СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Жизнь растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа внеурочной деятельности для 5-6 классов по теме "Жизнь растений"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Жизнь растений"»



Программа внеурочной деятельности по биологии в 5 классе

«Жизнь растений»

Курс внеурочной деятельности по биологии в пятом классе «Жизнь растений» знакомит учащихся с особенностями жизни растений, их единство с живой и неживой природой. Демонстрирует экологическое разнообразие растений, возрастные и сезонные изменения, и некоторые физиологическиепроцессы, протекающие в них.Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры. Он направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о растительном мире. Кроме того подготавливает учащихся к изучению ботаники в 6 классе.

 

Цели и задачи курса:

•   познакомить учащихся со строением растений и основными процессами (питание, дыхание, рост и т.д.);

•   начать формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования;

•   развивать у учащихся устойчивый интерес к биологии как науке;

•   начать формирование бережного отношения к растительному миру.

На внеурочную деятельность отводится 35 ч. Материал курса разделен на разделы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж.

Первый раздел «Экологические факторы и их воздействие на растения»даёт обобщённые представления о разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Вводит учащихся V класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За эту основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в начальной школе. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.

Учащиеся рассматривают основные процессы, протекающие в растении, и с помощью различных опытов отвечают на вопросы «Как растут растения? Что едят? Как двигаются? Как из семени прорастает растение? Какие условия необходимы для прорастания семян и т.д.» Школьники приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием, но описывать и анализировать полученные результаты.

Второй раздел «Значение растений в природе и жизни человек» предполагает раскрытие роли растений в природе, их значения в жизни человека, влияние деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества способствуют формированию ответственного отношения к природе, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. Расширение знаний о основах выращивания растений способствуют развитию трудовых навыков у школьников.

Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения в особенности способствует применение системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает использование эффективных педагогических технологий таких как личностно-ориентированное обучение, технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию УУД.


При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

·        Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

·   Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

 

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

·                        умение работать с разными источниками информации;

·                        овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

·                        умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

·                        способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

·                        умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение особенностей строения  клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности растений;

• приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;

• различение начастей и органоидов клетки, органов цветкового растения;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление приспособлений растений к среде обитания;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.     В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3.      В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.     В сфере физической деятельности:

• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5.             В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы


Программа курса



Введение – 2 часа.

Знакомство с планом работы на год, с требованием к поведению во время практических и экскурсионных занятий, правилами ведения дневника наблюдения и постановки опытов. Что изучает экология растений.

Экскурсия.Особенности взаимодействии растений со средой обитания.


1. Свет в жизни растений – 3 часов. Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения. Теневыносливые и тенелюбивые растения.

Практическая работа.

Влияние различной освещенности на рост и развитие одуванчика.

Экскурсия.Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения окружения школы.

2.Тепло и вода в жизни растений - 5 часа. Приспособление растений к высоким и низким температурам. Улучшение температурных условий длярастений.

Как поступает и удерживается вода в растениях, на что расходуется. Экологические группы растений по отношению к воде. Обеспечение растений водой.

Практическая работа .

1. Влияние разной температуры на образование корней у черенка.

2. Поглощение корнем растворенного в воде окрашенного вещества.

3. Прохождение воды и растворенных в ней веществ по побегу.


3.Воздух и почва в жизни растений – 4 часа. Газовый состав воздуха в жизни растений. Приспособление растений к опылению и распространению ветром. Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха. Экологические группы растений по отношению к различным свойствам почв. Свойства почвы как среды обитания растений.

Практическая работа.

Срез почвы на пришкольно - опытном участке школы.

Экскурсия.Влияние ветра на растительность лесополос.



4. Животные и растения - 2 часа. Животные опылители. Как распространяют плоды и семена люди и животные. Растения и растительноядные животные, растения-хищники.

Практическая работа.

Сбор коллекции семян, распространяющихся животными и человеком.

Экскурсия.В парк, наблюдение за распространением плодов и семян животными и человеком.

5. Влияние растений друг на друга-1.

Разные формы влияний.Лианы. Эпифиты.Растения-паразиты.

6.Сезонные изменения растений–2часа. Осень и зима в жизни растений. Весна и лето в жизни растений.

Экскурсия. Растения и животные осенью.

7. Изменение растений в течение жизни – 3 часов.

Разнообразие условий существования и их влияние на растения. Как долго живут растения и как определяют их возраст. Где и как обитают растения. Методы лихеноиндикации. Жизненные состояния растений.

Практическая работа.

1.Относительная численность лишайников.

