Программа внеурочной деятельности
«Праздники, традиции и обычаи народов России»
3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования детей кружка «Праздники, традиции и обычаи народов России» в 3 классе, составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев(Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф»2011. 1-4 классы. Начальная школа. Стр. 73)
Направление программы внеурочной деятельности: знакомство с праздниками, традициями и обычаями народов России; развитие детской одаренности.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключается в принципах к подбору ее содержания: это природосообразность, педоцентризм и культуросообразность.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур,развитие художественного вкуса.
Цели и задачи рабочей программы направлены наразвитие умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации и работу, адекватную поставленной учебной задаче».
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 8-10лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности :детей факультатива «Праздники, традиции и обычаи народов России» 1год. Количество часов в программе отведено 1 час в неделю, 34 часов в год. В школьном учебном плане на дополнительное образование детей факультатива «Праздники, традиции и обычаи народов России», 2часа в неделю, 68 часов в год.
Формы и режим занятий: – занятия ознакомления с теоретическим материалом: лекция, экскурсия. Занятия – практикумы: декоративное рисование и лепка, пение и разучивание игр.
Ожидаемые результаты (личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности) и способы их проверки;
Обучающиеся должны уметь: анализировать, сравнивать, обобщать и сопоставлять крестьянскую и дворянскую культуру;знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы – выставка работ и фольклорный праздник.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п | Наименование разделов | Часы учебного времени |
-
| Старинный русский быт. | 12 часов. |
-
| Новый русский быт со времён Петра I. | 8 часов |
-
| Русские народные праздники. | 22 часа. |
-
| Русскиенародныепромыслы. | 14 часов |
-
| Русские народные игры | 4 часа |
-
| Народные песни, загадки, пословицы | 2 часа |
-
| Народные танцы.Переплясы.Хороводы. | 3 часа |
8. | Итоговое повторение | 3часа |
| Итого | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1.Старинный русский быт. (12 ч.)
1.Одежда. Традиционный костюм крестьян
Функциональный характер одежды в старину. Рубашка, сарафан — у женщин. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки - у крестьян (мужская одежда).Роль орнамента-оберега (вышивка).Особое значение пояса (кушака).Головные уборы девушек и женщин, украшения.Лапти, баретки, онучи,
2.Одежда. Традиционный костюм бояр
Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярыньи боярышень.
3.Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем
Русская изба.Элементы избы. Крестьянская утварь. Красный угол. Иконы.
4.Боярские палаты. Терема. Светёлки.Крытые галереи.
5.Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания
Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.
Мясные и постные кушанья. Пироги. Мёд. Пиво.Взвары. Варенья. Соления.
6. Семейные праздники. Семейные обряды. Именины
Быт крестьянской и городской семьи. Распорядок дня.
7.Игры и забавы детей.
Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (рольсказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.Катание зимой на санях ис ледяных гор.Девичьи посиделки. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; карусели.
8.Учёба.Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменныепринадлежности. Береста и бумага.
9.Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы. Учебные книги.Учитель.
Раздел 2. Новый русский быт (со времён Петра I). (8 ч.)
1.Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.
Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду.«Заморское» (европейское) платье. Принудительное бритьё бород.Петровские ассамблеи.
2.Наряды дам.Одежда. Украшения. Сложные причёски.Атрибуты придворных. Нарядные туфли. Косметика дам XVIII века.Наряды девушек и дам XIX века.
3.Одежда дворян-мужчин,цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.
4.Одежда купчих, мещанок, крестьянок, особыеголовные уборы.
5. Одежда мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей. Русские пословицы и поговорки об одежде.
6.Усадьба. Дворянские особняки
Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура. Интерьер. Зимние сады. Атрибуты и аксессуары барского дома.Картинные галереи. Домашний театр.
7.Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны
Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Домашнее обучение детей
8.Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Альбомы со стихами и пожеланиями.Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета.Балы и праздники. Посещение театров. Маскарады. Домашние театры.
9.Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин
салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства.Знакомство с деятелями культуры и искусства.Институты благородных девиц.
10.Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища. Пансионы и гимназии. Смольный институт благородных девиц.
Раздел 3. Русские народные праздники. (22 ч.)
1.Будни и праздники на Руси. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян.Сочетание языческих и христианских праздников.
2.Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды. Роль традиций.
3.Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.
Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогоднийпраздник. Святки. РождественскийСочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева».Традиционные кушанья.Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничныйкрещенский стол.
4.Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха
Масленица — весенний праздник проводов зимы. Традициии обряды. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.
5.Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символздоровья, силы, красоты.).
6.Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси. Раздача верующим просфор и общего хлеба — Артоса.Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Краснаягорка.
7.Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала.Петров день. Ильин день. Егорьев день — 6 мая.
8.День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы.
9.Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. Деньлетнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнёми водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжиганиекостров в купальскую ночь.
