Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бочковой Елены Николаевны,
учителя французского языка
Кружок «Bonjour la France»
5 класс
Воронеж – 2015 год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Общая характеристика курса «Bonjour la France».
Место курса «Bonjour la France» в учебном плане.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Bonjour la France».
Содержание курса «Bonjour la France».
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Планируемые результаты освоения курса «Bonjour la France».
Пояснительная записка.
Программа относится к общекультурному направлению.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов «Bonjour la France» разработана на основе
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
Фундаментального ядра содержания общего образования;
Основной образовательной программы ОУ.
Положения МБОУ «СОШ №18» о рабочих программах по внеурочной деятельности.
Были использованы: Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (далее ФГОС ООО), (Приказ Минобрнауки России от 17. 12. 2010 г. № 1897), постановления Правительства РФ от 07. 03. 1995г. № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», (в ред. От 07. 12. 2006г. № 752), письма Минобразования России от 11. 12. 2006г. № 06. – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
В основе данной программы - личный наработанный материал в кружке французского языка в 1 классе «Мой французский», материал программы внеурочной деятельности «Путешествие во Францию», а также материалы, изложенные в различных методических рекомендациях и статьях, посвященных раннему обучению французскому языку младших
школьников.
При разработке программы использован материал учебников французских авторов «Kangourou», «Trampolino».
Актуальностью введения данного курса стало то, что государственная и общественная ценность начального языкового образования подкрепляется его личностно – ориентированной ценностью..Последняя выражается в том, насколько ученики осознают важность любого неродного языка как средства общения в современном мультилингвальном и поликультурном мире, и есть ли у них потребность в изучении языков и их практическом использовании. Ребенок должен понимать тот факт, что мир вокруг него многокрасочен с точки зрения культуры и многоязычен; он должен уметь видеть богатую лингвокультурную палитру современной действительности, в которой ему приходится жить. Это тем более важно потому, что детская душа и детское восприятие открыты всему новому и, следовательно, другому языку
и другой культуре.
Цель курса – развитие интереса к культуре Франции, создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирование его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством французского языка, формирование общекультурных компетенций, развитие творческих способностей школьников.
Задачи заключаются в том, чтобы обеспечить:
французскими праздниками, традициями, французскими словами, вошедшими в русский язык.)
--- знакомство школьников с миром зарубежных сверстников, с французским детским фольклором и доступными образцами художественной литературы Франции;
---создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
---формирование элементарной коммуникативной компетентности (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной); способности и готовности к общению на французском языке;
---развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, памяти и воображения;
- развивать и воспитывать у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота, развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения в к проявлению другой культуры.
Общая характеристика курса «Bonjour la France»
Основными формами построения занятий являются игровая ситуация, дидактическая игра, сопровождающиеся яркой наглядностью, и доступными для восприятия детей.
Особенностью данной программы является деятельностный подход к развитию учащихся, формированию у них общекультурных компетенций. Программа предусматривает проведение практических занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы организации познавательной деятельности школьников, литературно-художественную, изобразительную и другие виды деятельности. На занятиях рекомендуется организовывать фронтальную и игровую работу, индивидуальные презентации проектов («Моя любимая игрушка», «Поход в зоопарк» и др.) с использованием средств изобразительной наглядности и игровых реквизитов, а также разучивание и инсценирование песен и сказок, таких, как «Умеете ли вы сажать капусту?», «Три поросенка». Детям очень нравятся увлекательные игры, стихи, мини-сценки, хороводы («На Авиньенском мосту»), подвижные игры: «Кошки-мышки», «Светофор», «Съедобное - несъедобное», сюжетно-ролевые игры (В магазине, в зоопарке).
Использование различных форм занятий: путешествие, соревнование, праздник (кукольный «Конкурс красоты» и др.) способствуют интеллектуальному развитию детей, развивают их интерес к Франции, изучению французского языка.
Правильно подобранный материал занятий позволит раскрыть разные грани индивидуальности ребенка, расширит его кругозор, будет способствовать воспитанию вкуса.
Программа для 5 классов предполагает включение национально – регионального компонента с учётом особенностей культурных традиций и поликультурного образования на территории Воронежской области.
В процессе реализации ФГОС ООО в 5 классах планируется формирование универсальных учебных действий (УУД), что отражено в календарно – тематическом планировании.
Обучающиеся на занятиях при помощи фундаментальных и инновационных методик попадают в учебную ситуацию и решают с помощью учителя поставленные задачи.
На вводном занятии обучающиеся знакомятся с целями и задачами курса, обсуждают маршрут предполагаемого к изучению материала, учатся ориентироваться в потоке информации.