2.Определение возраста деревьев в парке в районе школы.

8. Жизненные формы растений –1часа. Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев.

Экскурсия. Изучение видового состава деревьев и кустарников в окружении школы.


9.Индикация растениями загрязнения среды – 1 час. Растения – индикаторы

загрязнения окружающей среды. Анатомо-морфологические и биохимические признаки повреждения деревьев.

Практическая работа.

1.Визуальная оценка состояния деревьев по внешним диагностическим признакам. 2.Гладиолусы как биоиндикаторы загрязнения окружающей среды.


10. Гербаризация растений – 2 часа. Правила сбора растений для гербария и его сушка. Оформление гербария.

Практическая работа.

Оформление гербария.


11. Цветочно-декоративные растения – 3 часов. Краткая история цветоводства. Важные особенности цветочных растений. Технология выращивания. Вредители декоративных растений и меры борьбы с ними.

Практическая работа

Посадка и уход за цветочно-декоративными растениями на пришкольном участке.


12. Использование цветочных растений –2 часов. Цветы в озеленении, букетах и композициях. Подготовка и проведение праздника цветов.

Практическая работа

1.Создание и оформление клумб на пришкольном участке.

2.Озеленение школы.

3. Пересадка комнатных цветов в кабинете биологии.

24. Охрана растений - 2 часа. Красная книга. Заповедники и другие охраняемые территории России. Заповедные территории Курской области. Нормативно-правовые документы по охране природы.



















Тематическое планирование курса «Жизнь растений»



№ п/п

ТЕМА

Кол-во часов

В том числе:

Теория

Практика

Экскурсии


Введение.

2

2




Экологические факторы и их воздействие на растения

22




1.

Свет в жизни растений.

3

1

1

1

2.

Тепло и вода в жизни растений.

5

2

3


3.

Воздух и почва в жизни растений.

4

2

1

1

4.

Животные и растения.

2

1


1

5.

Влияние растений друг на друга

1

1



6.

Сезонные изменения растений

2

1


1

7.

Изменение растений в течение жизни.

4

2

2


8.

Жизненные формы растений.

1

1




Значение растений в природе и жизни человека.

10




9.

Индикация растениями загрязнения среды.

1


1


10.

Гербаризация растений.

2

1

1


11.

Цветочно-декоративные растения.

3

1

2


12.

Использование цветочных растений.

2

1

1


13.

Охрана растений

2

2



14.

Итоговое занятие

1

1




И того:

35

19

12

4




Методическое обеспечение программы курса внеурочной деятельности


Учебно-методические компоненты курса

учителя

ученика

Информационное обеспечение

Учебные пособия, рабочие тетради, слайды, видеофрагменты

Алгоритмы деятельности

Инструктивные карты, лабораторно-практические задания, демонстрационные и раздаточные материалы

Алгоритм подготовки и представления видеопрезентоций. Тематика и информационные карты проектов

Контрольно-измерительные материалы

Сборники контрольных заданий, тестовые задания, анкеты

опросчик













Тематика проектной деятельности учащихся:



  1. О чем могут рассказать лишайники?

  2. Растения эпохи динозавров.

  3. Каталог лекарственных растений Курской области.

  4. Редкие и исчезающие растения Курской области.

  5. Наблюдение за ростом и развитием растения.

  6. Влияние экологических факторов на рост растений.

7. Экологические группы растений

8. Растения – индикаторы загрязнения окружающей среды.














Литература.

  1. «Школьный практикум. Экология », В.В. Пасечник , М: «Дрофа», 1998г.

  2. «Экология растений», А.М.Былова, Н.И. Шорина, М: «Вентана-Граф» 2002г.

  3. «Практические занятия по экологии». .Д. Зверев, М: «Просвещение».1998г

  4. «Экология» Школьный справочник, А.П. Ошмарин др., Ярославль, «Академия развития», 1998г.

  5. «Внеклассная работа. Биология., 3-8 классы»,Н.А. Касаткина, Волгоград, 2001г. «Учитель»

  6. «Основы Экологии»,10(11) Н.М. Чернова и др., М:»Просвещение», 2002г.

  7. «Здоровье человека и окружающая среда», В.Т. Величковский и др., М: «Новая школа», 1997.

  8. «Среда нашего обитания» 4 тома, П.Ревелль, Ч. Ревелль, «Мир», 1995г.

  9. «Экология» Е.А. Криксунов др., «Дрофа», 2001г.

  10. «Экология. Краткий справочник школьника»,9-11 кл, «Дрофа».1997

  11. Школьная экологическая лаборатория. 5 класс