Программа внеурочной деятельности по биологии в 5 классе
«Жизнь растений»
Курс внеурочной деятельности по биологии в пятом классе «Жизнь растений» знакомит учащихся с особенностями жизни растений, их единство с живой и неживой природой. Демонстрирует экологическое разнообразие растений, возрастные и сезонные изменения, и некоторые физиологическиепроцессы, протекающие в них.Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры. Он направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о растительном мире. Кроме того подготавливает учащихся к изучению ботаники в 6 классе.
Цели и задачи курса:
• познакомить учащихся со строением растений и основными процессами (питание, дыхание, рост и т.д.);
• начать формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у учащихся устойчивый интерес к биологии как науке;
• начать формирование бережного отношения к растительному миру.
На внеурочную деятельность отводится 35 ч. Материал курса разделен на разделы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж.
Первый раздел «Экологические факторы и их воздействие на растения»даёт обобщённые представления о разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Вводит учащихся V класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За эту основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в начальной школе. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.
Учащиеся рассматривают основные процессы, протекающие в растении, и с помощью различных опытов отвечают на вопросы «Как растут растения? Что едят? Как двигаются? Как из семени прорастает растение? Какие условия необходимы для прорастания семян и т.д.» Школьники приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием, но описывать и анализировать полученные результаты.
Второй раздел «Значение растений в природе и жизни человек» предполагает раскрытие роли растений в природе, их значения в жизни человека, влияние деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества способствуют формированию ответственного отношения к природе, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. Расширение знаний о основах выращивания растений способствуют развитию трудовых навыков у школьников.
Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения в особенности способствует применение системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает использование эффективных педагогических технологий таких как личностно-ориентированное обучение, технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию УУД.
При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
· Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
· Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
· умение работать с разными источниками информации;
· овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
· умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
· способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
· умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение особенностей строения клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности растений;
• приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;
• различение начастей и органоидов клетки, органов цветкового растения;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений растений к среде обитания;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Программа курса
Введение – 2 часа.
Знакомство с планом работы на год, с требованием к поведению во время практических и экскурсионных занятий, правилами ведения дневника наблюдения и постановки опытов. Что изучает экология растений.
Экскурсия.Особенности взаимодействии растений со средой обитания.
1. Свет в жизни растений – 3 часов. Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения. Теневыносливые и тенелюбивые растения.
Практическая работа.
Влияние различной освещенности на рост и развитие одуванчика.
Экскурсия.Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения окружения школы.
2.Тепло и вода в жизни растений - 5 часа. Приспособление растений к высоким и низким температурам. Улучшение температурных условий длярастений.
Как поступает и удерживается вода в растениях, на что расходуется. Экологические группы растений по отношению к воде. Обеспечение растений водой.
Практическая работа .
1. Влияние разной температуры на образование корней у черенка.
2. Поглощение корнем растворенного в воде окрашенного вещества.
3. Прохождение воды и растворенных в ней веществ по побегу.
3.Воздух и почва в жизни растений – 4 часа. Газовый состав воздуха в жизни растений. Приспособление растений к опылению и распространению ветром. Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха. Экологические группы растений по отношению к различным свойствам почв. Свойства почвы как среды обитания растений.
Практическая работа.
Срез почвы на пришкольно - опытном участке школы.
Экскурсия.Влияние ветра на растительность лесополос.
4. Животные и растения - 2 часа. Животные опылители. Как распространяют плоды и семена люди и животные. Растения и растительноядные животные, растения-хищники.
Практическая работа.
Сбор коллекции семян, распространяющихся животными и человеком.
Экскурсия.В парк, наблюдение за распространением плодов и семян животными и человеком.
5. Влияние растений друг на друга-1.
Разные формы влияний.Лианы. Эпифиты.Растения-паразиты.
6.Сезонные изменения растений–2часа. Осень и зима в жизни растений. Весна и лето в жизни растений.
Экскурсия. Растения и животные осенью.
7. Изменение растений в течение жизни – 3 часов.
Разнообразие условий существования и их влияние на растения. Как долго живут растения и как определяют их возраст. Где и как обитают растения. Методы лихеноиндикации. Жизненные состояния растений.
Практическая работа.
1.Относительная численность лишайников.
2.Определение возраста деревьев в парке в районе школы.
8. Жизненные формы растений –1часа. Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев.
Экскурсия. Изучение видового состава деревьев и кустарников в окружении школы.
9.Индикация растениями загрязнения среды – 1 час. Растения – индикаторы
загрязнения окружающей среды. Анатомо-морфологические и биохимические признаки повреждения деревьев.
