СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живое слово"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живое слово»   составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по литературному чтению. Данная программа призвана продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.Рабочая программа внеурочной деятельности «Живое слово»   составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по литературному чтению. Данная программа призвана продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.Рабочая программа внеурочной деятельности «Живое слово»   составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по литературному чтению. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Живое слово"»


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живое слово»   составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по литературному чтению. Данная программа призвана продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.

Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению языка. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления обучающихся.

Содержание программы «Живое слово» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок, игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, инсценировки. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

Цель:

формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении; формирование начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.

Задачи:

  • приобщать детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русских народных и авторских произведений.

  • воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа.

  • прививать любовь и уважение к традициям, способность отличать хорошее от плохого, умение оценивать поступки героев.

  • развивать у школьников навыки сценического мастерства, содействовать развитию речи детей.

  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;

  • воспитание познавательного интереса к родному языку;

  • решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;

Объём учебного времени, отводимого на изучение курса – 1 час в неделю,  33 часа в год.  Преподавание рассчитано на учащихся 1-го класса. Преподавание программы курса «Живое слово» проводится  во второй половине дня. Участники программы: дети 7-8 лет.

Работа с учащимися проводится в подгруппе, все участники группы объединены общими целями и задачами. А именно совершенствовать и обогащать свою устную речь. Подгрупповая форма работы помогает участникам:

- приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения;

- преодолевать трудности речевого общения;

- развивать формы словесного говорения, которые будут функционировать в реальной жизни;

- развитие ценностных ориентиров (коммуникабельности, предприимчивости, самостоятельности, организационной и управленческой компетентности, законности).

В подгрупповые занятия включены игровые и двигательные задания. Важно оговорить с участниками заранее основные принципы занятий:

- активность на занятии;

- доверительность при речевом высказывании;

- добровольность;

- равенство позиций;

- одобрение и взаимоподдержка участниками друг друга.

Формы и методы работы: беседа-диалог, познавательные и сюжетно-ролевые игры, игы-шутки, инсценирование, просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность, на самостоятельный творческий поиск детей в различных формах: рисование, аппликация, сочинительство, выставка творческих работ, конкурсы.

Основные методы обучения, используемые на занятиях:

- практические,

- наглядно-демонстрационные,

- игровые,

- методы ролевого моделирования типовых ситуаций,

- словесные.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностными результатами являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  • учиться работать по предложенному плану

  • Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы ;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

  • Средством формирования познавательных УУД служат тексты литературных произведений.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметные результаты освоения программы:

  • представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;

  • представление о значимости языка и речи в жизни людей;представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики,

  • орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);

  • практические умения работать с языковыми единицами;

  • представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии,

  • пополнении словарного запаса русского языка;

  • представление о правилах речевого этикета;

  • адаптация к языковой и речевой деятельности.


Содержание курса внеурочной деятельности



№п/п

Раздел/тема,


Кол-во часов

Изучаемые вопросы

Форма занятия

Виды деятельности обучающихся

1

Речедвигательная

деятельность

10

Что такое речь. Виды речи. Звуковая модуляция. Артикуляционная гимнастика.

Речевая гимнастика,двигательные и словесные игры, игры-шутки

Игры с соотношением движения и речи. Чтение и инсценирование сказки о звуках и буквах.

Отхлопывание ритма слова. Складывание бумаги на счет слогов. Инсценирование сказки «Кошка да мышка».

2

Устное народное творчество

4

Знакомство с понятием «Устное народное творчество».



Занятие-путешествие, инсценирование, драматизация

Проговаривание скороговорок, чистоговорок. Разгадывание загадок. Знакомство с потешками и небылицами. Инсценирование сказки «Волк и семеро козлят».

3

Развитие письменной речи

5

Что такое словарь? Знакомство с понятием «Письменная речь». Что такое предложение. Знакомство с рифмой.

Литературная гостиная, игры.