10.День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). Традиции и обряды.
11.Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень.Традиции и обряды. Приметы, пословицы, поговорки.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров
12.Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Преображение; день Нерукотворного образа.
13.Успение Богородицы (Первые Осенины). Спожинки —окончание жатвы.
14.Покров Богородицы. Девичьи гадания и посиделки. Окончание работ по найму.
Раздел 4.Русские народные промыслы.(14 ч.)
1.Керамика Гжели. История и стиль гжели. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы.
2.Хохлома.История и стиль.Орнаментдеревяннойрасписной посуды.
3.Жостово .Стиль и содержаниеросписи металлические подносов.
4.Павлово-Посадскиешали.Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой.
5.Вятская игрушка.Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села
Дымково близ города Кирова (Вятка)). Забавные звери, сказочныеобразы.Вятские матрёшки. Бытовойжанр игрушки и скульптуры малых форм.
6.Богородская деревяннаяигрушкаиз окрестности Сергиева Посада (Загорск), селаБогородское. Забавные фигурки людей, животных и птиц.
Раздел 5.Русские народные игры.(4ч.)
1.Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Игры с пасхальнымияйцами.
Раздел 6.Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки).(2ч.)
Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей.
Раздел 7.Народные танцы.(3ч.)
1.Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили.Слияние в хороводетанца, игры и песни. Тема труда, красоты природы, любви.
2.Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».
3.Кадриль распространиласьв народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.
Итоговое повторение (3ч.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РазделI. Старинный русский быт.
1.Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр
Универсальные учебные действия:
— познакомить с особенностями крестьянской одежды и ееэлементами;
— сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
2.Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем
Универсальные учебные действия:
— продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати;
лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);
— показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкойизбой.
3.Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания
Универсальные учебные действия:
— оценить достоинства традиционной русской кухни;
— уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар»).
4.Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины
Универсальные учебные действия:
— разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).
5.Учеба. Школа
Универсальные учебные действия:
— сравнить учебу детей в старину с современной школой;
— букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги.
Раздел II .Новый русский быт (со времён Петра I).
6.Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки
Универсальные учебные действия:
— сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I.
7.Усадьба. Дворянские особняки
Универсальные учебные действия:
— показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов.
8.Быт дворянской семьи. Литературно-музыкальныесалоны
Универсальные учебные действия:
— разучить несколько элементов старинного танца.
— прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
9.Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса
Универсальные учебные действия:
— проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.
Раздел III.Русские народные праздники.
11.Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение
Универсальные учебные действия:
— разучить некоторые колядки, рождественские и новогодниестихи;
— познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
— изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
12.Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха.
Универсальные учебные действия:
— воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор.
13.Встреча Масленицы.
— разучить песни и игры;
— научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
14.Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. ИванКупала.Петров день. Ильин день.
Универсальные учебные действия:
— разучить песни о завивании берёзки, хороводы; — научиться плести венки.
15.Осень золотая. Спасы. Успение. Покров
Универсальные учебные действия:
— сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;
— нарисовать картинку на тему осенней ярмарки.
Раздел IV.Русские народные промыслы.
16.Керамика Гжели.
Универсальные учебные действия:
— нарисовать несколько гжельских орнаментов.
17.Хохлома и Жостово.
Универсальные учебные действия:
— раскрасить узоры хохломских ложек и Жостовских подносов.
18.Павловопосадские шали.
Универсальные учебные действия:
— сравнить орнаменты нескольких шалей.
19.Вятская и Богородская игрушка.
Универсальные учебные действия:
— изготовить из пластилина несколько видов вятской и Богородской игрушки.
РазделV. 20.Русские народные игры.
Наиболее популярные детские игры
Универсальные учебные действия:
— разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.).
РазделVI.Народные песни,загадки, пословицы,потешки.
Универсальные учебные действия:
— разучить несколько песенок, считалок; — научиться разгадывать загадки.
РазделVII. 22.Народные танцы. Парные пляски. Переплясы. Хороводы.
