамках внеурочной деятельности в начальной школе для учащихся 2 класса «Занимательный английский» является авторской, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике, условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, заменить одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа рассчитана на детей 7,5 – 9 лет.
Цель и задачи программы
Цели программы «Занимательный английский»:
создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка;
развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
знакомство с элементами традиционной детской англоязычной культуры.
Задачи:
I. Познавательный аспект:
познакомить детей с культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект:
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
развивать двигательные способности детей через драматизацию;
познакомить детей с основами актерского мастерства и научить их держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект:
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок;
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
Виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
викторины;
изобразительная деятельность;
просмотр учебных видеоклипов и мультфильмов;
разучивание и исполнение песен;
проектная деятельность;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Принципы программы:
включение учащихся в активную деятельность,
доступность и наглядность,
связь теории с практикой (дополнительный материал подобран в параллели с основными темами изучаемого предмета)
сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности,
целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Сроки реализации программы
Учебным планом для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе введено 34 учебных часа. Авторская программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования:
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение правильно строить фразы в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении учебных задач;
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных лингвистических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать средства наглядности (рисунки, фотографии и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
у учащихся должны быть сформированы следующие умения:
по фонетике: правильно произносить звуки, слова, словосочетания, предложения;
по лексике: понимать основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний), устойчивых речевых оборотов;
по аудированию: отличать звучащую иностранную речь от родной; различать иноязычные звуки; повторять за диктором слова, словосочетания, предложения, реплики в диалогических клише; понимать содержание изученных, простых по содержанию детских стихов и песен, построенных на знакомом языковом и речевом материале; относительно полно и точно понимать высказывания собеседников в распространённых стандартных ситуациях повседневного общения; понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к различным коммуникативным типам речи (сообщение / рассказ), аудио- и видеотекстов монологического и диалогического характера; определять тему и факты сообщения, вычленять смысловые вехи, выделять главное, опуская второстепенное;
по говорению: отвечать на вопросы учителя в классе; обмениваться репликами в мини-диалогах этикетного характера (2-3 реплики со стороны каждого ученика) в ситуациях знакомства и прощания с людьми; участвовать в диалоге-расспросе, построенном на ситуациях повседневного общения, используя общие и специальные вопросы с вопросительными словами «Кто? Что? Где?»; соблюдать элементарные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка; составлять небольшие монологические высказывания о себе, своих друзьях, своей семье, любимом животном, своих увлечениях; рассказывать о своём окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики, представлять социокультурный портрет своей страны и страны / стран изучаемого языка; излагать основное содержание прослушанного текста, высказывать свое мнение
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Количество часов | Содержание курса | Примерные сроки проведения |
«Давайте познакомимся» (4 часа, при 1 часе в неделю) |
1,2 | 2 | Приветствие. Знакомство. Формирование диалогических навыков: «Здравствуйте», «До свидания», «Как тебя зовут?» Имена английских мальчиков и девочек | Сентябрь 2016 |
