Программа внеурочных занятий «Мир вокруг нас»
Пояснительная записка. Программа предназначена для учащихся четвертого класса начальной школы. Создана на основе программ внеурочных занятий «Изучаю мир вокруг» Н.М. Липской, «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова. Основные задачи программы:
Расширение и детализация представлений о предметах, явлениях природы, о вселенной и об организме человека;
Развитие творческих способностей учащихся;
Расширение кругозора, развитие логического мышления, памяти и внимания;
Эстетическое воспитание учащихся.
Календарно-тематический план
Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Факт. дата | Факт. кол-во часов |
1. Вводное занятие | 1 | | | |
2. методы изучения природы | 2 | | | |
3. Твой организм | 2 | | | |
4. Если хочешь быть здоров | 2 | | | |
5. Вселенная. Планеты. Звезды и созвездия. Земля и луна. | 3 | | | |
6. День и ночь. Времена года. | 1 | | | |
7. Вода на Земле | 2 | | | |
8. Прозрачное одеяло Земли | 2 | | | |
9. Что у тебя под ногами? Материки и острова. | 2 | | | |
10. Что растет вокруг нас? Деревья, кустарники, цветы. | 2 | | | |
11. Наш огород. | 2 | | | |
12. Животные Земли | 3 | | | |
13. Дикие и домашние животные | 2 | | | |
14.Внимание! Красная книга | 2 | | | |
15. Что нас окружает дома? | 2 | | | |
16. До чего дошел прогресс? | 3 | | | |
17.Заключительные занятия | 2 | | | |
1. Вводное занятие
Обсуждение порядка и плана работы. Ознакомление с кабинетом биологии. Правила техники безопасности.
2. Методы изучения природы
Наблюдение. Измерение. Эксперимент.
3. Твой организм
Части тела человека. Внутренние органы человека. Органы чувств.
4. Если хочешь быть здоров
Режим дня. Личная гигиена. Береги свои глаза. Здоровый образ жизни. Влияние курения на здоровье человека.
5. Вселенная.
Небесные тела. Дружная семья планет. Звезды и созвездия. Планета Земля. Встреча с Луной.
6. День и ночь. Времена года.
Вращение земли вокруг своей оси. Сутки. Смена дня и ночи. Вращение земли вокруг Солнца. Смена времен года.
7. Вода на Земле
1/5 часть Земли покрыта водой. Океаны, моря, реки, озера. Водоемы нашего села. Вода творит чудеса: иней, снежинка, дождь, облака, радуга. Три состояния воды: твердое, жидкое, газообразное.
8. Прозрачное одеяло Земли
Воздух – это смесь газов. Воздух нужен всему живому для дыхания. Ветер- это движение воздуха.
9. Что у тебя под ногами?
Материки и острова. Горы и равнины. Горные породы. Природные богатства неживой природы. Предметы из глины, песка, известняка.
10. Что растет вокруг нас?
Деревья, кустарники, цветы. Плоды и семена. Тайны грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы-невидимки. Комнатные растения.
11. Наш огород.
Зеленая грядка. Витамины. Овощи. Картофель- второй хлеб. Редиска, морковь, огурцы и помидоры.
12. Животные Земли
Звери - это животные, тело которых покрыто шерстью. Как птицы освоили воздух. Насекомые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся.
13. Дикие и домашние животные
Чем отличаются дикие и домашние животные. Собаки- первые одомашненные животные. Породы собак. Животные нашей планеты.
14.Внимание! Красная книга
Почему она красная? Редкие растения и животные. Красная Книга Якутии. Будь природе другом.
15. Что нас окружает дома?
Как появились привычные для нас вещи? Жилище древних людей и современные дома. Профессии связанные со строительством дома. Мебель для дома. Тайна платяного шкафа.
16. До чего дошел прогресс?
Чудеса бытовой техники. Как появилась электрическая лампочка. Карманный фонарик. Модель будильника.
17. Заключительные занятия
Экскурсии в природу. Экскурсии в музей.
Использованная литература
Липская Н. М. Изучаю мир вокруг.-М.: ЭКСМО, 2011.- 136 с.
Малышева Л.М. красная Книга Якутии. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 2003.-208с.
Плешаков А.А.Мир вокруг нас.- М.: Просвещение, 2002. – 144с.