Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6”
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Принято
Педагогическим советом
Протокол от 29.08.2017г. №1
введено приказом от 29.08.2017г. № 166
Директор МБОУ «СОШ № 6»
_____________ Т.Н.Хайдукова
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Музыкальная шкатулка»
(1 час в неделю, 35 часов в год)
- направление внеурочной деятельности - общекультурное
- возраст обучающихся - 12 – 13 лет
- срок реализации программы – 2 года
- разработчик программы: Клименко А.В. (учитель музыки)
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР _________ Муллаханов И.И.
от 28.08.2017г.
Рассмотрено на заседании МО, протокол № 1 от 26.08.2017г.
Руководитель _____________ Курмышева З.А.
г. Елабуга
2017 год
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного пения;
- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
- умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства
- умение устанавливать простые аналогии ( образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.
- формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни (школы, села).
- умение применять знания о музыке вне учебного процесса
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Тематическое планирование занятий
Содержание курса внеурочной деятельности
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Вводные занятия | Инструктаж по ТБ. Особенности музыки как вида искусства. Специфика музыкального языка. Роль выразительных средств в создании, исполнении и восприятии музыкального произведения. Знакомство с голосовым аппаратом, различной манерой пения.. Использование певческих навыков. | 4 |
Я и песня | Певческая установка. Разучивание песен. Разучивание песен о школе, учителях. Подготовка к проведению праздника День учителя. Концертная деятельность. Нотная грамота. Возможности певческого диапазона. Значение динамических оттенков при пении.(forte, piano). Вокальные навыки. Знакомство с «певческим полем» всего человечества, рассмотрение его во всём разно поле» мира :песни народные (коллективное творчество многих поколений)¸авторские («способ исполнения своих стихотворений под аккомпанемент») , массовые (повсеместно распространённые), эстрадные (развлекательная, лёгкая музыка). Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Песни об осени. Взаимодополнение видов искусства при раскрытии образа осенней природы (живопись, музыка, поэзия) Подготовка к новогодним праздникам. Концертная деятельность. Движения под музыку, работа над манерой вокального исполнения. Нотная грамота. Способы звуковедения ( staccato, legato, non legato) Многообразие песенных жанров. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох. Мадригал, кант, канцона и канцонетта, шансон, романс и его жанровые разновидности- баллада, элегия, баркарола и т. д., вокализ. Использование певческих навыков. Работа над ритмическим рисунком и чистым интонированием. Образы Родины, защитника Отечества в песенных жанрах. Разучивание песен военно - патриотической тематики. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. | 19 |
Я и мой голос | Изучение «своего» голоса. Первая песня человечества(подражание звукам природы), установление контактов на расстоянии(подача сигналов друг другу).Появление первой песни на основе близкого, духовного общения, глубокого взаимопонимания, сочувствия и доверия. Роль песни в жизни людей. Изучение певческих голосов. Характерные особенности звучания хоров (детский хор, женский хор, смешанный хор). Хоровое пение как один из наиболее демократичных видов искусства. Хоровая музыка народная и профессиональная, светская и культовая. Хоровое многоголосие, одноголосие, пение a capella. Ансамблевое пение (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.). Слушание. Соло. Хор. Ансамбль. Разучивание песен. | 6 |
Я- артист | Пение на публике. Выступления на концертах, конкурсах. Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 5 |
Урок концерт | Анализ своей творческой работы за год. Подведение итогов. Оформление портфолио. | 1 |
Итого | | 35 |
Содержание учебных тем :
1. Введение. 2 часа
Особенности музыки как вида искусства. Специфика музыкального языка.
Роль выразительных средств в создании, исполнении и восприятии музыкального произведения.
Знакомство с голосовым аппаратом, различной манерой пения.. Использование певческих навыков.
2. Школьные годы чудесные. 3 часа
Разучивание песен о школе, учителях. Подготовка к проведению праздника День учителя. Концертная деятельность.
Нотная грамота. Возможности певческого диапазона.
Значение динамических оттенков при пении.(forte, piano).
Вокальные навыки.
3. «Певческое поле» мира. 2 часа
Знакомство с «певческим полем» всего человечества, рассмотрение его во всём разно поле» мира :песни народные (коллективное творчество многих поколений)¸авторские («способ исполнения своих стихотворений под аккомпанемент») , массовые (повсеместно распространённые), эстрадные (развлекательная, лёгкая музыка). Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа.
4. Осенний листопад. 2 часа
Песни об осени. Взаимодополнение видов искусства при раскрытии образа осенней природы (живопись, музыка, поэзия)
Нотная грамота. Способы звуковедения ( staccato, legato, non legato)
Использование певческих навыков.
5. Рождение песни. 2 часа
Первая песня человечества(подражание звукам природы), установление контактов на расстоянии(подача сигналов друг другу).Появление первой песни на основе близкого, духовного общения, глубокого взаимопонимания, сочувствия и доверия. Роль песни в жизни людей. Вокальные навыки.
6. Пение и мы, пение и я. 2 часа
Характерные особенности звучания хоров (детский хор, женский хор, смешанный хор).
Хоровое пение как один из наиболее демократичных видов искусства. Хоровая музыка народная и профессиональная, светская и культовая. Хоровое многоголосие, одноголосие, пение a capella. Ансамблевое пение (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.). Сольное пение. Вокально - хоровая работа.
7. Новогодний карнавал. 3 часа
Подготовка к новогодним праздникам. Концертная деятельность.
