СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по литературе "Волшебная сила слова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности  "Волшебная сила слова" предусматривает продолжение учебного курса "Литература" 5 класс. Программа построена с учётом возрастных особенностей учащихся и направлена на реализацию проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по литературе "Волшебная сила слова"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

МАЛЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА





Рабочая программа

внеурочной деятельности

(общеинтеллектуальное направление)











Автор-составитель: Степанова И.А.,

учитель русского языка и литературы















г.о. Клин, 2019







Пояснительная записка

Литература – это часть искусства, которая является важной сферой, где духовные ценности реализуются и живут практически в чистом виде.

Воспитание художественной культуры и развитие литературных способностей помогает детям осознать единство мира и своё место в этом мире. Развивать сочинительство нужно, независимо от того, станет человек литератором или нет.

Программа предусматривает развитие творческих и практических способностей детей.

Творческие и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность ребенка к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям – созданию своих произведений.



Курс «Волшебная сила слова» предназначен для занятий с детьми среднего школьного возраста (5 классы). Известно, что учащиеся 5 – х классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно на занятиях кружка учитель может открыть им «секреты» автора художественного произведения или произведения устного народного творчества, помочь осмыслить прочитанное глубоко.

Сроки реализации Программы данного курса 1 учебный год

Курс литературы уже в 5 классе предоставляет много возможностей для включения ребят в исследовательскую деятельность. Например, в период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского и других возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?».Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. А как же доказать свою точку зрения? Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание

Программа курса подчеркивает важность реализации творческого потенциала детей в области сочинительства. Литературные способности – как часть эстетической потребности должны развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приёмов. Так как одна из ведущих задач – творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии.

В программе поднята важнейшая проблема духовно-нравственного развития на примерах русской литературы: от истоков устного народного творчества до современной литературы, все это оказывает влияние на воспитание мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активной действенной отзывчивости на добро и зло, воспитывает активную жизненную позицию.













Актуальность программы

основывается на интересе, потребностях учащихся, их родителей и общества.

В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьёй, развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых.  В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому литература как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».

Цель программы:

создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности.

Задачи:

-познакомить учащихся с русскими литературными и авторскими сказками;

- учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;

- развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;

-прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.

-формировать общую  культуру  обучающихся;

- эффективно  использовать имеющуюся  в школе учебно- методическую и материально- техническую базу, информационные ресурсы , собственный методический потенциал.


Девиз занятий: «Узнай, пойми, сотвори!»

Комплексный характер занятий предполагает использование различных видов искусств. Необходимо учитывать, что развитие литературных способностей должно начинаться с удивления, раздумья о художественных образах.

Формы проведения занятий:

  • Беседы

  • Экскурсии. Путешествие в мир красок, звуков и законов родной природы.

  • Практические занятия

  • Встречи

  • Творческие отчёты

  • Конкурсы

  • Викторины

  • Проекты

  • Игры.   

  • Устный журнал

  • Литературная гостиная



Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.

Тематическое планирование:

1

Цели и задачи курса «Волшебная сила слова»

1

2

Классификация сказок.

1

3

Истоки русских литературных и авторских сказок.

1

4-5

Работа над проектом «Художники – иллюстраторы сказок»

2

6

Древняя Русь в летописях

1

7-8

Работа над проектом «Летопись нашего времени»

2

9

Литературная сказка. Особенности литературной сказки.

1

10-12

Работа над творческим проектом . Инсценирование сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна»

3

13

Юмор и фантастика в произведении Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

1

14

Самобытность в жизни украинцев и русского народа.

1

15-16

Работа над проектом «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

2

17

О чем может рассказать презентация?

1

18

Создание электронной презентации «Жилин и Костылин. Два характера – две судьбы» ( по рассказу А.Толстого «Кавказский пленник»

1

19

Волшебная сила природы. Природа в изображении русских художников.

1

20

Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

1

21

Экскурсия на природу. Наблюдения, зарисовки.

1

22-23

Работа над проектом «Родная природа моего края»

2

24

Что такое пьеса? Пьеса - сказка С.Маршака «Двенадцать месяцев»

1

25-28

Работа над проектом. Постановка спектакля фрагмента пьесы (по выбору учащихся) «Двенадцать месяцев»

4

29

Памятники литературным героям.

1

30

Работа с сетью Интернет. Создание исследовательских работ по теме «Памятники литературным героям»

1

31

Предзащита исследовательских работ учащихся. Разбор ошибок предзащиты.

1

32

Итоговая защита работ.

1

33

Подведение итогов работы кружка. Игровое занятие.

1

34

Литературный праздник «Путешествие по стране литературии»

1


Итого :

34 ч.


Учет возрастных и психологических особенностей детей.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии.

Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).

Подросток умеет видеть красоту мира. Любит и умеет читать. Знает жанры литературы, их структуру. Умеет «сотворить» произведение различных жанров. Появляется потребность в творческой реализации своего таланта. Умеет видеть и поддерживать добро и красоту. Стремится проявлять сочувствие, сопереживание. Ощущает стремление реализации собственного таланта.


Ученик получит возможность научиться:

искать:

опрашивать окружение;

консультироваться у учителя;

получать информацию;

думать:

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:

уметь работать в группе;

принимать решения;

улаживать разногласия и конфликты;

договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело:

включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

доказать солидарность; организовать свою работу;

адаптироваться:

использовать новые технологии информации и коммуникации;

стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.


Используемая литература:

1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6

2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.

3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3