СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа вокальной студии

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа Вокальной Студии. В помощь педагогам, преподающим внеурочку.

Просмотр содержимого документа
«Программа вокальной студии»

Комитет по делам образования города Челябинск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №54 г. Челябинска»

454008 г. Челябинск, ул. Двинская, 7. Т. 731-11-30



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ

«СОШ № 54 г. Челябинска»

…………………………С.П.Важенин

«…..»……………..2015г.

Приказ № 361/20 от 03.09.2015












Дополнительная общеобразовательная программа

вокальная студия «АДАЖИО»









Педагог: Семкина А.В.

Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 11-15 лет
















Г. Челябинск, 2015


Пояснительная записка.


Данная программа относится к общекультурному направлению и рассматривается как одна из ступеней формирования   музыкально - эстетического воспитания школьников. Программа направлена на формирование нравственных, эстетических качеств личности школьников.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива. Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.


Цель программы: Овладение основами вокального и музыкального образования


Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.

Развить навыки вокала, а именно:

учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;

петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других;

исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и без, с помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально);

Сформировать у детей четкую дикцию, научить внятно произносить слова, активно артикулировать;

Развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);

Выработать умения правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, различать динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок, отмечать правильное и неправильное пение, расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);

Развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);

Научить импровизировать.

Цели и задачи программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Вокал» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ СОШ 54.

Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья учащихся.


Ожидаемые   результаты  работы по программе.


Данная программа призвана сформировать у воспитанников устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, творческим использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни. В процессе освоения учебным материалом у воспитанников формируется навык вокального исполнительства, умение владеть своим дыханием, четко произносить звуки и фразы, выразительно и художественно исполнять произведение. Проверить, насколько воспитанник смог усвоить необходимые знания и навыки можно на выступлениях как внутри коллектива (отчетные занятия, выступления на концертах внутри студии), так и выездных мероприятиях (отчетные концерты, конкурсы). Проверкой знаний, умений и навыков являются публичные выступления в виде творческих отчетов и концертов.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.

Регулятивные УУД:

- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;

- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

- умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.

Познавательные УУД:

- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства.

- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;

- формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.

Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса и школы.

- умение применять знания о музыке вне учебного процесса


Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.

Программа рассчитана на 27 учебных недель, по 4 часа в неделю. Возраст детей от 10 до 13 лет.

Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Используемые приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- методические игры

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;


Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.









































Содержание программы.


1.Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2.Знакомство.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

4.Формирование правильных навыков дыхания.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

5.Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок.

6.Ансамбдь. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а-капелла.

7.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».

8.Ритм.

Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».

9.Сценическое движение.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.

10.Репертуар.

Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

11.Концертная деятельность.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.


По итогам обучения воспитанники должны знать:

-соблюдение певческой установки;

-понимание дирижёрского жеста;

-знание поведения певца до выхода на сцену и во время выступления;

-умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);

-умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

-умение точно повторить заданный звук;

-умение петь чисто в унисон;

-умение дать критическую оценку своему исполнению;

-умение работать в сценическом образе;

-умение исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

-принимать участие в творческой жизни кружка;

-участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах;

-уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.



Тематическое планирование (1 год обучения).


п/п

Разделы

Общее

количество часов

В том числе

Практических

Теоретических

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

10

9

1

3

Звукообразование. Музыкальные

штрихи

4

3

1

4

Дыхание. Ритм

5

5

-

5

Дикция и артикуляция

5

5

-

6

Ансамбль.

9

9

-

7

Музыкально-исполнительская работа

50

50

-

8

Работа над репертуаром

20

20

-

9

Концертная деятельность

2

2

-

10

Итоговые занятия, творческие отчеты

2

2

-



Тематическое планирование (2 год обучения).



п/п

Разделы

Общее

количество часов

В том числе

Практических

Теоретических

1





2





3





4





5





6





7





8





9





10























































Календарно-тематическое планирование (1 год обучения).


№ занятия

Тема занятия

Дата планируем.

Дата фактическ.

Кол-во часов

1.

Вводное занятие.



1

2-11

Основные вокально-хоровых навыков.



10


Основные вокально-хоровых навыков.





Основные вокально-хоровых навыков.





Основные вокально-хоровых навыков.





Основные вокально-хоровых навыков.





Основные вокально-хоровых навыков.





Основные вокально-хоровых навыков.





Основные вокально-хоровых навыков.





Основные вокально-хоровых навыков.





Основные вокально-хоровых навыков.




12-15

Звукообразование.



4


Звукообразование.





Звукообразование.





Звукообразование.




16-20

Дыхание. Ритм.



5


Дыхание. Ритм.





Дыхание. Ритм.





Дыхание. Ритм.





Дыхание. Ритм.




21-25

Дикция и артикуляция.



5


Дикция и артикуляция.





Дикция и артикуляция.





Дикция и артикуляция.





Дикция и артикуляция.




26-45

Работа над репертуаром.



20


Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.




46-95

Музыкально-исполнительская работа.



50


Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.




96-104

Ансамбль.



9


Ансамбль.





Ансамбль.





Ансамбль.





Ансамбль.





Ансамбль.





Ансамбль.





Ансамбль.





Ансамбль.




105-106

Концертная деятельность.



2

107-108

Итоговые занятия, творческие отчеты.



2


Итого:



108











































Календарно-тематическое планирование (2 год обучения).


№ занятия

Тема занятия

Дата планируем.

Дата фактическ.

Кол-во часов

1.

Вводное занятие.



1

2-11

Музыкальная теория.



14


Музыкальная теория.





Музыкальная теория.





Музыкальная теория.





Музыкальная теория.





Музыкальная теория.





Музыкальная теория.





Музыкальная теория.





Музыкальная теория.





Музыкальная теория.




12-15

Музыкальная теория.



4


Музыкальная теория.





Музыкальная теория.





Музыкальная теория.




16-20

Сольфеджио.



5


Сольфеджио.





Сольфеджио.





Сольфеджио.





Сольфеджио.




21-25

Сольфеджио.



5


Сольфеджио.





Сольфеджио.





Сольфеджио.





Сольфеджио.




26-45

Сольфеджио.



20


Сольфеджио.





Сольфеджио.





Сольфеджио.





Сольфеджио.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.





Работа над репертуаром.




46-95

Музыкально-исполнительская работа.



50


Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.





Музыкально-исполнительская работа.




96-104

Ансамбль.



9


Ансамбль.





Ансамбль.





Ансамбль.





Ансамбль.





Ансамбль.





Ансамбль.





Ансамбль.





Ансамбль.




105-106

Концертная деятельность.



2

107-108

Итоговые занятия, творческие отчеты.



2


Итого:



108















































Список литературы для педагога


  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.

  2. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.

  3. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.

  4. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.

  5. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.

  6. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.

  7. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.

  8. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.

  9. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.

  10. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.

  11. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.

  12. Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;

  13. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.

  14. Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.