Движения под музыку, работа над манерой вокального исполнения.
Нотная грамота. Творчество и импровизация. Сценическое искусство.
8. Песня : страницы истории. 2 часа
Многообразие песенных жанров.
Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.
Мадригал, кант, канцона и канцонетта, шансон, романс и его жанровые разновидности- баллада, элегия, баркарола и т. д., вокализ. Использование певческих навыков. Работа над ритмическим рисунком и чистым интонированием.
9. Нам мир завещано беречь. 2 часа
Образы Родины, защитника Отечества в песенных жанрах.
Разучивание песен военно - патриотической тематики.
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.
10. Дарю песни людям (о тех, кто создаёт песни). 2 часа
Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определённой эпохи.
Народное песенное творчество, отражение истории страны и человека. Основные жанры народной музыки ( песня, песенная импровизация, плясовые припевки, эпические сказания.),русские народные инструменты.
Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых выразительных возможностей музыкального языка. Текст песни - «звучание души» поэта. Образно выражающего свои мысли в словах, глубоко воздействующих на воображение и чувства. Единство слова и музыки. Использование певческих навыков.
11. Наши любимые песни о маме и для мамы. 2 часа
Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
12. Мы поём для своих друзей. 2 часа
Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой и «сложной» ,народной и профессиональной.
Выразительные возможности певческих голосов.
Исполнение песни как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца. Использование певческих навыков.
13. Мой голос в «певческом поле» мира. 2 часа
Представление о певческом голосе особенности звучания человеческого голоса. Мужские голоса (тенор, баритон, бас), женские голоса (сопрано, меццо - сопрано, альт), детские голоса. Воплощение звуков окружающего мира и собственных душевных состояний в звучании голоса.
Воздействие музыки на эмоциональное состояние человека, его взгляды, вкусы, устремления. Использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.
14. Голос «рисует», «танцует» , «поёт»… 2 часа
Красочность , многоцветье человеческого голоса. Рисование голосом как кистью, семь цветав радуги – семь ступеней гаммы. Звук голоса и жест
( выражение внутреннего состояния в пении и движении). Танцевальное движение.
Роль выразительных средств в создании, исполнении и восприятии музыкального произведения.
15. Песни Великой Победы. 2 часа
Тема защиты Отечества в музыке и других видах искусства.
Музыкальные произведения о Родине.
Песни гражданской войны. Песни военных лет. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
16. Наши любимые песни. 1 час
Песни мира. Песни о моём городе. Песни о дружбе. Песни о маме и для мамы. Песни загадки. Песни хорошего настроения. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.
17. Песни собирают друзей. 1 час
Заключительный концерт. Вокальные навыки в исполнительском мастерстве. Творчество и импровизация. Сценическое искусство.
18. Урок обобщение. Анализ своей творческой деятельности.
Учебно–тематическое планирование
№ п/п | Название разделов | Тема занятий | К-во часов | Основные формы организации учебной деятельности | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения |
план | факт |
1. | Вводные занятия | Введение. Инструктаж ТБ | 2 | Лекция – беседа групповая работа | Рефлексивная анкета | 06.09 13.09 | |
2. | Я и песня | Школьные годы чудесные. | 3 | групповая работа | объяснение, показ | 20.09 27.0904.10 | |
3. | «Певческое поле» мира | 2 | групповая работа | объяснение, показ | 11.1018.10 | |
4. | Осенний листопад. | 2 | групповая работа | объяснение, показ | 25.10 08.11 | |
5. | Рождение песни | 2 | групповая работа | объяснение, | 15.11 22.11 | |
6. | Пение и мы, пение и я. | 2 | групповая работа | объяснение, показ | 29.11 06.12 | |
7. | Новогодний карнавал. | 3 | групповая работа | объяснение, | 13.1220.12 10.01 | |
8. | Песня: страницы истории | 2 | групповая работа | показ | 17.0110.01 | |
9. | Нам мир завещано беречь. | 2 | групповая работа | объяснение, | 17.0124.01 | |
10. | Дарю песни людям. | 2 | групповая работа | объяснение, показ | 31.0107.02 | |
11. | | Наши любимые песни о маме и для мамы. | 2 | групповая работа | объяснение | 14.0221.02 | |
12. | Мы поём для своих друзей. | 2 | групповая работа | объяснение, показ | 28.0207.03 | |
13. | Я и мой голос | Мой голос в «певческом поле» мира. | 2 | групповая работа | объяснение, показ | 14.0314.03 | |
14 | Голос рисует, танцует, поёт. | 2 | Групповая работа, индивидуальная работа | объяснение показ | 04.04 11.04 | |
15. | Я артист | Песни Великой Победы | 2 | групповая работа, индивидуальная работа | объяснение, показ | 11.04 18.04 | |
16. | Наши любимые песни. | 1 | групповая работа, индивидуальная работа | объяснение, | 25.04 | |
17. | . Песни собирают друзей. | 1 | групповая работа | объяснение, показ | 02.05 | |
18 | | Обобщающий урок | 1 | Групповая работа | Объяснение, показ | 09.05 | |
ИТОГО | 35 |
Содержание знаний, умений, навыков детей:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках); владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос; участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство. умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом
Разработка норм оценивания результатов определяется спецификой музыкально - художественного познания. Эмоциональное переживание музыки является отправной точкой в музыкально- художественном познании, в формировании музыкальной культуры учащихся, в процессе оценивания школьных результатов.