Место курса «Bonjour la France» в учебном плане
Предлагаемый курс предназначен в качестве курса по выбору учебно – познавательного цикла общекультурного направления и представляет собой разделение учебного процесса на теоретические и практические занятия. Он рассчитан на 1 год (1 час в неделю, 34 учебных часа в учебном году, 16 часов теории, 18 часов практики).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Bonjour la France»
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность изучения иностранного языка заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Формирование предметных, метапредметных и личностных (УУД):
Коммуникативные (УУД) - развивать коммуникативные универсальные учебные действия в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме )
Регулятивные (УУД) - развивать регулятивные УУД через формирование качества личности, как самоэффективность.
Познавательные - способствовать овладению новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
-- приобщать учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся 5 классов; формирования умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
-- развивать познавательные УУД, знакомить с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
-- уметь видеть проблему, ставить вопросы, представлять своё мнение и аргументировать
её.
Личностные - развивать и воспитывать у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота, развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения в к проявлению другой культуры. Мотивировать обучающихся к толерантному отношению к другой культуре, сформировать уважение к старшим и младшим.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
Внутренняя позиция школьника |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтений внутренней позиции школьника на уровне социального способа оценки знаний; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Коммуникативные универсальные действия
Ученик научится | | | | | Ученик получит возможность научиться |
| | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | Умение построить монологическое высказывание | | | | |
| | | | | | | | | | |
начинать, поддерживать и заканчивать беседу в | | | строить | | понятные | | для | партнера |
стандартных ситуациях общения, соблюдая | | | высказывания при объяснении своего выбора |
нормы речевого этикета | | | | | и отвечать на поставленные вопросы | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | Умение строить диалог | | | | | | |
| | | | | | | |
формулировать | вопросы, | использовать | | | формулировать вопросы, необходимые для |
переспрос, просьбу повторить | | | | | организации | собственной | деятельности и |
| | | | | | | сотрудничества с партнером | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | Развитие навыков аудирования | | | | | |
| | | | | | | | |
Понимать основное содержание кратких | | | Уметь | выделить | информацию | из |
аутентичных текстов по предложенным темам, | | | прослушенной речи (знакомые слова, |
использовать переспрос, просьбу повторить | | | действия) | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | Развитие навыков чтения | | | | | | |
| | | | | |
Уметь читать несложные аутентичные тексты | | | Уметь прочитать вывески на французском |
разных жанров | | | | | | языке, рекламу | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | Развитие навыков письма | | | | | | |
| | | | | |
Уметь писать поздравления, письма – открытки | | | Уметь написать мини-письмо своему другу |
с опорой на образец | | | | | | на французском языке | | | | |
| | | | | | | | | | | |
- Регулятивные универсальные действия | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Ученик научится | | | | | Ученик | | получит | | возможность |
| | | | | научиться | | | | | | | |
| | Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи | | | |
Принимать и сохранять учебные цели и задачи | | в сотрудничестве с учителем ставить новые |
| | | | | учебные задачи | | | | | |
| | | Умение контролировать свои действия | | | | |
осуществлять контроль при наличии эталона | | Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания |
| | Умения планировать свои действия |
планировать и выполнять свои действия в | планировать и выполнять свои действия в |
соответствии с поставленной задачей и | соответствии с поставленной задачей и |
условиями ее реализации | условиями ее реализации в новом учебном |
| | | материале | | | | |
| | Умения оценивать свои действия | | | |
оценивать правильность выполнения действия | самостоятельно | адекватно | оценивать |
на уровне ретроспективной оценки | правильность выполнения действия и вносить |
| | | необходимые коррективы в исполнение как по |
| | | ходу его реализации, так и в конце действия |
- Познавательные универсальные действия
| | | |
Ученик научится | | Ученик | получит | возможность |
| | | научиться | | | | |
| | | | | |
| | Способность овладения новыми языковыми средствами | | |
фонетическим, | орфографическим, | | освоение | знаний о | языковых | явлениях |
лексическим, грамматическим навыкам (по | ,разных способах выражения мысли | |
заданным темам) | | | | | | | |
| | Приобщение учащихся к культуре, традициям Франции | | |
сравнивать традиции и реалии двух стран в | осуществлять | сравнение, | самостоятельно |
соответствии с темами программы | выбирая основания и критерии | | |
| Формирование умений представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного |
| | межкультурного общения | | | | |
рассказать о своей стране, используя | рассказать о своей малой Родине |
наработанный иноязычный материал | | | | | | |
| Знакомство с доступными способами и приемами самостоятельного изучения языков и |
| | культур | | | | |
строить высказывания, сравнивать страны и их | использовать | интернет-ресурсы | для |
культуры | | самостоятельного изучения и приготовления |
| | | проектов | | | | |
| | Умение видеть проблему, ставить вопросы | | | |
| |
Задавать вопросы, представлять свое мнение | представлять свое мнение и аргументировать |
| | | его | | | | |
Содержание курса «Bonjour la France»
1 год обучения, 34 часа
Вводный урок. Визитная карточка Франции. Давайте познакомимся! Фразы речевого этикета. Страны Франкофонии. Виртуальная экскурсия. Знакомство с символикой Франции. Викторина. (РК) Регионы Франции. Песня «На Авиньенском мосту».