3 | 1 | Просмотр учебного мультфильма. Формирование диалогических навыков: «Как дела?» «Хорошо, спасибо». Обыгрывание собственных диалогов. |
4 | 1 | Закрепление диалогических навыков. Викторина «How good is your English?». Игра «Переводчик» |
«Английский алфавит» (7 часов при 1 часе в неделю) |
5 | 1 | Просмотр видеоклипа «My ABC». Формирование и развитие фонетических навыков по теме «Алфавит». Игра «Угадай букву» | Октябрь - Ноябрь 2016 |
6,7 | 2 | Разучивание песни «My ABC» Формирование и развитие фонетических навыков по теме «Алфавит». Игра «Угадай букву». Задание «Найди букве пару». |
8,9,10 | 3 | «Звуки и буквы». Знакомство с понятием «буква и «звук». Выделение отличий между названием буквы и её произношением. Буквы «Хамелеоны». Игра «Угадай звук». Видеоклип «Буквы и звуки» |
11,12 | 2 | Закрепление фонетических навыков по теме «Алфавит». Чтение алфавита «Кто быстрее». Ребус «Спрятанная буква». Игры «Угадай букву, Угадай звук». Викторина «How good is your English». |
«Моя семья» (3 часа при 1 часе в неделю) |
13 | 1 | Формирование лексических навыков по теме «Моя семья». Структура I have got. Видеоклип «My family». Игра «Переводчик» | Декабрь 2016 |
14 | 1 | Формирование навыков устной речи «Моя семья». Рассказ о своей семье по образцу. Мультфильм «Happy family». Составление фамильного дерева (проект) |
15 | 1 | Рождественские традиции в Англии. Происхождение имени «Santa Claus». Мультфильм «Happy Christmas» |
«Моё любимое блюдо» (3 часа при 1 часе в неделю) |
16 | 1 | Формирование лексических навыков по теме «Пища». Видеоклип «My meals» | Январь 2017 |
17 | 1 | Формирование навыков устной речи «Моё любимое блюдо». Игра «Yuk and Yummy» |
18 | 1 | Знакомство с традиционной английской кухней. Игра «Yuk and Yummy». Игра «Переводчик» |
«Мои животные» (4 часа при 1 часе в неделю) |
19 | 1 | Формирование лексических навыков по теме «Животные». Видеоклип «My pets». Игра «Ребята и зверята» | Февраль 2017 |
20 | 1 | Формирование навыков устной речи «Мой домашний питомец». Игра «Ребята и зверята» |
21,22 | 2 | Формирование лексико-грамматических навыков. Глаголы движения. Глагол «мочь». Видеоклип «What can I do?» Игра «Ребята и зверята». Игра «Зоопарк» |
«Мои игрушки» (3 часа при 1 часе в неделю) |
23 | 1 | Формирование лексических навыков по теме «Игрушки». Видеоклип «My toys». Игра «Волшебный мешочек Микки Мауса» | Март 2017 |
24 | 1 | Формирование лексических навыков по теме «Цвета». Видеоклип «The colours». Игра «Волшебный мешочек Микки Мауса» |
25 | 1 | Формирование навыков устной речи «Мои игрушки». Игра «Волшебный мешочек Микки Мауса» |
«Моё лицо» (5 часов при 1 часе в неделю) |
26 | 1 | Формирование лексических навыков по теме «Моё лицо». Видеоклип «She has got blue eyes». Игра «Угадай – кто это?» | Апрель 2017 |
27,28 | 2 | Песня «She has got blue eyes». Формирование навыков устной речи «Описание внешности». Игра «Угадай – кто это?» Игра «Цветик семицветик» |
29 | 1 | Закрепление лексики. Игра «Нарисуй монстра». Игра «Угадай – кто это?» Игра «Цветик семицветик» |
30 | 1 | Пасхальные традиции в Великобритании. Мультфильм «My Easter». Рисование пасхального кролика |
«Мои каникулы» (4 часа при 1 часе в неделю) |
31 | 1 | Где мы любим играть. Формирование лексических навыков по теме «Названия игр». Видеоклип «My favorite games». | Май 2017 |
32 | 1 | Презентация «Любимые игры и занятия детей в Англии и США». Формирование навыков устной речи «Моя любимая игра». |
33 | 1 | Формирование лексических навыков по теме «Погода». Видеоклип «What weather is today?» |
34 | 1 | Формирование лексических навыков по теме «Времена года». Видеоклип «Seasons and months». Викторина «How good is your English». Игра «Переводчик». Прощание с детьми. |
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник образования. – 2010. - № 3.
Афанасьева О.В., Михеева И.В. «Rainbow English»М.: Дрофа, 2013.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография. А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006.
Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2004.
Кулиш, В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. Д.: «Сталкер», 2001.
Пучкова, Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.
11