Практическая работа.
1.Визуальная оценка состояния деревьев по внешним диагностическим признакам. 2.Гладиолусы как биоиндикаторы загрязнения окружающей среды.
10. Гербаризация растений – 2 часа. Правила сбора растений для гербария и его сушка. Оформление гербария.
Практическая работа.
Оформление гербария.
11. Цветочно-декоративные растения – 3 часов. Краткая история цветоводства. Важные особенности цветочных растений. Технология выращивания. Вредители декоративных растений и меры борьбы с ними.
Практическая работа
Посадка и уход за цветочно-декоративными растениями на пришкольном участке.
12. Использование цветочных растений –2 часов. Цветы в озеленении, букетах и композициях. Подготовка и проведение праздника цветов.
Практическая работа
1.Создание и оформление клумб на пришкольном участке.
2.Озеленение школы.
3. Пересадка комнатных цветов в кабинете биологии.
24. Охрана растений - 2 часа. Красная книга. Заповедники и другие охраняемые территории России. Заповедные территории Курской области. Нормативно-правовые документы по охране природы.
Тематическое планирование курса «Жизнь растений»
№ п/п | ТЕМА | Кол-во часов | В том числе: |
Теория | Практика | Экскурсии |
| Введение. | 2 | 2 | | |
| Экологические факторы и их воздействие на растения | 22 | | | |
1. | Свет в жизни растений. | 3 | 1 | 1 | 1 |
2. | Тепло и вода в жизни растений. | 5 | 2 | 3 | |
3. | Воздух и почва в жизни растений. | 4 | 2 | 1 | 1 |
4. | Животные и растения. | 2 | 1 | | 1 |
5. | Влияние растений друг на друга | 1 | 1 | | |
6. | Сезонные изменения растений | 2 | 1 | | 1 |
7. | Изменение растений в течение жизни. | 4 | 2 | 2 | |
8. | Жизненные формы растений. | 1 | 1 | | |
| Значение растений в природе и жизни человека. | 10 | | | |
9. | Индикация растениями загрязнения среды. | 1 | | 1 | |
10. | Гербаризация растений. | 2 | 1 | 1 | |
11. | Цветочно-декоративные растения. | 3 | 1 | 2 | |
12. | Использование цветочных растений. | 2 | 1 | 1 | |
13. | Охрана растений | 2 | 2 | | |
14. | Итоговое занятие | 1 | 1 | | |
| И того: | 35 | 19 | 12 | 4 |
Методическое обеспечение программы курса внеурочной деятельности
Учебно-методические компоненты курса | учителя | ученика |
Информационное обеспечение | Учебные пособия, рабочие тетради, слайды, видеофрагменты |
Алгоритмы деятельности | Инструктивные карты, лабораторно-практические задания, демонстрационные и раздаточные материалы | Алгоритм подготовки и представления видеопрезентоций. Тематика и информационные карты проектов |
Контрольно-измерительные материалы | Сборники контрольных заданий, тестовые задания, анкеты | опросчик |
| | |
Тематика проектной деятельности учащихся:
О чем могут рассказать лишайники?
Растения эпохи динозавров.
Каталог лекарственных растений Курской области.
Редкие и исчезающие растения Курской области.
Наблюдение за ростом и развитием растения.
Влияние экологических факторов на рост растений.
7. Экологические группы растений
8. Растения – индикаторы загрязнения окружающей среды.
Литература.
«Школьный практикум. Экология », В.В. Пасечник , М: «Дрофа», 1998г.
«Экология растений», А.М.Былова, Н.И. Шорина, М: «Вентана-Граф» 2002г.
«Практические занятия по экологии». .Д. Зверев, М: «Просвещение».1998г
«Экология» Школьный справочник, А.П. Ошмарин др., Ярославль, «Академия развития», 1998г.
«Внеклассная работа. Биология., 3-8 классы»,Н.А. Касаткина, Волгоград, 2001г. «Учитель»
«Основы Экологии»,10(11) Н.М. Чернова и др., М:»Просвещение», 2002г.
«Здоровье человека и окружающая среда», В.Т. Величковский и др., М: «Новая школа», 1997.
«Среда нашего обитания» 4 тома, П.Ревелль, Ч. Ревелль, «Мир», 1995г.
«Экология» Е.А. Криксунов др., «Дрофа», 2001г.
«Экология. Краткий справочник школьника»,9-11 кл, «Дрофа».1997
Школьная экологическая лаборатория. 5 класс