Французские имена, фамилии. Разучивание стихотворения. Зимние праздники (Новый Год, Праздник Бобового Короля). Разучивание новогодней песни.
В стране согласных и гласных. Считалочка.
Французский алфавит. Ролевая игра.
Моя семья. Шкатулка новых слов по теме. Путешествие по страницам сказок Шарля Перро. «Волк и Красная Шапочка». Просмотр фильма. Красная Шапочка. Ролевая игра.
Красная Шапочка. Постановка спектакля. Французские песни. (Братец Жак).
Подготовка и творческий отчет «Гости из Франции».
Фразы речевого этикета. Любимые игрушки. Описание куклы. (РК) «Конкурс Красоты – Моя Луиза».
Цвета радуги. Игра «Раскрась клоуна», раскрась Эйфелеву башню. Погода. Выход в парк «Сады Мечты».
Создание картины «Мой пейзаж», разучивание стихотворения. Одежда в любую погоду. Шкатулка новых слов.
В магазине. Ролевая игра. Разучивание песни «Сажаем капусту».(РК) Мой дом. Игра «Я переезжаю». Дом моей мечты. Рисунки.
Проект «Школа Радости». Конкурс. Приятного аппетита. Меню. (РК) Ш. Перро. «Сказки моей матушки гусыни».
Подготовка и проведение творческого отчета «С визитом на воронежскую землю».
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
34 часа
№ | Тема урока | Количество часов | Сроки реализации программы | Причины несоответствия сроков | Характеристика основных видов учебной деятельности |
По программе | фактически | Программные сроки проведения уроков | Даты фактически проведенных уроков |
1 | Вводный урок. Визитная карточка Франции (РК) | 1 | 1 | | | | Формирование у детей готовности к общению на французском языке, воспитание уважения к себе и другим. |
2 | Давайте познакомимся! Фразы речевого этикета | 1 | 1 | | | | Развитие личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими), умение рассказать о себе и спросить информацию о других. |
3 | Страны Франкофонии. Виртуальная экскурсия. | 1 | 1 | | | | Приобщение детей к новому социальному опыту за счет расширения их знаний в области других предметов. |
4 | Знакомство с символикой Франции. Викторина. (РК) | 1 | 1 | | | | Развитие учебных умений и формирование рациональных приемов овладения иностранным языком. Развитие чувства патриотизма. |
5 | Регионы Франции. Песня «На Авиньенском мосту». | 1 | 1 | | | | Развитие актерского мастерства; развитие техники артикуляции и интонации. |
6 | Французские имена, фамилии. Разучивание стихотворения. | 1 | 1 | | | | Развитие учебных умений, развитие личностных качеств, развитие творческих способностей. |
7 | Зимние праздники (Новый Год, Праздник Бобового Короля). Разучивание новогодней песни. | 1 | 1 | | | | Развитие творческих способностей детей, развитие навыков аудирования и письма (по образцу). |
8 | В стране согласных и гласных. Считалочка. | 1 | 2 | | | | Формирование некоторых универсальных лингвистических понятий, наблюдаемых в родном и иностранном языках |
9 | Французский алфавит. Ролевая игра | 1 | 1 | | | | Развитие личностных познавательных интересов, развитие личностных качеств. |
10 | Моя семья. Шкатулка новых слов по теме. | 1 | 1 | | | | Обеспечение связи школы с семьей через знакомство с новыми лексическими единицами. |
11 | Путешествие по страницам сказок Шарля Перро. | 1 | 1 | | | | Развитие навыков самостоятельной работы по изучению французского языка, формирование у детей готовности общаться на французском языке. |
12 | «Волк и Красная Шапочка». Просмотр фильма. | | | | | | Развитие мотивации к изучению французского языка, развитие навыков аудирования. |
13 | Красная Шапочка. Ролевая игра. | 1 | 1 | | | | Формирование у детей готовности общаться на французском языке, развитие личностных качеств. |
14 | Красная Шапочка. Постановка спектакля. | 1 | 2 | | | | Развитие сценических умений, творческих способностей. |
15 | Французские песни («Братец Жак»). | 1 | 1 | | | | Развитие творческих способностей. |
16 | Подготовка и творческий отчет «Гости из Франции». | 1 | 1 | | | | Совершенствование умения публичного выступления |
17 | Повторение. Фразы речевого этикета. | 1 | 1 | | | | Приобщение школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими французского языка как инструмента познания мира и средства общения. |
18 | Любимые игрушки. Описание куклы. (РК) | 1 | 1 | | | | Знакомство с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой. |
19 | «Конкурс Красоты – Моя Луиза». | 1 | 1 | | | | Развитие умений применения изученной лексики, развитие личностных качеств, развитие познавательных интересов, развитие творческих способностей. |
20 | Цвета радуги. Игра «Раскрась клоуна», раскрась Эйфелеву башню. | 1 | 2 | | | | Развитие личностных качеств, приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие художественных способностей. |
