Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Живое слово» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и является частью основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ Витинской ОШ (далее ООП ООО МКОУ Витинской ОШ). Рабочая программа составлена на основе учебного пособия В.А. Синицына «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения»: «Наша новая школа».
Курс «Живое слово» реализуется за счёт часов внеурочной деятельности по выбору обучающихся 5-9 классов в форме кружкового объединения (разновозрастная группа). Данный курс направлен на общекультурное развитие обучающихся и рассчитан на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Курс «Живое слово» в основном общем образовании изучается с целью: формировать у детей духовно-нравственную культуру, воспитывать добро, любовь к ближним, своей родине, развивать каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков, обучать детей умению владеть устным и письменным словом.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- развитие творческих возможностей детей;
- воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения;
- развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел;
- воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики;
- развитие у детей навыка действовать на сцене, подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом;
- развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние;
- раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
В основе концепции кружка лежит слияние двух важнейших составляющих искусства – сценической деятельности и литературы: постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, подготовка ведущих мероприятий, инсценировка сценариев различных общешкольных праздников, конкурсы чтецов прозы и поэзии.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку сценического искусства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературном кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Вводное занятие. Играем этюды. |
Подготовка и участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса сочинений. Жанры: дневник, эссе, очерк, рассказ. |
Подготовка и участие в общешкольном празднике День учителя. |
Подготовка и участие в концертной программе, посвящённой Дню пожилого человека «Мои года, моё богатство». |
Чудо поэтического слова (развитие понятий о метафоре, стихотворной и прозаической речи). Логика речи. Логическое ударение |
Зачем нужна поэзия? Работа над стихами А. С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. |
Чудо поэтического слова. Артикуляция, ритмика, позиция голоса. Поэзия 19 века. Конкурс чтецов, посвящённый русской поэзии 19 века. |
Подготовка участников в концерте ко дню Матери |
Подготовка и участие в районном конкурсе сочинений, посвящённом Дню героев Отечества |
Подготовка и выпуск газеты «Русское слово» |
Шедевры художественного слова. Формирование потребности общения с образцами художественного слова. |
Искусство декламации. Беседа о театральном искусстве. Культура поведения в театре. Театральная азбука. Ролевые игры. Театр – экспромт. |
Подготовка и участие в сценарии праздника Новый год. Чтение по ролям. |
Православные традиции в русской литературе и современном мире. Праздник Рождества. |
Филологический анализ художественного текста. Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слова |
Подготовка участников в концерте, посвящённом Международному женскому дню. |
Участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса чтецов прозы «Живая классика» |
Участие в муниципальном конкурсе детского творчества «Первоцветы». Жанр «Лирическое стихотворение». Пейзажная лирика. |
«Как говорить, чтобы слушали?». Язык мимики и жестов. |
Слово в прозе. Жанры прозы. |
Митинг и литературная композиция, посвящённые 9 Мая. |
Участие в муниципальном этапе регионального литературного конкурса «Души прекрасные порывы». Жанр «эссе» |
Проект «Энциклопедия слова» |
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе:
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
осознание ценности жизни;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
- правильно и выразительно читать скороговорки;
- обыгрывать потешки, шутки, прибаутки, этюды;
- читать выразительно стихи, басни, сказки;
- представлять характер героев произведений;
- обыгрывать содержание произведений;
- работать в коллективе, с партнёром, уметь вести себя на сцене;
- слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя;
- обладать чувством ритма, пластики голоса и движений, читать классические произведения в рамках кружка;
- составлять тексты в школьную газету;
- исполнять колядки;
- слушать мастеров поэтического прозаического слова;
- писать сочинения на заданную тему;
- использовать в общении жесты, мимику;
- отбирать материал для проекта о слове.
-правильно использовать логическое ударение, интонацию голоса при создании образа;
- составлять литературные сценарии;
-- различать художественно-выразительные средства;
- создавать тексты (сочинения) публицистического и художественного стилей;
- выступать на публике в роли ведущего;
- определять авторский стиль в поэзии;
- редактировать газетные статьи;
- -декламировать прозу и поэзию наизусть;
- анализировать театральное искусство;
-анализировать различия жанров прозы;
- импровизировать;
- анализировать стихотворный текст с точки зрения филологии;
- использовать свои знания и возможности при участии в конкурсах чтецов для достижения высоких результатов;
- систематизировать отобранный материал для защиты проекта.
Тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формы организации | ЭОР/ЦОР |
1 | Вводное занятие. Этюд. | 1 | Беседа Ролевая игра | http://www.myshared.ru/slide/233751/ |
2 | Что такое речевая партитура. Учимся определять размеры стиха. | 1 | Беседа Конкурс | https://znanio.ru/media/prezentatsiya-na-temu-partitura-liricheskogo-proizvedeniya-2526478 |
3 | Подготовка и участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса сочинений. Жанры: рассказ, эссе, дневник, письмо, очерк. | 1 | Репетиция, концерт | https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/12/03/prezentatsiya-sochineniya-raznykh-zhanrov |
4-5 | Подготовка и участие в общешкольном празднике День учителя. | 2 | Репетиция, концерт | https://smehopozitiv.ru/luchshie-stihi-ko-dnyu-uchitelya-pro-uchitelej-do-slez.html |
6-7 | Подготовка и участие в Часе прозы «55 слов о жизни» | 2 | Поэтическая лаборатория | https://hr-portal.ru/article/potryasayushchie-rasskazy-iz-55-slov |
8-10 | Подготовка к участию во Всероссийском детско-юношеском конкурсе «Война. Победа. Память» | 3 | Поэтическая лаборатория | https://multi-mama.ru/stihi-o-vojne/ |
11-12- | Подготовка участников в концерте ко дню Матери: сценки, стихи | 2 | смотр-конкурс | https://multiurok.ru/files/stsenki-i-miniatiury-ko-dniu-materi.html |
13-14 | Подготовка и участие в районном конкурсе сочинений, посвящённом Дню героев Отечества | 2 | Репетиция, концерт | https://www.prazdniki-na-nosu.com/stihi-v-chest-geroev-otechestva.html |
15-16 | Подготовка и участие в сценарии праздника Новый год. | 2 | Чтение по ролям | |
17-18 | Зачем нужна поэзия? Работа над стихами А. С. Пушкина, Ф.И. Тютчева | 2 | практикум | https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/10/18/obuchenie-analizu-stihotvoreniya |
19 | Чудо поэтического слова (развитие понятий о метафоре, стихотворной и прозаической речи). Логика речи. Логическое ударение. | 1 | Поэтический час | https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/186650-prezentaciya-smyslorazlichitelnaya-rol-udareniya.html https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/131185-prezentaciya-tropy-rechi.html |
20-21 | Подготовка и выпуск газеты «Русское слово» | 2 | беседа, заочная экскурсия в театр | https://infourok.ru/prezentaciya-zametka-v-gazetu-kak-zhanr-zhurnalistiki-515808.html |
22 | Православные традиции в русской литературе и современном мире. Праздник Рождества. | 1 | Репетиция Фольклорный праздник | https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/10/14/prezentatsiya-rozhdestvenskie-kolyadki-istoriya-i |
23 | Искусство декламации. Беседа о театральном искусстве. Культура поведения в театре. Театральная азбука. Ролевые игры. Театр – экспромт. | 1 | Развлекательная программа Обыгрывание сценок | https://uchitelya.com/music/174430-prezentaciya-teatralnoe-iskusstvo.html |
24 | Шедевры художественного слова. Формирование потребности общения с образцами художественного слова. | 1 | Поэтический час | https://rdntk.ru/tvorchestvo/master-klassy/324-master-klass-stsenicheskaya-rech-rabota-chtetsa-nad-poeticheskim-proizvedeniem-chast-1 |
25 | Филологический анализ художественного текста. Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слова | 1 | Практикум, мастер-класс | https://infourok.ru/filologicheskij-analiz-hudozhestvennogo-teksta-4738652.html |
26 | Подготовка участников в концерте, посвящённом Международному женскому дню. | 1 | Репетиция, смотр-конкурс | https://infourok.ru/podborka-stihov-k-8-marta-5067412.html |
27-28 | Участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса чтецов прозы «Живая классика». | 2 | Репетиция, декламация | https://yandex.ru/video/preview/?text=живая%20классика%20онлайн&path=yandex_search&parent-reqid=1662131751466705-6832713543404471663-sas3-0804-36f-sas-l7-balancer-8080-BAL-2502&from_type=vast&filmId=11387704813948231940 |
29 | Подготовка участию в районном конкурсе детского творчества «Первоцветы». Лирическое стихотворение. Пейзажная лирика | 1 | Практикум | https://yandex.ru/video/preview/?text=пейзажная%20лирика%20весна%20презентация&path=yandex_search&parent-reqid=1662131809199627-8599326185198642959-sas3-0804-36f-sas-l7-balancer-8080-BAL-4734&from_type=vast&filmId=9558800727807396242 |
30 | «Как говорить, чтобы слушали?». Язык мимики и жестов. | 1 | Творческий эксперимент | https://infourok.ru/prezentaciya-yazyk-zhesty-i-mimika-5539701.html |
31 | Слово в прозе. Жанры прозы. | 1 | Митинг, концерт | https://ppt-online.org/296842 |
32 | Подготовка участников в митинге и в концертной программе, посвящённой 9 Мая | 1 | Декламация, анализ | https://easyen.ru/load/scenarii_prazdnikov/9_maja/prezentacija_na_temu_stikhi_o_velikoj_otechestvennoj_vojne/344-1-0-68690 |
33 | Подготовка участников в муниципальном этапе регионального литературного конкурса «Души прекрасные порывы». Жанр «эссе» | 1 | Творческая лаборатория | https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/06/24/prezentatsiya-esse-kak-zhanr-uchenicheskogo-sochineniya |
34 | Проект «Энциклопедия слова» | 1 | Исследование, защита проектов | https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-pasport-slova-otechestvo-avtor-kaneva-alina-klass-1065975.html |