Универсальные учебные действия: разучить хороводы, игры-хороводы.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАИЕ В 3 КЛАССЕ КРУЖКА «ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ НАРОДОВ РОССИИ»
№ п/п | Наименование разделов темы | Часы учебного времени | | Дата |
Старинный русский быт. 12 часов. | |
1 | Одежда. Традиционный костюм. | 1 | | |
2 | Одежда. Традиционный костюм бояр и крестьян . | 1 2 | | |
3-4 | Творческая мастерская. Народный костюм.Изделие: «Русская красавица в костюме» |
5-6 | Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем | 2 | Продемонстрировать устройство крестьянской избы. Показать особенности боярских хором, сравнитьс крестьянкой избой. | |
7 | Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. | 1 | Познакомить с традиционной русской кухней. Приготовить несколько простейших блюд. Разучить несколько наиболее известных игр. | |
8 9 | Семейные праздники. Семейные обряды. Игры и забавы детей. | 1 1 | |
10 | Разучивание наиболее известных игр: горелки, жмурки, прятки, лапта. | 1 | |
11-12 | Учеба. Школа | 2 | | |
Новый русский быт со времён Петра I. 8 часов. | |
13 | Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки | 1 | | |
14 | Усадьба. Дворянские особняки | 1 | | |
15-16 | Быт дворянской семьи. Балы и праздники. | 2 | | |
17-18 | Литературно-музыкальные салоны | 2 | | |
19-20 | Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса | 1 | | |
Русские народные праздники. 22 часа. | |
21 | Осень золотая. Спасы. | 1 | | |
22-23 | «Осенины» (подготовка и проведение). Фольклорный праздник | 1 | | |
24 | Успение. | 1 | | |
25 | Покров | 2 | | |
Русские народные игры.4 часа |
26 | Русские народные игры в помещении. | 1 | | |
27-29 | Русские народные игры на свежем воздухе. | 3 | |
Русские народные праздники.(продолжение) | |
30 | Зимушка-зима. Новый год. | | | |
31 | Современный новогодний праздник | | |
32 | Изготовления елочных игрушек. | | |
33-34 | Святки. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. | 2 | стихи. | |
35-36 | Ёлка — символ «райского дерева».Традиционные кушанья.Крещение Господне | 2 | | |
37-38 | Изготовление открытки | 2 | | |
Русские народные промыслы.14 часов |
39 | Керамика Гжели | 1 | Познакомить детей с историей промысла. Учить рассматривать гжельскую посуду. Учить рисовать кайму по мотивам гжельской росписи. Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий. Воспитывать художественный вкус, уважение к рукотворному труду. Нарисовать несколько гжельских орнаментов. | |
40-41 | Украшение стаканчика гжельским узором | 3 |
42-43 | Украсим тарелку гжельским цветком | |
44 | Хохлома. Рисуем узорные строчки, золотые узоры, кудрявые ветки и кустики. | | Познакомить с изделиями хохломских мастеров. Учить составлять узор из плавно изгибающейся ветки с ягодами, листьев, завитков, «травки», располагать ветку вдоль изделия, рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, «травка»), сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, «золотой» (охра) | |
45 | Узор в круге. | |
46 | Узор на миске ,бочонке. | |
47 48 | Жостово.Знакомство с жостовской росписью. Рисование каймы. | | Познакомить с жостовской росписью, ее основным мотивом - букет. Учить составлять узор на любой форме, украшать цветами и каймой. Учить выбирать цвета, использовать оттенки. | |
Цветы для жостовского подноса.Рисование жостовских подносов. | |
49 | Знакомство с платками из Павловского Посада. Цветы | | | |
50-51 | Дымковская игрушка | | Продолжать знакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства — дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании; развивать эстетический вкус. | |
Роспись дымковской барышни | |
52 | Богородская игрушка | | | |
Русские народные праздники. |
53 | Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. | 1 | | |
54-55 | Встреча Масленицы; | 1 | | |
56-57 | Пасха. Обряды и обычаи праздника. Игры.Значение росписи яиц. Роспись яиц. | 1 | | |
58 | Лето красное. Егорьев день. Иван Купала. | 1 | | |
59 | Петров день. Ильин день | 1 | | |
60 | Троица. Духов день | 1 | | |
Народные песни. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки). 2 часа . | |
61 | Народные песни, загадки, пословицы | 1 | | |
62 | Детские песенки, потешки, загадки, пословицы. | 1 | | |
Народные танцы.3 часа | |
63 | Народные танцы Парные пляски. Переплясы. | 1 | | |
64-65 | Хороводы. Игры-танцы. | 1 | |
Итоговое повторение 3часа |
66-68 | Итоговое занятие. Фольклорный праздник. | 1 | | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: графика, живопись, лепка из пластилина, моделирование, работа с природным материалом.
разучивание игр,песенок, считалок,игр-хороводов;сравнение одежды, жилища, обычаев и образования крестьян и дворян.
Дидактический материал: серия презентаций: «Как жили на Руси»; «Художественные промыслы России»; «Православные праздники»; «Русские народные праздники»;
Техническое оснащение учебных занятий:видео- и аудио- техника: проектор, интерактивная доска, компьютеры и текстовый редактор. Акварель, гуашь, цветная бумага, пластилин, природный материал. Музыка и музылькальные клипы для релаксации.
Формы подведения итогов по каждой теме программы внеурочной деятельности: коллективное обсуждение во время проведения блиц-выставок; просмотра презентаций и видео.Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков -устная
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ).
1.Ботова С.И., Приставкина Т.А.,Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).
2.Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с.;
3.Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.;
4.Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья / (Редкол.В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел.обл. – Белгород, 2006. - 172 с.;
5.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с.