Составление предложений (письменно) на заданную тему. Составление описания предмета по плану.

Знакомство с рифмой. Составление простых рифм. Сопоставление письменной и устной речи.

4




Речевая культура




8




Как познакомиться? Какие слова говорить при встрече? Выразительные средства устной речи.

Выражение просьбы. Тон вежливой речи. Речевой праздник.


Занятие-исценирование, урок-праздник, беседы.

Инсценирование жизненных ситуаций. Составление ди алогов на заданную тему.

5

Игры с буквами и словами


6

Знакомство с ребусами, кроссвордами. Виды ребусов и шарад

Словесные игры, виктоорины

Составление простейших ребусов. Игры с буквами.

Составление простых кроссвордов про животных.






Учебно-тематический план


Наименование раздела,

темы

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся


Дата занятия


Всего


Теория


Практика

1.Речедвигательная активность

Тихо- громко- очень громко

1

0,5

0,5

Разучивание скороговорок


Речевая гимнастика

1

0,5

0,5

Выразительное чтение стихотворение с правильным интонированием


В мире безмолвия и неведомых звуков

1


1

Работа с иллюстрацией. Работа со схемами слов. Игра в слова


Чей улов больше?

1


1

Отгадывание анаграмм


«Доскажи словечко»

1


1

Пополнение словарного запаса. Игры-шутки .


Слушай и хлопай

1

0,5

0,5

Фонетический анализ слов. Выделение в словах отдельных звуков.


Говорим при помощи бумаги

1

0,5

0,5

Работа с текстом. Понимать, как автор относится к своему герою; высказывать свое мнение к описываемому.


Сказки о буквах и звуках

1


1

Чтение и пересказ сказок.


«Кошка да мышка»

1


1

Инсценирование сказки


«Мы танцуем и поем»

1


1

Двигательные и словесные игры


2. Устное народное творчество

Скороговорки, чистоговорки

1


1

Разучивание скороговорок и чистоговорок


В мире загадок

1


1

Отгадываем и сочиняем загадки. Рисуем отгадки.


Потешки,

небылицы

1


1

Обогащение лексического запаса. Проявлять читательские навыки, работать с книгой.


«Волк и семеро козлят» (играем в сказку)

1


1

Инсценировка сказки


3. Развитие письменной речи

От первых букв до первых фраз

1


1

Обогащение лексического запаса. Работа с текстом.


Что такое словарь?

1

0,5

0,5

Знакомство и работа со словарями. Составляем словарик.


Говорящий мир вещей (описание)

1

0,5

0,5

Составление предложений (письменно) на заданную тему. Составление описания предмета по плану.


Что такое рифма?

1

0,5

0,5

Знакомство с рифмой. Составление простых рифм. Сопоставление письменной и устной речи.


Первые рифмы

1


1

Составление простых рифм.


Слово написанное и слово сказанное

1


1

Пополнение словарного запаса учащихся.


4. Речевая культура

Знакомство

1


1

Инсценирование «Давайте познакомимся»


Слова приветствия

1


1

Составление диалогов


Громкость, темп и тон как средство выразительности устной речи

1


1

Выразительное чтение стихотворения с правильным интонированием


Учимся говорить выразительно

1

0.5

0,5

Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем.


Выражение просьбы

1


1

Инсценирование жизненных ситуаций. Составление диалогов на заданную тему


Тон вежливой речи

1


1

«Давай поиграем!» разыгрывание сценок.


Праздник слова

1



Конкурс чтецов


5. Игры с буквами и словами

Город букв

1


1

Творческая работа (аппликация, лепка, рисование) «Моя буква»


Ребусы

1


1

Разгадывание ребусов


Слоговой аукцион

1


1

Расширение словарного запаса. Словесные игры, игры- забавы


Знакомство с кроссвордами

1

0,5

0,5

Составление кроссвордов


Кроссворды про животных.

1


1

Выставка кроссвордов


Итоговое занятие

1


1

Подведение итогов. Что узнали, чему научились.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!