21 | Погода. Выход в парк «Сады Мечты». | 1 | 1 | | | | Развитие учебных умений, формирование у детей готовности общаться на французском языке, развитие чувства патриотизма. |
22 | Зимние праздники: Новый Год, праздник Бобового Короля. | 2 | 2 | | | | Умение выступать на публике. Оценка своего выступления. |
23 | Создание картины «Мой пейзаж», разучивание стихотворения. | 1 | 2 | | | | Развитие художественных и творческих способностей, развитие учебных навыков. |
24 | Одежда в любую погоду. Шкатулка новых слов. | 1 | 1 | | | | Развитие техники речи, интонации; формирование навыков иноязычной речи, развитие вкуса в умении одеваться. |
25 | В магазине. Ролевая игра. Разучивание песни «Сажаем капусту». (РК) | 2 | 2 | | | | Развивать мотивацию к дальнейшему овладению французским языком, знакомство с французским менталитетом, развитие патриотических чувств. |
26 | Мой дом. Игра «Я переезжаю». | 1 | 1 | | | | Развитие коммуникативных навыков, формирование у детей готовности общаться на французском языке, развитие личностных качеств. |
27 | Дом моей мечты. Рисунки. | 1 | 1 | | | | Развитие художественных способностей у ребят, развитие личностных качеств, развитие учебных навыков. |
28 | Проект «Школа Радости». Конкурс. | 1 | 1 | | | | Развитие личностных качеств, развитие художественных способностей, развитие учебных навыков. |
29 | Приятного аппетита. Меню. (РК) | 1 | 1 | | | | Знакомство с менталитетом других стран и сравнение с родным, развитее учебных навыков. |
30 | Ш.Перро. «Сказки моей матушки гусыни». | 1 | 1 | | | | Знакомство ребят с культурой Франции, ее традициями и литературой. |
31 | Подготовка и проведение творческого отчета «С визитом на воронежскую землю». | 1 | 1 | | | | Развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии. А также развитие желания учить французский язык. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения:
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
Наглядные пособия по курсу:
Информационно-справочные материалы по курсу:
Ариян М.А. Варианты ситуативных ролей для средней школы. ( Иностранные языки в школе. – 1986, №6)
Арутюнян Г. Сборник песен на французском языке. М: Просвещение, 1980.
3. Интернет-ресурсы. Французские сайты: httр://www.louvre.fr, htt://www.stephyprod.com/musiques-enfants/musique-gratuite-du-mois.htm и другие.
Касаткина Н.М. Французский язык для 2 класса школ с углубленным изучением французского языка. – М.: Новая школа, 2006.
Комарова Э.П. Эмоциональный фактор: понятие, роль, Формы интеграции в целостном обучении иностранному языку. (ИЯШ, 2000, №6)
Королева Л.А. Сказки – импровизации в школьном театре. (ИЯШ, 2007, №7).
Праздник в школе. Книга для учителя французского языка. – М.: Просвещение, 1996.
Турчина Б. Французские кроссворды. – М.: Просвещение, 1992.
Учебники французских авторов: «Kangourou», «Trampolino».
Чернова Г.М. Урок французского языка. Секреты успеха. - М.: Просвещение, 2008
Планируемые результаты освоения курса «Bonjour la France»
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаы.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки).
В результате прохождения программы в полном объёме обучающийся должен знать\
понимать:
признаки изученных грамматических явлений (видeо – временные формы глагола, модальные глаголы их эквиваленты, артикли, существительные, степени сравнения прилагательных, числительные и предлоги);
Уметь:
говорение
- начинать, вести \ поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения,
соблюдая нормы речевого этикета; рассказать о столицах стран изучаемого языка 7 – 10 предложений;
аудирование
- понимать основное содержание кратких несложных аутентичных текстов по предложенным темам; использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение
- читать несложные аутентичные тексты разных жанров с просмотровым и полным пониманием.
письменная речь
- писать поздравления, письма – открытки с опорой наобразец;
- использовать приобретённые знания и УУД в практической деятельности и повседневной жизни для: социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения; осознания себя гражданином соей страны.
Обучающийся получит возможность научитья: работать в паре, группе и команде;
Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы:
На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны.
Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце полугодия и года в виде естественно – педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
Форма подведения итогов:
Итоговой работой по завершению полугодия и года являются театрализованные представления, сценические постановки, открытые занятия, игры, концерты, конкурсы.
После каждого года обучения стоит провести показательные мини – спектакли, используя творчество и фантазию детей.